Обычаи и нравы
 |
Обычаи и нравы народов Афганистана вырабатывались
в процессе жизни многих поколений.
Своеобразный уклад жизни
афганского народа регулируется мусульманской религией, нормами шариата, а
также, особенно в семейном быту, обычным правом "адат" (кодекс чести и
достоинства афганца). В нём отражены нормы и правила поведения,
семейно-бытовые отношения, оговариваются условия применение кровной мести,
компенсация за убийство, определяются обряды.
Гостеприимство.
Каждый афганец, каким бы бедным он ни был, рассматривает гостеприимство
как дело своей чести, репутации и национальной гордости. Гостя всегда
приветствуют словами: "Как ваше здоровье?", "Добро пожаловать!", "Да не
знаете усталости", и предложат выпить чаю. Ему предоставят самое лучшее
место за столом или на ковре и самую лучшую пищу.
Правила хорошего
тона и афганский национальный этикет требует от гостя, как бы он ни был
сыт, отведать угощения и дать ему высокую оценку.
Афганцы по натуре
исключительно общительные люди. Они резко осуждают тех, кто ведёт
одинокий, затворнический образ жизни, сторонится людей, не имеет
друзей.
Отличительная черта афганцев, нашедшая своё отражение в
обычае "бадал хистал" (компенсация) заключается в их нетерпимости к обиде
и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику,
"компенсировать" ущерб нанесённый их собственности или чести. Афганец не
прощает и не забывает обиду, более того, он предпочитает "око за око, зуб
за зуб, кровь за кровь". До сих пор в Афганистане на этой почве имеют
место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные
столкновения. У некоторых афганских племён, особенно на юге, западе,
юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая "компенсация" с
целью прекращения кровопролития и кровной мести отдавать родственникам
убитого одну или нескольких девушек-невест. Такая компенсация за убитого
носит название "плата за мир".
Обычай "бадал хистал" имеет и другую
сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Афганец
считает поведение человека презренным и низким, когда тот не платит
взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение.
В обычном
праве афганцев предусмотрены различные меры наказания за супружескую
неверность, за оскорбление чести и достоинства женщины, нарушение принятых
семейных устоев. В случае измены жены, муж, руководствуясь афганским
кодексом чести, убивает обоих виновных. При этом, если факт измены будет
доказан, он не несёт никакой ответственности за совершённое
убийство.
Если жена, будучи уличена в неверности, убежит от мужа к
своим родственникам, которые встанут на её защиту и откажутся выдать её
мужу, то по афганскому обычаю они рассматриваются как преступники и к ним
может применено наказание убийством.
За изнасилование виновному
отрезают ухо или нос или раздевают догола и забрасывают камнями. Афганские
обычаи не рекомендуют вдове выходить замуж второй раз, если у неё имеется
хотя бы один ребёнок.
В случаи бездетности или другой причины она
может стать женой только одного из близких родственников своего прежнего
мужа: брата, двоюродного брата и т.п. Однако если таковых не окажется, то
для неё находят мужа в своём же племени.
Афганцы с большим
уважением и почитанием относятся к старшим в семье и к убеленным сединами
старикам. Седобородый всегда был и остаётся у них синонимом мудрости и
богатого жизненного опыта. К советам стариков прислушиваются и поступают в
соответствии с их мнением и желанием, хотя часто их слово и не отвечает
новым требованиям жизни.
Если отец в результате своей старости и
немощи не может приносить пользу семье, он и тогда пользуется уважением и
заботой своих сынов и дочерей. Его дети и внуки, как правило, делают всё,
что в их силах, чтобы старый человек ни в чём не нуждался и ни на что не
жаловался. Проклятие старого отца или матери считается у афганцев самым
тяжёлым наказанием.
Афганцы обращают большое внимание на хорошие
манеры. Они исключительно пунктуальны в манерах, приветствуя друг друга,
хотя это зависит главным образом от социального происхождения человека,
которого приветствуют. Рукопожатия, дружеские приветствия и поцелуи в щёки
считаются у них обязательными при встречах друзей и родственников. Когда
встречают старшего по возрасту и положению, то скрестив руки на груди,
делают небольшой поклон в его сторону, а затем целуют ему руки. Эта манера
приветствия распространена в сельской местности. Таким образом, молодые
люди здороваются со своими родителями и учителями. Среди образованных и
городских слоёв населения всё большее распространение получают европейские
манеры рукопожатия.
У афганцев не принято подавать руку женщине.
Считается даже неприличным обращаться с вопросом к незнакомой женщине,
говорить с ней. И, наоборот, не допускается, чтобы женщина заводила
разговор с незнакомым мужчиной.
Следует иметь в виду, что вопросы
взаимоотношений с афганцами, их женщинами являются довольно щепетильными.
Нельзя спрашивать у афганца имени его жены или дочери, справляться об их
здоровье. При гостях обычно хозяйка дома не появляется, и нельзя
спрашивать, почему её нет. Если семья интеллигентная и хозяйка появляется
при гостях, здороваться следует, не подавая руки (они редко сами подают
руку). Целовать хозяйку при встрече или прощании совершенно чуждо для
афганцев. Среди афганцев совершенно не приняты различные шутки на интимные
темы, такие шутки принимаются за оскорбление и вызывают у них скрытую
злобу.
Дерзким и оскорбительным расценивается поступок незнакомца,
если он предложит женщине помощь при выходе из общественного транспорта. В
Афганистане женщины выходят и входят только через переднюю дверь
городского транспорта, а мужчины через заднюю и выходят через переднюю
дверь.
По афганским нормам женщина должна быть скромной,
застенчивой, робкой и благопристойной, не смеяться и не говорить громко.
Процентное соотношение мужчин и женщин в стране примерно 52 : 48. Меньшая
доля женщин объясняется их более высокой смертностью из-за плохих
социально-бытовых условий.
Считается нарушением правил хорошего
тона, если мужчина обращается к женщине по имени. При обращении друг с
другом афганцы употребляют слова "саиб" (господин) и "товарищ", иногда
добавляя к ним "дорогой", "мой дорогой" и "уважаемый".
Одежда
афганцев различается в зависимости от района проживания, принадлежности к
тому или иному племени Афганистана. Чаще всего мужской костюм состоит из
рубахи (камис), широких штанов (партуг) и безрукавки (садрый). Головной
убор афганца - это тюбетейка или войлочный колпак (нуристанка) и чалма.
Состоятельные горожане и интеллигенция носят европейский костюм и
небольшую каракулевую шапочку (папаха). Одежда женщин состоит из длинной
рубахи и доходящих до щиколотки штанов. Для улицы одевается закрытое
платье с вышивкой или несколько юбок. Голову повязывают платком или
накидывают тонкое покрывало (чадру). На ногах и у мужчин, и у женщин -
сандалии традиционного или более современного образца, чаще всего на босу
ногу. У женщин обычны украшения: ушные и носовые серьги, кольца, браслеты,
бусы, мониста.
Обычай закрывать лицо у женщины основывается на
передаваемой из поколения в поколение легенде, что будто бы пророк
Мухаммед запрещал женщинам появляться в обществе незнакомых мужчин, дабы
не навлекать на себя взоры любопытных. В настоящее время этот обычай мало
кто выполняет.
В современном Афганистане официальным
государственным календарём является календарь солнечной хиджры. Кроме него
используется лунная хиджра и григорианское (европейское) летоисчисление.
Счёт солнечной хиджры ведётся от 16 июля 622 года, когда пророк Мухаммед,
по преданию, переселился из Мекки в Медину. Новый год у афганцев
начинается с 21 марта по солнечной хиджре.
Одежда и украшения
афганцев
|