picture

Глобальная этносоциология
Автор: А.К.Гуц

Омск: ОмГУ, 1997. - 212 с.
Учебное пособие.
Цена: 15 руб. + 5 руб за пересылку
Заказы по E-mail: guts@univer.omsk.su


Глава 5.
Социальные системы

Для математического описания социальных систем будет использован системный (функциональный) подход Талкотта Парсонса [Пар10, Мон15]. Он излагается ниже в параграфах 5.3-5.9. Однако эту главу целесообразно начать с исторического обзора различных подходов к определению понятия "общество".

5.1. Понятия общество в социологии. Исторический обзор (Л.А.Паутова

На протяжении многих веков философы задумывались над вопросом, почему люди живут вместе, объединяясь в общество? Казалось бы, это легко определить. С обществом мы сталкиваемся каждый день от рождения до смерти. Более того, люди постоянно говорят об обществе: древнегреческом обществе, обществах американском, советском, феодальном, дворянском, обществе охраны животных и т.д. Однако несмотря на распространенность этого термина и несмотря на то, что общество рассматривается как главный "фокус" исследования многих наук (истории, социологии, социальной философии, экономики и др.), до сих пор не существует единого теоретического осмысления этого понятия.

Каким же видится общество представителям разных направлений в науке? Какие критерии положены в основу их определений? Проанализируем основные подходы.

На протяжении долгого периода развития философской мысли (начиная с Платона и Аристотеля) общество практически полностью отождествлялось с государством. Например, по мнению Аристотеля, государство есть не что иное, как масса граждан: "Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития..." [Ar,c.376]. Неразделение общества и государства сохраняется вплоть до Нового времени (Т.Гоббс, Д.Локк). Только в трудах Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Г.Гегеля начинается разведение этих двух понятий. Общество стало восприниматься как идея человечества, как морально-политическое единство, как выражение "общей воли". Философы начинают противопоставлять "гражданское общество" и "государство". Для Гегеля, например, гражданское общество выступает как система всесторонней зависимости, а государство как осуществление свободы, абсолютная цель разума, органическая жизнь народного духа и, более того, как путь Божий в мире.

Постепенно в социальных науках закрепляется определение общества, которое становится классическим и универсальным. Основной критерий его - наличие совокупности людей и определенного взаимодействия между ними.

Такое определение особенно удобно в преподавании и поэтому очень часто встречается в учебной литературе. Например, в учебнике Н.Смелзера по социологии дано определение, которое включает в себя основные классические признаки общества, легко замечаемые нами даже в повседневной жизни: "Общество - объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социо-культурную идентичность" [Смел14,c.6].

Таким образом, общество понимается, в первую очередь, как объединение, совокупность, ассоциация, агрегат людей, а затем выделяются второстепенные признаки: наличие территории, развитая культура, политическая независимость, самообеспеченность и т.д.

Однако такое определение, хотя и удобно в применении, но не всегда работает. Скажем, как быть с примитивными обществами, не имеющими развитой культуры в нашем понимании, или, например, с кочевыми обществами, не имеющими строго очерченной территории. Наконец, такой критерий, как "независимость" тоже не является универсальным. Вспомним полуколонии и колонии - разве они не являются обществами?

Как же можно еще определить общество? В социологии существует оригинальный подход к рассмотрению общественных процессов. В основе его лежит акцент на взаимодействии людей. Это такие направления, как понимающая социология, феноменология, символический интеракционизм, этнометодология. Здесь господствует тенденция к более абстрактному рассмотрению общества. Под него попадает в итоге любая социальная связь.

Традиция восходит к работам немецкого философа и социолога Г.Зиммеля, для которого центром исследования стало взаимодействие людей. Общество для него - это "комплекс обобществленных индивидов", "сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество" [Филип,c.35].

Такой подход утвердился в XX веке, особенно в англоязычной социологии (Ф.Знанецкий, Дж.Мид, Ч.Кули, Г.Гарфинкель). Это традиция сосредоточилась на анализе природы и форм социального взаимодействия, изучала символы, значения, смыслы, шаблоны, которые возникают в процессе общения людей. Главный их тезис: совокупность взаимодействий конституирует общество. Поэтому общество рассматривается главным образом как процесс, который постоянно порождается взаимодействием индивидов. Иными словами, общество есть "совокупность институционализированных форм поведения, под которыми понимаются формы сознания и действий, воспроизводящиеся обществом в пространственно-временной перспективе" [Гид,c.132].

Такой подход именуется в социологии как социологический номинализм. Главной его особенностью является рассмотрение в качестве исходного элемента анализа не социального образования как самостоятельного целого, а индивида и его действия. Действие людей порождает общество, а не наоборот, эти взаимодействия обретают социальное качество приобщаясь к сверхиндивидуальному (обществу, государству).

В итоге общество рассматривается через человека как творца всей своей собственной жизни, обладающего свободой воли. Если говорится о том, что общественная жизнь идет по определенному пути, заданному извне, то значит, индивиды выбирают несвободу и отсутствие выбора. В этом утверждении просматривается влияние на социологические концепции экзистенционализма: вне человека нет ничего такого, что принуждало бы его действовать тем или иным образом. Нет жесткого принуждение общества, есть только выбор человека, присущий его индивидуальной экзистенции.

Противоположный подход именуется как социологический реализм . Одним из самых распространенных его направлений является марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что общество не является механической суммой или агрегатом индивидов, это "сам человек в его общественных отношениях", "продукт взаимодействия людей". Для Маркса общество - это "сумма связей и отношений", "исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе их совместной деятельности" [Marx,c.222]. Однако Маркс рассматривает не непосредственное взаимодействие людей, смысл и символы, которые возникают в процессе будничного общения, как это делает интеракционизм или этнометодология. Его интересуют только процессы, связанные с экономикой. Это сверхиндивидуальные отношения, которые навязываются людям без учета их предпочтений и понимания.

В работах Маркса появляются элементы нового подхода к исследованию общества - системного подхода. На нем хотелось остановиться подробнее.

5.1.1. Системный подход при рассмотрении общества

Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Система может быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда "качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений" [Мом,c.78].

Далее, система всегда состоит из частей - элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части с неизбежностью приводит к изменению остальных частей.

Таким образом, система, в том числе и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами.

Однако системе присуще еще одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.~Дюркгеймом, который писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей" [Дю11,c.493].

В любой системе выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.

Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория.

5.1.2. Концепция общества Т.Парсонса

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех функций, оказалось возможным анализировать системы любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком уровне выделяется так называемая система человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой; личность , обеспечивающая целедостижение; социальная система , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую , призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую , назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства.

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой, более широкой системой - по принципу матрешки. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество - это "тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности" [Пар10,c.100]. Самодостаточность Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.

Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе. Единственно, что вызывает критику со стороны других направлений, - это исключение из рассмотрения индивидуального человека, обладающего своим выбором и личной позицией. Человек действительно превращается в средний обкатанный камешек, он - всего лишь часть системы. Поэтому системный подход и математическое моделирование иногда дополняется в социологии выводами, сделанными иными направлениями (интеракционизм, феноменология, экзистенциональное направление).

5.2. Социальное действие

Действие - это действие человека (внешнего или внутреннего характера), предполагающее, что действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл [Ве9,c.602]. Под действием здесь понимаются осмысленные действия [Пар10,c.94]. Социальное действие - действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу, соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Разъясним, что мы имеем в виду, когда употребляем понятие "смысл"? Смысл - это внутреннее содержание, значение действия, цель действия, постигаемое разумом. Граница между осмысленным действием и чисто реактивным поведением человека, не связанного с предполагаемым смыслом, не может быть точно проведена. Осмысленное действие, то есть доступное пониманию, в ряде случаев вообще отсутствует, а в других может быть обнаружено только специалистами.

Слово "осмысленный" предполагает особый символический (культурный) уровень смыслового представления и описания. Универсальной символической системой является язык [Пар10,c.94].

Социальное действие может быть [Ве9]:

  1. целерациональным, если в основе лежит ожидание вполне определенного поведения людей и предметов внешнего мира и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения рационально поставленной (обдуманной) цели;
  2. ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или другую - самодавлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему это приведет;
  3. аффективным, обусловленным аффектом или эмоциональным состоянием индивида;
  4. традиционным, основанным на длительной привычке.
Для объяснения действия индивид или наблюдатель использует понятие "мотив". Мотив - это некоторое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия.

5.3. Четыре подсистемы социального действия

Люди в своей жизни постоянно совершают поступки, действуют. Поэтому выше было введено понятие "социальное действие" (человеческая активность).

Посмотрим на социальное действие как на систему. Выясним каковы составляющие ее подсистемы, и охарактеризуем систему действия через отношения, составляющих ее подсистем.

Каждый человек представляет собой:

  1. биологический организм;
  2. субъект некоторого этноса (подсознание);
  3. личность;
  4. члена общества (сознание).
Уточним сказанное.

1. Принадлежность к определенному видовому типу, а именно - общие типовые характеристики больших человеческих групп образуют органическую основу социального действия. Это социальное действие направлено на адаптацию к влиянию окружающей физической природной среды , не связанной ни с каким социальным действием. То есть человек рассматривается как элемент биосферы, потребляющий пищу (поэтому обладающий биомассой ) и загрязняющий среду [Кра1].

Для описания данной грани человеческого существования используется подсистема системы социальных действий - поведенческий организм . Математически описывается величиной G_i (см. гл. 2, параграф 2.3) в рамках биосферной модели [Кра1,с.165].

2. Входя в этнос человек становится носителем вполне определенного поведения, то есть действия, смысл которого определяется (и становится поэтому понятным) окружающей человека этнической (культурной) средой. Факторы, обусловливающие стереотип поведения, усваиваются на этническом уровне в процессе научения через условный рефлекс подражания (сигнальная наследственность), а на социальном - в процессе обучения (социализации, [Смел14,гл. 4]), при котором важнейшую роль играют символически организованные (развитые у человека до лингвистического уровня) этнические образцы. Эти образцы создаются в процессе этногенеза и формируются, главным образом, в рамках подсистем организации и культуры этноса (и, отчасти, подсистемы науки и техники). Будем называть их этническими . Они отличаются длительным существованием на протяжении многих поколений и поэтому способны придавать системе социальных действий высоко устойчивые структурные опоры, соответствующие генетически заложенным свойствам вида.

Отметим, что в американской социологии вместо слова "этнический" используется слово "культурный" (см. [Смел14,гл. 2]). По существу, наша подмена слов оправдана, поскольку их содержание как понятий совпадают (это видно при сравнении - см., например, [Гу2, Гу4] и [Пар10, Смел14]).

Этнические образцы подвергаются на социальном уровне институциированию, то есть закреплению посредством возникающих в системе действий институтов управления, власти. Будем называть их, следуя Парсонсу, институциональными этническими образцами . Их источником являются системы организации, культуры и искусства, науки и техники , или короче - система этноса , являющаяся, по сути дела, подсистемой системы социальных действий. Это этническая составляющая системы социального действия, степень влияния которой характеризуется пассионарным напряжением. То есть "горючим материалом" этого круга социальных действий является пассионарность.

3. Каждый человек, подвергаясь научению в определенной этническо-культурной среде, имеет вполне определенный стереотип поведения. Но его организм, его окружение - физическое, этническое (культурное) и социальное - всегда уникальны. Поэтому его собственная поведенческая система - система личности является уникальным вариантом культуры этноса и присущих ей образцов действия. Личность ориентирована на достижение целей по отношению к окружающей среде. Следовательно, система личности - самостоятельная подсистема системы социальных действий.

Описанию четвертой подсистемы отведем следующий параграф.

Система социальных действий анализируется в терминах следующих функциональных характеристик, составляющих ее четырех подсистем (рис. 5.1):

  1. поведенческий организм - адаптация к окружающей физической природной среде;
  2. этническая система - предназначена для формирования главных, "руководящих" или контролирующих этнических образцов;
  3. система личности - для ориентации на достижение цели;
  4. социальная система - направлена на достижение внутренней интегрированности (солидарности).

5.4. Социальная система

Люди взаимодействуют друг с другом и, хотя процесс социальных отношений связан с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов и с этническими образцами (стереотипами поведения), он образует четвертую подсистему системы социальных действий - социальную систему . При ее анализе на первый план выступает процесс интеграции (солидарности), столь необходимый социальным отношениям из-за внутренней расположенности к конфликту и дезорганизации.

Главное для людей - это решение проблемы порядка в обществе!

Социальная система - это система отношений индивидов, подсистема системы социальных действий. Для ее анализа также применим системный подход, выделяющий четыре подсистемы социетальное сообщество, систему поддержания институциальных этнических образцов, политическую и экономическую системы и рассматривающий их функциональное назначение и взаимосвязи.

На рис.5.2 приведена схема Парсонса, изображающуя подсистемы социальной системы (общества), ее среды и функции.

5.5. Общество

Общество - это тип социальной системы, достигающий по отношению к окружающим его пяти средам (три внутренних и две внешних) наивысшего уровня самодостаточности. Самодостаточность общества

является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества с этими пятью средами, а также от степени его собственной внутренней интеграции.

Контролирующие факторы образуют иерархию. Система с более высоким уровнем информации, но с низким энергетическим уровнем контролирует высокоэнергетические системы с относительно низким уровнем информации.

Система культуры и искусства (этнос), соотносясь с высшей реальностью, преобразует нормативные образцы в ценностные ориентации, относящиеся к окружающему физическому миру, организмам, личностям и социальным системам.

Физическая среда создает условия функционирования, но не организует их. Физические, природные факторы не контролируются, к ним человек должен адаптироваться (см. гл. 1).

5.6. Социетальное сообщество

Ядром общества как системы является структурированный (особо организованный) нормативный порядок . С его помощью организуется коллективная жизнь людей.

Единый коллектив, деятельность которого основана на подчиненности структурированному нормативному порядку, а также некоторому набору статусов, прав, обязанностей его членов, называется социетальным сообществом .

Заметим, что коллектив, составляющий этнос, объединен на уровне подсознания (свой-чужой). Коллектив, образующий социетальное сообщество, - это объединение людей (входящих, возможно более, чем в один этнос или даже суперэтнос), сплоченных на основе сознательно принимаемого нормативного порядка.

Многие из этих норм, "навязанных" коллективу, предполагают контроль за их соблюдением, например, через полицейские функции и различные репрессивные и другие санкции.

Основная функция подсистемы "Социетальное сообщество" - интеграция людей. Интеграция - это процесс объединения, сцепления разнородных элементов в единое целое. Она предполагает организацию устойчивости такого сцепления. Это осуществляется через поддерживающие устойчивость сцепления охранные и контролирующие факторы.

По мере развития сообщества происходит видимое разделение, разобщение людей через общественное разделение труда. Однако, как показал Дюркгейм [Дю11], специализируясь, разобщаясь по сферам узкой трудовой деятельности, люди все более нуждаются в особой интеграции, названной Дюркгеймом органической солидарностью . Эта солидарность организуется посредством кооперативного , или реститутивного права . Последнее включает права: собственности, семейное, договорное, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное. Естественно, предполагаются соответствующие реститутивные сан\-кции , то есть меры по восстановлению прежнего правового, имущественного и других состояний.

Преступления, связанные с нарушением кооперативного права, в целом обществом воспринимаются достаточно спокойно, не вызывают, как правило, всеобщей волны возмущения.

Величина реституции и органической солидарности на этническом уровне, то есть на уровне подсознания, взаимной положительной комплиментарности членов (супер)этноса, определяется величиной пассионарной напряженности \pi(t). На социальном - степенью развитости политической и экономической систем общества.

Государство гарантирует выполнение реститутивных санкций; экономика определяет жизненный уровень населения, что способствует нормальному отправлению государством своих репрессивных функций.

Почему сообщество принимает нормативный порядок? Это вопрос его легитимности . Но об этом в следующем параграфе.

5.7. Подсистема поддержания институциональных этнических образцов

Легитимация порядка - это его признание, поддержка со стороны населения. Система легитимации определяет основания для разрешений и запретов.

"Правильно" то, что делается в соответствии с институционализированным порядком , то есть порядком, закрепленным соответствующими институтами власти. Естественно, что сама власть также требует легитимации.

Социетальное сообщество - это либо этнос, либо суперэтнос, либо совокупность различных этносов, не обязанных испытывать взаимную подсознательную симпатию (положительно комплиментарных), но объединяющихся в силу исторической необходимости на основе принимаемого нормативного порядка. Объединение людей в сообщество происходит прежде всего на этническом уровне. На этом же уровне есть понятие "организация этноса", в котором закреплен стереотип поведения членов этноса, его структура, нравы, обычаи, иными словами, образцы поведения. Поскольку социальные формы развиваются параллельно и, отчасти, независимо от этнических форм, то многие этнические образцы поведения подвергаются институализации (институциированию).

Эти институциональные этнические образцы легитимны по своему происхождению и образуют подсистему поддержания институциональных этнических образцов . Говоря - поддержание, мы имеем в виду систему мер, законов и так далее, защищающих эти образцы поведения со стороны действующей власти.

Нормативный порядок для своей легитимации требует соотнесенности с этническими образцами поведения (главным образом, доминирующего этноса). В этом заключается основа взаимоотношений общества с этнической системой, точнее, общества с подсистемами "Организации" и "Культуры" этноса.

Общество нуждается в системе поддержания институциональных образцов поведения, ибо это его этническая основа. Это коллективное сознание общества, если выражаться языком Дюркгейма, то есть то, что склеило, объединило людей в сообщество в момент зарождения этноса или суперэтноса. Оно ослабевает, распадается по мере развития общества, в процессе раскрепощения индивидуальных сознаний членов общества, что тесно связано с разделением общественного труда.

Коллективное сознание связано с понятием " механическая солидарность " членов сообщества, с их едиными социальными действиями, опирающимися на организацию (структуру) суперэтноса, нравы, мораль, религию и т.д., характерные для данного суперэтноса. Все это на уровне институциализации являет собой уголовное право общества. Государство защищает его посредством репрессивных санкций .

5.8. Политическая система

Политическая система по Парсонсу - это система, обеспечивающая достижение общих целей.

Политическая система состоит из государства, политических партий и (политических) общественных организаций, лоббизма, политической элиты и политической культуры .

Это ее элементы, но для успеха моделирования политической системы нам надо охарактеризовать политическую систему через ее отношения с другими системами: социетальным сообществом, системой поддержания этнических образцов, экономической системой. Эти отношения проясняются, если дать точные определения элементам политической системы.

Не будем разъяснять такие понятия, как политические партии и (политические) общественные организации, а также лоббизм, - они нам не понадобятся. Читатель найдет их в любом учебнике по политологии.

Но важно понять, что такое государство. Это нечто отличное от организации этноса? Но в чем эти различия?

Государство - это управляющая, контролирующая, карающая (полицейская) функция любой политической системы. Оно осуществляет управление обществом посредством политической элиты. Политическая элита общества - люди; они образуют органы власти, или составляют оппозицию. Это меньшинство общества, обладающее монополией на власть.

Политическая система обособляется от социетального сообщества в силу того, что необходимо институализировать, придать особый статус таким параметрам услуг, которые может предложить системе личность, как ответственность за координацию коллективных действий (лидерство, авторитет личности), компетентность и профессионализм.

Вебер выделяет три типа лидерства (авторитета) . Понимая под лидерством способность отдавать приказы и вызывать повиновение, он различает:

  1. традиционное лидерство (власть, основанная на традиции; традиционная власть, основанная на вере в святость традиций; право на лидерство, благодаря происхождению;
  2. рационально-легальное (или бюрократическое) , основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции. Эта легальная власть воплощается в правовом государстве;
  3. харизматическое лидерство , основанное на вере в сверхъестественные способности вождя (харизматическое господство или власть).
Лидеры входят в политическую элиту. Элита может многое. Может начать войну лишь для того, чтобы потерпеть поражение. Но это поражение продлевает ей жизнь.

Действия элиты в большой степени определяются политической культурой общества. Политическая культура - социально-исторический опыт людей, влияющий на формирование ценностей и на их политическое поведение (взаимоотношения субъектов политического процесса друг с другом, с политической системой в целом).

Таковы основные представления о политической системе. Этого достаточно, чтобы строить ее математическую модель (см. гл. 6).

5.9. Экономическая система

Экономика определяет степень адаптации общества к окружающей физической среде; степень выживания людей. Первичным является обеспечение людей пищей и жильем.

Технология в таком случае - это социально организованный способ активного воздействия на объекты физической природной среды с целью удовлетворения желаний и потребностей. Технические навыки определяются этнической системой [Пар10,c.107].

Экономическая система служит для включения технологических процедур в социальную систему, а также для контроля за ними в интересах общества. Важным (интегрирующим) элементом здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости. Это предполагает управление со стороны государства.

Прогресс общества связан с усилением адаптивных возможностей. Последнее определяется ростом разделения общественного труда и ослаблением роли традиций [Пар10,c.115], то есть этнических образцов, наличием минеральных ресурсов, капиталовложений и сельхозинвестиций.

Экономика стремится ослабить влияние политической системы и системы поддержания ценностных (этнокультурных) образцов [Пар10,c.118].

С такими небольшими знаниями, тем не менее, можно строить математическую модель экономической системы. Правда, для того чтобы убедиться в работоспособности модели нужно знаний гораздо больше.


Предыдущая страница