Общество риска. На пути к другому модерну.

Биографические сведения
Общество риска
Создание рисков
Управление рисками
Литература
Полезные ссылки

About Me
Mail Me

Введение

Защититься от опасностей атомного века невозможно. Их сила состоит в том, что они не признают ни охранных зон, ни дифференциаций современного мира. Признать опасность атомного заражения - это значит признать безысходность для целых регионов, стран и частей света. "Продолжение жизни и признание опасности вступают в противоречие друг с другом", - пишет Ульрих Бек.

В XIX веке общество было противопоставлено природе, человек занимался её покорением. К концу XIX века покорённая и до предела использованная природа оказалась интегрированной в индустриальную систему, стала её частью. Широкая подключённость природы к рыночным отношениям породила новую зависимость от неё.

В древние времена многое в природе таило угрозу для человека. Опасность подстерегалаЧернобыльская АЭС его везде: нападения диких животных, необъяснимые (пока) явления. Люди научились бороться с природой, строить жилища, накопили достаточные знания о ней. Природа была покорена. Но покорив природу и поставив её на службу цивилизации, человек оказался беззащитен.

Границы, за которыми он мог укрыться от опасности, перестали существовать. Концом возможностей дистанцироваться от угрозы стал Чернобыль.

"Общество риска" - не первая и не самая новая книга Бека, не первая и не самая новая книга о риске и социологии риска, наконец, это очень спорная, провоцирующая дискуссии книга. Последнее не умаляет, а только подтверждает её значение. Даже через полтора десятка лет после выхода в свет она остается глубокой и актуальной. Вместе с тем эта книга очень неоднозначна, многослойна и многомерна.

"Общество риска" - это книга, написанная на редкость хорошо для социолога, потому что она доступна любому интеллигентному читателю, а не только узким специалистам. Книга Бека обращена к обществу, и в этом качестве она вообще не нуждается в представлении, ни во введении, ни в заключении, ни в дополнительных комментариях. Завоевав известность "как есть", она говорит сама за себя, без посредников.

Подзаголовок работы Бека говорит о том, что человечество ещё не вступило в эпоху постмодернизма. По мнению Бека, мы продолжаем жить в индустриальном обществе, хотя это новая форма индустриального общества.

Общество, возникающее из индустриального, Ульрих Бек именует обществом риска. Хотя мы ещё не живём в обществе риска, мы уже не живём и только в индустриальном обществе; т. е. современный мир соединяет в себе элементы обеих стадий. Фактически, общество риска можно рассматривать как вид общества индустриального, поскольку многие из этих рисков связаны с индустриальным развитием.

Бек пишет о том, что точно так же, как в девятнадцатом веке модернизация разрушила структуру феодального общества и породила индустриальное общество, она разрушает индустриальное общество сегодня, и рождается другая современность. Мы являемся свидетелями не конца, а начала современности - современности за пределами её классической индустриальной конструкции.

Модернизация уничтожает саму себя, свои основы и предпосылки. Модерн вступает в противоречие с индустриальным обществом. Бек говорит о разрушении мифа о том, что "развитое индустриальное общество с его схематизмом работы и жизни, с его секторами производства, пониманием роли науки и техники, с его формами демократии является обществом насквозь современным, вершиной модерна, возвышаться над которой ему даже не приходит в голову."(курсив не мой)

Бек называет возникающую форму современности рефлексивной. Процесс модернизации рефлексивен, то есть становится сам своей темой и проблемой.

На Западе произошёл процесс индивидуализации. То есть человек становится свободным от традиционных жизненных взаимосвязей. Воздействие классового положения больше не является определяющим, индивид становится более независимым от него. Изменилось положение женщин, следовательно меняется структура семейных отношений. Ячейкой общества становится не семья, а отдельный индивид.

Раньше человек был зависим от социального класса, к которому он принадлежал. Принадлежность к классу определяла его судьбу, его мобильность была ограничена. Сейчас можно наблюдать обратную ситуацию.

Происходит противоречие между тем, что мы наблюдаем сейчас, и концепцией индустриального общества, фундаментом которого были такие традиционные связи и социальные формы как класс и семья. Таким образом, современное общество уничтожает свои же основы.

На смену зависимости от традиционных связей приходит зависимость от рынка труда и потребления. Происходит институционализация биографических образцов, в биографии каждого человека выделяются одни и те же стадии: вход и выход из системы образования, вход и выход из сферы наёмного труда и т. д.

Бек видит в современности разрыв и говорит о переходе от классического индустриального общества к обществу риска, которое, в отличие от предшествующего ему, сохраняет многие характеристики индустриального общества.

Центральным вопросом в классической современности было богатство и способы его распределения. В эпоху развитой современности центральным вопросом является риск и способы его предотвращения, минимизации и управления. Классовое общество имело своим идеалом равенство, а принципом общества риска является безопасность.

Мечтой классового общества было достижение позитивной цели равенства, в поисках этой цели люди достигали солидарности. Движущая сила классового общества может быть выражена фразой: "Я хочу есть!".

В обществе риска люди достигают солидарности в попытке уберечь себя от ядовитых веществ, избавиться от опасности. Эта цель во многом негативна, то есть это не стремление к лучшему, а попытка избежать худшего. Движущая сила общества риска выражена следующей фразой: "Я боюсь!".

Ульрих Бек говорит о том, что "место общности нужды занимает общность страха".

Центральная идея рефлексивной модернизации индустриального общества развивается Беком в двух направлениях. Им рассматривается логика распределения богатств и распределения рисков, но это только одна сторона общества риска. Другая сторона попадает в поле зрения тогда, когда Бек начинает рассматривать присущие индустриальному обществу противоречия между его основами и тем, что мы имеем сейчас.

Источники:

А.Ф. ФИЛИППОВ
"ОБЩЕСТВО РИСКА" КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ ПО
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
http://rc.msses.ru/rc/Or.htm

Ульрих Бек
Общество риска На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Джордж Ритцер
Современные социологические теории. СПБ.: Питер, 2002.

Аварии и инциденты
http://www.bellona.org/ru/international/russia/incidents/index.html

На главную страницу