Добро пожаловать!
Меня зовут Анна. Вы попали на мой рабочий сайт.
Немного о себе. Я родилась в 1983 году в городе
Омске. Здесь же я получила среднее образование. На данный момент учусь в Омском государственном университете на
историческом факультете, специальность социология. На этом сайте Вы можете познакомится
с моей первой курсовой работой, которая посвящена одной из самых интересных
отраслей моей специальности – СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ.
|
Несколько слов о
заданной теме.
Ни Маркс, ни Вебер, ни Патеро не
исследовали семью. Э. Дюркгейм только мельком рассматривал ее как часть
социальной структуры.
В то же время, начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи
так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и
социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б.
Малиновского, П. Сорокина.
По мнению Моргана "идея семьи" эволюционировала, проходила ряд
последовательных стадий, причем монополия была последней формой в этом ряду. Ей
предшествовали более древние формы периода дикости и раннего периода
варварства. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых
соответствовал свой порядок брака:
• кровнородственная семья - браки внутри рода между братьями и сестрами;
• пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных родов,
архаический род, материнский род;
• синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без
индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависила от доброй воли
сторон;
• патриархальная семья - брак одного мужчины с несколькими женщинами.
Принадлежала к позднему периоду варварства, сохранилась и при цивилизации
отцовская власть, господство старших в семье;
• моногамная семья - брак отдельной пары раз и на всю жизнь.
На протяжении трех тысячелетий обнаруживает постепенное ее усовершенствование.
Ф.Энгельс 1884 г. в работе «Происхождение семьи, частной собственности и
государства» делит историю общества на:
• дикость - групповой брак;
• варварство - парный брак;
• цивилизацию - моногамный брак.
Растет роль мужчины в обществе (достоверность отцовства, роль в производстве). Муж
становится собственником скота, рабов, всего богатства. Дети начинают
наследовать отцу. Потомство членов рода мужчин остается внутри него. Это еще историческая
эпоха, но шаг к цивилизации.
Ниспровержение материнского права было всемирно - историческим поражением
женского пола. Муж стал господствовать и в доме, а жена была закабалена,
превращена в рабу его желаний, в орудие деторождения.
В основе патриархальной семьи лежали не естественные, а экономические
предпосылки - победа частной собственности.
Энгельс писал, что пожизненное единобрачие - несомненный факт исторического
развития и прогресса. Рядом с пожизненными единобрачием и проституцией
неустранимым общественным явлением стал адюльтер, запрещенный, строго
наказуемый, однако неискоренимый.
М.М.Ковалевский придерживался принципов генетической социологии, т.е. учения об
исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и
психической деятельности. Занимался этнографическими наблюдениями. Изучал
племена Океании, индейцев Северной Америки. Пришел к выводу, что славяне,
германцы, арийцы и другие начали свой путь с материнского родоисчисления, но не
с матриархата. Семья развивается у всех: и у дикарей, и у цивилизованных
народов через одни и те же этапы.
Бронислав Малиновский (1884 - 1942 г.г.). Отрицал существование на заре
человечества промискуитета и любых форм группового брака; отстаивал
патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу простого общества.
Считал, что для семьи функция сохранения и преемственности традиций столь же
важна, как и продолжение рода. Критиковал "фантастические теории
Моргана".
П.А.Сорокин изучает не только эволюцию семьи, но и ее статистику, функции,
типологию, внешние и внутренние связи. Наиболее детально он рассматривает
проблемы семьи в работе "Кризис современной семьи". Выход из кризиса
семьи он видит в возвращении к ее традиционным формам, но на другом витке
истории. Средством выхода должна быть "моральная реконструкция"
человечества, как будто бы наполняющая старые формы относительно новым
содержанием - умеренный консерватизм. "Семья - это малая церковь".
Спектр точек зрения на генезис, состояние и перспективу института семьи
многообразен и противоречив. И это неудивительно. Проблемы семьи всегда были в
поле научных интересов социологов.
Моя работа посвящена анализу
концепций трёх социологов, которые дали толчок для развития нового направления
в социологии.
Подробно рассмотреть теоретические
концепции этих учёных Вы можете далее на сайте.
Главная | Введение | Концепция Л. Моргана | Концепция Ф. Энгельса | Концепция М.
Ковалевского | Заключение | Список
источников
|
Рецензии можете присылать по адресу |