Около трех столетий назад отряд подполковника лейб-гвардии Преображенского
полка Ивана Бухольца высадился в устье реки Оми и построил два небольших,
обнесенных частоколом редута. Тогда, в 1716 году, было положено начало
сибирскому городу.
Омск имеет свое лицо и неповторимость, которая основывается, прежде
всего, на удачном выборе места для новой крепости на слиянии тихой реки
Омь и вольного Иртыша.
Своеобразие города и непохожесть на другие определяют возведенные
в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры.
|
Многообразна стиливая картина архитектурного Омска Самые ранние
образцы мы находим в крепости. Кто бы мог подумать, что в Омске есть пример
барокко?
Гаупвахта(Облвоенкомат)
Омский образец барокко (здание бывшей гауптвахты) скромен, потому что
это не дворец, а здание сугубо военного назначения,не изменившее его и
наши дни. Сильные выступы боковых частей, характерный декор над окнами,
венчавшая здание до 30-х годов башня с часами, сообщали облику дома особую
привлекательность. На смену затейливому барокко пришел строгий и сдержанный
классицизм.
Сибирский кадетский корпус (Общевойсковое училище)
Пример его в Омске - здание сибирского кадетского корпуса (центральная
часть), ныне общевойсковое командное училище им.Фрунзе. Исполненное по
образцовому проекту, оно несет черты художественных вкусов своего времени.
Его стиливой характер повторен в облике Никольской церкви построенной
в 1840 году. "Строгий, стройный вид " сооружения сродни его архитектурным
собратьям в Петербурге.
Никольский собор
И немудрено, ведь собор построен как сказано в архивном документе, "по
рисункам В.П.Стасова", выдающегося русского зодчего.
Крестовоздвиженский собор расположенный на Тарской улице уже 130
лет. В его облике отразился интерес архитекторов второй половины XIX века
к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить
формы барочных построек. Еще более усилилось это впечатление после недавней
их реставрации с включением сусального золота. Купола стали излучать торжествующее
сияние.
Любинский проспект (ул. Ленина)
К 1905 году сформировался Любинский проспект. Ведущее место в комплексе
его зданий принадлежит, без сомнения, Московским рядам (архитектор О.Дессин),
где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества
мануфактур, в том числе П.Рябушинского, С.Морозова, братьев Носовых.
В лучших традициях русского театрального строительства выдержано
здание драматического театра (инженер И.Хворинов, 1904 год).
Омский драматический театр
Здание - яркий пример сочной, эклектичной пластики, господствовавшей
в тот период. Через десять лет здание увенчал "Крылатый Гений"
(скульптор В.Винклер).
В 1911 году в Омске была устроена знаменитая Западно-Сибирская сельскохозяйственная
и промышленная выставка. Смелость и новизна форм ее павильонов, выполненных
в стиле модерн, не остались незамеченными и оказали влияние на строительную
практику города. Появляются кирпичные особняки с асимметрично решенными
фасадами, характерными для модерна оконными проемами и декоративными деталями.
Городская дума
Среди старых омских зданий особенно привлекательны красные кирпичные
особняки, украшением которых были решетки ворот, ограды, консоли козырька
над главным входом.
Управление Омской железной дороги, стоявшее когда-то у городской
черты, поражает своей монументальностью.
Управление Омской железной дороги (Академия транспорта)
Здание действительно можно воспринимать как памятник Великому Сибирскому
пути, благодаря которому Омск в начале двадцатого века стал крупным торговым
и промышленным городом. Интерьеры и фасады этого здания, построенного по
проекту, разработанному в Министерстве путей сообщения, украшает скульптура
В.Винклера.
Архитектура первых лет Советской власти скромна и непритязательна.
"Первой ласточкой" в воплощении этой идеи можно считаться дом-общежитие
для рабочих Сибметаллтреста (инженер П.Голышев, архитектор В.Масленников,
1929 год). Новая общественная система утвердила новые требования в архитектурный
среде и городской планировке. Благоустройство и оздоровление города становится
главной задачей. Уже в 1923 году инженерами Линецким и Назаретовым был
разработан план, согласно которому город должен стать городом-садом. К
осуществлению замыслов приступили сразу. В конце1950-х - начале 1960-х
годов Омск стал известен как город-сад.
Проспект Маркса
В начале 1950-х годов началась активная застройка магистрали проспекта
К.Маркса, которая повлекла за собой изменение структуры города. В то же
время начал формироваться городок Нефтяников, возникновение которого связано
со строительством крупного нефтеперерабатывающего завода
Старый Омск не имел выхода к Иртышу. К реке были обращены задворки,
товарные пристани, склады, заводы. Градостроители нового Омска поставили
перед собой задачу развернуть город к реке - садами, набережными и улицами.
В наше время Иртыш является главной ландшафтной осью, вдоль которой развивается
и растет город.
Речной вокзал
Идея выхода города на левый берег возникла еще в начале 1950-х годов
при разработке московским институтом Гипрогор первого варианта генерального
плана развития современного города, кстати, вобравшего в себя основные
идеи выдающегося градостроителя В.Гресте, разработанные им в генеральном
плане Омска в 1829 году. Выход на левый берег Иртыша позволил улучшить
архитектурно-планировочную структуру города. Своеобразию микрорайонов Левобережья
способствует естественный ландшафт.
Мосты Омска не только связывают берега и людей, на них живущих, но
они еще и украшают город, восхищая смелостью инженерного решения и выразительностью
форм. Мосты возводились омскими строителями по проектам "Ленгипротрансмост".
За последние десятилетия в Омске построены крупные сооружения, обогатившие
городскую панораму. Это библиотека им. А.С.Пушкина, торговый центр(архитекторы
Ю.Земцов, В.Парфиненко и др.), спортивно-культурный комплекс "Иртыш"(архитекторы
М.Хаев, И.Голенко, Л.Маслова и др.), музыкальный театр (архитекторы Д.Лурье,
Н.Стужин и др.).
Библиотека им.Пушкина
Музыкальный театр
На странице использован текст И. Девятьяровой, В.Чиркова
("Омск.Городские мотивы.")

|