Главная страница Мифология Ритуал Концепция А.Ф.Лосева Обряды СССР








































МИФ.

Обратимся к самому понятию миф: из Толкового словаря: "Миф: 1)Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях приролды. 2)Недостоверный рассказ, выдумка.3)То же,что вымысел". Важнейшая функция мифологического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе. Эти "идеальные сущности" нужны человеку как образец, которому надлежит подражать, как цель, к которой следует стремится, чтобы реализовать себя в качестве человека [Косарев А. Ф.Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость.-М.:ПЕРСЭ,2000.С7].Идеальные мужчина и женщина, муж и жена, отец и мать, идеальные любовь и дружба, достоинство и верность, форма правления обществом и руководители государства, абсолютная ценность и истина - вот только некоторые из таких идеальных сущностей. Эти идеальные сущности, как правило, получают религиозное, философское или научное обоснование, но при всем том остаются всегда неотъемлемой принадлежностью мифа.

Большинство современных исследований мифа сходятся на том, что мифология представляет собою своеобразную исторически первую форму мировоззрения. Как и всякое мировоззрение, мифология зародилась время (уже неандертальцы, жившие не ранее чем 50-100 тыс. лет тому назад, обладали зачатками мировоззрения) и что это мировоззрение не могло быть никаким иным, как мифологическим. Мифы черезвычайно разнообразны -каждый народ имеет свои мифы, но основные их мотивы, сюжеты и темы повторяются практически у всех народов земного шара, что говорит о каких -то общих законов мифотворчества. К числу лревнейших и, с точки зрения современного человека, к наиболее примитивным относятся мифы о первопредках и временах творения, когда герои -предки создавали мир и установили нормы и способы человеческой жизнедеятельности. В этих мифах мы постоянно встречаемся с двумя любопытными персонажами: культурным героем и трикстером. Действия культурного героя уравновешиваются противодействием его двойника -антипода, который либо разрушает созданное его братом, либо создает нечто прямо противоположное.

У большинства развитых народов центральную группы мифов состовляют космогонические (о происхождении Вселенной) и космологические (об ее устройстве) мифы. Условно в этих мифах можно выделить две основные идеи, одна из которых послужила впоследствии источником для формирования религиозных, а другая -философских возззрений: идея творения и идея развития.

В космогонические мифы вплетаются, как правило, теогонические и антропологические -мифы о происхождении богов и людей. Древнии мифы просты, отрывочны и кратки. Содержание каждого из них ограничивается одним -двумя сюжетами, а сами они практически не связаны между собой. По мере развития человечества, старые мифы и проблемы дополняются новыми, изображениями, неохваченные ранее стороны и проблемы человеческого существования [Косарев А.Ф.Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость.-М.:ПЕРСЭ,2000.С.24].

Космос представляется во многих мифах живым или принесенным богами в жертву великаном, из частей тела которого состоит окружающий человека мир. Антропоморфизм (очеловечение природы, перенесение на нее человеческих качеств) существовал в древности в трех основных формах -в форме тотемизма, анимизма и магии. Всегда то или иное мифическое повествование, тот или иной мифологический образ, то или иное обрядовое действие обязательно что -либо символизируют. Символ -обратная сторона антропоморфизма, точнее, это иное выражение антропоморфизма. Благодаря символоам пережитое, то есть проживаемая и переживаемая человеком реальность, входит в мир человеческих отношкний. Но войдя в него, таким образом, она превращается в миф, ибо миф есть не что иное, как конкретно -чувственное, постоянно переживаемое человеком обобщение разнообразных явлений природы и общества, их "упакование" в единую картину мира.

"Миф есть завещанное предками духовное сокровище племени. Он устанавливает связь настоящего с прошлым и будущим, объясняет происхождение и устройство мира, утверждает космический и социальный порядок, предписывает человеку обрядовыми действиями поддерживать этот порядок, до мелочей, регулирует его поведение".[Косарев А.Ф.Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость.-М.:ПЕРСЭ,2000.С.39] Тем самым миф оказывает мощное консервативное воздействие на культуру. Механизмом консервации выступает традиция. Миф по природе своей традиционен. Миф как бы знает систему мировоззренческих координат, выйти из которых непозволительно даже технологическим новшествам. Миф и традиция, определяющие порядок в мире и регламентирующие поведение человека, не вызывающие у него ни малейшего сомнения в справедливости правовых норм, являются для него "правдой". Традиция определяет поведенческие стереотипы на все случаи жизни - в виде обрядов, запретов и предписаний. Мифология, то есть система взаимосвязанных мифов, лежит в основе любой культуры. Она определяет тип данной культуры и тип живущего в ней человека. Более того, всякая культура воплощаяет в жизнь и развивает лежащие у ее истоков мифы, доводя их при этом до их логического завершения или же, что, по - видимому, обном и томже, - доисчерпания сообщенного ими психологического заряда. Тогда наступает крах культуры, на рзвалинах которой возникают новые основополагающие мифы, новые национальные (или религиозные, или научные и так далее) идеи.

Более подробную информацию вы можете получить на сайтах:

  • Мифология как наука.
  • Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость.