Главная Введение Страх как фактор влияния на соц поведение и общ жизнь Страх как социальное действие Заключение

Введение

   Перед тем как приступить к раскрытию поставленной темы, необходимо обосновать её актуальность, важность рассмотрения.
   Выбирая данную тему исследования, нами руководствовало то обстоятельство, что она на протяжении всей истории цивилизации волновала, и будет волновать каждого человека. На земле нет того, кто хотя бы хоть раз в жизни не испытывал чувство страха, у любого живого человека есть свои страхи, к которым он может относиться по-разному, в зависимости от того, причиняют ли они ему беспокойство или же он, несмотря ни на что, чувствует себя сравнительно комфортно.
   Согласно определению, которое даёт психологический словарь, страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В данной ситуации нас будет волновать угроза социальному существованию индивида. Необходимо будет осмыслить страх в категориях и понятиях социологии, на основе классиков социологической мысли: Макса Вебера и Питирима Сорокина.
   В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Следовательно, настроение и поведение отдельных людей, групп и наций в целом весьма зависимы от тех чувств - оптимистических или пессимистических, - которые они питают в отношении будущего. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, ужас). Если источник опасности является неопределённым или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Тревога перед неизвестным и необъяснимым глубоко внедрена в человеческое мышление, на генетическом уровне. Ещё Зигмунд Фрейд пришел к мысли о том, что акт рождения является источником и прообразом аффекта страха.
   Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает и даже вынуждает искать пути её избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
   Яркий пример тому недавние события 11 сентября, повлекшие за собой снижение на 25-30% перелетов, совершаемых американским и европейскими гражданами, что, в свою очередь, привело к ощутимым убыткам крупнейших авиакомпаний.
   Как следует из приведённого выше определения страха, он возникает в ситуациях, которые представляются человеку опасными. Известно несколько разновидностей страха. Если в случае неоправданного или фобического страха причина и объект его не совпадают, то при ощущении реального или оправданного страха причина и объект представляют собой единое целое. Следовательно, количество причин страхов пропорционально количеству самих страхов.
   Исследование природы страхов привело некоторых ученых на мысль о создании классификации, основанной на выделение и рассмотрении их объектов, а значит и причин. Среди видов страхов по данной классификации можно отметить: страх неодушевлённых предметов, антропологически направленный страх людей, страх живых существ вообще, страх предметов промышленного производства современной цивилизации.
   Итак, каждый человек может испытывать страх перед неисправленным электроприбором, смертельно больным человеком, хищником и многим, многим другим; и вряд ли кому-то его ощущения покажутся странными, однако люди всё равно не перестают задаваться вопросом, почему одни объекты вызывают у них чувство страха, а другие - нет. Данное заключение приводит на мысль, что страх - это сугубо психологическая тема, но это далеко не так, в дальнейшем рассуждении мы выясним, что страх - это и социальное явление, протекающее одновременно и с психическими факторами поведения.
   В защиту того, что страх является социальным феноменом, приведем конкретный аргумент. От того, как тот или иной человек воспринимает окружающую социальную действительность, насколько он знаком с явлениями и процессами, происходящими вокруг него, будет зависеть специфика объектов и ситуаций, при столкновении с которыми возникает ощущение страха. Следовательно, на каком этапе социализации находится индивид, такие у него и будут порождаться страхи, ибо, социализация протекает по правилам культуры, а культура, как нам известно, представляет собой институт ценностей норм и санкций. В каждых обществах нашего мира культура представляет собой совершенно разное явление, значит, и страхи в этих обществах будут существенно отличаться. Мы не боимся пролетающего над нашими головами самолёта, несущихся поездов, говорящих роботов, а поставь на наше место туземца из африканской глубинки, он впадёт при виде этого в панический ужас, аналогичное произойдет с нами, очутись мы в африканском племени.
   Мы подошли к тому, что тема страхов это не только сугубо психологическая тема, она представляет интерес в необходимости рассматривать её как одно из явлений социальной действительности, а конкретно - общество как система, и, следовательно, человек и его поведение в конкретном обществе, без общества, как известно, человек не существует. Основанием этого служит то, что страх представляет собой социокультурный феномен. Вот почему проблему страхов сегодня актуальна для социологов.
   Все перечисленные обстоятельства обусловили выбор проблемы, объекта и предмета исследования, определили его цель и задачи.
   Концептуальной основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме страх как социальный феномен. И, прежде всего, труды наиболее объёмно и основательно затронувших данную тему классиков социологической мысли Питирима Александровича Сорокина и Макса Вебера.


    Объектом нашего исследования является страх, интерпретированный в социологические понятия и категории.
   Предметом исследования рассмотреть понимание страха Питиримом Сорокиным и Максом Вебером.
   Целью исследования - на основе двух концепций конкретизировать понятие страх и умозаключить, как два классика объясняли понятие страх в социологических категориях, выяснить основной смысл и суть двух пониманий. В заключительной части - выявить, по возможности, точки соприкосновения и различия двух концепций.
   В соответствии с целью поставлены следующие задачи.


   Тема данной работы включает в себя понятие социологической категории, под обозначенным понятием мы определили страх как социальное действие, в нашей работе это основополагающее определение, на которое будет опираться весь понятийный аппарат при рассмотрении проблемы. Дадим общесоциологическое определение социальному действию.
    Действие в социологии - это конкретные, ограниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходимо отличать поведение человека от его действий. Поведение - это реакции на внутренние или внешние раздражители. В ходе нашей работы мы выясним, к каким категориям прибегли два классика при рассмотрении поставленной нами темы.
    Действиями в социологии (такую трактовку действия предложил М. Вебер) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной степени преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определённой цели, связаны с анализом, выбором определённых средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.
    Причём, мотивация - это не только и не столько непосредственные побуждения, сколько пространный и подвижный сценарий, выражающий репертуар идей, предпочтений, ориентации на ценности, нормы, варианты прогноза последствий и разумные планы действий. Мотивация - это процесс постоянной оценки шансов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства. Иначе говоря, мотивация как смысловое единство - это самовозобновляющийся процесс смыслообразования, смыслонаполнения и смыслоподчинение действий.
   Итак, социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Действие может быть ориентировано как на конкретное лицо, так и на группу лиц - знакомых или не знакомых (например, пассажиры автобуса); на сообщество, членом которого является человек (коллектив, нация), или на всё общество; оно может иметь в виду как прошлое (страх возращения к тирании, коммунизму), так и настоящее или ожидаемое будущее (в том числе упреждающие действия, в частности от страха).
   Таким образом, мы подошли к основной части нашей работы - рассмотрению концепций Питирима Сорокина и Макса Вебера.