ГЛАВА 3.
ВОСПОМИНАНИЯ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

К сожалению (хотя, может быть, и к счастью), все, что описано в этой главе, действительно относится либо к настоящему (только отчасти), либо к будущему (в основном), и от-того аналогов для сравнения и сопоставления, да и просто развитого интереса к предмету разговора у юношей и деву-шек здесь почти нет. Да, они переживают период активного взаимного ухаживания, и все, что с ним связано, имеет для них очарование тайны. Но вот в том, что касается супружеской совместимости и семейного благополучия, то здесь их интерес становится куда более отстраненным и в лучшем случае носит характер здорового (в том, что не касается интимных тем) любопытства.

Но наряду с потенциальной пассивностью учащихся есть в ней и нечто другое, тоже потенциальное: возможность пре-доставления им необходимейшей в их будущей семейной жизни информации о том главном, что позволит юношам и девушкам, строя уникальный мир своей семьи, осуществлять это семейное строительство не методом проб и ошибок, а по уже известным законам, то есть в рамках уже осознанной необходимости. И, помня китайскую поговорку о том, что умный учится на чужих ошибках, а глупец - на своих, учителю необходимо не жалеть сил на то, чтобы передать старшеклассникам главное из накопленной человечеством сокровищницы семейной мудрости.

Разумеется, основой здесь должны являться знания и факты, собранные современной психологической наукой. Однако только лишь их поверхностное усвоение окажется явно недостаточным для того, чтобы выжить в океане чело-веческих бурь, ибо в нем, кроме компаса, необходима еще и определенная сноровка - умения и навыки, позволяющие выходить из этих бурь без особых потрясений. Так вот, имен-но формированию этой триады - знания, умения и навыки - и посвящена эта глава книги...

ДВОЕ ДРУГ С ДРУГОМ

Не будем уподобляться страусам: интимные отношения часто возникают между юношами и девушками. Случается это, конечно, не всегда и не везде, и сами они не воспринима-ют эти отношения столь трагически, как делаем это мы, взрослые (что поделать: они подчас смотрят на это куда проще, чем мы). Поэтому обойти стороной взаимоотношения юношей и девушек, закрыть глаза на крепнущую влюблен-ность и пробуждающуюся чувственность нам, взрослым, просто нельзя, но только не с точки зрения “кабы чего не вышло” - необходимо здесь совсем другое: с высоты на-копленной нами (если накопленной) жизненной мудрости помочь молодым разобраться в своих чувствах и отношениях. И это тем более важно, что отношения эти вполне могут стать не только прообразом, но и началом будущей семьи. По дан-ным литовских исследователей, первая любовь ныне кончает-ся браком примерно в каждом третьем случае, а поскольку молодежь не любит ждать, браки эти начинают заключаться все раньше, и не случайно то, что несколько лет назад в Сое-диненных Штатах Америки состоялся первый всемирный конгресс по проблеме подростковых браков!

Так поможем же молодым разобраться в своих чувствах и отношениях и вообще в том, как могут и должны поступать двое друг с другом...

Кто он - тот другой, с которым, начиная с некоего мо-мента, Вы стали проводить все свое свободное время? Парт-нер по досугу? Друг? Или все-таки любимый? Каковы дейст-вительно Ваши отношения и есть ли у них будущее? Сможет ли тот, кому отдано явное предпочтение перед другими, стать единственным навсегда? - такие или примерно такие вопро-сы каждый из нас хотя бы раз задавал себе в своей жизни. Но если для нас, взрослых, это в общем-то дело прошлое, для юношей и девушек подобный анализ себя и другого явля-ется животрепещущим. Помочь в этом могут два любитель-ских теста, на вопросы которых мы предлагаем ответить юно-шам и девушкам.

Большая любовь или легкое увлечение? (для девушек)

После варианта ответа указаны баллы, которые нужно объявлять только после опроса, при обработке результатов.

1) Отправляясь на свидание. Вы надеваете: a) платье, которое Вам нравится - 2;

b) платье, которое нравится ему - 3;

c) самое новое из своих платьев - I.

2) Когда Вы проводите вечер дома с его родителями: a) это для Вас мучение, пытка - 2:

b) Вам интересно и приятно - 3;

c) Вы считаете время потерянным - 1;

3) Когда Ваш друг дарит Вам книгу: a) Вы готовы обменять ее на другую - 2;

b) говорите, что о такой мечтали - 3;

c) невольно восклицаете: “А у меня есть такая!” - 1;

4) Если он пообещал позвонить, но почему-то молчит, то: a) Вы плачете - 2;

b) проводите целый день у телефона - 3;

c) идете гулять с подругой - 1;

5) Если Вы не нравитесь его маме, то: a) стараетесь считаться с ее требованиями - 2;

b) преподносите ей цветы, пытаясь “задобрить” всеми силами - 3;

c) прямо спрашиваете о причинах антипатии к Вам - 1;

6) Если друг приглашает Вас пойти куда-нибудь, а Вам известно, что он ограничен в средствах, то Вы: a) предлагаете поделить расходы пополам - 2;

b) предлагаете просто погулять - 3;

c) заводите разговор о чем-нибудь другом (например, о новых фильмах, спектаклях) - 1;

7) После конфликта, в котором Вы сознаете это - виноваты именно Вы, Вы: a) ждете, чтобы он первым подошел, позвонил - 2;

b) просите у него прощения - 3;

c) рассказываете подругам о случившемся, не упоминая о своей вине - 1;

8) Если Ваш друг любит спорт, то Вы: a) ходите с ним смотреть соревнования - 2;

b) одобряете его увлечения - 3;

c) предпочитаете оставаться дома, позволяя иногда высмеивать его хобби - 1;

9) Если Вы случайно встретились с человеком, которому прежде симпатизировали, то Вы: a) отказываетесь от свидания с ним - 2;

b) говорите ему о том, что любите другого - 3;

c) вспоминаете о прошлом и соглашаетесь на свидание - 1;

10) В случае длительной разлуки с другом Вы: a) проводите время с подругами, чтобы не так страдать от одиночества - 2;

b) проводите время в одиночестве и постоянно пишите письма своему другу - 2;

c) вспоминаете о прежних симпатии и напоминаете ему о себе - 1.

Интерпретация. Менее 15 баллов. Вы его не любите, и ни к чему обманывать себя.

15 - 27 баллов. Вы думаете, что Вы влюблены, хотя этого нельзя утверждать с уверенностью.

28 баллов и более. Вы, похоже, по-настоящему любите друг друга.

Насколько Вы его (ее) любите?

  1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновения влюбиться?
    1. Почему бы и нет, собственно, это и есть настоящая любовь;
    2. Так не бывает, это не любовь;
    3. Иногда подобное случается.
  2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением?
    1. Безусловно;
    2. Думаю, что да;
    3. Никоим образом.
  3. Пошли бы Вы с нем (с ней) еще раз на фильм, который уже видели?
    1. Если бы он (она) попросили об этом, то пошла (пошел) бы;
    2. Был(а) бы счастлив(а) сделать это;
    3. Мы могли бы встретиться и после кино.
  4. Если он или она несимпатичны компании Ваших друзей, то что Вы будете делать?
    1. Выясню отношения с друзьями;
    2. Усомнюсь в правильности своего выбора;
    3. Не могу представить себе такого.
  5. Когда Вы рассказываете о нем (о ней), то что упоминаете прежде всего?
    1. Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы;
    2. Ум, образованность, воспитанность, умение себя вести, бойкую манеру разговора, иногда бескорыстие;
    3. Что придется, потому что всех достоинств моего избранника (моей избранницы) я не в силах перечислить.
  6. Знаете ли Вы, чем он (она) занят(а), когда Вы не вместе?
    1. Пока Вы уверены, что у Вас нет соперника (соперницы), Вы не забиваете себе голову подобными пустяками;
    2. Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось;
    3. Мы оба свободны, потому что он (она) может делать все, что вздумается.
  7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец?
    1. Я не смею об этом думать;
    2. Рано или поздно это все равно произойдет;
    3. Мы настолько привязано друг к другу, что этого случиться не может.
  8. Жизнь безусловно, прекрасна только вдвоем?
    1. Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может;
    2. Да, в одиночку скучно;
    3. Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга.
  9. Если Вы наедине друг с другом, говорите ли Вы о "великих" вопросах жизни?
    1. На это почти не хватает времени;
    2. А зачем?
    3. Да, много.
  10. Есть ли у Вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, когда Вы познакомились?
    1. Это именно тот человек, каким Вы его себе представляли;
    2. Это оказался другой человек, но таким он (она) Вам нравится еще больше;
    3. Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту.
Ключ к тесту
Вопрос
A
B
C
1
10
8
7
2
7
3
1
3
6
7
3
4
10
2
7
5
2
7
10
6
4
7
0
7
9
4
7
8
9
1
7
9
2
1
7
10
10
7
5

 

Интерпретация результатов. Менее 30 баллов. Возможно, дружеские отношения для Вас дороже и важнее его (ее) личности, может быть, Вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью: "Вот какую победу я одержал(а), кого завоевал(а)!" Иногда такое состояние и приятно, но будьте осторожны: ведь Вы выбираете себе пару не для посторонних, а прежде всего для себя!

От 31 до 65 баллов. Такова идеальная любовь: Вы любите и внешность, и характер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) добродетели, но принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем Вам интересоваться, как не тем, с кем Вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем Вы способны сделать все.

Более 65 баллов. Прекрасная вещь - любовь! Но она может долго длиться в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы настолько увлечены своим предметом, что самого человека не видите, а основываетесь на своем представлении о нем. Вы наверняка не разочаруетесь в своем возлюбленном, если попытаетесь ближе узнать его самого, а не созданный Вашей фантазией идеальный образ.

Понимаете ли вы друг друга?

Любовь любовью, но у супругов, если они действительно собираются прожить долгую и счастливую жизнь, должно быть и еще одно - понимание друг друга. Разобраться в вопросе о том, насколько молодые преуспели в своем взаимопонимании, поможет этот любительский тест.

Вопросы

  1. Есть ли у Вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?
    1. Да;
    2. Нет такой необходимости;
    3. Такое выяснение бесполезно.
  2. Когда Вы хотите задать партнеру какой-нибудь деликатный вопрос, можете ли Вы это сделать прямо, без обиняков?
    1. Да, всегда;
    2. Да, но в благоприятной обстановке;
    3. Об этом не может быть и речи.
  3. Считаете ли Вы, что Ваш партнер умалчивает многое из того, что его тяготит?
    1. Да;
    2. Не имею представления;
    3. Я в курсе всех его проблем.
  4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
    1. Да;
    2. Не всегда;
    3. В большинстве случаев - нет.
  5. Когда Вы разговариваете друг с другим то следите за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?
    1. Да, я обдумываю и взвешиваю свои слова;
    2. Нет, мы говорим то, что думаем, прямо;
    3. Высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому.
  6. Когда Вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?
    1. Да, часто;
    2. Он просто не вникает в мои проблемы;
    3. Он всегда принимает участие.
  7. Принимаете ли кто-то из Вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?
    1. Случается и так;
    2. Мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой;
    3. Мы решаем и обсуждаем все вместе.
  8. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим партнером?
    1. Иногда это случается;
    2. Нет, свои проблемы я охотнее обсуждаю со своим партнером;
    3. Друзья меня лучше понимают.
  9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с Вами, Вы думаете о чем-то другом?
    1. Бывает и так;
    2. Нет, я слушаю внимательно;
    3. Если я чувствую, что я рассеян(а), то стараюсь сосредоточить свое внимание.
  10. В разговоре Вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?
    1. Непременно;
    2. Обычно даю партнеру возможность высказать все, что его волнует;
    3. Считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами.
Ключ к тесту
Вопрос
A
B
C
1
1
0
2
2
0
1
2
3
1
2
0
4
0
1
2
5
1
2
0
6
2
1
0
7
2
1
0
8
1
0
2
9
2
0
1
10
2
0
1

 

Интерпретация результатов. От 0 до 10 баллов. В Вашей паре принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из Вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У Вас нет необходимости делиться с кем-то другим, поскольку партнер Вас понимает лучше.

От 11 до 29 баллов. Нельзя сказать, что в вашей паре совершенно не делятся друг с другом своими проблемами, Но есть ряд вещей, о которых Вы не говорите и не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, и Вы ищете человека, который бы Вас понимал.
 
 

Социально-психологический тренинг

Во избежании недоразумений сразу же отметим, что тема “Двое друг с другом” является столь значимой и интимной, что любое вторжение в нее с применением активных методов социально-психологической подготовки должно осуществляться трепетно и бережно, с максимальным педагогическим тактом. Оттого и набор методов, которыми мы предлагаем воспользоваться учителю, оказывается сравнительно ограниченным, хотя он целиком и полностью укладывается в состав трех основных, входящих в социально-психологический тренинг приемов: групповой дискуссии, театрализации и ситуационно-ролевых игр.

Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие для старшеклассников темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т. д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой “групповой поляризации” - как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и в другом случае для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному - по мере развития группы руководители дискуссии должны все больше делегироваться из старшеклассников) мы рекомендуем использовать следующую разработанную советскими психологами схему:

Задачи и средства руководителя на каждом из этапов дискуссии

Задачи
Средства
   
   
   
   

 

Театрализация. По сути, этот прием осуществления социально-психологического тренинга почти никогда не выделяется в качестве самостоятельного, а рассматривается только лишь как вспомогательный для использования других методов тренинга, например проведения занятия в форме карнавала. Однако, на наш взгляд, в изучении столь сложной проблемы, как взаимоотношения двоих, театрализация необходима, ибо она позволяет юношам и девушкам, спрятав свои реальные проблемы за ширмой инсценированного действия, найти тем не менее хоть какие-то пути к их разрешению. И хотя, повторяю театрализация есть более всего только прием (который, кстати, очень пригодится в использовании следующего метода социально-психологического тренинга - ситуационно-ролевых игр), ничто не препятствует учителю представлять проблемы двоих в форме суда или инсценировки фрагментов литературных или драматических произведений с предоставлением участникам права на неожиданные действия и концовки или, наконец, мини-КВНа, а то и конкурса знатоков (норм этикета, правил вежливости и принципов галантности и бережливости...).
 
 

Ситуационно-ролевые игры. Здесь театрализация должна достигать своего максимума, ибо любая попытка прямого представления тайн двоих может вызвать протест и неприятие со стороны юношей и девушек. Однако помимо нее существует еще один нехитрый прием, позволяющий резко повысить активность участников. Имя ему - смена ролей, и, как показывает наша практика, одного только исполнения роли юноши девушкой и роли девушки юношей (или обоих ролей представителями одного пола) оказывается достаточным для оживления аудитории и последующего перехода к “прямым” ролям. Не забудьте только предупредить учащихся, что любой из них может предложить собственный вариант поведения, а также выделить жюри для оценки действий играющих.
 
 

Ну а теперь предлагаем Вашему вниманию несколько экспрессных ситуационно-ролевых игр, отражающих основные аспекты взаимоотношений двоих, а также ситуации, когда в них вмешивается некто третий.

Комплимент. Играет один - любой из юношей-старшеклассников. Ему предлагается, подумав в течение 30 секунд, сделать комплимент определенным, выбранным жюри (но не самим играющим!) девушкам. Качество комплиментов оценивается.

Школьный вечер. Играют все, за исключением жюри. Имитируется школьный вечер. Участники размещаются у противоположных стен: девушки - у одной, юноши - у другой. По команде ведущего юноши по одному подходят к девушкам и приглашают их на танец, одновременно говоря какой-то комплимент. Желательно, чтобы девушек они выбирали не по желанию, а по порядку.

Дискотека. Играют все, за исключением жюри. Имитируется дискотека, музыка приглушена до возможности услышать друг друга. Юноши так же, как и в предыдущем упражнении, приглашают девушек на быстрый танец. Задача: за время танца разговорить партнера, максимально приблизившись к знакомству. Степень “сопротивления” партнера варьируется и задается заранее.

Знакомство. Играют двое - Он и Она. По замыслу ситуации они незнакомы друг с другом, но Он хочет с ней познакомиться и прибегает для этого к определенным действиям. Степень Ее желания познакомиться варьируется. Жюри оценивает действия обоих играющих.

Сложная ситуация. Играют двое - Он и Она. Имитируется прогулка по улице. Девушка предлагает зайти в кафе, но у юноши денег хватит от силы на кино и мороженое. Необходимо тактично переубедить ее, чтобы она отказалась от своего намерения.

Кафе. Играют трое - Он, Она и Официант. Имитируется кафе. Задача: сделать заказ и поддержать беседу до появления Официанта с заказанными “блюдами”. Усложнение игры возможно за счет “возмущающих” воздействий Официанта: этого нет, то подгорело и т. п.

После кинотеатра - 1. Играют двое - Он и Она. Имитируется ситуация посещения кинотеатра. Только что закончился фильм (пусть это будет любое из только что нашумевших кинопроизведений), и один из партнеров делится своими впечатлениями. Задача другого: максимально раскрыть и разговорить другого за счет активного слушания.

После кинотеатра - 2. Та же ситуация, но другая Задача: тактично переубедить партнера в его видении кинофильма.

Свидание. Играют двое - Он и Она. Имитируется ситуация опоздания на свидание. Задача одного партнера: объяснить свое опоздание. Задача другого: выразить огорчение опозданием и простить.

Общественный транспорт. Играют трое - Он, Она и Пассажир. Имитируется сцена в общественном транспорте. Задача юноши: попросить Пассажира уступить место девушке. Жесткость позиции Пассажира варьируется и задается заранее.

За одним столиком. Играют четверо - две пары юношей и девушек. Имитируется ситуация в кафе за одним столиком. Задача: установить и поддержать общий разговор и познакомиться друг с другом.

Визит с родителями. Играют трое - Он, Она и Родитель. Имитируется ситуация, при которой один пригласил другого в гости к себе домой, но во время визита неожиданно пришел родитель. Необходимо оптимизировать взаимодействие. Жесткость позиции Родителя варьируется и задается заранее.

Конфликт поколений-1. Играют трое - Он, Она и Взрослый. Имитируется столкновение поколений типа “Ох, уж эта молодежь!”. Задача юноши и девушки: как можно тактичнее уйти от конфликта.

Конфликт поколений-2. Используются те же роли и та же ситуация, что и в предыдущем задании, но задача усложняется: отстоять честь своего поколения (разумеется, тактично и аргументировано).

 Главная страница