“Друзья, простите за все, в чем был виноват…”

(об одном эпизоде из жизни Павла Васильева)

В.И. Хомяков

 

Посулила жизнь дороги мне ледяные –

С юностью, как с девушкой, распрощаться у колодца.

Есть такое хорошее слово – родныя,

От него и горюется, и плачется, и поется.

А я его оттаивал и дышал на него,

Я в него вслушивался. И не знал я сладу с ним.

Вы обо мне забудьте, - забудьте! Ничего.

Вспомню я о вас, дорогие мои, радостно.

П. Васильев. “Прощание с друзьями”

Исследователи, пишущие сегодня о Павле Васильеве, сравнивают поэта с “огромной звездой, катящейся по лику земли”, а его поэзию с “ястребиным пером”. Но в те роковые 30-е годы далеко не все были столь единодушны в оценке васильевского творчества. Сергей Поделков, которому мы должны низко поклониться за огромную работу по реабилитации П. Васильева, как-то сказал: “И чем сильнее рос его талант, чем более удачно развивалось его могучее дарование, тем страшнее бесновались неумолимые, откровенные и скрытые враги, тем ожесточеннее они писали М. Горькому фальшивые, надуманные письма, подлые доносы в НКВД и озверелые памфлеты в редакции газет, называя писателя – по меньшей мере – “осколком кулачья” и фашистом. Люди, которые беззастенчиво хулили его стихи и поэмы, или не читали его произведений, или лукаво заранее облыгали их. Больше того, приглашали поэта в гости и исподтишка, постепенно поносили его творчество, доводя ссору до скандала, и валили всякую гадость на него, и обвиняли поэта во всех прегрешениях, которых он не совершал” [1].

В данной статье речь пойдет об одном малоизвестном эпизоде из жизни Павла Васильева, связанного с творческим вечером поэта, состоявшимся в редакции журнала “Новый мир” 3 апреля 1933 года.

Надо сказать, что к тому времени П. Васильев был хорошо известен в литературных кругах. Е. Усиевич, в частности, писала: “Появление на литературном горизонте молодого поэта П. Васильева породило разнообразные толки в литературной среде. Толки эти, лишь частично вызванные несомненным талантом Васильева, в значительной степени были обусловлены направленностью его творчества, возбуждающей настороженность советских писателей, некоторые надежды реакционных элементов и, главное, - нездоровое любопытство обывательствующих слоев. Это нездоровое любопытство, толки и сплетни вокруг П. Васильева создали специфическую атмосферу скандальной известности, которая предшествовала появлению в печати его произведений” [2].

Шлейф уничижительных эпитетов тянулся не только за П. Васильевым, но и за Есениным, Клюевым, Клычковым и многими другими, которые не вписывались в официальную литературу. И это нельзя было объяснить случайностью. Все гораздо глубже. К концу 20 – началу 30-х годов стала активно формироваться история советской литературы, “самой передовой литературы в мире”. На ее магистральном пути стояли фигуры Горького, Фадеева, Гладкова и т.п., тогда как действительные художественные явления были оттеснены на обочину столбовой дороги социализма. Особенно не повезло крестьянским поэтам, которые шельмовались на страницах газет и журналов с каким-то особым сладострастием, а вскоре многие из них были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Так, критик Ангарский еще в 1924 году выступил с резкой критикой крестьянских поэтов. Ему вторит А. Лежнев, который писал о романе С. Клычкова “Чертухинский балакирь”: “В нашу материалистическую, городскую и стремительную эпоху роман Клычкова, уводящий народ в мир старины, неподвижности и чудес, представляет собой попытку пойти наперекор “духу времени”, плыть против течения” [3].

То, что П. Васильев вошел в поэзию стремительно и властно, многими не прощалось ему. Раздували “дело”, собирали “досье”. Кто-то не мог простить Павлу дерзости в оценке их творчества. В архиве А. Крученых отыскались экспромты П. Васильева, написанные в 1933 году. Приведем лишь некоторые?

Семена Кирсанова

Нужно делать заново.

Смесь одеколона с виски

Сконструировал Сельвинский.

В данном случае П. Васильев высмеивает конструктивистские эксперименты И. Сельвинского.

Спутав рифму со стамеской

Стих столярит Безыменский.

Всех времен собрал огрызки

Юго-западный Багрицкий.

Конечно, примеров можно еще приводить много. Дело не в них. Его поэзия вызывала ненависть у власть предержащих потому, что она была органически связана с русской литературой, народными истоками. Кроме того, П. Васильев всегда выступал против тех, кто работал в жанре “социального заказа”. Об этом он хорошо сказал в стихотворении “Письмо”:

По указке петь не буду сроду, -

Лучше уж навеки замолчать.

Не хочу, чтобы какой-то Родов

Мне указывал, про что писать.

И не случайно с конца 20-х годов произошло четкое деление писателей на “своих” и “чужих”. Поэт или прозаик, связанный корнями с национальной историей, сразу же попадал под подозрение. Все это хорошо видно на примере обсуждения творчества П. Васильева в редакции журнала “Новый мир”. Тешу себя надеждой, что опубликованные архивные материалы помогут читателям лучше почувствовать дух того времени.

Председательствовал на вечере Ф. Гладков. Формальным поводом для обсуждения явилась первая часть поэмы “Соляной бунт”, с которой автор познакомил собравшихся.

Первым выступил К. Зелинский. Выдав скупые похвалы в адрес виновника торжества, он сразу же свернул разговор на идеологическую основу. Он сказал: “Но возьмите большую поэму “Соляной бунт”. Разве вы не чувствуете, что Васильеву гораздо лучше удаются те места, где он изображает кулаков. Это получается у него ярко, смачно, а киргизы бледны, киргизы не удаются… Киргизы изображены действительно как голь. Эта голь, которая растет из этой соли и среди выжженных степей, по существу, не имеет настоящего психологического лица”. И далее Зелинский переходит от критики П. Васильева к охаиванию “крестьянских” поэтов в целом, которые, по его мнению, являются представителями “самой гнусной, консервативной, “общинной” психологии”. “Говорят, Васильев крестьянский поэт, что он упирается корнями в сказку, в песню, в народные представления и т.д. Этого мало. Есенин тоже уходил в “крестьянскую толщу”, но Есенин был упадочным поэтом, Васильев не упадочен. Это – поэт большого оптимистического напора, и с этой стороны он может подходить к нам… Но все-таки? Что стоит за этим оптимизмом? Можно ли сказать, что это наш оптимизм – оптимизм пролетарской страны? Этого нельзя сказать. Я думаю, что это оптимизм обратного порядка, который идет от восхищения перед “сытой деревней” с лебедиными подушками, грудастыми бабами и коваными сундуками. У Васильева есть элементы не только настоящей народной поэзии, но и псевдонародной, в сусальном представлении великодержавной России: баба в расписном сарафане”.

Что ж, Зелинский здесь не нов. Еще в начале 20-х годов критик Ангарский в специальной “Записке” в ЦК говорил о попытках народных поэтов “изображать народ путем его стилизации под старину”, о “размазывании сусальным золотом” того, “что надо называть своим именем и просто”. Но вернемся вновь к Зелинскому. В его речи нет и намека на художественный анализ поэмы “Соляной бунт”. Поэзию он воспринимает как иллюстрацию к политическим идеям. С какой-то даже обидой он спрашивает собравшихся: откуда же явился к нам этот несносный Васильев? “В самом деле, когда советская молодежь дружно работает на полях и у станков, вдруг появляется Васильев, и это на 16-м году пролетарской революции, после ликвидации кулачества как класса. Значит, пережитки капитализма еще налицо, еще сильны”.

Тон, заданный К. Зелинским, был подхвачен Е. Усиевич. “Для того, чтобы Васильев мог сам перестроиться, для того, чтобы его творчество не давало права наиболее реакционным элементам в нашей литературе уповать, что он поднимет их поникшее знамя, для этого, прежде всего, Васильев должен понять не только то, что наша критика, наша общественность считают его чужаком, он должен осознать, чью идеологию выражает он”. Не забыла она упомянуть и о кулацкой подоплеке поэта.

Центральным на этом вечере явилось выступление И. Гронского. На этой фигуре хотелось бы остановиться подробнее. В начале 30-х годов И. Гронский был главным редактором “Известий”, а с 1935 по 1937 годы возглавлял “Новый мир”. Несмотря на лояльность по отношению к советской власти, в 1938 году он был арестован и освободился только после смерти Сталина. Знакомство П. Васильева с Гронским состоялось в 1931 году, когда поэт принес в редакцию “Нового мира” свои стихи. Прочитав их, Гронский пришел в восторг. Он сказал, что стихи Васильева “исключительно талантливы и патриотичны”. Вскоре Павел стал бывать на квартире у Гронского, пользовался богатой библиотекой хозяина. А через некоторое время он сошелся с Еленой Вяловой, сестрой жены Гронского. Кроме литераторов, П. Васильев смог познакомиться в доме Гронского со множеством разных людей. Здесь бывали художники, военные, ученые, партийные деятели. Когда в 1937 году Павел был арестован, Гронский использовал все свои связи, чтобы спасти поэта. Вот что писал об этом времени сам И. Гронский: “В 1937 году, после второго ареста П. Васильева, я дважды разговаривал с Ежовым и потребовал от него освобождения поэта, заявив ему, что абсолютно не верю ни в какую причастность Васильева к антисоветским организациям. Ежов отказал мне в его освобождении даже под мое поручительство. Более того, сославшись на известное решение ЦК, он советовал мне не вмешиваться в действия НКВД СССР. После второго разговора с Ежовым я обратился к М.И. Калинину… По моему настоянию М.И. Калинин звонил по вертушке Ежову и просил его внимательно разобраться в деле Васильева. Потом М.И. передал трубку мне. Но и мой последний разговор с Ежовым о Васильеве не дал результатов, кроме одного – мы с ним поругались”.

К чести И. Гронского, он первым начал хлопоты по реабилитации П. Васильева, писал письма В. Молотову и К. Симонову.

Однако читая материалы выступления Гронского на вечере, посвященном творчеству П. Васильева, ловишь себя на мысли, что “слово” и “дело” у Гронского порой расходились. С одной стороны, он пытается вывести П. Васильева из-под огня огульной критики. Не случайно он начал свое выступление с самых общих вопросов, уделив при этом основное внимание роли художника в эпоху революционных преобразований. Но от общего он быстро переходит к частному – критике П. Васильева. “Возьмите творчество Клюева, Клычкова и Павла Васильева. Что из себя представляет это творчество? Каким социальным силам оно служило? Оно служило силам контрреволюции. Это резко, это грубо. Но это правда. Я эту правду говорю для того, чтобы определить позицию так называемых “крестьянских” поэтов и определить свое отношение к этим художникам”. Гронский считает, что старых поэтов уже не переделать, а вот с молодежью дело обстоит иначе. Их надо постараться “перетянуть в лагерь революции”. Это он относит и к П. Васильеву. “Васильеву надо прямо сказать, что он сейчас стоит на грани: или совершит прыжок в сторону революции, или погибнет как художник… Вот так стоит вопрос и по-другому он сейчас стоять не может”.

Выступление другого участника вечера, И. Нусинова, ничего нового нам не дает. Он упрекает П. Васильева в подражании Клюеву и Клычкову и делает следующий вывод: “Перед Васильевым дилемма: или, поняв и усвоив опыт страны, подняться художественно над Клюевым, или, оставаясь в идейном плену у Клюева, стать эпигоном в поэзии и анекдотически запоздалым провинциальным десятым изданием в быту”.

Пожалуй, только Б. Пастернак хоть как-то на этом судилище пытался защитить П. Васильева. Он нашел в себе смелость выступить против “социального заказа” в литературе. Пастернак подчеркнул, что если поэту необходимо органически переделать себя, то это уже беда для всей нашей литературы. Художник – это цельный и гармоничный мир, и всякий диктат со стороны властей неминуемо приводит его к пустоте и творческой гибели. Но голос Пастернака так и остался гласом вопиющего в пустыне.

А что же Павел Васильев? Как он вел себя на этом вечере, как защищался? Вел он себя совсем не по-геройски, да он таким и не был в жизни. Не следует забывать, что ему тогда было всего 23 года. И не случайно в его ответе оппонентам слышится и фрондерство, и осознание своего таланта, и ненависть к режиму, и желание как-то сгладить возникший конфликт. Словно оправдываясь, П. Васильев говорит: “Хотя Клюев и Клычков на меня не влияли, у нас во многих отношениях родная кровь. И все мы ребята такого сорта, на которых повлиять очень трудно. Это блестяще доказал Клычков, особенно Клюев. Тут – советское строительство, а с Клычкова как с гуся вода. Мне грустно признаться, что это советское строительство и на меня очень мало повлияло. Я должен прямо сказать об этом”. А далее пошла какая-то политическая демагогия, словно устами Васильева заговорил не русский поэт, а партийный чиновник. “Присмотримся к времени, которое мы переживаем. Сейчас в той же Германии фашисты устраивают еврейские погромы, в самой нашей стране тут и там орудует классовый враг. Теперь ни один поэт и вообще поэзия не может быть связана с политикой. Теперь выступать против революции и не выступать активно с революцией – это всего через несколько лет, когда “сошьют” расстрельное дело, будет фигурировать и этот документ. Не смогли его спасти ни соглашательство (пусть и на словах) с новой властью, ни революционный настрой некоторых его произведений. Ибо не это было главным в его творчестве. Он был опасен этой власти своей укорененностью в русской почве, своей любовью к “родительнице-степи”.

 

И закончить статью мне бы хотелось словами самого поэта:

Ох и долог путь к человеку, люди,

Но страна вся в зелени – по колени травы.

Будет вам помилование, люди, будет,

Про меня ж, бедового, спойте вы.

_________________________________________

[1] В работе использованы архивные материалы, любезно предоставленные директором дома-музея П.Васильева в Павлодаре Л.Г. Бунеевой. В дальнейшем все цитаты (помимо специально оговоренных) приводятся по материалам архива.

[2] Литературный критик. 1934. № 1. С. 48.

[3] Лежнев А. Современники. М., 1927. С. 132.

 

назад