Однако взаимоотношения со сверстниками выполняют для юношей и девушек и еще одну пусть более локальную, но весьма интересную с учетом темы нашей книги роль. Дело в том, что именно в этих взаимоотношениях происходит своего рода естественная подготовка молодых к будущей семейной жизни за счет развития в общении со сверстниками продуктивных личностных форм общения, которые были усвоены в родительской семье, или овладения этими формами, если их в семье не было.
Более того, было выяснено, что дружеские отношения между юношами и девушками выступают для старшеклассников прообразом интимно-личных отношений и будущей семейной жизни. А коли так, давайте разберемся в психологии взаимоотношений, используя для этого “оружие” из арсенала современной психологической науки...
ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
“Человек один... ни черта”. Это предсмертные слова героя романа Э. Хемингуэя “Иметь и не иметь” являются одной из аксиом человеческого существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию ни занимали бы в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся в окружении людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы тем не менее не остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и соответственно весь строй нашего поведения. Рассмотрим, как можно изучить влияние этих значимых других и то, какими мы выступаем для них и какими — они для нас.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы - школьного класса. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (I-A) и список людей, окружающих их (I-B).
Школьникам нужно выбрать
по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо
должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.
I А
Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем “оценки” лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.
После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного старшеклассника.
Шкала психологической близости
Помимо референтности существует еще один параметр, описывающей отношения человека с другими людьми, — так называемая “психологическая близость”. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью несколько модифицированной шкалы “симпатической дистанции” Д. Фелдса.
Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена, предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.
Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма— 19 баллов, минимальная—5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от неё (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условии)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. He знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы-'
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1).
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем классе?
2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1).
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива учитель может воспользоваться картой-схемой А. Н. Лутошкина. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до - 3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком “+” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+ 3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+ 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 — свойство проявляется достаточно часто;
0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 —достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного” | В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Однако возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. (и т. п. — потому, что возможности так называемых “цветовых тестов” очень велики, но их здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранжевый — радостное; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.
Атмосфера в группе
Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие “дистанцию” между парами, кодируются по девятибалльной шкале слепа направо по схеме:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие
|
Враждебность | |||||||||
Согласие
|
Несогласие | |||||||||
Удовлетворенность
|
Неудовлетворенность | |||||||||
Увлеченность
|
Равнодушие | |||||||||
Продуктивность
|
Непродуктивность | |||||||||
Теплота
|
Холодность | |||||||||
Сотрудничество
|
Отсутствие сотрудничества | |||||||||
Взаимная поддержка
|
Недоброжелательность | |||||||||
Занимательность
|
Скука | |||||||||
Успешность
|
Не успешность |
Хороший ли Вы психолог?
Приведем один любительский тест на знание различий в мужской и женской психологии. Надеемся, что он послужит хорошим поводом для разговора на эту тему.
Интерпретация. Менее 3 баллов. Вы крайне слабы в понимании психологии людей – и различного пола, и просто других.
От 4 до 7 баллов. Вы вполне прилично разбираетесь в мыслях и чувствах других.
8 и более баллов. Вы отличный психолог, и вряд ли кто-то может Вас удивить своим неожиданным поступком.
Психологические комментарии к тесту по каждой из ситуаций.
Немного об организации тренинга. Следует помнить, что включение в него старшеклассников возможно при выполнении следующих необходимых (правда, далеко не всегда достаточных) условии:
1. Действия через актив класса. Например, именно актив может выдвигать кандидатуры на исполнение конкретной роли.
2. Обязательное использование специальных методов активизации поведения и снятие его стереотипов. С учетом ограниченных возможностей школы речь здесь может в основном идти об изменении пространственной и аудиовизуальной среды (свободной расстановке стульев, использовании цветомузыки и т. п.).
3. Обеспечение ролями всех желающих (например, ролями экспертов для тех, кому не хватило ролей активных участников).
В то же время используемые игры и сюжеты должны отвечать следующим условиям:
Индивидуальный тренинг. Подобная форма тренинга представляет собой своеобразную самоподготовку — достаточно, впрочем, эффективную, а главное, интересную для юношей и девушек. Три следующих упражнения описаны советским психологом А. Л. Леонтьевым.
Телефильм. Предложите учащимся дома выбрать в программе передач телевидения фильм или телеспектакль, который они ранее не видели, и попросить кого-либо из друзей или домашних просмотреть его с начала до конца. В любое время в середине фильма они (учащиеся) должны войти в комнату, где стоит телевизор, и посмотреть этот фильм или спектакль в течение 5 минут, а затем выйти из комнаты и попытаться письменно охарактеризовать увиденных в отрывке героев, их взаимоотношения и дальнейшую судьбу. После окончания фильма необходимо сравнить написанное с мнением “эксперта”, смотревшего его от начала и до конца, выявить расхождения и по возможности уточнить их причины. По мере тренировки время просмотра отрывка должно снижаться — сначала до трех, а потом до одной минуты.
Незнакомец. Предложите учащимся всякий раз, когда они вынуждены достаточно длительное время находиться в обществе незнакомых людей (в общественном транспорте, в магазине и т. п.), выбрав одного из них, “угадать” профессию, биографию, общественное, служебное, семейное положение этого человека и т. д. Оговорите, что особенно важным в этом упражнении является самоотчет по поводу того, что именно обусловило появление той или иной гипотезы.
Чужая компания. Предложите учащимся понаблюдать за учениками незнакомого (или малознакомого) им класса (и вообще любой организованной группы людей) и постараться ответить на следующие вопросы:
Групповой тренинг. Здесь уже речь идет о качественно ином уровне социально-психологической подготовки, на котором использование групповых механизмов неизмеримо повышает ее эффективность. С учетом темы этого раздела мы пока расскажем только о некоторых упражнениях, позволяющих раскрыть и выявить механизмы взаимоотношении в юношеских группах и просто между ними. Упражнения эти рекомендованы психологом А. Б. Добровичем.
Напоминаем: с членами группы необходимо заранее оговорить условия проведения упражнений и игр, без которых тренинг может не только не дать результатов, но и попросту принести вред.
Итак, необходимы:
Результаты подобной расстановки следует рассматривать как демонстрацию “протагонистом” своих симпатий и антипатий. Реальность же их выявляется на втором этапе игры, когда ему предлагают оценить созданное психологическое пространство (подчеркнув, что пространство именно психологическое) с точки зрения комфорта, который “протагонист” испытывает внутри образовавшейся среды, и увеличить этот комфорт, изменив расстановку участников и изменив их состав (то есть вернув на площадку кого-то из “изгоняемых”).
Получившаяся в результате схема взаимоотношений оказывается более точна, но все же достаточно приблизительна, ибо является избыточно “желаемой”. Тем не менее она может представить ведущему новую, достаточно интересную и нетрадиционную информацию. Однако фиксировать схему взаимоотношений на доске или бумаге нежелательно — лучше это сделать потом, по памяти. Нельзя допускать и обсуждение группой этой схемы — здесь стоит отстаивать право каждого на свое пространство и свое восприятие этого пространства. И, наконец, не рекомендуется делать “светилом” более трех участников, так как игра может просто надоесть группе.
Почетный гость. Участникам игры объявляется, что через некоторое время один из членов группы (на роль “протагониста” желательно выбирать лиц, не принадлежащих к числу “звезд”) покинет помещение и войдет только тогда, когда его позовут. Из остальных будут выбраны семь человек — большое жюри, которое по пятибалльной системе должно оценить все последующие действия каждого из участников. Человек, находящийся за дверью, — почетный гость группы (иностранец, представитель города-побратима и т.п.), который сам выбирает себе национальную принадлежность. Еще один из участников станет гидом и переводчиком гостя, а остальные члены группы должны сделать так, чтобы почетный гость чувствовал себя как дома. Члены большого жюри независимо друг от друга вправе снижать оценку тем, кто ведет себя излишне сухо или слишком фамильярно, подобострастно или грубо, скованно или развязно. Грубых, фамильярных или развязных можно и выводить из игры. По оценкам членов жюри будет выведена средняя для каждого из участников.
Эта игра несложна и при заведомо комических эффектах (экзотическая одежда, необычный язык) доставляет явное удовольствие участвующим. Однако наряду с этим она и весьма серьезна, ибо требование вежливости по отношению к почетному гостю далеко не всегда выполняется, причем в первую очередь теми, кто недоброжелательно настроен к “протагонисту”. Их задевают знаки внимания к гостю, и за показной приветливостью они часто прячут издевку или даже прямой укол, поступаясь ради этого оценкой жюри. Подобное поведение должно обязательно замечаться и комментироваться ведущим, который может даже ставить вопрос о выведении из игры систематически нарушающего ее правила участника.
Живая скульптура. Одного из участников усаживают или укладывают на помост или стол и объявляют “комом глины”, из которого любой желающий может в качестве скульптуры вылепить его таким, каким он его себе представляет. Грубые прикосновения к “глине” запрещены — разрешено только легкое касание. “Материал” может сопротивляться, а в случае, если “скульптор” поведет себя слишком бесцеремонно, и объявить себя “рассыпавшимся”, после чего в роли скульптора выступит кто-нибудь другой.
Ведущему следует внимательно следить за реакциями “протагониста”, который изначально оказывает сопротивление тем, кому приписывает враждебные намерения, и, наоборот, раскрыт для “лепки” тем, кому доверяет. После окончания игры “скульптура” может стать предметом обсуждения, которое желательно проводить следующим образом. “Протагонист” и “скульптор” независимо друг от друга записывают свои суждения о замысле скульптуры, после чего обе записи зачитываются, и группа начинает обсуждать выявленные в них несоответствия.
Суд. В игре участвуют подсудимый, судья, заседатели (присяжные), обвинитель, защитник, а также свидетели защиты и обвинения. Для успешного ее осуществления необходима некоторая театральность, более четко задающая ролевые взаимодействия: мантии, парики и т. п. Сюжет “судилища” должен быть чисто игровым и ни в коем случае не касаться реальных внутригрупповых взаимоотношений. Все случаи перехода игры в выяснение отношений необходимо немедленно пресекать, а для сохранения темпа ведущему следует активно использовать метод аквариума (оперативно заменять не справившихся игроков, а то и самому вступать в игру).
Скверная компания. В игре участвуют двенадцать человек: Главарь, Авторитет, Приближенные (два человека). Подхалим, Шут, Марионетки (два человека), Недовольные (два человека) и Забитые (два человека). Первоначально исполнителей этих ролей должен подбирать сам ведущий, но обязательно из числа добровольцев, однако в дальнейшем на ту или иную роль необходимо обязательно приглашать зрителей и вообще менять роль внутри самой “удачной”, примитивной группы, дабы каждый побывал “в шкуре” каждого.
Наиболее важным элементом игры являются правила взаимодействия ее участников, за выполнением которых должен внимательно следить ведущий и в дополнение к нему кто-то из неиграющих. Правила эти таковы:
Однако помимо четкого выполнения правил эта игра нуждается в достаточно высокой театрализации за счет масок, накладных бород, символики и т. п. (для начала как минимум необходимо, чтобы у каждого была табличка с наименованием роли). Автор игры предлагает проводить ее в двух вариантах — обыденном и театральном, однако по целому ряду причин, которые здесь просто невозможно привести, мы рекомендуем использовать именно театральный вариант. Форм подобной театрализации достаточно много — шайка гангстеров, пиратский корабль, первобытное племя, стая волков и т. п., но главным здесь, пожалуй, является то, что, несмотря на своеобразное “сюжетное” провоцирование агрессивности участников, театральный вариант позволяет их действительно проиграть, вскрыв одновременно многие насущные болячки юношеских взаимоотношений.
После окончания игры целесообразно
провести ее обсуждение, где главным должна быть окончательная дискредитация
“скверной компании” и призыв к созданию подлинного коллектива.
АНАТОМИЯ ОБЩЕНИЯ
Единственная роскошь, дарованная человеку — примерно так определял общение Антуан де Сент-Экзюпери, и, право же, несмотря на некоторую затертость этого суждения, формула эта исключительно верна. Без и вне общения невозможно существование человеческого сообщества, ибо именно общение определяет условия совместной деятельности людей, одновременно тонко и точно задавая характер, стиль и смысл их взаимодействий. И не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая и сильная связь. Что же касается предмета нашего разговора — семьи, то здесь связь между характером общения и успехом брака оказывается еще более тесной и явственной. Попробуем же разобраться в особенностях общения и уровне коммуникативных знаний и навыков старшеклассников.
Общительный ли Вы человек?
Этот любительский тест позволяет определить свойственный человеку уровень коммуникабельности.
Вопросы
Ключ к тесту
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов. В результате подсчета баллов Вы можете отнести себя к одной из следующих групп:
280 – 300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда внимательно читали поставленные вопросы или не всегда искренне на них отвечали. Проверьте-ка себя еще раз.
200 – 280 баллов. Вы можете быть довольны собой – по крайней мере. В том, что касается Ваших общественных способностей. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Это и некоторые другие способности часто делают Вас душой компании.
100 – 200 баллов. Ваше отношение к общественной жизни нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества, с другой – прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом Вы можете в обществе чувствовать себя вполне удовлетворительно, хотя вам не всегда легко удается приспособиться к окружению. Однако в окружении людей, которым симпатизируете, Вы часто проводите очень приятные часы.
50 – 100 баллов. Вам нужно признаться в том, что, как правило, Вы любите одиночество и в узком семейном или дружеском кругу чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Что ж, многие вошедшие в историю знаменитые люди нередко принадлежали к этой категории людей.
0 – 50 баллов. Вы слишком замкнуты и живете, избегая общества
других людей. Советуем Вам быть по общительнее: это необходимо для вас
самого.
Тест В. Ряховского
Приведем еще один тест, содержащий
возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на
его вопросы следует, использую три варианта ответов – “да”, “иногда” и
“нет”.
Вопросы
Интерпретация результатов. 30 – 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25 – 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством: в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы “вдруг” приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19 – 24 балла. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете не охотно В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.
14 – 18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.
9 – 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.
4 – 8 баллов. Вы, должно быть, “рубаха-парень”. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.
Понимаете ли Вы язык мимики?
Перед Вами двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
А теперь сравните с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):
Индивидуальный поведенческий тренинг
Приведем вначале несколько упражнений индивидуального тренинга, позволяющих углубить и развить навыки, сформированные в ходе предшествующей “самоподготовки”. Большинство из этих упражнений также предложено А. А. Леонтьевым.
Беседа незнакомых. Предложите учащимся не упускать случая понаблюдать за беседой незнакомых людей (вначале близкого им возраста), отвечая при этом (разумеется, про себя) на следующие вопросы:
Да здравствуют контакты! Предложите учащимся заставить себя вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дольше поддерживать возникшую беседу и “разговаривая” с собеседником. Уточните, что при этом они должны фиксировать, как именно и почему они обращаются к разным людям.
Незнакомая компания. Предложите учащимся в случаях, когда они попадают в компанию, где находится много незнакомых людей, попытаться:
Настроение. Предложите учащимся в тех случаях, когда они находятся в превосходном настроении, вести себя так, чтобы собеседник заметил и оценил их... подавленность. Как только это начнет получаться, посоветуйте им перейти ко второй части упражнения: в плохом настроении вести себя так, чтобы этого никто не заметил.
Эмоции.
Предложите учащимся выбрать какую-либо сложную эмоцию (скрываемое горе,
неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытаться вести беседу с хорошо
знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. После окончания диалога
пусть проверят, спросив у собеседника, что и как им удалось, что — нет
и почему.
Групповой поведенческий тренинг
Приведем упражнения группового социально-психологического тренинга, предложенные Н. П. Аникеевой.
Мнения. Это упражнение применяется на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно-два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть и продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, блестяще описанному В. Тендряковым в повести “Ночь после выпуска”, можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически — “волк-одиночка”, “ежик в тумане” и другие.
Интервью. У каждого из членов группы все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5—7. Необходимо, чтобы по возможности через это упражнение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия рекомендуется
предложить ему отвечать с частичной откровенностью или “в маске” — не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” аудитории выступает здесь интервьюирование “в ролях”, когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица. а от имени какой-то персофицированной категории или персонажа: Учителей, Инопланетян, Чебурашки, Винни-Пуха и т. п. Подобное интервью может стать прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.
Видение других.
Варианты выполнение задания:
Инсценировка. Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (в оригинале автора — басня “Ворона и Лисица”). Один из них — “режиссер” — должен объяснить второму — “актеру” — трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия “режиссера”.
Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (в оригинале — сказка “Репка”) и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте “Репки” автор упражнения предлагал участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они “тащили удивительную репку”). После окончания спектакля необходимо провести его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.
Живая картина. Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача — “оживить” картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.
Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого — “оживить” портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки — и монолог за изображенного на портрете.
Чувство другого. Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всею три раза подряд.
“Телепатия”. Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2 - 3 метров. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого — всем своим существом почувствовать второго.
Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.
Пересказ.
Предварительно членам группы дается следующее задание: подготовить трехминутное
выступление на произвольную тему. После того как эти выступления будут
подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на
пары. Один из членов пары произносит подготовленную
речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно
выслушать, с тем чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать
все то основное, что в нем было. “Жюри” из оставшихся членов группы и сам
выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники
взаимодействия меняются местами. В заключение — коллективное обсуждение
упражнения.
Высказывания
1)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
Анатомия конфликта
Теперь, определив присущий каждому из юношей и девушек стиль взаимодействия в сложных социально-психологических ситуациях, можно приступить к изучению причин и структуры конфликта. Материалом для этого может послужить любое литературное или публицистическое произведение, описывающее достаточно ярко выраженные разногласия (а таковых более чем достаточно). А вот усваивать этот материал следует с точки зрения современной социальной психологии, которая в любом конфликте выделяет следующие основные элементы: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, а также исходы конфликтных действий. Рассмотрим эти элементы более подробно.
Стороны конфликта. С точки зрения социально-психологического анализа возможны конфликты типа аспект (черта или совокупность черт) личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа и группа — группа. В первом случае мы обычно имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения людей; во втором — с их широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, мотивов, целей, ценностей и установок; в третьем и четвертом — подобное второму случаю столкновение личности с группой или группы с группой. Практически все из этих вариантов конфликтного взаимодействия могут встречаться в семейной жизни, поскольку разногласия в ней могут быть связаны с противоречием каких-то характерологических черт, свойств личности и особенностей поведения супругов, например недостаточной их совместимостью (первый случай), а также с противоборством мужа и жены, одного из супругов и семейного клана, друзей и знакомых другого супруга или двух референтных родственных групп и групп членства — опять-таки мужа и жены.
Условия протекания конфликта. Характер и осуществление любого разногласия существенно определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. К сожалению, ее характеристика еще явно недостаточно изучена социальной психологией, и связи с чем в этой работе, ни в коем случае не претендуя на полноту и исчерпанность, укажем три важнейшие, на наш взгляд, совокупности условий протекания конфликта:
Возможные действия участников конфликта. Этот важный элемент структуры противоречий, к сожалению, мало разработан в социально-психологической теории. Однако для несколько упрощенного (“прикладного”) анализа противоречий вполне достаточным будет использование трех оснований для классификации конфликтных действий:
В динамике конфликта, то есть в его протекании как процесса, социальные психологи выделяют четыре основные стадии “жизни” противоречия: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.
Возникновение объективной конфликтной ситуации. Естественно, что любой конфликт порождается объективным противоречием, которое традиционно в условном виде представляется следующим образом. Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление А к достижению некоторого желаемого им состояния В объективно препятствует достижению Б желаемого им состояния Г и наоборот (В и Г могут совпадать, а А и Б могут быть сторонами одной и той же личности — в этом случае речь будет идти о внутриличностном конфликте, когда душа человека раздирается на части противоположными влечениями или желаниями). Объективная конфликтная ситуация далеко не всегда сразу же опознается людьми, и эту стадию противоречия можно назвать “стадией потенциального конфликта”,
Осознание объективной конфликтной ситуации. Именно с осознанием противоречия конфликт становится реальностью, ибо только восприятие ситуации как конфликтной и порождает соответствующее поведение (из этого, кстати, следует, что противоречие может быть не только объективным, то есть реально существующим, но и субъективным, мнимым, только лишь воспринимаемым таковым). Существуют следующие варианты соответствия между объективным и субъективным в конфликтной ситуации:
Любопытно, что действия по поводу противоречия необязательно выступают следствием осознания объективной конфликтной ситуации — может быть и так, что действия А по отношению к Б становятся для А средством снять внутреннее напряжение. И в этом случае внутриличностный конфликт переходит во внешний, межличностный.
Стадия конфликтного поведения неизбежно связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют в то же время и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развития конфликта приводят, к более глубокому, хотя и далеко не всегда более точному пониманию ситуации.
Разрешение конфликта. С учетом сказанного, по-видимому, ясно, что разрешение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, наличествующих у оппонентов. Разрешение это может быть как частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (здесь конфликт устраняется и на уровне внешнего поведения, и на уровне внутренних побуждений). Возможны такие варианты его разрешениям:
Социально-психологический тренинг
Перейдем к обсуждению бесконфликтных взаимодействий — необходимых для этого умений и навыков. Выработка их возможна только в условиях социально-психологического тренинга, но хотелось бы предупредить, что используемые здесь приемы должны максимально отвечать принципу “не вреди” и ни в коем случае не обострять и без того обостренные отношения между старшеклассниками. Именно исходя из этого принципа, мы и подбирали упражнения этого раздела.
Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта. На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом, в случае если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает сплошь и рядом, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер и вообще весьма шаржировано), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.
На этом этапе “виновник” (в кавычках, ибо приписывание кому-либо одному вины за разногласие весьма условно — виноваты, как правило, оба) конфликта сам играет роль “ущемленного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы, после чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “виновника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” же далее сам представляет, как именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации, после чего добровольцы из публики также демонстрируют свои более правильные формы реагирования.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласия (ибо конфликт, как читателю уже, наверное, ясно, может оказаться - очень устойчивым и сохраниться без видимых на то причин), сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций. Однако, для того чтобы этот результат оказался достигнутым, учителю необходимо постоянно помнить о четырех важнейших принципах драматизации:
Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражнения может послужить художественный или публицистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. В присутствии класса (из которого целесообразно выделить жюри) эти двое разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные таллиннскими психологами.
Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из конфликтующих, а “третейский судья” — человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологом А. Б. Добровичем:
В заключение — несколько упражнений на закрепление навыков бесконфликтных конструктивных взаимодействий.
Дискуссия-соревнование. Члены группы разбиваются на две команды и выборное жюри, которое должно разработать критерии оценки выдвигаемых в дискуссии аргументов (доказательность, логику, четкость формулировок, соответствие теме и т.п.) и систему оценки (в баллах). Определяется предмет дискуссии, команды разбиваются на “группу-про” и “группу-контра” (то есть за и против), после чего начинается собственно дискуссия-соревнование. В конце ее жюри объявляет и комментирует результаты. В заключение — коллективное обсуждение хода дискуссии.
Конкурс ораторов. По жребию или каким-либо другим образом вызывается любой из членов группы, и ему предлагается после минимальной подготовки (не более 30 - 60 секунд) произнести речь (2 - 3 минуты) на заданную группой тему. Выборное жюри оценивает качество выступления (полноту раскрытия темы, логику изложения, аргументированность и т.п.). В заключение — коллективное обсуждение упражнения.
Стратегия в диалоге. а) Двое из участников вызываются ведущим и втайне от аудитории и друг от друга получают задания: первому — поддерживать диалог в своей обычной манере, а второму — любыми способами удерживать лидерство во взаимодействии. Тему может предложить аудитория или ведущий, или ее могут выбрать сами действующие лица. Ход и результаты диалога обязательно обсуждаются всей группой.
б) Противоположный вариант: второй партнер должен заставить напарника стать лидером диалога.
Ролевое обсуждение. В этой игре руководитель раздает участникам листочки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Дипломат, Эрудит, Скептик, Общественник, Игрун, Золушка и т. п.; роли желательно подбирать не привычные, а дополнительные к тем, в которых привыкли выступать члены группы). Далее договариваются о предмете обсуждения, который может быть самым разнообразным, например обсуждение фильма, спектакля или книги. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 10—15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли (список их должен быть сообщен присутствующим), причем неопознанные игроки считаются не справившимися с заданием.
Руководство дискуссией. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать затянутые монологи, быть тактичным к выступающим и т.п.), группа избирает ведущего дискуссии (например, по жеребьевке или выдвижением кандидатур). После дискуссии продолжительностью 15— 30 минут начинается главный момент игры: ее (дискуссии) обсуждение.
Начинается оно с самоанализа своей деятельности ведущим дискуссии, в ходе которого он должен определить, насколько он выполнил задачу в соответствии с критериями оценки, что у него получилось, а что нет; рассказать, в чем испытывал трудности, и уточнить, как группа помогала ему как ведущему. После этого о его работе высказываются все желающие.
Затем наступает самый сложный момент: каждый, кто хочет, должен сделать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии — в какой момент она вызывала наибольший интерес, когда появилось чувство скуки или раздражения, какие ассоциации вызывали начало и конец.
В этом упражнении для оживления можно предложить группе определить “тайного единомышленника” — неизвестного группе человека, который изначально получил от руководителя задачу: мысленно помогать и сочувствовать ведущему.