Воспитание
  1. Понятие личности в социологии
  2. Статусы и роли
  3. Социализация личности
  4. Воспитание личности
  5. Литература
    Воспитание - процесс окультуривания человека, цель которого привить ему наперед заданные культурные черты. Воспитание определяется обществом и выражается в форме:

    -культурных норм;

    -бытовых правил поведения;

    -ценностей и идеалов.

    Воспитание состоит из: целенаправленного прививания наперед заданных свойств и стихийного усвоения культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание образцам поведения родителей.

    Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе) может обнаружиться разрыв - конфликт. Например, родители приучают ребенка не чавкать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой другой человек вообще, усвоит то, что легче присваивается. В данном случае - поступок, а не слово. Поступки прививаются через долгое заучивание, повторение, доводятся до автоматизма. Поддерживающим началом выступают не только окрики старших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, надо сформировать у ребенка заинтересованность - её ещё называют мотиваций к достижению.

    Но для того, чтобы возникла заинтересованность, человек должен осознанно захотеть, то есть увидеть все преимущества себя воспитанного - быструю служебную карьеру, легкость общения с представителями разных слоев и т.п. и все недостатки себя невоспитанного.

    Получается объективное противоречие воспитания: в тот возраст, когда только и можно активно формировать культурный фундамент личности, ребенок к этому психологически не готов. Причина кроется в том, что хотя правила поведения и просты, но они создавались взрослыми для таких же взрослых людей. Детям они не понятны и не потому, что сложны, а потому что абстрактны, оторваны от конкретной жизни ребенка, где все дозволено, проступки принимаются как шалости, а не преступления, где наказывают  понарошку и взрослые больше прощают, чем наказывают, где тебя все любят.

    Реальное воспитание в семье идет в основном на уровне схватывания образцов поведения. Абстрактные разговоры родителей мало что дают. Родителей слушают, родители довольны и полагают, что сказанное тут же воплотиться в жизнь. Важен уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить  делать родители при ребенке, а что не могут. Нельзя позволить себе устраивать "разборки" при ребенке, ходить небрежно одетым, выражаться матом и т.д. Не делая усилий дли того, чтобы не совершать отрицательные поступки, родители не смогут приучить детей трудиться над своим поведением. Воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. Качество воспитания определяется качеством взаимоотношений между родителями. Взаимные подозрения, конфликты, упреки обязательно снизят воспитательный эффект. Как родители строят отношения между собой, так и их дети  будут строить свои отношения с родителями. Ребенок - самый строгий и беспристрастный экзаменатор. Он подмечает все мелочи. Сначала промолчит, а потом это проявится в самый неподходящий момент. Маленькие партизаны имеют свое оружие. Часто оно более эффективное, чем у взрослых. Дети ведут свое "досье", где перечислены все обиды, совершенные промахи и противоречия в поступках. В отличие от коллег о работе, дети искренне скажут о ваших недостатках. Они - настоящие учителя. Процесс воспитания детей  - только одна сторона медали. Процесс воспитания взрослых - вторая её сторона. Оторвать одну от другой нельзя.

    Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выполняют важные функции. Заменить или устранить ни одну из них нельзя. По объему и интенсивности они равны. Воспитание детей взрослыми, как и воспитание взрослых детьми - разнятся по форме, но не по существу. Сущность у них дна и та же - нравственное совершенствование, приращение знаний в культурном и социальном плане.

Вернуться на главную страницу