Административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора

Помощник прокурора Омского района Кайль Е. А.

Целью деятельности прокуратуры является обеспечение верховенства закона, охраняемых законом интересов общества и государства, а одно из основных направлений - защита прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время практически не существует сфер правовой жизни общества, на которые не могли бы воздействовать органы прокуратуры, в связи с чем они ежегодно рассматривают многочисленные жалобы граждан и заявления юридических лиц.

19 июля 1995 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", который предусматривал административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора (статьи 165-10, 165-11), что явилось дополнительной гарантией осуществления деятельности прокурора, следовательно и гарантия защиты прав интересов граждан.

Следует учитывать, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а круг полномочий прокурора достаточно широк - он вправе по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных ему организаций, требовать предоставления необходимых документов, материалов; вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона, требовать привлечения лиц к дисциплинарной и материальной ответственности и т. д. В случае невыполнения законных требований прокурора, последний выносит в отношении лица, совершившего правонарушение (предусмотренное статьями 165-10, 165-11 КоАП) постановление, рассматриваемое в дальнейшем районным судом в течение трех суток со дня получения постановления и иных материалов дела в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, а также с участием прокурора.

Статьи 165-10 и 165-11 КоАП предусматривают взыскание в виде штрафа от одной десятой минимального размера оплаты труда до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда для ст. 165-10 или десяти - для ст.165-11.

В постановлении должны быть указаны: дата и место составления, сведения о личности нарушителя, место время совершения и существо административного правонарушения, объяснение нарушителя и иные сведения (статьи 234, 235 КоАП). Могут указываться и такие сведения, как семейное положение нарушителя, размер его заработной платы, данные о повторном в течение года совершении однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, так как при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность. Следует также отметить, что взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев, а при длящемся правонарушении- двух месяцев со дня обнаружения, причем срок начинает течь на следующий день после окончания дня, до истечения которого требования прокурора должны быть исполнены. Например, для представления прокурора установлен месячный срок дачи ответа, поэтому срок наложения административного взыскания начинает течь по истечении месячного срока со дня внесения этого акта.

Прокурор может опротестовать постановление по делу или решение по жалобе об административном правонарушении. Опротестование незаконного и необоснованного постановления по делу или решения по жалобе является не только правом, но и обязанностью прокурора.

Поэтому гражданам и должностным лицам организаций всегда следует помнить, что требования прокурора обязательны для исполнения, в противном случае вы подвергаете себя штрафу.

(с) 1999


|Титульная страница|Учебные материалы|Статьи|Ссылки на правовые ресурсы|Мы в Сети|Форум|
This webpage is originally situated at http://users.omskreg.ru/~j72tar/. Counter was installed in 20.05.99. Last update: . E-mail to contact webmaster Off: off2000@mail.ru ...