Главная Введение Cтрах как фактор влияния на социальное поведение и общественную жизнь Страх как социальное действие Заключение

1.Небольшой биографический комментарий


   Сорокин (Sorokin) Питирим Александрович (21.01.1889, Турья, СССР, - 10.02.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь Л. Ф. Керенского и главный редактор газеты "Воля народа" (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 а эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930-64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии. С. рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции С. - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по С., есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) - здесь господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис современного буржуазного общества С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной "идеалистической" культуры. С. - один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

2. Страх как фактор влияния на социальное поведение и общественную жизнь

2.1. Постановка вопроса.

    Страх, различные его формы являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы, общества. Страх оказывает влияние, а иногда определяет ту или иную стратегию поведения. Эмоционально - чувственную сторону социальной жизни можно описать, как постоянное балансирование между чувством страха и уверенностью. В не экстремальной ситуации сохраняется относительно стабильный баланс, который позволяет чувствовать индивидуумам себя комфортно. А когда происходит устойчивое смещение чувств в сторону тревожности, беспокойства, ощущение неуверенности ведёт к дисбалансу. Если чувство страха становится постоянной характеристикой сознания, можно говорить о формировании катастрофического сознания. Уровень катастрофизма в обществе существенно влияет на стратегию поведения индивидов в обществе, а, следовательно, на жизнь нации. Вера в грядущую катастрофу и страх перед ней, проистекающий из этой веры, - так же непременные составляющие катастрофического сознания.
   Примером может служить защитная реакция США после террористических актов 11 сентября: было подорвано фундаментальное чувство американской нации за свою уверенность и непобедимость страны, которое утвердилось после победы над "Империей зла", в ответ со стороны США последовала череда военных действий, которые были призваны не только ответить на атаки, но и восстановить нарушенный баланс в обществе. В нашей стране, в недавнем прошлом, страх использовали в качестве мобилизационного компонента коммунистической системы.
    Так что же, страх - это причина, которая определяет жизнь индивида, обществ и наций или это простая, обычная эмоция, как, например радость от хорошо проделанной работы? Попытаемся выяснить поставленный вопрос на основе трудов Питирима Сорокина.

2.2. Влдияние социально-психических раздражителей на поведенеие людей и общественную жизнь

2.2.1 Общая характеристика социально-психических раздражителей


   Питирим Сорокин, наряду с биологическими факторами, влияющими на поведение людей - инстинкт самосохранения, выделял социально-психические факторы.
   а) Психические факторы, рассмотренные Сорокиным.
    Человек не только биологический организм, но и организм, имеющий нервную систему, одарённый в силу этого сознанием, психикой, чрезвычайно богатой качественно и количественно. Людям свойственно мыслить, чувствовать, хотеть. Ни одно животное не имеет столь богатой и развитой психической, а, следовательно, и социальной жизни, как человек. Эти свойства неотъемлемы от человека. Они столь же естественны для него, как потребность питания, размножения. Отсюда следует, что поведение человека зависит не только от космических или биологических раздражителей, но и от психических, присущих человеку. Не принимая это во внимание невозможно объяснить поведение людей.
    б) Социальная среда и социальные факторы, в контексте Сорокина.
    Рядом с этим Сорокин выделяет другой факт. Если бы человек жил единично, вёл одинокую жизнь, то поведение его могло бы быть объяснено биологическими и психическими силами, но мы всегда жили в среде себе подобных, бок о бок с ними, жили группами и вели общественную жизнь. Наша жизнь и судьба зависят не только от нас самих, но и от других людей, в среде которых мы живём и действуем. И не только от живых людей, но и от тех, которые жили раньше нас. Каждое общественное поколение оставляло памятники своей деятельности, в виде материальной культуры, языка, убеждений и верований, искусства, религии, права, нравов и обычаев, то есть культуры вообще.
   Всё добытое одним поколением, передаётся путём обучения и воспитания следующему и так из поколение в поколение передаётся наследство всех предыдущих поколений. Это наследство воспринимается более молодыми поколениями и неизбежно влияет на их судьбу и поведение.
   Можно понять из сказанного Питиримом Сорокиным, что проходит процесс социализации, в котором каждый индивид впитывает все страхи той культуры, того общества и места, в котором происходил этот процесс. Все поколения, живя группами, осознательно, говорит далее Сорокин, или бессознательно устанавливает шаблон взаимоотношений своих членов; эти взаимоотношения в итоге институционализировались. Таким образом, каждый вновь родившийся человек, оказывается в определённой социальной среде, состоящей из других людей и из определённой материальной обстановки и в определённой духовной среде. Эта социальна среда оказывается данной, существующей объективно, независимо от отдельного индивида, при появлении его на свет, она охватывает его, как воздух и избежать её влияние он не сможет. Его характер, вкус, одним словом менталитет, формируется при соприкосновении с данной средой. Его знания будут такими, какие ему дадут родители, книги, институты образования и средства массовой информации в наши дни. Незаметно, социальная среда, творит индивидуума по своему образу и подобию.
    Совокупность таких условий составляет социальную среду, каждый компонент которой является социальным раздражителем или фактором, влияющим на поведение и общественную жизнь.
   Мы подошли вплотную к рассмотрению интересующего нас вопроса, но необходимо сделать небольшое отступление: Питирим Сорокин разделял социально-психические раздражители на простые и сложные факторы. Простые - те, которые не разложимы на ещё более простые (идеи, чувства-эмоции, воления). Сложные - те, которые представляют комбинацию ряда простых факторов (экономика, политика и др.). В нашем вопросе, необходимо рассмотреть один из видов простых факторов - чувства-эмоции, свойственные человеку и состоящие в переживании помимо страха, ещё и любви, боли, ненависти и других чувств.

2.3. Чувственно-эмоциональный фактор, влияющий на социальное поведение и общественную жизнь


   Перед рассмотрением данного вопроса необходимо выяснить, чем чувства отличаются от эмоций. Чувства - переживание человеком своего отношения к окружающей социальной действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлением) и к самому себе. Эмоции - душевное переживание, т.е. психическое переживание.
   Из сказанного выше следует, что такое явление, как страх сопровождается одновременно и социальными и психическими факторами, влияющими на поведение и общественную жизнь. Питирим Сорокин изучал это явление в связке чувства-эмоции.
   Что же такое чувственно-эмоциональный фактор?
    Питирим Сорокин, отвечая на этот вопрос, указывал, что человек не только мыслящее существо, но и существо чувствующее, обладающее переживаниями боли-страдания, с одной стороны, удовольствия-наслаждения - с другой. Ему свойственно стремится к удовольствию, и избегать страданий.
    Можно спроецировать понятие страх на боль-страдание и удовольствие-наслаждение. В первом случае страх подразумевается в том, что сознательный человек понимает, что такое боль и он боится её и стремится избежать, а во втором случае, страх можно просмотреть в том, что человек, получивший определённый "пакет" удовольствий боится растерять его в будущем, следовательно, человек будет опять предпринимать определённые действия, чтобы свести потери к минимуму.
    Таким образом, переживания, сопровождаемые удовольствием или страданием, образуют особый вид социально-психических переживаний, носящих название чувств или эмоций. Чувства-эмоции характеризуются тем, что они представляют с одной стороны, переживание пассивное, то есть переживание боли или удовольствия, с другой - они носят активный характер, подталкивают нас к тем или иным действиям. Они одновременно активны и пассивны.
    Мы испытываем страх, но ничего с собой поделать не можем, так как тревога-страх глубоко внедрена в человеческое мышление, видимо на генетическом уровне. В то же время, мы пытаемся избегать таких "страшных" ситуаций в будущем, либо сократить дискомфортное ощущение, следовательно, страх одновременно активен и пассивен.
    Поставим акцент на вопросе, ибо постановка вопросов ведёт к познанию непознанного, и, следовательно, к решению проблем. Влияют ли чувства-эмоции на наше поведение и социальные процессы? Ответ может дать обычное наблюдение повседневности. Кто может не испугаться, увидев из окна маршрутного такси, что другое такси попало в аварию и люди получили травмы или погибли. Человек автоматически вырисовывает возможность столкнутся в будущем с такой же ситуацией, следовательно, он делает определённые выводы, по поводу использования данного вида общественного транспорта.
    Сорокин, объясняя такое состояние, указывал, что чувства-эмоции, в частности страх, обладают большой способность передаваться от человека к человеку и влиять на их взаимное поведение: эмоции одного человека находят отклик в других.
Самые смелые и бесстрашные люди под его влиянием превращались в трусов, проникались паническим настроением. Словом, чувства-эмоции людей влияют на их переживания и поведение. Они обладают большой заразительностью и передаваемостью.     Эта заразительность может достигнуть особенно ярких форм в благоприятной среде, какой является человеческая толпа, хорошо изученная такими социологами как Тард, Лебон. В толпе эмоции легко передаются от человека к человеку, охватывают всех одним настроением, взаимно накаливаются и в итоге превращают толпу в одно целое, охваченное одним порывом, одним чувствами. Поведение отдельных лиц в таких случаях изменяется до неузнаваемости. Высшие центры сознания их подавляются раскалёнными чувствами. Контроль разума за действиями прекращается. Люди, словно пьяные, совершают поступки, которых в нормальном состоянии совершать не смогли бы.
    Примером такому явлению может служить трагедия, произошедшая несколько лет назад в Минском метрополитене на станции "Нимига": из-за сильной грозы, народ ринулся с массового гуляния в метро, укрыться от дождя. Произошло заражение массовой истерией. Хотя можно сказать: ну и что, что пошёл дождь - это обыденное явление, которое случается каждый год, каждое лето. Здесь как раз сработал принцип заразительности масс, страх передался мигом каждому члену толпы, и уже никто не понимал, что он делает, куда он бежит. Результат всем известен.
   Все подобные и другие факты, указывает Сорокин, говорят о том, что чувства-эмоции являются факторами поведения, человек влияет на человека посредством своих эмоции, которые влияют и затрагивают эмоции других. Чувства-эмоции одного человека, проявляемые им в тех или иных ситуациях непосредственно затрагивают других, и, следовательно, изменяют и их поведение. Измените чувства-эмоции человека, и вы измените всё его внешнее поведение. Перед вами будет новый человек, ибо наше поведение, наши дела и поступки теснейшим образом связаны с характером наших чувств.
   Влияя на поведение людей, чувства-эмоции оказывают громадное влияние и на всю общественную жизнь. Каковы будут преобладающие в членах общества чувства, таковой в значительной мере будет вся общественная жизнь их, и всё их общественное устройство. Так или иначе, чувства дают о себе знать как в крупных чертах общественной жизни, так и в её деталях.
    В современном российском обществе присутствует синдром "чеченской войны": практически все террористические акты, происходящие в русских городах, имеют, так называемый, "чеченский след", люди поголовно относятся подозрительно и со страхом к лицам кавказской национальности, просматривают в них потенциального террориста.
   Вот почему из факторов поведения чувства-эмоции не выкинешь, вот почему нельзя понять общественной жизни любого народа, не учтя характера их чувственно-эмоциональных переживаний.

2.4. Социальная роль искусства, средств массовой информации, агитации и пропоганды, как источников страхов

    Из предыдущего параграфа вытекает вопрос об источнике страха. Кто передает общее представление о страхах, страха как социокультурного феномена, так как социализация как культурная, так и социальная не упирается только в рамки семьи как ячейки общества и ближайшего окружения. С каждым годом, в связи с развитием средств массовой информации как общественных институтов, люди получают эту информацию во всё большем объёме от них. Отсюда становится понятной важная роль тех общественных явлений, которые имеют своим главным назначением воздействовать главным образом на чувства-эмоции людей.
    Люди получают свои страхи, как было сказано выше, из двух главных источников: "из первых рук", то есть из собственного опыта и опыта семьи, и из "вторых рук", то есть от других людей, с которыми они вступают в коммуникацию, и из социальных и культурных институтов. В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его рода, обычно несколько десятков человек, которые находились в кровнородственных отношениях и знали друг друга лично. Исчерпывающим источником вторичной информации была культурная память сообщества, выраженная в мифе. В современных обществах, первичным источником страхов тоже выступает личный и семейный опыт индивидуума. Но в то же время, огромную социальную роль приобретает искусство, СМИ, и др. средства пропаганды. Семья, в сравнении с древностью, претерпела разительные перемены не только в численности входящих в неё членов, но также и в степени общности разделяемых ими ценностей и идей. Обычный конфликт поколений и наличие подчас резко различных убеждений касаются и страхов. Опыт дедов, как и их страхи, оказываются совершенно эмоционально и интеллектуально далёкими. Поколения могут испытывать только различные страхи.
    Всего несколько десятилетий назад наши деды и прадеды испытывали глубокий трепет перед государственной машиной, этот страх настолько укоренился в умах, что люди его со временем стали считать должным. Сейчас, совершенно иная ситуация…
   Вторичным источником информации, из которых индивид черпает страхи, являются культурные и социальные институты, и, прежде всего это СМИ, образовательные институты, искусство и литература. Он получает её также в процессе личной коммуникации или визуальным наблюдением за так называемыми "лидерами общественного мнения". Гигантское разрастание значения вторичной информации, принципиальная её всеохватность и планетарные масштабы - факторы, имеющие первостепенную важность.
    Питирим Сорокин, рассматривая влияние газет, агитационных листовок, пропагандистских воззваний, и плакатов, зажигательных речей, демонстративных поступков или манифестаций, основываются не на том, что они чему-то учат, что в них даются те или иные знания, что они воздействуют на разум читателей или слушателей, а на том, что они затрагивают чувства-эмоции и влияют главным образом на них. Их лозунги и призывы приводят в движение подсознательные течения чувств, заставляют их предпринимать определённые поступки - индивидуальные или массовые. Газета, наполненная длинными рассуждениями, хотя и верными, научно доказывающая что-либо, будет плохой газетой. Они не смогут оказать того влияния, которое сыграет, "горячая", "страшная", порой абсурдная статья, задевающая остро чувства людей. Научной газетной статьи большинство читателей не прочтёт, длинного воззвания - не дочитает, скучной речи не дослушает; зажигательные же речи и статьи прослушивают и прочтут все; они отразятся в душе каждого, о них будут говорить все.
    Если спроецировать это на современную жизнь, то выйдет, то же самое. Люди смотрят по телевизору, у них зажигается интерес к тому, что вызывает выделение определённого количества эмоций. Телевиденье, почувствовав коньюктуру в обществе, в погоне за рейтингами, на первое место в информационных выпусках часто ставят новости, о то, что где-то произошел очередной террористический акт, совершено заказное убийство, к планете Земля летит комета, ожидается наводнение и другие подобные случаи.
    Вот почему подобные средства воздействия на общественную жизнь имеют большое влияние, вот почему всякая власть, всякая партия, всякая группа людей, желающих играть роль, прежде всего, стремится обзавестись газетами, частотами и так далее. Это особенно ярко проявляется во время избирательных компаний. Здесь же видны и приёмы воздействия на чувство. Современные грязные предвыборные технологии, обрисовывают политического противника, с такой стороны, что за него боятся по каким либо соображениям голосовать. Известно, что эти методы действуют, известно, что от самой нелепой клеветы всегда что-нибудь да остаётся. Взбудораженные эмоции не затихают, отражаются на голосовании, на всём поведении людей и на всей общественной жизни.

    То же в большей степени применимо, говорит Сорокин, и к искусству. Его социальная роль покоится на том же факте влияния чувственно-эмоциональных переживаний человека. Музыка, стихи, интересные романы, песня, картина нас не кормят, не защищают от опасностей, а были и остаются средством удовлетворения наших чувственно-эмоциональных потребностей, средством разжигания одних эмоций, возбуждения других, подавления третьих. Их учительская и образовательная роль состоит не столько в сообщении знаний, сколько в возбуждении и изменении наших чувственно-эмоциональных состояний. Переделать наше чувственно-эмоциональное состояние - они смогут без особого труда. А через чувства-эмоции они переделывают и всё наше поведение, влияют и на всю общественную жизнь. Под музыку люди ходят на смерть. Зародившись на почве потребности в чувственно-эмоциональных переживаниях, с тех пор искусство во всех формах было и остаётся распространённым и излюбленным средством воздействия на чувства людей, а через них - на их поведение и всю социальную жизнь.
    Подведя итоги первой главы, укажем, что личность живёт и развивается в определённой культурной среде. Социализируясь по средством образовательных институтов, СМИ, искусства и литературы индивид помимо, безусловно, полезных знаний, навыков, чувств получает определённые тревоги и страхи данного общества.
    Чувства-эмоции, в частности страх, носят с одной стороны - пассивный характер, существуют объективно, не завися от нас на генетическом уровне, а с другой - активный, вынуждая нас определённым образом действовать, чтобы избежать конкретной дискомфортной ситуации, в настоящем или в будущем, либо свести потери от неё к минимуму.
    Нам известно, что страх обладает огромной заразительной способностью. Политиками, идеологами проводится практика навязывания страхов обществу, следовательно, каждый из них стремится объяснить существующее положение вещей, как неудовлетворительное, значит, требующее реконструкции. Влияние на чувства-эмоции имеет большое значение, ибо такая возможность может привести к изменению каждодневных действий человека-общества.
     Сорокин приходит к тому, что человеческое поведение имеет факт обусловленности, оно не случайно не случаен и ход исторических событий. Человек и его история оказываются чрезвычайно сложными явлениями, и объяснить их с помощью какого-либо одного принципа - дело безнадёжное. Не исследовав социально-психических раздражителей и всей социальной среды, созданной другими поколениями и воплощенной в других людях, в материальной и духовной культуре, не учтя всё это, - мы не поймём ни поведение отдельных людей, ни общественной жизни, ни ход истории вообще.