Главная | Введение | Психология толп Гюстава Лебона | Публика и толпа Габриэля Тарда | Концепция Сержа Московичи | Заключение | Список источников

Психология толп Гюстава Лебона

1.1 Общая характеристика толпы.

Итак, что же такое толпа? Под словом “толпа” Лебон подразумевает “в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание”. Но, с психологической точки зрения, говорит Лебон, слово это получает уже совершенно другое значение. “При известных условиях … собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют черты отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты” . Собрание в таких случаях становится организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, - не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте. Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, говорит Лебон, следующий: “каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, знания, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и, действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и каждый из них в отдельности”

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Лебон говорит о явлении бессознательного, о том, что наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного. Эти элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются причиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга, главным образом, элементами сознательного, - тем, что составляет плод воспитания или же результат исключительной наследственности. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются в толпе. "В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают, разнородное утопает в однородном, и верх берут бессознательные качества" - пишет Лебон.

Таким именно соединением заурядных качеств в толпе Лебон объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. "В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума… "Весь мир", как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, Вольтер умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо понимать толпу"

Но, если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, то мы бы имели некоторую среднюю величину. А как же возникают новые черты?

Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, Лебон обусловливает различными причинами. Первая из них заключается в том, что "индивид в толпе приобретает благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности".

Вторая причина - заразительность или зараза – так же способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. "В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и при том в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному". Заразительность следует причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем.

Третья причина, и притом самая главная, - это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. "Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин – неизвестно, приходят скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Такой субъект вледствие парализованности своей сознательной мозговой жизни становится рабом бессознательной деятельности своего спинного мозга". Такого же приблизительно положение индивида, составляющего частицу одухотворенной толпы, замечает Лебон. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же это неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, т. к. влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается путем взаимности. Люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением.

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, отмечает Лебон. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но так же и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Не одними только поступками индивид в толпе отличается от самого же себя в изолированном положении. " Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика – в верующего, честного человека – в преступника, труса – в героя, " – говорит Лебон.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам.

Так же в числе специальных свойств, характеризующих толпу, Лебон указывает, например, такие: импульсивность, изменчивость, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность, нетерпимость, авторитетность, консерватизм.

Изучая основные свойства толпы, Лебон указал, что она почти исключительно управляется бессознательным. Совершенные толпой поступки могут быть превосходны сами по себе, но т.к. ум не руководит ими, то индивид в толпе действует сообразно случайности. "Толпа служит игралищем всех внешних возбуждений и отражает все их перемены: она, следовательно, рабски покоряется импульсам, которые получает. Отдельный индивид может подвергаться тем же возбуждениям, какие действуют на него в толпе, но, изолированный от толпы , он уже подчиняется рассудку и противостоит влиянию этих возбуждений . Физиологически это можно выразить следующим образом : изолированный индивид обладает способностью подавлять свои рефлексы , тогда как толпа этой способности не имеет " .

Таким образом, мы рассмотрели общую характеристику толпы, предложенную Лебоном.

1.2. Вожаки толпы

Духовная организация толпы, с точки зрения Лебона, нам уже в некоторой степени известна, и мы знаем так же, какие двигатели могут действовать на ее душу. Теперь необходимо рассмотреть, кто может пользоваться ими.

"Лишь только известное число живых существ соберутся вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя". Роль его огромна. Он превращает внушаемую толпу в коллективное движение, сплоченное одной верой, направляемое одной целью. Он – художник общественной жизни, и его искусство – это правление, как столярное мастерство – искусство столяра, а ваяние – искусство скульптора. Именно он формирует массу, готовит ее к идее, которая наполняет эту массу плотью и кровью. В чем секрет искусства вождя? В глазах массы он воплощает идею, а по отношению к идее – массу, и в этом обе искры его власти.

Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он управляет толпой, т.к. она представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.

Идеи управляют массами, но масса с идеями неуправляема. Чтобы решить эту насущную задачу, необходима определенная категория людей. Они преобразуют взгляды, основанные на чьих-то рациональных соображениях, в действие всеобщей страсти. С их помощью идея становится материальной.

Конечно, эти люди – выходцы из толпы, захваченные верой, более или ранее других загипнотизированные общей идеей. И, составляя единое целое со своей идеей, они превращают ее в страсть: "Вожак, - пишет Лебон, - обыкновенно сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, апостолом которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком. Потому-то Робеспьер, загипнотизированный идеями Руссо, и пользовался методами инквизиции для их распространения".

Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Они не обладают проницательностью, т.к. проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Подобные люди, больные страстью, полные сознания своей миссии, по необходимости являются своеобразными индивидуумами. Аномальные, с психическими отклонениями, они утратили контакт с реальным миром и порвали со своими близкими, обращает наше внимание Лебон. Значительное число вождей набирается в особенности среди “этих невротизированных, этих перевозбужденных, этих полусумасшедших, которые находятся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья – все ими приносится в жертву. Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, - это мученичество”

Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Т.к. люди в толпе теряют свою волю, то они инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.

В вожаках у народов никогда не бывало недостатка, замечает Лебон, но эти вожаки всегда должны были обладать очень твердыми убеждениями, т.к. только такие убеждения создают апостолов. Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы, Петр Пустынник, Лютер, Савонарола, деятели революции, только тогда подчинили ее своему обаянию, когда сами попали под обаяние известной идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой и содействует превращению человека в абсолютного раба своей мечты.

“Роль всех великих вожаков главным образом заключается в том, чтобы создать веру, все равно, религиозную, политическую, социальную, или веру, в какое-нибудь дело, человека или идею, вот почему их влияние и бывало всегда очень велико. Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда была самой могущественной, и не напрасно в Евангелии говорится, что вера может сдвинуть горы. Дать человеку веру – это удесятерить его силы. Великие исторические события произведены были известными верующими, вся сила которых заключалась в их вере, “ - пишет Лебон.

Таким образом, вождь осуществляет власть, опираясь не на насилие, имеющее вспомогательное значение, а на верования, которые составляют главное, по Лебону. Ведь и скульптор проявляет свой талант не тем, что с помощью молотка и стамески разбивает камень, а тем, что создает из него статую. Вождю необходимо, и это его важнейшее качество, быть человеком веры, до крайностей, до коварства.

Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. В настоящее время, замечает Лебон, вожаки толп все более и более оттесняют общественную власть, теряющую свое значение вследствие распрей. Тирания новых властелинов покоряет толпу и заставляет ее повиноваться им больше, чем она повиновалась какому-нибудь правительству. Если же вследствие какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, то толпа становится простым сборищем без всякой связки и устойчивости. Лебон приводит такой пример: ”во время последней стачки кучеров омнибусов в Париже достаточно было арестовать двух вожаков, руководивших ею, чтобы она тот час же прекратилась". Таким образом, мы наблюдаем, что в душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность в подчинении; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Сектантский фанатизм исходит от вождя, и любой великий вождь - это фанатик. Массы заражаются фанатизмом с поразительной легкостью. Несокрушимая уверенность в себе фанатиков порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: "Он куда идет, тогда пойдем туда, куда он знает". Громкие раскаты его речи не смущают, а непреодолимо влекут их. Когда он говорит языком силы, озаренный светом веры, все его слушатели покоряются.

Второе качество вождя проявляется в преобладании смелости над интеллектом. Смелость - это качество, которое превращает возможность в реальность, рассуждение в действие. В ответственных случаях, в решающие моменты смелость, а значит, характер берет верх над интеллектом и ей принадлежит последнее слово. В сравнении с отвагой ум кажется скорее помехой, чем козырем: "Вождь, - замечает Лебон, - может быть порой умным и образованным, но в целом это ему скорее бесполезно, чем полезно. Обнаруживая сложность вещей, позволяя объяснить и понять их, ум проявляет снисходительность и существенно ослабляет интенсивность и действенность убеждения, необходимого проповеднику. Великие вожди всех эпох, главным образом, революционных были людьми ограниченными и, однако, совершали великие деяния".

Тем не менее, в вожде толпа признает единственного человека и покоряется его околдовывающей личности: Робеспьеру, Наполеону или Магомету. Что же это за мета, отличающая вождя от обычного человека? Что это за сила? Лебон так отвечает на этот вопрос: "…люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием". Как его описать? "В действительности, обаяние - это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует все критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины никогда не могли бы властвовать без него". Различные виды обаяния Лебон подразделяет на две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние - то, которое доставляется именем, богатством, репутацией; оно может совершенно не зависеть от личного обаяния. Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.

Таким образом, подведем итоги. С точки зрения Лебона, толпа - это некоторое собрание индивидов, для которого характерно исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, исчезновение интеллектуальных способностей. Люди толпы импульсивны и внушаемы, с одной стороны, и проявляют экстремистские настроения, с другой. Внушаемость говорит о том, что они уязвимы во всех своих побуждениях, во всех изначальных инстинктах и реагируют на все стимулы извне, не владея собой. Неизменная восприимчивость заставляет их откликаться на каждое событие внешнего мира и как следствие провоцирует их чрезмерные реакции. Эта толпа подчиняется внушающим воздействиям вождя, который предписывает им, о чем думать, с чем считаться и как в связи с этим действовать. Вождь, в свою очередь, по определению Лебона, - это психически неуравновешенный, полупомешанный, находящийся на грани безумия индивид, который является фанатиком веры и заражает толпу своим фанатизмом с поразительной легкостью посредством того, что обладает необъяснимой силой, называемой обаянием.

Такова точка зрения Лебона, но она не единственная. С иным пониманием проблемы массовых психических явлений мы сталкиваемся в работах Габриеля Тарда.

Главная | Введение | Психология толп Гюстава Лебона | Публика и толпа Габриэля Тарда | Концепция Сержа Московичи | Заключение | Список источников