Омский академический театр драмы
english
 К 1900 г. Омск по уровню развития стал вполне театральным городом и имел право и все основания для того, чтобы выдвинуться в ряд первых по театральной культуре центров Западной Сибири. Он мог "выдержать"  целый сезон любую солидную драматическую труппу. Но строить серьезную работу на базе неприспособленных для театра случайных сценических площадок, вроде зала общественного собрания, войского манежа или даже "сичкаревки", было невозможно.
     Прежде всего требовалось разрешить вопрос о специальном помещении.
     Необходимость иметь свой постоянный профессиональный театр, стала бесспорной для всех передовых людей омска, кроме "отцов города", т.е. членов Городской Думы.
     В административном военно-чиновном центре Западной Сибири царила атмосфера тупой канцелярщины и обычного страха перед нововведениями.
     Еще 3 мая 1894 г. , как сообщает журнал "Артист" (№ 38, 1894 г.), происходило совещание членов Омского драматического общества, на котором решено было устроить несколько спектаклей для образования фонда на постройку театрального здания. Однако средств от этих спектаклей едва хватило на ремонт манежа к следующему сезону, и мысль о постройке театра осталась неосуществленной.
      Во время отчета драматического общества, происходившего 27 февраля 1896 г. , этот вопрос снова стал на повестке дня.

 "Степной край" 8 фераля того же года поместил подробный протокол этого заседания, на котором председатель драматического общества внес предложение -- построить новый театр на средства займа, при содействии Городской Думы.
      "Неужели город в этом важном деле не подаст руки помощи ? -- взывает корреспондент "Степного края". -- Статочное ли дело: Омск имеет чуть ли не 40 000 жителей и в нем нет ни одного порядочного общественного здания -- ни клуба, ни зала, ни театра !"
       Но Городская Дума не подала руки помощи. Не поддержала она попыток и частных предпринимателей.
       Только спустя три года на заседании от 17 февраля 1898 г. Городская Дума признала, наконец, необходимым устройство в Омске городского театра.  "Ввиду недостаточности у города средств на постройку его может быть ассигновано не более 100 000 рублей. Деньги эти могут быть приобретены посредством займа в одном из кредитных учереждений... Если при театре устроить три или четыре магазина, то таковые при существующей в настоящее время арендной плате на них принесут доход от 5 до 6 тысяч рублей в год. Это даст возможность не только производить из доходов театра уплату процентов, но даже погашать долг", -- говорится в протоколе заседания Думы.
        Была выделена специальная комиссия во главе с городским головой Остапенко, которой поручалось избрать место для постройки театра, составить проект и смету постройки.
        15 мая, то есть через два месяца, комиссия определила, что "самым удобным местом для постройки театра была бы базарная площадь... а театральное же здание должно быть устроено на 800 зрителей с партером не менее 300 мест, с двумя ярусами лож, кроме бенуара, с тремя выходами с фасадной стороны и двумя с задней стороны. При театре должно быть фойе, буфет, комната для кассы, гардеробная и другие вспомогательные помещения... Кубические содержание этого сооружения должно заключать около 2 000 куб. сажен" (из протокола заседания Городской Думы от 15 мая 1898 г. Госархив Омской области, ф. 30, ед. хр. 23).
         Составление пректа и плана театра следует, по мнению комиссии, предложить местным архитектурным силам, объявив для этого конкурс. Срок для представления проектов назначить не позже 1 октября 1898 г.
          Городская Дума согласилась с мнением комиссии и предоставила ей широкие полномочия и полную свободу действия, которой члены комиссии, как мы увидим впоследствии, и не преминули воспользоваться в своих интересах.
          Спустя три года -- 8 июля 1901 г. -- в Омске состоялась торжественная закладка нового городского театра.
           Постройка его длилась более четырех лет. Ответственным исполнителем и наблюдателем за всем строительством театра был назначен инженер Хворинов -- за вознагрождение из расчета 4 процента со стоимости постройки.
           В середине 1905 г. , наконец, Хворинов приказал снять леса.
           Перед омичами  выросло большое двухэтажное каменное здание, построенное по образцу столичных театров. Красивый, в строгих пропорциях фасад, с  выдающимся вперед подъездом. Над подъездом открытая терраса и такие же, но несколько меньше, балконы над боковыми служебными входами. Небольшой купол над зрительным залом, окруженный вышками на угловых выступах здания, примыкал к фронтону, увенчавшему сцену.

            Затейливые линии позднего барокко подчеркивались цепью пилястр, идущей вокруг всего театра, и легким орнаментом баллюстрад на балконах второго этажа. На крыше и на балконах красовались фигурные вазы, а на стенах выделялись ленные украшения. Между пилястрами по фасаду в двух глубоких нишах были установлены бюсты великих русских писателей-современников Чехова и Толстого.
             Внешний вид театра превзошел все ожидания омичей.
             После иркутского четырехярусного театра на 1 000 мест, постройка которого закончилась в    1987 г.  и  обошлась более чем в 300 тысяч рублей,  Сибирь еще не видела такого солидного и красивого театрального здания.
             Омскому театру предлагали свои услуги несколько популярных и незаурядных провинциальных антрепренеров.Среди них и знакомый уже Омску П. П. Медведев. Однако, Городская дума остановилась на Е. М. Долине, по отзывам прессы, хорошо зарекомендовавшем себя в Архангельске.
             Наконец, наступил долгожданный день. "Дорогая затея омских отцов города, двигавшаяся черепашьим шагом почти  5  лет, осуществилась", -- пишет корреспондент "Степного края".  24 октября
новый театр открыл сезон бессмертной комедией Гоголя "Ревизор".
 Искусство и культура  Другая страница о театре