ОРМ: СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ

Тараканов А. А.
mailto:j72tarakanov@law.omsu.omskreg.ru

"Конечно, ФСБ не собирается брать Интернет под контроль, но мы имеем в виду, что современные средства телекоммуникации могут быть использованы во вред безопасности страны. Мы должны строить свою работу так, чтобы потенциальный противник не мог спокойно получать закрытую информацию через Интернет"
Бывший директор ФСБ Владимир Путин.
Встреча с интернет-общественностью 28 декабря 1999 года.

Введение

Прежде всего, следует выделить особые оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) из числа всех тех ОРМ, которые предусмотрены ФЗ о оперативно-розыскной деятельности (ОРД) от 12 апреля 1995 года, так как эти ОРМ, ограничивают конституционные права человека и гражданина, производятся уполномоченными на то органами (органы, осуществляющие ОРД), с использованием только их оперативно-технических средств, с обязательным на то решением суда и связанные с:
(а) контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
(б) прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи;
(в) со снятием информации с технических каналов связи.

В этой работе будет рассматриваться последнее ОРМ - сыскной съем информации с линии связи, предназначенной для передачи данных в электронном виде (с помощью сигналов, импульсов и т. д.). Данное ОРМ проводится с использованием технических средств органов ОРД, уполномоченных на то ФЗ "об ОРД": ФСБ, органов ВД и налоговой полиции.
Всю совокупность технических средств, которая обеспечивает проведение данное ОРМ, называют СОРМ - Система технических средств по обеспечению функций Оперативно-Розыскных Мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи, которая была утверждена приказом Госкомсвязи N 47 от 27.03.1999г.

Принципы ОРМ - снятие информации с технических каналов связи

Законность и ограничение прав и свобод человека и гражданина. Хотя ОРМ и несколько ограничивает права и интересы человека и гражданина, в целом, мы признаем законность и конституционность ОРМ, принимаем это как аксиому, на основании ст. 55 Конституции РФ, которая позволяет ограничивать права и свободы человека и гражданина любым федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То же мы можем сказать и о нормах международного права - часть 2 статьи 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР еще 22 ноября 1991 г. гласит:
"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе".

То есть, при исполнении требований закона и в установленном им порядке, ОРМ - законные и конституционные действия государства для обеспечения своей безопасности и поддержания правопорядка, проводимые уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Ограниченный список уполномоченных органов, осуществляющих ОРМ. В соответствии с частью 4 ст. 6 ФЗ "об ОРД": ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов ФСБ, органов ВД и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

В соответствии же с п. 2 Указа Президента РФ "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" от 1 сентября 1995 года (опубликован 14 июня 1999 - ранее был "ДСП") установлено, что СОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ. И только "при отсутствии у органов ФСБ на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами ВД РФ".

Санкционированность судом. Так как это ОРМ ограничивает права человека и гражданина, то в соответствии с частью 2 ст. 8 ФЗ "об ОРД":
"Проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения".

В соответствии с частью 4 ст. 32 ФЗ "о связи":
"ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения".

Конфиденциальность и конспиративность ОРМ. В соответствии с частью 4 ст. 5 ФЗ "о государственной тайне" в перечень сведении, являющихся государственной тайной, включены сведения в области оперативно - розыскной деятельности:
(а) о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности,
(б) а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
(в) о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Конспиративность заключается в проведении данного ОРМ негласным способом, т. е. в тайне от посторонних лиц и особо от лиц, в отношении которых проводится данное ОРМ.

Взаимодействие с объектами связи при осуществлении ОРМ. В соответствии со статьей 14 ФЗ "о связи": предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам ОРД возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки деятельности любых сетей и средств связи

В лицензиях, выдаваемых операторам связи на осуществление их деятельности (провайдерам услуг Интернет, пейджинговым операторам), включаются положения (на примере Условий осуществления деятельности ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшнс", п. 23), обязывающие:
(а) оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий;
(б) принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;
(в) в случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки действия телематических служб и средств связи лицензиата;
(г) подключение пользователей должно осуществляться после выполнения требований в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ОРД". То есть в первую очередь обеспечиваются интересы органов, осуществляющих ОРД.

Ограниченный оборот специальных средств, предназначенных для ОРМ. В соответствии с частью 6 и 7 ст. 6 ФЗ "об ОРД":
"Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации".

Соответственно, постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. и постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214.

Проблемы ОРМ - снятие информации с технических каналов связи

Принудительное изъятие персональных данных. Иногда органы ОРД обязывают оператора связи предоставлять любую информацию об абонентах сети в том числе и персональные данные. Причем часто все данные и без какого-либо согласия, то есть через существующую систему ОРМ, хотя это ОРМ, называемое "наведение справок", предусмотренное п. 2 части 1 ст. 6 ФЗ "об ОРД", должно проводится только согласия оператора связи (провайдера, пейджингового оператора). И в соответствии с п. 3.1 "общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СОРМ)", даже в порядке полного съема информации можно снимать информацию только "о времени начала и завершения предоставления услуги; сетевые адреса (имена) пользователей; информация, передаваемая или принимаемая конкретным пользователем и проходящая через узел (узлы) СДЭС в процессе предоставления услуг".

Следует также помнить об уголовной ответственности (ст. 137 УК) за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица (персональных данных), особенно оператору связи, который не должен осуществлять передачу персональных данных из корыстных и иных побуждений. То есть, сотрудничая с органами ОРД, он не вправе требовать вознаграждения.

Финансирование. Как следует из статья 19 ФЗ "о ОРД": финансовое обеспечение ОРД осуществляется из федерального бюджета, средства же расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов. И в соответствии с частью 3 статьи 6: ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов ФСБ, органов ВД и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность. Интересна тогда такая информация, что органы осуществляющие формирование СОРМ, перекладывают все материальные и финансовые затраты на сами организации связи (провайдеров, операторов связи) и за установку "черных ящиков" для контроля за электронной перепиской придется заплатить самим провайдерам. По их оценкам, такая приставка обойдется примерно в 15-20 тыс. долларов. В целом вывод некоторых экспертов таков: в случае реализации СОРМ в Интернете органы ОРД получат мощный инструмент слежки за гражданами, а провайдеры и их клиенты будут оплачивать эту слежку из своего же кармана. Причем если организация связи отказывается устанавливать такое оборудование, даже в силу недостаточности средств, то на этом основании Госсвязьнадзор может лишить организацию лицензии.

Недостаток отечественного оборудования для СОРМ. Как это ни странно, в России не хватает отечественного оборудования для СОРМ. Причем, большинство оборудования объектов связи, естественно, импортного производства и, конечно, в этом оборудовании часто стоят "закладки" (устройства для съема информации) не наших спецслужб.

Снижение качества услуг. Есть мнение, что при функционировании СОРМ, будет заметно снижение скорости и качества связи, особо учитывая тот факт, что орган, осуществляющий ОРД, имеет право прервать связь немедленно, если у него возникнут какие - либо подозрения, и не только орган ОРД, а также и Госсвязьнадзор и иные органы.

Неразработанный механизм контроля. Если бы операторы связи (провайдеры, пейджинговые операторы) регулярно уведомляли клиентов о таковых мероприятиях и о том, что их почтовый и прочий трафик может контролироваться ФСБ с удаленного ПУ да так, что у самого провайдера нет возможности удостовериться (в противоречие ст. 32 ФЗ "о связи", где именно "операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи"), то в результате сами клиенты озаботились бы этой проблемой и получили бы основания воспользоваться правом, предусмотренным ст. 5 ФЗ " об ОРД", то есть обжаловать действия и решения органов ОРД в суд. Но могут ли они? В соответствии со ст.14 ФЗ "о связи" операторы обязаны "принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий". Да это было бы и не выгодно, так как клиентов конечно же отпугивало бы сообщение о том, что "Ваш провайдер контролируется ФСБ!".

Да и как оператор связи будет знать законность и обоснованность съема инфомации, осуществляемый органом ОРД, если этот съем идет даже без его ведома. То решение, которое выдается судом для санкционирования этого ОРМ, распространяется на конкретный круг лиц, а не на всех клиентов сети. Почему же тогда в порядке СОРМ проводится контороль лиц, которые вообще никак не связаны с лицом, по которому проводятся ОРМ? Это решение суда никому не предъявляется, что тоже предполагает широкое поле злоупотреблений.

Также за 3 дня, которые предоставляются органам, осуществляющим ОРД, нашим законодательством "в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ" (часть 3 ст. 8 ФЗ "об ОРД"), можно собрать столько информации, сколько никак не соберешь иными ОРМ. Даже не получая никакого решения суда, с одним лишь мотивированным постановлением одного из руководителей органа ОРД. Следовало бы уменьшить сроки санкционирования хотя бы этого ОРМ, иначе существуют большие возможности злоупотреблений.

Заключение

Снятие информации с технических каналов связи эффективное и полезное для наших органов ОРД оперативно-розыскное мероприятие. Можно сказать даже перспективное, учитывая развитие современных информационных отношений и повышение оснащенности преступного мира. Также это инструмент по обеспечению информационной безопасности нашей страны. Самое главное, чтобы органы, осуществляющие ОРД, нашли ту тонкую грань, что разделяет конституционные права и свободы человека и гражданина и государственную безопасность, обеспечение правопорядка. В этом должностным лицам этих органов должен помогать закон и их профессиональное правосознание и разумный механизм контроля.

Более подробно с этим ОРМ можно ознакомиться на сервере "Libertarium"


[Титульная страница][Учебные материалы][Статьи][Ссылки на правовые ресурсы][Мы в Сети][Форум] This webpage is originally situated at [http://users.omskreg.ru/~j72tar/]. Counter was installed in 20.05.99. Last update: . E-mail to contact webmaster Off: [off2000@mail.ru] ...