Живопись


Материал, использованный в данном сайте не имеет формального разрешения. Может быть снят по первому требованию авторов.

"Виктор Михайлович Васнецов ".

(1848-1926г.)


на главную

следующая


В.И.Васнецову по праву принадлежит имя великого русского художника. Все его творчество - "изумительная галерея правды, национальности и талантливости - есть одно из главных прав Васнецова на великое значение в истории нашего искусства". Так писал В. В. Стасов о замачательном русском мастере из славной плеяды крупнейших представителей русской демократической культуры. Славу талантливого жанриста принесли Васнецову картины этого же времени: "Нищие-певцы","Чаепитие","Книжная лавочка","С квартиры на квартиру","Преферанс" и ряд других. На рубеже 70-80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Не удовлетворенный повседневностью, он перестает обращаться к ее изображению и по его собственным словам, из жанриста становится "историком несколько на фантастический лад". Однако интерес к народной жизни, тема судьбы народной, составляющая содержание большинства жанровых работ Васнецова, оставелась центральной и в новый период его творчества. С квартиры на квартиру
Увлечение Васнецова историческими и сказочными мотивами проявлялось и раньше, еще в годы пребывания в Академии. Тогда уже Васнецовым были созданы два рисунка на темы из древнерусской жизни:"Княжеская иконописная мастерская"(1870 г.), "Витязь"(1871 г.) и иллюстрации к повести Гоголя "Тарас Бульба". Чтобы окончательно встать на новый путь, Васнецову нужен был лишь "толчок", которым и послужил для него отъезд в Москву(1878 г.), знакомство с ее памятниками старины. При посредстве С. И. Мамонтова(основателя кружка) Васнецов получил заказ на декоративные картины-панно для зала заседаний правленя Донецкой железной дороги. В этих двух картинах - "Битве славян со скифами","Трех царевнах подземного царства"(1884 г.)- Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества. Однако наиболее глубоко смысл народных преданий был раскрыт Васнецовым в его последующих монументальных полотнах:"После побоища Игоря Святославовича с половцами","Богатыри", а также в картине "Аленушка" и оформлении спектакля "Снегурочка". Появление картины "После побоища Игоря Святославовича с половцами"(1880 г.), задуманной еще в Петербурге в годы увлечения жанром, было подлинным событием в художественной жизни. О красоте человека из народа говорит убедительно и задушевно знаменитая васнецовская "Аленушка"(1881 г.) Алёнушка
Период расцвета творчества Васнецова характеризуется прежде всего созданием больших произведений, отражающих поиски монументальных образов и форм. С 1883 по 1885 год он пишет огромный фриз "Каменный век" для одного из залов Исторического музея в Москве. Эпические нотки свойственны красочным акварельным иллюстрациям к "Песне о вещем Олеге" А. С, Пушкина. Но главным венцом всех усилий художника оставалась все же станковая картина на историко-былинную тему, обладающая монументальностью и декоративными качествами. Наиболее значительными среди этих работ являются полотна "Богатыри"(1881-1898 г.)и "Ковёр -самолёт"(1882) по справедливости оцененные В. В. Стасовым как одно из капитальных творений художника и современной ему русской живописи. Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свобоно из мира древнего народного, безымянного творчества и не оставил во славу его столько замечательных произведений. Ковёр-самолёт