Русский            Английский

 Зачатки транспортной медицины в Сибири появились в конце XIX века в связи со строительством железной дороги, работы по строительству участка магистрали от Омска до Оби были завершены 19 августа 1895 года.
    С осени 1895 года фактически начала работу и станция Омск. Жизнь на станции в Омске заметно оживилась после того, как начал действовать железнодорожный мост через Иртыш.
    В коллекции документов по истории Западно-Сибирской железной дороги в разделе «Устройство временных построек на ст. Омск» указано, что на строительство барака для больницы было израсходовано 2014 рублей 53 копейки.
 Газета «Степной край» №136 от 5 декабря 1897 года писала, что железнодорожная больница на ст. Омск была открыта в 1896 году, имела 20 коек и помещалась в деревянном доме.
 В 1899 году фельдшер Старкова А.М. писала своему мужу: «Вообще наша больница мало удовлетворяет санитарным требованиям. Здание загрязнено ужасно, и часть больных умирает от приобретенных в больнице болезней».
 В 1903 году было построено здание больницы на 83 койки (существующий онкорадиологический корпус).
    Обслуживали в то время существовавший в Омске Атамановский хутор (ныне Ленинский район) с 70000 жителей, в состав которого входили: собственно Атамановский хутор (бывшая станция Атамановская), Красный городок, Порт-Артур и Семипалатинский поселок. Более половины населения составляли железнодорожники. Также привозили больных по железной дороге.
 В 1910 году на ст. Омск было всего шесть железнодорожных врачей, в 1913 — восемь. На всю дорогу был один санитарный врач.
 В 1914 году на Омской железной дороге было три больницы со 145 койками, в которых было выделено 20 коек по решению Госдумы для лечения раненых.
 1919 – 1922 годы были насыщены такими эпидемиями как холера, тифы, оспа и другие, поэтому в 1920 году было развернуто 300 заразных коек из 500, и впервые появилась санитарная организация Сибирской дороги.
    Иностранная интервенция, гражданская война, экономическая блокада, разруха — все это привело к массовым эпидемиям сыпного тифа, других инфекционных заболеваний. Тем не менее, борьба с эпидемиями велась как в городском, так и в общедорожном масштабах. Уже тогда была разработана система противоэпидемической защиты работников железнодорожного транспорта. Проводились массовые прививки против брюшного тифа, холеры и многих других заболеваний. И эта большая работа дала свои положительные результаты.
 В 1923 – 1924 годах сеть лечебных учреждений значительно возросла. Так в сентябре 1923 года был открыт туберкулезный диспансер, в начале 1924 года — изолятор для трахоматозных больных, в марте — венерологический диспансер со стационаром на 10 коек. Стали функционировать зубопротезная мастерская с двумя техниками и клиническая лаборатория, где проводились и патолого-гистологические исследования.
    На конец 1924 года на всей дороге было 4 больницы на 230 коек, а Омская железнодорожная больница имела 115 коек. В это время затраты на дело здравоохранения увеличились в 2 раза, чем в дореволюционные годы.
    В 1924 году в Омских лечебно-профилактических учреждениях работало 632 человека, из них врачей – 71, школьных фельдшеров – 41, ротных фельдшеров – 55, фельдшеров-акушерок – 34, зубных врачей – 9, фармацевтов – 20, акушерок – 12, сестер милосердия – 26, дезинфекторов – 2, санитаров – 20, прочего персонала – 347 человек.
 В 1925 году развитие сети лечебно-профилактических учреждений на дороге продолжалось.
    4 марта 1925 года было вынесено постановление о постройке прачечной и сушилки при больнице, устройства для хранения запаса овощей.
    В период с 1 января по 1 августа 1925 года был открыт урологический кабинет, куда приглашен соответствующий специалист.
    В связи с тем, что детская помощь до ноября 1923 года  оказывалась врачами и фельдшерами, а после ноября стала оказываться только врачами, было решено организовать детское отделение при Омской железнодорожной больнице.
    С 21 августа на ст. Омск открылась детская амбулатория-изолятор. С 1 декабря был создан детский лечебно-профилактический пункт, в состав которого вошли ясли на 30 коек, консультация для грудников, зубной и общий кабинеты для школьников со штатом в 10 человек.
    С 15 декабря 1925 года в Омской больнице начало функционировать глазное отделение на 15 коек с операционной. Оборудован подвижной зубной кабинет.
 В 1926 году Омская железнодорожная больница имела 150 коек, из них терапевтических – 30, хирургических – 50, венерологических – 10, глазных – 15, родильных – 15, гинекологических – 30.
 В 1932 году завершено строительство 2-х этажного корпуса, с вводом которого значительно увеличилось число коек.
 С августа месяца 1940 года начальником больницы назначается Пермитин Николай Антонович, который работает в этой должности до 1948 года.
    Период работы этого главного врача совпадает и с военным временем.
    Участниками Великой Отечественной войны стали многие врачи, фельдшера, медицинские сестры, младший и прочий персонал. Все они отмечены боевыми наградами.
    В послевоенный период продолжается расширение больницы, и в 1948 году количество стационарных коек доведено до 570, с количеством врачей – 153 и среднего медперсонала – 336. В больнице имелось 7 отделений: терапевтическое – 115 коек, хирургическое – 150, акушерско-гинекологическое – 150, детское – 85, глазное – 25, ЛОР – 20, кожно-венерологическое – 25.
 Со дня открытия больница именовалась «Омская железнодорожная больница ст. Омск Омской железной дороги». В связи с приходом на базу больницы кафедр Омского медицинского института в 30-х годах больница приобрела статус клинической и до 1961 года именовалась «Омская железнодорожная клиническая больница ст. Омск».
    В 1961 году больница была переименована в «Дорожную клиническую больницу ст. Омск Западно-Сибирской железной дороги».
 С 23 марта 1962 года по настоящее время больница именуется как «Отделенческая Клиническая больница на ст. Омск».
 В декабре 1969 года открыто онкологическое отделение на 50 коек, в нем развернуто подразделение лучевой терапии.
 В 1972 году организованно отделение анестезиологии и реанимации с палатой интенсивной терапии.
 В 1974 году после капитального ремонта и реконструкции одноэтажного здания расширено кожно-венерологическое отделение с увеличением коек на 20; расширены и улучшены условия для станции переливания крови и зубопротезного отделения.
 С 1975 года внедрены эндоскопические методы исследования.
 В 1978 году завершено строительство новой детской поликлиники.
    В этот же год улучшена неотложная помощь в стационарных отделениях. Стали круглосуточно дежурить шесть врачей, среди них три хирурга и анестезиолог. Кроме дежуривших рентгенлаборантов на круглосуточную работу переведены лаборанты клинической и биохимической лаборатории. Также круглосуточно стала проводиться в неотложных состояниях запись ЭКГ.
 В 1979 году запущен в эксплуатацию типовой гараж на 20 санитарных машин.
 В 1980 году введен в эксплуатацию вновь построенный пятиэтажный стационарный корпус, что дало возможность улучшить условия работы отделений. Число стационарных коек увеличилось до 470.
    В 80-е годы до открытия больницы скорой помощи города железнодорожная больница проводит большую работу по оказанию неотложной помощи жителям Ленинского района и города по хирургии и урологии.
    В 80-х и 90-х годах основные и вспомогательные отделения расширялись и оснащались более современным медицинским оборудованием.
 Во второй половине 1993 года к железнодорожной больнице присоединена Узловая больница на ст. Омск, расположенная на улице 5-я Марьяновская. В настоящее время это терапевтический корпус, в котором размещено 7 терапевтических отделение.
    В результате объединения и проведенной реорганизации железнодорожная больница стала располагать 810 койками с 16-ю стационарными отделениями почти всех профилей и пятью поликлиниками (тремя взрослыми и тремя детскими).
 В 1995 году к железнодорожной больнице присоединена поликлиника станции Входная, ставшая в объединении четвертой взрослой поликлиникой.
 В 1996 году построено двухэтажное приемное отделение хирургического корпуса.
    В этом же году к железнодорожной больнице была присоединена физиотерапевтическая больница ст. Омск.
    Больница стала располагать 920 койками и 18 стационарными отделениями.
    Для улучшения социально-бытовых условий работникам больницы открыты на территории лечебного учреждения пекарня и магазин.
    Больница по мощности и методам диагностики и лечения стала одной из ведущих на Западно-Сибирской железной дороге.
 



                                                                                                   Designed by Lena Bondarenko
                                                                                                   Mail to: Lena Bondarenko