Введение
Прежде всего, следует выделить особые оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) из числа всех тех ОРМ, которые предусмотрены ФЗ о оперативно-розыскной деятельности (ОРД) от 12 апреля 1995 года, так как эти ОРМ, ограничивают конституционные права человека и гражданина, производятся уполномоченными на то органами (органы, осуществляющие ОРД), с использованием только их оперативно-технических средств, с обязательным на то решением суда и связанные с:
(а) контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
(б) прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи;
(в) со снятием информации с технических каналов связи.
В этой работе будет рассматриваться последнее ОРМ - сыскной съем информации с линии связи, предназначенной для передачи данных в электронном виде (с помощью сигналов, импульсов и т. д.). Данное ОРМ проводится с использованием технических средств органов ОРД, уполномоченных на то ФЗ "об ОРД": ФСБ, органов ВД и налоговой полиции.
Всю совокупность технических средств, которая обеспечивает проведение данное ОРМ, называют СОРМ - Система технических средств по обеспечению функций Оперативно-Розыскных Мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи, которая была утверждена приказом Госкомсвязи N 47 от 27.03.1999г.
Принципы ОРМ - снятие информации с технических каналов связи
Законность и ограничение прав и свобод человека и гражданина. Хотя ОРМ и несколько ограничивает права и интересы человека и гражданина, в целом, мы признаем законность и конституционность ОРМ, принимаем это как аксиому, на основании ст. 55 Конституции РФ, которая позволяет ограничивать права и свободы человека и гражданина любым федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То же мы можем сказать и о нормах международного права - часть 2 статьи 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР еще 22 ноября 1991 г. гласит:
"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе".
То есть, при исполнении требований закона и в установленном им порядке, ОРМ - законные и конституционные действия государства для обеспечения своей безопасности и поддержания правопорядка, проводимые уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Ограниченный список уполномоченных органов, осуществляющих ОРМ. В соответствии с частью 4 ст. 6 ФЗ "об ОРД": ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов ФСБ, органов ВД и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
В соответствии же с п. 2 Указа Президента РФ "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" от 1 сентября 1995 года (опубликован 14 июня 1999 - ранее был "ДСП") установлено, что СОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ. И только "при отсутствии у органов ФСБ на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами ВД РФ".
Санкционированность судом. Так как это ОРМ ограничивает права человека и гражданина, то в соответствии с частью 2 ст. 8 ФЗ "об ОРД":
"Проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения".
В соответствии с частью 4 ст. 32 ФЗ "о связи":
"ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения".
Конфиденциальность и конспиративность ОРМ. В соответствии с частью 4 ст. 5 ФЗ "о государственной тайне" в перечень сведении, являющихся государственной тайной, включены сведения в области оперативно - розыскной деятельности:
(а) о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности,
(б) а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
(в) о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
Конспиративность заключается в проведении данного ОРМ негласным способом,
т. е. в тайне от посторонних лиц и особо от лиц, в отношении которых проводится данное ОРМ.
Взаимодействие с объектами связи при осуществлении ОРМ. В соответствии со статьей 14 ФЗ "о связи": предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам ОРД возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки деятельности любых сетей и средств связи
В лицензиях, выдаваемых операторам связи на осуществление
их деятельности (провайдерам услуг Интернет, пейджинговым операторам),
включаются положения (на примере Условий осуществления деятельности ЗАО
"Байярд-Славия Коммуникейшнс", п. 23), обязывающие:
(а) оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий;
(б) принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;
(в) в случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки действия телематических служб и средств связи лицензиата;
(г) подключение пользователей должно осуществляться после выполнения требований в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ОРД". То есть в первую очередь обеспечиваются интересы органов, осуществляющих ОРД.
Ограниченный оборот специальных средств, предназначенных для ОРМ. В соответствии с частью 6 и 7 ст. 6 ФЗ "об ОРД":
"Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации".
Соответственно, постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. и постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214.
Проблемы ОРМ - снятие информации с технических каналов связи
Принудительное изъятие персональных данных. Иногда органы ОРД обязывают оператора связи предоставлять любую информацию об абонентах сети в том числе и персональные данные. Причем часто все данные и без какого-либо согласия, то есть через существующую систему ОРМ, хотя это ОРМ, называемое "наведение справок", предусмотренное п. 2 части 1 ст. 6 ФЗ "об ОРД", должно проводится только согласия оператора связи (провайдера, пейджингового оператора). И в соответствии с п. 3.1 "общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СОРМ)", даже в порядке полного съема информации можно снимать информацию только "о времени начала и завершения предоставления услуги; сетевые адреса (имена) пользователей; информация, передаваемая или принимаемая конкретным пользователем и проходящая через узел (узлы) СДЭС в процессе предоставления услуг".
Следует также помнить об уголовной ответственности (ст. 137 УК) за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица (персональных данных), особенно оператору связи, который не должен осуществлять передачу персональных данных из корыстных и иных побуждений. То есть, сотрудничая с органами ОРД, он не вправе требовать вознаграждения.
Финансирование. Как следует из статья 19 ФЗ "о ОРД": финансовое обеспечение ОРД осуществляется из федерального бюджета, средства же расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов. И в соответствии с частью 3 статьи 6: ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре объектов связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов ФСБ, органов ВД и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность. Интересна тогда такая информация, что органы осуществляющие формирование СОРМ, перекладывают все материальные и финансовые затраты на сами организации связи (провайдеров, операторов связи) и за установку "черных ящиков" для контроля за электронной перепиской придется заплатить самим провайдерам. По их оценкам, такая приставка обойдется примерно в 15-20 тыс. долларов. В целом вывод некоторых экспертов таков: в случае реализации СОРМ в Интернете органы ОРД получат мощный инструмент слежки за гражданами, а провайдеры и их клиенты будут оплачивать эту слежку из своего же кармана. Причем если организация связи отказывается устанавливать такое оборудование, даже в силу недостаточности средств, то на этом основании Госсвязьнадзор может лишить организацию лицензии.
Недостаток отечественного оборудования для СОРМ. Как это ни странно, в России не хватает отечественного оборудования для СОРМ. Причем, большинство оборудования объектов связи, естественно, импортного производства и, конечно, в этом оборудовании часто стоят "закладки" (устройства для съема информации) не наших спецслужб.
Снижение качества услуг. Есть мнение, что при функционировании СОРМ, будет заметно снижение скорости и качества связи, особо учитывая тот факт, что орган, осуществляющий ОРД, имеет право прервать связь немедленно, если у него возникнут какие - либо подозрения, и не только орган ОРД, а также и Госсвязьнадзор и иные органы.
Неразработанный механизм контроля. Если бы операторы связи (провайдеры, пейджинговые операторы) регулярно уведомляли клиентов о таковых мероприятиях и о том, что их почтовый и прочий трафик может контролироваться ФСБ с удаленного ПУ да так, что у самого провайдера нет возможности удостовериться (в противоречие ст. 32 ФЗ "о связи", где именно "операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи"), то в результате сами клиенты озаботились бы этой проблемой и получили бы основания воспользоваться правом, предусмотренным ст. 5 ФЗ " об ОРД", то есть обжаловать действия и решения органов ОРД в суд. Но могут ли они? В соответствии со ст.14 ФЗ "о связи" операторы обязаны "принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий". Да это было бы и не выгодно, так как клиентов конечно же отпугивало бы сообщение о том, что "Ваш провайдер контролируется ФСБ!".
Да и как оператор связи будет знать законность и обоснованность съема инфомации, осуществляемый органом ОРД, если этот съем идет даже без его ведома. То решение, которое выдается судом для санкционирования этого ОРМ, распространяется на конкретный круг лиц, а не на всех клиентов сети. Почему же тогда в порядке СОРМ проводится контороль лиц, которые вообще никак не связаны с лицом, по которому проводятся ОРМ? Это решение суда никому не предъявляется, что тоже предполагает широкое поле злоупотреблений.
Также за 3 дня, которые предоставляются органам, осуществляющим ОРД, нашим законодательством "в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ" (часть 3 ст. 8 ФЗ "об ОРД"), можно собрать столько информации, сколько никак не соберешь иными ОРМ. Даже не получая никакого решения суда, с одним лишь мотивированным постановлением одного из руководителей органа ОРД. Следовало бы уменьшить сроки санкционирования хотя бы этого ОРМ, иначе существуют большие возможности злоупотреблений.
Заключение
Снятие информации с технических каналов связи эффективное и полезное для наших органов ОРД оперативно-розыскное мероприятие. Можно сказать даже перспективное, учитывая развитие современных информационных отношений и повышение оснащенности преступного мира. Также это инструмент по обеспечению информационной безопасности нашей страны. Самое главное, чтобы органы, осуществляющие ОРД, нашли ту тонкую грань, что разделяет конституционные права и свободы человека и гражданина и государственную безопасность, обеспечение правопорядка. В этом должностным лицам этих органов должен помогать закон и их профессиональное правосознание и разумный механизм контроля.
Более подробно с этим ОРМ можно ознакомиться на сервере "Libertarium" |