Гарантии и способы обеспечения правовой законности и правопорядка.

Семенов С.
serregaman@mail.ru
(Работа заняла второе место на ХХII научной студенческой конференции ОмГУ 1998 г.)

Прежде всего, давайте определимся в понятиях. Законность большинство авторов понимают как такой общественно-политический режим, при котором органы государственного управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации, должностные лица, граждане- все субъекты права строго следуют предписаниям закона. Правопорядок- это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок- это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Гарантии- это условия стабильности какого-либо явления. С точки зрения темы моего доклада- совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовывать правовые нормы. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Если понимать законность в этом смысле, то, на мой взгляд, это приведет к извращенному пониманию гарантий и способов ее осуществления и достигнуть ее будет до смешного просто- я говорю о тоталитарном государстве. Возьмем тот перечень гарантий, который дают большинство специалистов в области теории государства и права.

Государство законности - это полицейское государство, где " все - от выпуска носков до рождения детей регулируется государством".
Таким образом мы видим, что законность в самом общем смысле может быть полнее реализована в антидемократических государствах. Выходит, что чем репрессивнее государство, тем легче обеспечить режим законности и правопорядка ? В связи с этим, на мой взгляд, следовало бы ввести понятие правовой законности, и говорить о гарантиях законности и правопорядка с этой точки зрения. Существуют два уровня законности- законность в том смысле, в котором она была определена в самом начале, а также более высокий уровень законности, при котором не только органы государственного управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации, должностные лица, граждане строго следуют предписаниям закона, но и сам закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права, следует назвать правозаконностью. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами. Если первая стадия законности имеет место только на уровне исполнения закона, то вторая- еще и на уровне правотворчества. Я считаю, что для построения правовой законности требуются некоторые основы (условия). На мой взгляд, необходимы:
Такое построение общества уже само по себе- солидная гарантия законности и правопорядка. Но вместе с тем, достигнуть их невозможно, как невозможно достигнуть идеальной законности в правовом государстве. В общем, гарантии правопорядка можно разделить на два типа: юридические и неюридические.
Такое выделение юридических гарантий вовсе не означает их приоритета, ведь фундаментом, первым шагом к законности должны стать, на мой взгляд, именно не юридические гарантии, а культурные, экономические, политические. Не секрет, что в настоящее время наше российское общество страдает правовым нигилизмом, от этого, в частности, мы имеем такой низкий уровень законности и правопорядка. Многие ненавидят такое государство и не следуют предписаниям закона, считая это справедливым. Уровень законности прямо пропорционален уровню культуры людей. Приведу простой пример, который и охарактеризует важность неюридических гарантий. Очень частое правонарушение- проезд в общественном транспорте без билета. Часть этих правонарушителей не платит по причине своего внутреннего убеждения- недостаточен уровень культуры, правосознания. Другие не платят, так как действительно не получают денег- именно из- за плохого состояния экономики в государстве. И хотя установлена ответственность за безбилетный проезд, число нарушений велико именно из- за отсутствия неюридических гарантий, никакой запрет здесь не поможет.
И, разумеется, не менее важным является сам закон, который придает сложившимся в обществе отношениям некую форму, упорядоченность, именно закон либо способствует укреплению законности и правопорядка, либо сводит на нет все самые благие начинания. К сожалению, часто именно он сам содержит в себе причину нарушения. Прежде чем принимать закон, следует проработать механизм его реализации, так как законы- декларации, которые не имеют точек соприкосновения с действительно сложившимися общественными отношениями, обречены на нарушение и лишь повышают правовой нигилизм масс. Яркий пример тому - закон "О ветеранах".
Другая проблема- сложность, запутанность законов, когда в них не могут разобраться даже опытные юристы, не говоря уже о простых людях. Пример- ситуация со сбором налогов, когда люди, не желая нарушать закон, все- таки делают это по причине сложнейшей системы налогообложения.
Распространен взгляд, что закон должен регулировать лишь самые существенные вопросы - остальное дополнят другие нормативные акты. В результате сложилась практика , когда закон обрастает массой подзаконных актов или содержит отсылки к другим нормативным актам. Такая ситуация порождает правовую анархию, т.е. прямые или косвенные основания нарушения законности в государстве. Серьезное препятствие - ведомственное нормотворчество, когда слово "законодательство" стало употребляться в искаженном смысле для обозначения и тех актов , которые законами не являются. Это ведет к нарушению верховенства закона, его девальвации. К примеру, в СССР к 1985 году действовало более 30 тыс. общесоюзных актов , а 85% их них были посвящены хозяйственным вопросам, более того, основной объем нормативных актов составляли не законы, а постановления правительства, министерств и ведомств. Следовательно одно из главных направлений обеспечения правовой законности и правопорядка- "выверенная законодательная политика, строгая законодательная стратегия" (С. С. Алексеев). Выполняться будет только тот закон, который ясен, понятен, непротиворечив, соответствует реальному положению дел в обществе.
Гарантии правовой законности в правовом государстве приобретают совершенно другую природу- здесь они должны балансировать на тонкой грани между обеспечением законности, правопорядка, и уважением, невмешательством в широкий спектр прав и свобод граждан.
Tаким образом, мы видим, что гарантии и способы обеспечения законности и правопорядка есть явление комплексное- с одной стороны для принятия закона, который действительно будет выполняться следует подготовить общественные отношения, а этого, с другой стороны не сделаешь без нормативного регулирования. Нельзя поставить приоритеты среди гарантий законности, выпадение хотя бы одного элемента из системы гарантий и способов влечет за собой, фактически, ее ничтожность.


|Титульная страница|Учебные материалы|Статьи|Ссылки на правовые ресурсы|Мы в Сети|Форум|
This webpage is originally situated at http://users.omskreg.ru/~j72tar/. Counter was installed in 20.05.99. E-mail to contact webmaster Off: off2000@mail.ru ...