Пространство и время

оригинальной повести XVII века

(к проблеме пути и дома)

С.А. Охтень, Л.Н. Гриднева

 

Пространство и время - символическая доминанта древней русской литературы. Наиболее значительное ее проявление связано с типичным для средневекового сознания пониманием Пути и Дома. Пути героев древней русской литературы начертаны представлением автора о своих и чужих, святых и нечестивых, земных и райских землях. XVII век вносит в традиционную схему перемещений героев новое. Теперь это структура, организующая текст и представляющая собой систему координат, при которой точкой отсчета является локус родительского дома. Таковы повести “О Горе-Злочастии”, “О Савве Грудцыне”, “Об Отроче монастыре”. Дом родителей - знакомое, но чуждое герою пространство, - открыт в незнакомый, влекущий к себе путь. Писатель, видя жизнь в “условиях соотношения” [3. С. 639] времени, пространства и человека, рисует историю жизни героя.

Литературный герой совершает символический путь (в линейном и круговом пространстве). Так автор воздвигает в литературе святое мироздание Вселенной.

Это свидетельствует о несомненном новаторстве и достоинстве литературы XVII в., когда развитость формы и словесное изящество не подлежали сомнению [6. C. 66].

Эпоха стала “средоточием разительных контрастов, существеннейшими среди которых было противоречие между выработанной к тому времени упорядоченной “домашней концепцией мироздания” и новым созиданием.

Понимание мира в пространственных категориях всегда было актуальным для русской культуры. Как западные, так и русские богословские концепции основывались на идее перемещения человека из града земного в град небесный. В древнерусской литературе категория земной жизни была оценочной - она противостоит жизни небесной [4. С. 239]. Следствием этого стало превращение географии в “разновидность религиозно-утопической классификации” [4. С. 242] и создание в литературе универсальных оппозиций ЗЕМЛЯ / НЕБО; ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ / ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; СВОЯ ЗЕМЛЯ (СТРАНА) / ЧУЖИЕ ЗЕМЛИ.

Стремление древнерусской культуры семиотизировать пространство с одной целью - “обожить” (а не “вочеловечить”) неизменно сочеталось с ее извечным стремлением к высокому статусу. Оно выражалось в том, что:

“1) все должно быть сакрализовано, вырвано, из-под власти злого начала, возвращено к исходному состоянию целостности, нетронутости, чистоты;

2) единственная и универсальная цель - святое царство на земле, и для человека сильно и актуально упование на то, что это святое состояние может быть предельно приближено в пространстве и времени к здесь и сейчас” [9. С. 607].

Реальным осуществлением этой цели стало крещение Руси. Приняв христианскую веру, Русь постаралась устроить свою столицу Киев в образ столицы Византии - Константинополя. Как образы Нового Иерусалима строились храмы, монастыри, соборы. Символический смысл получали ворота храма - это “вход сына Божия в мир человеческий”, символично было число башен и ворот, конфигурация стен и т.д. Все элементы пространства, начиная с круговой ограды города и заканчивая наименованием храма, становились носителями сакральной информации. В связи с эти древнерусская культура может рассматриваться, согласно разработкам Ю.М. Лотмана, “как сумма сообщений... и как одно сообщение, отправляемое коллективным “я” человека самому себе” [4. С. 41].

Сообщение о сакральности земли предназначалось каждому человеку в отдельности. Идеал святого открывал для каждого перспективу нравственного становления. Одновременно сообщение означало “как бы приглашение Иисуса Христа войти и благоволить землю Русскую”. Святое пространство становилось “местонахождением” Бога и божественной Истины до тех пор, пока оно не будет оставлено за грехи населяющих его людей.

Принцип пространственного осмысления действительности последовательно коснулся истории и литературы.

Д.С. Лихачев отметил, что “перевод русской истории в пространственную композицию - это своеобразная интерпретация ее в “аспекте вечности” [3. С. 566], т.е. в границах Града Небесного.

Изображение и постижение Жизни происходило в рамках “пространственной композиции”. В свете вечного - объективного времени - объяснялись поступки человека. Его житие воспринималось через призму вечности.

Литературный герой и его прототипы мыслили жизнь как “проявление” себя в пространстве [3. С. 640].

Самые важные события жизни понимались пространственно: как пере-ход, при-ход, у-ход. “Русская душа, выводимая из пространства и / или ориентированная на него, интимно связанная с ним и глубоко чувствующая его, особенно чутка к нему <...> даже время <...> строится по модели именно такого “русского” пространства, и эта выделенность пространства в ущерб времени <...> говорит об очень многом” [9. С. 608].

“Время для древнерусского автора не было явлением сознания человека” [3. С. 532]. Его внимание не привлекает такое качество события, как неповторимость. Более того, оно игнорируется вовсе.

Объективное, вечное время застывает в своей первозданности, образуя цикл повторяющихся из века в век поступков и событий.

Субъективное, сиюминутное время книжником улавливается, но не отображается, так как для циклического времени, символом которого является круг, важен сам факт заданности начала времени - сотворение мира и появление первых людей.

Так, популярный в русской литературе сюжет об изгнании Адама и Евы из рая служит иллюстрацией (“так уже было”) к ситуации другого времени (“Повесть о Горе-Злочастии”). Поступки литературного героя XVII века в данном случае получают вневременное освящение, “вечное” значение; а он сам становится в глазах читателей Адамом. Как следствие - наблюдаемый в повести эффект застывшего времени, отсутствие внутреннего развития героя по законам времени.

Подобный феномен “пренебрежения” временем перед вечным объясняется тем, что “основная разница между пространством и временем проявляется в их отношении к человеку как воспринимающему субъекту. Пространство пассивно по отношению к человеку, тогда как человек активен относительно пространства, напротив время активно по отношению к человеку, тогда как человек пассивен в отношении времени” [10. С. 27]. Время осмысливается пространственно с целью преодоления его активности.

Средневековое сознание стремится к устойчивости во времени и пространстве, которая сообщала бы индивидуальному бытию осмысленность и позволила бы людям жить в согласии с собой и “обжитой” Вселенной.

Древнерусский книжник мыслит вселенскими масштабами, желая подчинить житие человека категории вечного, - помочь ему подняться над обыденным.

В XVII веке автор во многом остается тем же древнерусским книжником, неизменно следующим литературной традиции: предостеречь от самообманов и прельщений дальнего мира, но обратить взоры читателей на непреходящее.

Следует заметить, что в литературе XVII столетия традиционная ориентация на “вечный” контекст понимается автором как пример, с помощью которого в новеллистический сюжет (так, в частности, построено повествование о Савве Грудцыне) проникает дидактическое начало. Отметим, что в художественном тексте XVII века автор способен создавать и объединять в едином повествовании различные линии временности и вечного с целью создания того необычного, оригинального эффекта, которого достиг Аввакум в своем “Житии”.

“Аввакум не был бы человеком XVII века, если бы он только повторял средневековое значение данных форм и старое понимание времени. Аввакум напоминает человека барокко в своем стремлении прикоснуться к вечности, проникнуть в нее и овладеть ею” [5. С. 230].

Аввакум снисходительно играет, выбирая аорист и имперфект (вечное время) для обозначения действий своих единомышленников и формы сложного прошедшего (субъективного времени) для своих оппонентов и гонителей. В целом у Аввакума “субъективное время как выражение его мироощущения преобладает над неподвижным вечным. Аввакум делает попытку объединить две концепции” [5. С. 232].

Итак, в древнерусской литературе преобладает изображение жизни героя и его истории в плане вечного. Вечное в сознании книжника - это начало времени, первооснова бытия. Сакраментальная фраза “Повести временных лет” - “откуда есть пошла русская земля” отправляет читателя к началу появления не русской земли в частности, но к началу всех времен. Эту особенность неисторического, по существу, древнерусского сознания отметил Ю.М. Лотман: “Каждое новое событие... не есть нечто отдельное от “первого” его прообраза - оно лишь представляет обновление и рост этого вечного “столбового” события. Каждое убийство братом брата не представляет собой какого-либо нового и отдельного поступка, а является лишь обновлением каинова греха, который сам по себе вечен” [4. С. 334]. Тип сознания, обращенного к истоку, является мифологическим, так как именно циклическое время в мифе требует постоянного обновления, запущенного в ход первоначалом временного механизма. Порядок бытия подтверждается совершением точного день в день традиционного ритуала.

Установленный ритуал (текст, культ, символ) являет сферу вечности на земле. Для религиозного сознания восхождением к вечному становится обращение к сакральным текстам. Для древнерусского человека таким текстом является Библия, воплотившая в себе вечные сюжеты человеческого бытия. Если любой поступок человека трактуется как обновление “первого” сюжета, то тем самым подтверждаются истинность и незыблемость последнего, становящегося для средневекового повествователя аналогическим законом.

В “Повести о Горе-Злочастии” сюжет об изгнании Адама и Евы из рая является напоминанием и предупреждением из области вечности. Давлеющий над читателями вечный план формирует определенное отношение ко второму сюжету. История Молодца становится лишь иллюстрацией, подтверждающей общность всех людей в их судьбе. Такое параллельное сравнение вечного с частным снимает весь трагизм происшедшего и служит для создания назидательного эффекта.

Принцип обращения к началу прослеживается и в двух других повестях. Заметим, что роль начала в них играет реальное историческое событие (здесь сказывается стремление к “достоверности”, и начало, конечно же, предшествует основному сюжету. “В “Повести о Савве Грудцыне” началом служит речь повествователя о несчастьях Российского государства, постигших его в лето 7114 (т.е. в 1606 г.). Появление “богомерзкого отступника и еретика” Гришки Отрепьева на российской политической сцене объясняется “умножением грехов наших” [1. С. 397]. Следствием этого стали “похищение” престола и разорение народа “злочестивой” “литвой”.

Савва - это “самозванец”, то есть претендент на царский престол (в волшебной сказке герой женится на царской дочери, в повести Савва с помощью беса становится приближенным царя). Но конец истории о Савве сближается с сюжетом об Адаме и Еве - “человек был представлен самому себе, но сделался данником своей судьбы” [7. С. 303]. Однако зачин повествования относит читателя к реальной исторической ситуации, которая создает своего героя.

В “Повести об основании тверского Отроча монастыря” исходным сюжетом становится также реальное событие - основание монастыря в 6743 году (т.е в 1235г.) “тщанием и рачением” князя Ярослава Тверского. Однако в обоих случаях связь со вторым сюжетом носит опосредованный характер.

Итак, связь исторического (и библейского применительно к “Повести о Горе-Злосчастии”) зачина с основным сюжетом существует, она носит непрямой характер, это намек и повод для создания вымышленного персонажа, типажа эпохи, или нового сюжета “на тему”. Исторически доказано, что все события, рассказанные в повести о тверском монастыре, кроме упоминаний о князе Ярославе, княгине Ксении и об основании монастыря, не соответствуют действительности. Сюжет об отроке Григории - это область художественного вымысла, ставшего питательным материалом для воплощения авторского замысла.

Происходит своеобразное изменение начального времени. Это своего рода рудиментная форма, при которой “исходный” сюжет на содержательном уровне теряет связь с основным. Явление формализации традиционного образа времени свидетельствует о многом: в литературу XVII вторгаются новые представления о времени и о судьбе человека. Образцом подобной двойственности всегда признавалась исследователями “Повесть о Горе-Злочастии”. Архаический принцип временной соотнесенности по-прежнему выдержан, но ощущается лишь назидательным дополнением к основному повествованию. Не случайно было появление гипотезы о позднейшей вставке, сделанной при обработке текста в духе охранительной тенденции.

В книге “Истоки русской беллетристики” авторы указывают на противоречие между способами, воплощением сюжета и старой стилистической манерой повествования в повести о Савве. А относительно “Повести о Горе-Злочастии” говорят о следах кризиса средневековой литературной системы [2. С. 450].

Делается вывод о том, что “форма” чужеродна ее новому содержанию [2. С. 529]. Возможно, авторы имеют в виду активно происходивший в переходный период процесс соединения различных (традиционных и новых) представлений с прежними и заимствованными лишь в XVII столетии приемами повествования. Следовательно, в текстах XVII века острее чувствуется архаичность старых элементов в сравнении с новыми. Но мы можем видеть необычайную органичность взаимодействия используемых автором приемов, мотивов, символов, участвующих в создании идеи пути и дома, концепции нравственного перерождения человека в свете вечности. Необходимо понять, что новые представления о времени и человеке не противоречили общей идее литературы. Смена циклической модели времени на линейную не отменила идеи вечного. Напротив, именно в XVII веке для множества текстов стала особенно актуальной проблема религиозного осмысления человеческого существования. Так называемая охранительная тенденция в литературе и занималась проблемой соотнесения, соединения вечных непреходящих идеалов с меняющимся бытием. Желание сохранить, а значит, охранить от разрушения религиозные ориентиры, являвшиеся ценностными для всей древнерусской культуры, руководило многими авторами XVII века.

Проблема двойственности повествования в “Повести о Горе-Злочастии” привлекла внимание и Ю.М. Лотмана. Повесть показалась исследователю “интересным примером своеобразного компромисса” [4. С. 335]. Именно Лотману принадлежит верное понимание несовпадения начала и конца повести. Причина в том, по мнению ученого, что в тексте были соединены два разных принципа повествования - исторического, тяготеющего к концу - “Чем кончилось?” и мифоэпического - “Откуда повелось?”. Лотман утверждает “перевес” мифоэпического принципа - “повествование все еще обращено к началу, сообщается о творении Адама и Евы и о первородном их грехе...” [4. С. 337]. Итоговое заключение автора - “весь сюжет повести лишь “обновление” исходного греха человека” [4. С. 337]. На первый взгляд, это так. Пожалуй, “противоречивость” повествования - причина существования полярных мнений о сюжете повести.

На наш взгляд, объединение двух принципов повествования не есть ошибка художника и даже не компромисс; мы говорим о сознательно выстроенной на противоречивой основе модели нового бытия. Ветхозаветное начало нейтрализуется новозаветным концом повести. Будучи православным человеком, придерживающимся глубоко гуманистических взглядов, автор не может не отдать предпочтение прощению героя, должно произойти снятие греха с ветхого Адама новым Адамом, т.е. Христом. Для этого автор отклоняется от догматов православной доктрины, обращаясь к сюжету апокрифической легенды, рассказывающей о прощении Адама Христом. Факт использования апокрифического сюжета, принадлежащего, по общему мнению, богомильской традиции, не случаен.

И еще один важный момент, связанный с функцией конца линейного повествования. Только он определяет отношение читателя к герою и произведению в целом как конечной модели бесконечного мира; вопрос “чем кончилось?” формирует его через разрушение старого стереотипа, сохраняя в содержании моральный элемент. Автор уверен, что произойдет борьба разных отношений, результатом которой должно стать верное понимание истории героя, как пути подвижника, искавшего и в испытаниях нашедшего “спасенный путь”. Сюжет о молодце становится реминисценцией евангельского “простите, и дано будет вам; ищите и обрящете; стучите и отворят вам...” [Мтф., гл. 7. С. 7].

 

___________________________________________

[1] Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1973.

[2] Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970.

[3] Лихачев Д.С. Избранные работы. Л., 1987. Т. 1-3.

[4] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - Текст - Семиосфера - История. М., 1996.

[5] Матхаузерова С. Категория времени в “Житии” Аввакума // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.

[6] Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. Новосибирск, 1994.

[7] Смирнов И.П. От сказки к роману // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.

[8] Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

[9] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

[10] Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале “Хожения за три моря” Афанасия Никитина) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1.