Главная Введение Страх как фактор влияния на социальное поведение и общественную жизнь Страх как социальное действие Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В заключение данной работы хотелось бы подвести некоторые итоги. В первой части был рассмотрен страх, как один из видов чувств-эмоций, в интерпретации Питирима Сорокина. Констатировано, что человеческое поведение чрезвычайно сложное явление и социально-психические раздражители, в том числе чувства-эмоции, играют в поведении людей далеко не последнюю роль, а может даже одну из главнейших, которая определяет ход исторического развития вообще и выбор стратегии поведения, и общественную жизнь - в частности, не учтя этот факт, будет невозможно понять поведение людей. Такая важная функция, удерживаемая чувствами-эмоциями, основана на том, что человек живет в социальной среде, которая включает духовную и материальную культуры, которые в свою очередь передаются в историческом процессе следующим поколениям по средствам социализации. Известно, что существует большое разнообразие культур, следовательно, люди проходят процесс социализации в различных условиях, следовательно, он впитывает в себя то, что установлено данной культурой, в том числе и страхи. Страхи, в свою очередь, подталкивающие нас к определённым действиям, обладают большой заразительной особенностью. В современном мире, где происходит постоянный кругооборот информации, социумы, живущие в этом кругообороте, впитывают различную информацию, иногда носящую "страшный" характер. С помощью телевиденья, радио, газет заразительной функцией страха могут воспользоваться политики и идеологи, в своих интересах руководить настроениями и чувствами масс.
   Во второй части работы страх как аффективное состояние представлено Максом Вебером, который утверждал, что всякое социальное действие можно в той или иной степени понять или объяснить. Каждое действие человека в идеальном типе является рациональным, и по мере отклонения от него возникает аффективное действие, которое обладает разной степенью иррациональности, и чтобы понять такое действие, необходимо абстрактно "убрать" чувственно-эмоциональную составляющую поведения. Тогда раскрытая целерациональность такого действия помогает выявить степень отклонения то рациональности, то есть определить степень его иррациональности. В этом подходе прослеживается глубокое различие концепций Сорокина и Вебера. У Сорокина чувства - главный фактор поведения, у Вебера - рациональность и степень отклонения от неё. В вопросе влияния страхов на общественное настроение прослеживается причинно-следственная связь: у Вебера те же политики и идеологи используют рационально распространение иррациональных, необоснованных, фобических страхов, в своих интересах, по причине того, что страх по Сорокину обладает огромной заразительной способностью, которая, передаваясь "из рук в руки", влияет на выбор стратегии поведения и общественную жизнь. Можно сделать вывод, что цель, поставленная во введении к данной работе в известной мере реализована.
   Предположим, что в будущем, когда процесс глобализации вероятно распространится "в глубь и в ширь", а, как известно, основным агентом глобализации являются СМИ, то страх может институализироваться, и выступить оружием в борьбе идеологов, политиков, экономистов за умонастроения не конкретного общества, а обществ, наций по средством вбрасывания определённой "порции" страха в стан оппонента. Поэтому у социологов всего мира останется как в настоящем, так и в будущем огромный материал познания и изучения.
     В целом исследуемый материал очень интересен по той простой причине, что его можно наблюдать в повседневной жизни, на протяжении всей истории цивилизации тема страха будет волновать умы землян, ибо никто не оспорит то, что страхи испытывают все люди, живущие на планете Земля. Данная работа доказала, что исследования классиков всегда применимы и актуальны, труды классиков можно с легкостью спроецировать на настоящее, и предложить гипотезу на будущее.