Я НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ВСЛЕПУЮ
Когда я слышала слово "француженка", сразу представлялась почему-то
холодная аристократка со своим, никому не понятным чувством юмора.
Становилось даже страшновато: а вдруг меня не поймут. На сей раз было все
иначе. Познакомившись в Александрой Тюркен, я испытала лишь чувство
восхищения и радости, от того, что мои ожидания не оправдались: и чувство
юмора замечательное, да и человек довольно общительный, заражающий своей
улыбкой.
- Скажите Александра, откуда Вы к нам приехали?
- Из французского города Лилля, где я родилась и закончила
государственный университет Шарля де Голля, названный по имени президента
Франции после второй мировой войны. Город наш довольно старый, он
существовал уже в 16 веке. Сейчас в нем чуть меньше миллиона жителей,
есть театры, кино, музеи.
- А каким образом Вы оказались в Омске?
- Я училась на русской кафедре и после окончания университета я поехала
на стажировку в Москву, где работала переводчиком и параллельно учителем
в школе. Там я написала заявление, что хочу поработать ассистентом
французского языка в России или в Грузии. Меня определили в Омск. Здесь
до меня официально никого не было. И моя работа заключается не только во
французском языке, который я здесь преподаю, а во всем, что касается
контактов и сотрудничества между Россией и Францией. Все идет через
посольство.
- Не разочаровал ли Вас город?
- Нет, город мне очень нравится. Я люблю города, где что-то течет. В
Лилле, например, течет река Дуль. В Омске мне понадобилось три месяца,
чтобы понять, что происходит, и я освоила почти все.
- Вас поселили в общежитии?
- Да.
- Как Вам условия проживания?
- Можно я не буду отвечать на этот вопрос?
- А чем отличается наша система образования от вашей?
- У нас в университет не нужно сдавать вступительные экзамены, для этого
достаточно просто прийти и записаться. Затем нужно заплатить 1200 франков
за год обучения. Минимальная зарплата же в месяц составляет 5000 франков.
Существуют две сессии - в июне и в сентябре. Кто провалился в июне, тот
сдает в сентябре, если не сдал, то учится этот год заново. После двух лет
обучения получаешь диплом первой степени.
- Бакалавра?
- Нет, не бакалавра. Бакалавра у нас получают уже по окончании школы, так
как школу заканчивают поздно в 18 лет. Последние два года в школе
изучаются общеобразовательные дисциплины, которые у вас изучаются на
первом и втором курсах. А после двух лет университета дается диплом
первой степени, после трех лет - второй степени. Для того, чтобы остаться
на четвертый год, нужно получить специальное разрешение. После
четырехлетнего обучения дается диплом третьей степени, далее следует
докторская.
- У Вас диплом какой степени?
- У меня третьей.
- А существует ли у вас заочное образование?
- Да, существует. И если очное называется бесплатным, так как плата за
него чисто символическая, то заочное гораздо дороже. Платить приходится
за все: за то, чтобы отправляли курсы, за пересылку. Лучше учиться очно.
- У вас, наверное, студенты не работают, раз образование такое дешевое?
- Нет, почему же, работают. Ведь нужно еще жить на что-то. Работают и
официантами, и нянями. Кто где найдет работу.
- А как это можно совместить с учебой?
- Каждый студент решает эту проблему самостоятельно. Прогулы - у нас это
личное дело каждого. Если ты при этом готов сдавать экзамен, то очень
хорошо. В России привыкли, чтобы задания задавали, а там ты ищешь знания
сам. Если тебе нужно только сдать экзамен, то достаточно найти минимум
объема знаний, требуемого преподавателем. А если тебе нужны знания, тогда
ты будешь учиться больше.
- А Вы, когда преподаете французский, какой системой пользуетесь?
- Своей. Потому что вашу систему я не знаю, а работать вслепую не могу.
Некоторые вещи я вообще не понимаю. Например, как можно выучить язык,
если учить все заданные тексты наизусть? У нас есть работа с памятью, но
не такая. Прежде всего обращается внимание на то, что можно было бы
употребить в жизни, то есть язык для пользователя. Активно используются
газеты, телевидение. Правда, я видела студентов, которым заучивание
наизуть помогает, но все же придерживаюсь своих методов. Вначале было
тяжело, потребовался месяц, чтобы мои студенты поняли, что я от них хочу.
- А как карается у Вас неподготовленное задание?
- Никак. Студент сам понимает, что он отстает от всех.
- А Вы действуете по какой-то строгой программе?
- Моя цель - чтобы студент выучил язык. Слабым студентам не все
интересно, поэтому приходится подбирать тематику. Нужно заинтересовать
его. Не надо превращать учебу в ад.
- А чьи студенты трудолюбивее: французские или русские?
- Думаю, одинаково. Для того, чтобы точнее сравнить, нужно создать
одинаковые условия, а у нас разные системы образования.
- А существуют ли у вас студенческие театры, чтобы студенты могли играть
для души?
- Чисто студенческих нет. В университетах просто нет для этого места.
- Вот Вы недавно побывали на премьерном спектакле театра "Поиск" "За
закрытыми дверями" Жан-Поля Сартра. Каковы Ваши впечатления?
- Я не знала, что французский писатель так хорошо говорил по-русски. А
если серьезно, то впечатление хорошее.
- Что Вам наиболее запомнилось в Омске за время пребывания в нем?
- Ваш сад Пионеров. Для меня это был большой лес, лабиринт. Мне
понадобилось четыре-пять месяцев, чтобы понять, куда он ведет.
- Большое спасибо за интервью.
Ирина Кукарская, Т-51.
P.S. Автор приносит благодарность переводчику Н.Лазаревой за оказанную
помощь в беседе.