К сожалению (хотя, может быть, и к счастью), все, что описано в этой главе, действительно относится либо к настоящему (только отчасти), либо к будущему (в основном), и от-того аналогов для сравнения и сопоставления, да и просто развитого интереса к предмету разговора у юношей и деву-шек здесь почти нет. Да, они переживают период активного взаимного ухаживания, и все, что с ним связано, имеет для них очарование тайны. Но вот в том, что касается супружеской совместимости и семейного благополучия, то здесь их интерес становится куда более отстраненным и в лучшем случае носит характер здорового (в том, что не касается интимных тем) любопытства.
Но наряду с потенциальной пассивностью учащихся есть в ней и нечто другое, тоже потенциальное: возможность пре-доставления им необходимейшей в их будущей семейной жизни информации о том главном, что позволит юношам и девушкам, строя уникальный мир своей семьи, осуществлять это семейное строительство не методом проб и ошибок, а по уже известным законам, то есть в рамках уже осознанной необходимости. И, помня китайскую поговорку о том, что умный учится на чужих ошибках, а глупец - на своих, учителю необходимо не жалеть сил на то, чтобы передать старшеклассникам главное из накопленной человечеством сокровищницы семейной мудрости.
Разумеется, основой здесь должны являться знания и факты, собранные современной психологической наукой. Однако только лишь их поверхностное усвоение окажется явно недостаточным для того, чтобы выжить в океане чело-веческих бурь, ибо в нем, кроме компаса, необходима еще и определенная сноровка - умения и навыки, позволяющие выходить из этих бурь без особых потрясений. Так вот, имен-но формированию этой триады - знания, умения и навыки - и посвящена эта глава книги...
ДВОЕ ДРУГ С ДРУГОМ
Не будем уподобляться страусам: интимные отношения часто возникают между юношами и девушками. Случается это, конечно, не всегда и не везде, и сами они не воспринима-ют эти отношения столь трагически, как делаем это мы, взрослые (что поделать: они подчас смотрят на это куда проще, чем мы). Поэтому обойти стороной взаимоотношения юношей и девушек, закрыть глаза на крепнущую влюблен-ность и пробуждающуюся чувственность нам, взрослым, просто нельзя, но только не с точки зрения “кабы чего не вышло” - необходимо здесь совсем другое: с высоты на-копленной нами (если накопленной) жизненной мудрости помочь молодым разобраться в своих чувствах и отношениях. И это тем более важно, что отношения эти вполне могут стать не только прообразом, но и началом будущей семьи. По дан-ным литовских исследователей, первая любовь ныне кончает-ся браком примерно в каждом третьем случае, а поскольку молодежь не любит ждать, браки эти начинают заключаться все раньше, и не случайно то, что несколько лет назад в Сое-диненных Штатах Америки состоялся первый всемирный конгресс по проблеме подростковых браков!
Так поможем же молодым разобраться в своих чувствах и отношениях и вообще в том, как могут и должны поступать двое друг с другом...
Кто он - тот другой, с которым, начиная с некоего мо-мента, Вы стали проводить все свое свободное время? Парт-нер по досугу? Друг? Или все-таки любимый? Каковы дейст-вительно Ваши отношения и есть ли у них будущее? Сможет ли тот, кому отдано явное предпочтение перед другими, стать единственным навсегда? - такие или примерно такие вопро-сы каждый из нас хотя бы раз задавал себе в своей жизни. Но если для нас, взрослых, это в общем-то дело прошлое, для юношей и девушек подобный анализ себя и другого явля-ется животрепещущим. Помочь в этом могут два любитель-ских теста, на вопросы которых мы предлагаем ответить юно-шам и девушкам.
Большая любовь или легкое увлечение? (для девушек)
После варианта ответа указаны баллы, которые нужно объявлять только после опроса, при обработке результатов.
b) платье, которое нравится ему - 3;
c) самое новое из своих платьев - I.
b) Вам интересно и приятно - 3;
c) Вы считаете время потерянным - 1;
b) говорите, что о такой мечтали - 3;
c) невольно восклицаете: “А у меня есть такая!” - 1;
b) проводите целый день у телефона - 3;
c) идете гулять с подругой - 1;
b) преподносите ей цветы, пытаясь “задобрить” всеми силами - 3;
c) прямо спрашиваете о причинах антипатии к Вам - 1;
b) предлагаете просто погулять - 3;
c) заводите разговор о чем-нибудь другом (например, о новых фильмах, спектаклях) - 1;
b) просите у него прощения - 3;
c) рассказываете подругам о случившемся, не упоминая о своей вине - 1;
b) одобряете его увлечения - 3;
c) предпочитаете оставаться дома, позволяя иногда высмеивать его хобби - 1;
b) говорите ему о том, что любите другого - 3;
c) вспоминаете о прошлом и соглашаетесь на свидание - 1;
b) проводите время в одиночестве и постоянно пишите письма своему другу - 2;
c) вспоминаете о прежних симпатии и напоминаете ему о себе - 1.
15 - 27 баллов. Вы думаете, что Вы влюблены, хотя этого нельзя утверждать с уверенностью.
28 баллов и более. Вы, похоже, по-настоящему любите друг друга.
Насколько Вы его (ее) любите?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов. Менее 30 баллов. Возможно, дружеские отношения для Вас дороже и важнее его (ее) личности, может быть, Вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью: "Вот какую победу я одержал(а), кого завоевал(а)!" Иногда такое состояние и приятно, но будьте осторожны: ведь Вы выбираете себе пару не для посторонних, а прежде всего для себя!
От 31 до 65 баллов. Такова идеальная любовь: Вы любите и внешность, и характер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) добродетели, но принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем Вам интересоваться, как не тем, с кем Вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем Вы способны сделать все.
Более 65 баллов. Прекрасная вещь - любовь! Но она может долго длиться в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы настолько увлечены своим предметом, что самого человека не видите, а основываетесь на своем представлении о нем. Вы наверняка не разочаруетесь в своем возлюбленном, если попытаетесь ближе узнать его самого, а не созданный Вашей фантазией идеальный образ.
Понимаете ли вы друг друга?
Любовь любовью, но у супругов, если они действительно собираются прожить долгую и счастливую жизнь, должно быть и еще одно - понимание друг друга. Разобраться в вопросе о том, насколько молодые преуспели в своем взаимопонимании, поможет этот любительский тест.
Вопросы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов. От 0 до 10 баллов. В Вашей паре принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из Вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У Вас нет необходимости делиться с кем-то другим, поскольку партнер Вас понимает лучше.
От 11 до 29 баллов. Нельзя сказать, что в вашей паре совершенно не
делятся друг с другом своими проблемами, Но есть ряд вещей, о которых Вы
не говорите и не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, и Вы
ищете человека, который бы Вас понимал.
Социально-психологический тренинг
Во избежании недоразумений сразу же отметим, что тема “Двое друг с другом” является столь значимой и интимной, что любое вторжение в нее с применением активных методов социально-психологической подготовки должно осуществляться трепетно и бережно, с максимальным педагогическим тактом. Оттого и набор методов, которыми мы предлагаем воспользоваться учителю, оказывается сравнительно ограниченным, хотя он целиком и полностью укладывается в состав трех основных, входящих в социально-психологический тренинг приемов: групповой дискуссии, театрализации и ситуационно-ролевых игр.
Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие для старшеклассников темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т. д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой “групповой поляризации” - как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и в другом случае для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному - по мере развития группы руководители дискуссии должны все больше делегироваться из старшеклассников) мы рекомендуем использовать следующую разработанную советскими психологами схему:
Задачи и средства руководителя на каждом из этапов дискуссии
|
|
Театрализация.
По сути, этот прием осуществления социально-психологического тренинга почти
никогда не выделяется в качестве самостоятельного, а рассматривается только
лишь как вспомогательный для использования других методов тренинга, например
проведения занятия в форме карнавала. Однако, на наш взгляд, в изучении
столь сложной проблемы, как взаимоотношения двоих, театрализация необходима,
ибо она позволяет юношам и девушкам, спрятав свои реальные проблемы за
ширмой инсценированного действия, найти тем не менее хоть какие-то пути
к их разрешению. И хотя, повторяю театрализация есть более всего только
прием (который, кстати, очень пригодится в использовании следующего метода
социально-психологического тренинга - ситуационно-ролевых игр), ничто не
препятствует учителю представлять проблемы двоих в форме суда или инсценировки
фрагментов литературных или драматических произведений с предоставлением
участникам права на неожиданные действия и концовки или, наконец, мини-КВНа,
а то и конкурса знатоков (норм этикета, правил вежливости и принципов галантности
и бережливости...).
Ситуационно-ролевые
игры. Здесь театрализация должна достигать своего максимума,
ибо любая попытка прямого представления тайн двоих может вызвать протест
и неприятие со стороны юношей и девушек. Однако помимо нее существует еще
один нехитрый прием, позволяющий резко повысить активность участников.
Имя ему - смена ролей, и, как показывает наша практика, одного только исполнения
роли юноши девушкой и роли девушки юношей (или обоих ролей представителями
одного пола) оказывается достаточным для оживления аудитории и последующего
перехода к “прямым” ролям. Не забудьте только предупредить учащихся, что
любой из них может предложить собственный вариант поведения, а также выделить
жюри для оценки действий играющих.
Ну а теперь предлагаем Вашему вниманию несколько экспрессных ситуационно-ролевых игр, отражающих основные аспекты взаимоотношений двоих, а также ситуации, когда в них вмешивается некто третий.
Комплимент. Играет один - любой из юношей-старшеклассников. Ему предлагается, подумав в течение 30 секунд, сделать комплимент определенным, выбранным жюри (но не самим играющим!) девушкам. Качество комплиментов оценивается.
Школьный вечер. Играют все, за исключением жюри. Имитируется школьный вечер. Участники размещаются у противоположных стен: девушки - у одной, юноши - у другой. По команде ведущего юноши по одному подходят к девушкам и приглашают их на танец, одновременно говоря какой-то комплимент. Желательно, чтобы девушек они выбирали не по желанию, а по порядку.
Дискотека. Играют все, за исключением жюри. Имитируется дискотека, музыка приглушена до возможности услышать друг друга. Юноши так же, как и в предыдущем упражнении, приглашают девушек на быстрый танец. Задача: за время танца разговорить партнера, максимально приблизившись к знакомству. Степень “сопротивления” партнера варьируется и задается заранее.
Знакомство. Играют двое - Он и Она. По замыслу ситуации они незнакомы друг с другом, но Он хочет с ней познакомиться и прибегает для этого к определенным действиям. Степень Ее желания познакомиться варьируется. Жюри оценивает действия обоих играющих.
Сложная ситуация. Играют двое - Он и Она. Имитируется прогулка по улице. Девушка предлагает зайти в кафе, но у юноши денег хватит от силы на кино и мороженое. Необходимо тактично переубедить ее, чтобы она отказалась от своего намерения.
Кафе. Играют трое - Он, Она и Официант. Имитируется кафе. Задача: сделать заказ и поддержать беседу до появления Официанта с заказанными “блюдами”. Усложнение игры возможно за счет “возмущающих” воздействий Официанта: этого нет, то подгорело и т. п.
После кинотеатра - 1. Играют двое - Он и Она. Имитируется ситуация посещения кинотеатра. Только что закончился фильм (пусть это будет любое из только что нашумевших кинопроизведений), и один из партнеров делится своими впечатлениями. Задача другого: максимально раскрыть и разговорить другого за счет активного слушания.
После кинотеатра - 2. Та же ситуация, но другая Задача: тактично переубедить партнера в его видении кинофильма.
Свидание. Играют двое - Он и Она. Имитируется ситуация опоздания на свидание. Задача одного партнера: объяснить свое опоздание. Задача другого: выразить огорчение опозданием и простить.
Общественный транспорт. Играют трое - Он, Она и Пассажир. Имитируется сцена в общественном транспорте. Задача юноши: попросить Пассажира уступить место девушке. Жесткость позиции Пассажира варьируется и задается заранее.
За одним столиком. Играют четверо - две пары юношей и девушек. Имитируется ситуация в кафе за одним столиком. Задача: установить и поддержать общий разговор и познакомиться друг с другом.
Визит с родителями. Играют трое - Он, Она и Родитель. Имитируется ситуация, при которой один пригласил другого в гости к себе домой, но во время визита неожиданно пришел родитель. Необходимо оптимизировать взаимодействие. Жесткость позиции Родителя варьируется и задается заранее.
Конфликт поколений-1. Играют трое - Он, Она и Взрослый. Имитируется столкновение поколений типа “Ох, уж эта молодежь!”. Задача юноши и девушки: как можно тактичнее уйти от конфликта.
Конфликт поколений-2. Используются те же роли и та же ситуация, что и в предыдущем задании, но задача усложняется: отстоять честь своего поколения (разумеется, тактично и аргументировано).