Зачатки транспортной медицины в Сибири появились
в конце XIX века в связи со строительством железной дороги, работы по строительству
участка магистрали от Омска до Оби были завершены 19 августа 1895 года.
С осени 1895 года фактически начала работу и станция
Омск. Жизнь на станции в Омске заметно оживилась после того, как начал
действовать железнодорожный мост через Иртыш.
В коллекции документов по истории Западно-Сибирской
железной дороги в разделе «Устройство временных построек на ст. Омск» указано,
что на строительство барака для больницы было израсходовано 2014 рублей
53 копейки.
Газета «Степной край» №136 от 5 декабря
1897 года писала, что железнодорожная больница на ст. Омск была открыта
в 1896 году, имела 20 коек и помещалась в деревянном доме.
В 1899 году фельдшер Старкова А.М. писала
своему мужу: «Вообще наша больница мало удовлетворяет санитарным требованиям.
Здание загрязнено ужасно, и часть больных умирает от приобретенных в больнице
болезней».
В 1903 году было построено здание больницы
на 83 койки (существующий онкорадиологический корпус).
Обслуживали в то время существовавший в Омске Атамановский
хутор (ныне Ленинский район) с 70000 жителей, в состав которого входили:
собственно Атамановский хутор (бывшая станция Атамановская), Красный городок,
Порт-Артур и Семипалатинский поселок. Более половины населения составляли
железнодорожники. Также привозили больных по железной дороге.
В 1910 году на ст. Омск было всего шесть
железнодорожных врачей, в 1913 — восемь. На всю дорогу был один санитарный
врач.
В 1914 году на Омской железной дороге было
три больницы со 145 койками, в которых было выделено 20 коек по решению
Госдумы для лечения раненых.
1919 – 1922 годы были насыщены такими эпидемиями
как холера, тифы, оспа и другие, поэтому в 1920 году было развернуто 300
заразных коек из 500, и впервые появилась санитарная организация Сибирской
дороги.
Иностранная интервенция, гражданская война, экономическая
блокада, разруха — все это привело к массовым эпидемиям сыпного тифа, других
инфекционных заболеваний. Тем не менее, борьба с эпидемиями велась как
в городском, так и в общедорожном масштабах. Уже тогда была разработана
система противоэпидемической защиты работников железнодорожного транспорта.
Проводились массовые прививки против брюшного тифа, холеры и многих других
заболеваний. И эта большая работа дала свои положительные результаты.
В 1923 – 1924 годах сеть лечебных учреждений
значительно возросла. Так в сентябре 1923 года был открыт туберкулезный
диспансер, в начале 1924 года — изолятор для трахоматозных больных, в марте
— венерологический диспансер со стационаром на 10 коек. Стали функционировать
зубопротезная мастерская с двумя техниками и клиническая лаборатория, где
проводились и патолого-гистологические исследования.
На конец 1924 года на всей дороге было 4 больницы
на 230 коек, а Омская железнодорожная больница имела 115 коек. В это время
затраты на дело здравоохранения увеличились в 2 раза, чем в дореволюционные
годы.
В 1924 году в Омских лечебно-профилактических учреждениях
работало 632 человека, из них врачей – 71, школьных фельдшеров – 41, ротных
фельдшеров – 55, фельдшеров-акушерок – 34, зубных врачей – 9, фармацевтов
– 20, акушерок – 12, сестер милосердия – 26, дезинфекторов – 2, санитаров
– 20, прочего персонала – 347 человек.
В 1925 году развитие сети лечебно-профилактических
учреждений на дороге продолжалось.
4 марта 1925 года было вынесено постановление о
постройке прачечной и сушилки при больнице, устройства для хранения запаса
овощей.
В период с 1 января по 1 августа 1925 года был открыт
урологический кабинет, куда приглашен соответствующий специалист.
В связи с тем, что детская помощь до ноября 1923
года оказывалась врачами и фельдшерами, а после ноября стала оказываться
только врачами, было решено организовать детское отделение при Омской железнодорожной
больнице.
С 21 августа на ст. Омск открылась детская амбулатория-изолятор.
С 1 декабря был создан детский лечебно-профилактический пункт, в состав
которого вошли ясли на 30 коек, консультация для грудников, зубной и общий
кабинеты для школьников со штатом в 10 человек.
С 15 декабря 1925 года в Омской больнице начало
функционировать глазное отделение на 15 коек с операционной. Оборудован
подвижной зубной кабинет.
В 1926 году Омская железнодорожная больница
имела 150 коек, из них терапевтических – 30, хирургических – 50, венерологических
– 10, глазных – 15, родильных – 15, гинекологических – 30.
В 1932 году завершено строительство 2-х
этажного корпуса, с вводом которого значительно увеличилось число коек.
С августа месяца 1940 года начальником
больницы назначается Пермитин Николай Антонович, который работает в этой
должности до 1948 года.
Период работы этого главного врача совпадает и с
военным временем.
Участниками Великой Отечественной войны стали многие
врачи, фельдшера, медицинские сестры, младший и прочий персонал. Все они
отмечены боевыми наградами.
В послевоенный период продолжается расширение больницы,
и в 1948 году количество стационарных коек доведено до 570, с количеством
врачей – 153 и среднего медперсонала – 336. В больнице имелось 7 отделений:
терапевтическое – 115 коек, хирургическое – 150, акушерско-гинекологическое
– 150, детское – 85, глазное – 25, ЛОР – 20, кожно-венерологическое – 25.
Со дня открытия больница именовалась «Омская
железнодорожная больница ст. Омск Омской железной дороги». В связи с приходом
на базу больницы кафедр Омского медицинского института в 30-х годах больница
приобрела статус клинической и до 1961 года именовалась «Омская железнодорожная
клиническая больница ст. Омск».
В 1961 году больница была переименована в «Дорожную
клиническую больницу ст. Омск Западно-Сибирской железной дороги».
С 23 марта 1962 года по настоящее время
больница именуется как «Отделенческая Клиническая больница на ст. Омск».
В декабре 1969 года открыто онкологическое
отделение на 50 коек, в нем развернуто подразделение лучевой терапии.
В 1972 году организованно отделение анестезиологии
и реанимации с палатой интенсивной терапии.
В 1974 году после капитального ремонта
и реконструкции одноэтажного здания расширено кожно-венерологическое отделение
с увеличением коек на 20; расширены и улучшены условия для станции переливания
крови и зубопротезного отделения.
С 1975 года внедрены эндоскопические методы
исследования.
В 1978 году завершено строительство новой
детской поликлиники.
В этот же год улучшена неотложная помощь в стационарных
отделениях. Стали круглосуточно дежурить шесть врачей, среди них три хирурга
и анестезиолог. Кроме дежуривших рентгенлаборантов на круглосуточную работу
переведены лаборанты клинической и биохимической лаборатории. Также круглосуточно
стала проводиться в неотложных состояниях запись ЭКГ.
В 1979 году запущен в эксплуатацию типовой
гараж на 20 санитарных машин.
В 1980 году введен в эксплуатацию вновь
построенный пятиэтажный стационарный корпус, что дало возможность улучшить
условия работы отделений. Число стационарных коек увеличилось до 470.
В 80-е годы до открытия больницы скорой помощи города
железнодорожная больница проводит большую работу по оказанию неотложной
помощи жителям Ленинского района и города по хирургии и урологии.
В 80-х и 90-х годах основные и вспомогательные отделения
расширялись и оснащались более современным медицинским оборудованием.
Во второй половине 1993 года к железнодорожной
больнице присоединена Узловая больница на ст. Омск, расположенная на улице
5-я Марьяновская. В настоящее время это терапевтический корпус, в котором
размещено 7 терапевтических отделение.
В результате объединения и проведенной реорганизации
железнодорожная больница стала располагать 810 койками с 16-ю стационарными
отделениями почти всех профилей и пятью поликлиниками (тремя взрослыми
и тремя детскими).
В 1995 году к железнодорожной больнице
присоединена поликлиника станции Входная, ставшая в объединении четвертой
взрослой поликлиникой.
В 1996 году построено двухэтажное приемное
отделение хирургического корпуса.
В этом же году к железнодорожной больнице была присоединена
физиотерапевтическая больница ст. Омск.
Больница стала располагать 920 койками и 18 стационарными
отделениями.
Для улучшения социально-бытовых условий работникам
больницы открыты на территории лечебного учреждения пекарня и магазин.
Больница по мощности и методам диагностики и лечения
стала одной из ведущих на Западно-Сибирской железной дороге.