Психологический проект

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прошедшие несколько лет — первых в педагогической жизни нового курса “Этика и психология семенной жизни” — отчетливо показали как необходимость этой дисциплины, так и весьма большие трудности в ее преподавании. Не вдаваясь в подробный анализ всех этих трудностей, хотелось бы указать только на одну, по сути и являющуюся предметом рассмотрения данной сайта: отсутствие соответствующего методического инструментария, который позволил бы без назидания или проповеди прописных истин открыть перед старшеклассниками сложные реалии их будущей семейной жизни. К сожалению (или к счастью), такой в полном смысле слова судьбоносный предмет, как супружеское и семенное счастье, невозможно объяснить ни на словах, ни тем более “на пальцах”, а апелляция учителя к собственному, не всегда удачному опыту построения семейной жизни часто ставит его в просто неловкое положение, поскольку юноши и девушки в большинстве своем абсолютно уверены в том, что действительно чему-то научить может только тот, кто сам имеет семью. Добавим к этому, что усвоение азов семейных отношений — далеких и абстрактных в этом возрасте — требует совершенно особого уровня включенности в материал, той самой включенности, которая так легко достигается в других предметах за счет грозных напоминаний об аттестате и отметках в нем. Увы, оценки за успеваемость в науке семейного счастья выставляет не школа, а жизнь — та самая “настоящая” жизнь, которая кажется старшеклассникам и манящей, и весьма-весьма отдаленной.

В поисках путей преодоления этой проблемы, пожалуй, центральной в преподавании курса “Этика и психология семейной жизни”, преподавателями накоплен достаточно богатый арсенал методических приемов. На предлагаемой сайте авторы хотел бы познакомить педагогов и всех желающих с одной из реальных возможностей преодоления указанных недостатков школьной подготовки старшеклассников к семейной жизни — возможностью, лежащей в русле значительно более активного применения психологических методов: тестов, опросников и некоторых методов социально-психологической подготовки.

В чем состоит основное достоинство предлагаемых психологических методов? Да, наверное, в том, что они ни в коем случае не являются внешними для личности учащегося. Более того, изучение личности старшеклассников является необходимым основанием их подготовки к семейной жизни и, кроме того, отвечает их острой потребности в самопознании. Поэтому наряду с методиками, имеющими прямое отношение к подготовке к семейной жизни, значительную часть книги занимают методики изучения личности, с которых начинается книга.

Самостоятельно работая с предъявленным учителем тестовым материалом, индивидуально отвечая на пункты опросника, по собственной инициативе участвуя в групповой дискуссии или разыгрывая острозначимые ситуационно-ролевые игры, юноши и девушки изнутри, непредвзято и ненавязчиво, осваивают реальности семенной жизни, постигая себя и человеческие взаимоотношения, собственную личность, группу и коллектив. Не следует забывать и о том, что возможности коррекции поведения и формирования необходимых для семейной жизни качеств личности, знаний, умений и навыков в условиях группового взаимодействия оказываются намного выше, чем у традиционных методов педагогического воздействия.

Итак, этот сайт посвящена изложению психологических методов в подготовке молодежи к семейной жизни. Однако читатель должен помнить, что при всей кажущейся простоте опросных методов (дал человеку опросник, сверил его ответы с ключом, подсчитал баллы, сравнил их с нормативными для данной выборки — и готов диагноз!) грамотное применение тестов требует специальной подготовки и высокого уровня психологической культуры. Поэтому основу составляют методики, которые вполне могут использовать и непрофессионалы.

Вместе с тем вряд ли стоит пренебрежительно отзываться о психодиагностической ценности этих методик: все они являются надежными и достоверными инструментами изучения тех или иных особенностей психологии человека, и единственный (и главный) их недостаток заключается в том, что они несколько грубоваты: хорошо различают черное и белое, но плохо видят полутона...

Дополнительный момент, обусловивший подбор методик, — это фактор времени. Работа с большинством профессиональных психодиагностических методик требует значительных временных затрат. Так, например, заполнение популярного опросника 16PF занимает 40 - 45 минут — и это только заполнение, а ведь есть еще и интерпретация! — в то время как урок ограничен. В связи с этим мы сознательно ограничились методиками, требующими не более 25 минут на заполнение и обработку, причем обработку, которую могут (и должны, как это будет объяснено далее) совершать сами старшеклассники, тогда как направления общей интерпретации и результатов предъявляются учителем так, чтобы каждый из учеников опять-таки индивидуально мог оценить себя.

Однако практика нашего преподавания показала, что и 25 минут — это часто слишком много в масштабах урока, который в этом случае может быть сведен только лишь к коллективному обсуждению результатов психодиагностики. И все-таки это необходимо делать за счет применения так называемых тестов-шуток или психологических игр, которые появляются на страницах популярных газет и журналов, названных в книге любительскими тестами. Они необходимы для объективации, выявления и выражения отдельных слагаемых личности будущего семьянина, предоставления так необходимой старшеклассникам сторонней и непредвзятой информации к, размышлению о себе и других и, наконец, для создания двух важнейших составляющих эффективного преподавания — необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации учащихся. Именно поэтому после долгих экспериментов на практике мы сочли возможным предложить учителям наиболее работающую часть из любительских тестов-шуток, снабдив их необходимыми комментариями и по возможности ликвидировав в них естественные при переводе неточности.

В большинстве случаев установить авторов психологических игр невозможно (ведь многие из них были снабжены припиской “по материалам зарубежной печати”), поэтому мы отказались от ссылок на конкретных авторов. Соответственно и в других случаях мы также отказались от ссылок на источники, называя, однако, в необходимых случаях фамилию автора теста.

Скажем несколько слов об активных методах социально-психологической подготовки. Здесь мы также остановились на апробированных в педагогической практике относительно простых и безотказных вариантах ситуационно-ролевых игр и групповых дискуссий, с большой осторожностью отбирая конкретные приемы, техники и элементы социально-психологического тренинга.

Ну вот, собственно говоря, и все по поводу логики замысла и использования этого сайта. Остается добавить немногое. Прежде всего в изложении материала мы пытались следовать общепринятой структуре курса “Этика и психология семейной жизни”, хотя, как это принято говорить, принимали ее за основу, а не в целом. Исходя из всего изложенного, мы старались не давать слишком детальную интерпретацию результатов тестирования — интерпретацию, которая у познакомившегося с нею учителя могла бы вызвать ошибочное представление о том, что душа учащегося стала для него “открытой книгой”. Мы попробовали сократить время, которое будет тратиться на собственно тестирование, за счет введения своеобразной преемственности тестов, то есть неоднократного возвращения к одному и тому же тесту, но под разными углами зрения и с различными целями. И наконец, мы сознательно уменьшали от начала к концу степень детализации изложения, полагая (надеемся, не без резона), что должно происходить своеобразное научение учителя.

И последнее. Не хотелось бы ударяться в прописи, но не можем не напомнить, что никакой, пусть даже самый современный психодиагностический метод или методический прием не заменит и не восполнит отсутствие душевной чуткости и педагогического такта, которые так нужны в преподавании курса “Этика и психология семейной жизни”. И потому, дорогие читатели, используя опубликованные в этой книге тесты, опросники и ролевые игры, ни в коем случае не рассматривайте их как педагогическую панацею и тем более не подменяйте ими учебный процесс. И конечно же, помните, что в неумелых руках любой психологический метод может натворить столько вреда, сколько пользы в умелых.

Будьте внимательными и непременно чуткими!

 

Введение.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Об авторах.