Назад

О фантастике вообще

0 "Черной пешке"

Ссылки на "Пешку"

 
Почтовый гидроплан "Пеликан"


Почтовый самолёт "Пеликан" во время испытаний (планирование с отключёнными двигателями). Фотография из справочника "Выдающиеся конструкторы Империи". Островная империя, Чёрный пояс, о.Ха, г.Ха-Госада, (год издания не указан).


Основные данные самолета "Пеликан"
Полетный вес — 49 100 кг
Вес пустой машины — 30 400 кг
Полная нагрузка — 18 700 кг
Размах крыла — 58,0 м
Длина самолета — 30 м.
Площадь крыла — 470.0 м2
Двигатели — 7 двиг. "Дзугачи-065"
Мощность — 7x1000 л. с.
Максимальная скорость (у земли) — 270 км/ч
Посадочная скорость — 80 км/ч.
Практический потолок — 3900 м.


Всем, кто хоть немного знаком с прошлым и настоящим планеты Саракш известно, что

а)развитие авиации там катастрофически отставало от темпа общетехнического прогресса;

б)в Великой (Континентальной) империи был построен Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз "Горный Орел"...

Главным образом своей популярностью среди интересующихся саракшианскими реалиями землян Личный Е.И.В.П.К.Ч.З.З.И.Б."Горный Орел" обязан писателям-историкам Аркадию и Борису Стругацким, упомянувшим его в романе "Обитаемый Остров". Возможно, если бы братья написали обещанного ими "Белого Ферзя", то в описании Островной Империи промелькнуло бы упоминание почтового самолёта "Пеликан".

Разработка средства экстренной доставки почтовых отправлений, которые невозможно послать при помощи проводной связи (бандеролей и посылок), начались еще до мировой войны. Возможно, конструкторы островитяне были знакомы с довоенными проектами, аналогичными бомбовозу "Горный Орел", однако их категорически не устраивала необходимость отводить под аэродромы большие участки столь ценимой на Архипелагах равнинной земли. Понятно, что совершенно оригинальная концепция гидроплана напрашивалась сама собой.

По конструкторской байке название "Пеликан" придумал для проекта сын главного чертежника. В годы мировой войны финансирование проекта было резко сокращено, однако гидроплан прошел все стадии чертёжных и макетных разработок. Его строительство началось на заводе "Меч витязя Хоку", остров Цигучи (Жёлтый Пояс).

В год окончания мировой войны огромная двухфюзеляжная машина была построена. Кроме шести моторов в крыле мощностью по 1000 л.с. на "Пеликан" установили еще один двигатель обратной тяги, расположив его сзади, между фюзеляжами. Двигатели традиционно запускали сжатым воздухом. Избыточный запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух любых моторов. На гидроплане имелось 3 топливных бака.

"Пеликан" весьма впечатляет внушительными размерами. Оба поплавка обтекаемой формы напоминают корпус небольшого катера. Кабина и расположенное ниже её багажное отделения были вместительны и оптимально разделены на отсеки. Внушительные размеры позволяли экипажу двигаться не только в фюзеляже. В передней части крыла находились метрового диаметра проходы. Члены экипажа имели возможность по ним приблизиться к остановленному двигателю и устранить возникшую в полете неполадку.

Взлетный вес "Пеликана" равнялся более чем 49 тоннам, а размах крыла составлял 58 метров. Площадь несущих поверхностей, конечно, была меньшей, чем у упомянутого выше "Горного Орла". Высотный потолок также уступал "орлиному". Однако по скорости, надежности и грузоподъемности "Пеликан" превосходил "Орла".

Как и все немногочисленные саракшианские самолеты, "Пеликана" обшили дюралюминием. В отличие от "Горного Орла" гидроплан имел не гофрированную (волнистую), а гладкую обшивку.

Прагматики-островитяне были безразличны к рекордомании и не стремились запустить "Пеликана" повыше и перевезти на нём побольше. Машину они рассматривали исключительно как "ослика для перевозок".

По очевидным причинам никогда не планировалось использование "Пеликана" как "боевого коня". В военных целях гидроплан не мог использоваться: ни как бомбардировщик, ни как разведчик.. До Континента гидроплан не долетел бы ни при каких обстоятельствах, а создание авианосца для такого гиганта технически немыслимо.

Мало того, даже как самолёт гражданской авиации эта машина оказалась довольно капризной . Во-первых, "Пеликану" в режиме взлёта и посадкитребовалось спокойное море. К тому же на взлётно-посадочный простор гидроплан выволакивался буксирным катером. Во-вторых, "Пеликан" летел на высоте 400-500 метров, поэтому при встрече с ураганом или грозовым фронтом был вынужден либо совершать экстренную посадку в ближайшем порту, либо огибать опасную зону.

Были и другие обстоятельства.

Бурное развитие кабельной связи, распространение телефонов и электронной почты привели к тому, что отправка традиционных "бумажных" открыток и писем почти свелась к нулю. Посылки и бандероли было можно отправить адресату неспешной, зато в десятки раз более дешевой морской почтой.

По этим причинам конвейерного выпуска самолётов не было налажено. Островитяне построили всего лишь два "Пеликана" и использовали их исключительно как средства правительственной связи между Поясами. Когда одна из машин вырабатывала ресурс, ее заменяли другой, собранной "штучно". Модернизация гидропланов, конечно, каждый раз производилась, но была умеренной.
.