Главная Мифология Ритуал Концепция А.Ф.Лосева Обряды СССР


















Концепция А. Ф. ЛОСЕВА.

Миф должен быть взят как миф, без сведения его на то, что не есть он сам, то есть только чистое определение и описание мифа.

Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел, с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что это игра фантазии. Миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность.

Миф не есть бытие идеальное. Под идеальным бытием понимается простое смысловое бытие. В основе мифа лежит какой-то аффективный корень, так как он всегда есть выражение тех или других жизненных и насущных потребностей и стремлений. Мифическое сознание есть меньше интеллектуальное и мыслительно-идеальное сознание.

Миф - не идеальное понятие, и также не идея и не понятия. Это и есть сама жизнь. Мифология только тогда и есть мифология если она не доказывается, если она не может и не должна быть доказываемой. Не менее того мифологична и наука, не только "первобытная", но и всякая.

Миф не есть научное и, в частности, примитивно научное построение, но живое субъект - объективное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, чисто мифическую же истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.

Миф не есть метафизическое построение. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Миф и чувствен, и ощутим, осязаем, видим, все же тут есть нечто необходимое, как-то, пожалуй, нечто высшее и глубокое в иерархийном ряду бытия. В мифологии налична какая-то необычность, новизна, небывалость, отрешенность от эмпирического протекания явлений. Миф всегда говорит не о механизмах, но об организмах и даже больше того, о личностях, о живых существах. В мифе же - непосредственная видимость и есть то, что она обозначает.

Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ. Миф не есть поэтическое произведение. Миф или прямо словесен или словесность его скрытая, но он всегда выразителен. Мифичен способ изображения вещи, а не сама вещь по себе.

Миф есть личностная форма. Всякая живая личность есть так или иначе миф. И всякая вещь мифична нет в силу своей чистой вещественной качественности, но в силу своей отнесенности в мифическую сферу, в силу мифической оформленности и осмысленности.

Миф не есть специально религиозное создание. Миф охватывает и разные другие области; миф может быть в науке, в искусстве, в религии. Миф не есть догма. Миф же как раз текуч, подвижен; он именно трактует не об идеях, но о событиях, и притом чистых событиях, то есть таких, которые именно нарождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

Миф не есть историческое событие как таковое. Личность берется в мифе исторически, а из личности берется вся словесная стихия. То есть миф - это в словах данная личностная история.

Миф есть чудо. Если миф есть чудо, то чудо творится непрерывно, и нет вообще ничего не чудесного. С другой стороны чудо есть нарушение законов природы в общем течении механической вселенной.

Всякая реальная мифология содержит в себе: 1)учение о первозданном, светлом бытии, или просто о первозданной сущности, 2)теогонический и вообще исторический процесс и, наконец, 3)дошедшую до степени самосознания себя в инобытии первозданную сущность.

Теперь мы можем сказать так: миф есть в словах данная чудесная личностная история.

Более подробную информацию вы можете получить на сайтах:

  • Диалектика мифа.
  • А.Ф. Лосев и его мифология.