English

Опыт чтения

Данный курс проводился для студентов Омского государственного университета. Использовались разнообразные формы проведения занятий: лекции, семинары, круглые столы, а также лекция-диалог с использованием аудио-визуальных средств. Лекции были построены таким образом, что сперва рассказывались основные положения теорий по выбранной теме, а затем демонстрировались различные подходы к их формализации; приводились примеры реализации моделей и осуществлялся анализ данных моделей. Многочисленные эксперименты с созданными моделями вели к бурному обсуждению и анализу результатов моделирования. На дискуссионных занятиях студенты использовали полученные знания для построения собственных моделей.

Лекции

Часть курса лекций посвящена изложению теоретического материала. Первоначально вниманию студентов предлагается краткий обзор различных социологических теорий по теме занятия, затем выбирается одна, которая служит основой для создания моделей. Излагаются основные принципы анализа и формализации основных положений теории. Демонстрируются методы построения модели и выдвигается гипотеза о возможном ее поведении. Рассказывается о результатах проведенных компьютерных экспериментов. Обсуждаются адекватность формализации предложенной теории и компьютерной модели. Материал лекций излагается в доступной форме - в виде графиков, схем и таблиц.

Семинары

Блок семинаров позволяет сформировать в сознании студентов систему знаний, обеспечивающих возможность построения и анализ компьютерных моделей социальных процессов. В рамках семинара студенты приобретают навыки формализации социальных теорий, построения и исследования моделей, а также учатся проводить многосторонний анализ компьютерных моделей.

Лекция-диалог

Для наглядного представления о работе с компьютерными моделями проводилась демонстрация функционирования пакетов программ с использованием видеопроектора. Были показаны различные методы реализации математический моделей на компьютере (агентно-базовое моделирование, анализ динамических систем, динамика распространения полей). Объяснялись методы работы с программным обеспечением: пользовательский интерфейс, представление данных и способы интерпретации результатов. После демонстрации каждой модели, студентам предлагалось провести собственный эксперимент, где они могли ввести собственные данные для исследования и получить результаты моделирования. Целью данного занятия являлось проверка степени понимания студентами изложенных моделей.

Круглый стол

Для укрепления полученных знаний и формирования окончательной системы навыков, студентам предлагается провести дискуссионное занятие (круглый стол). На данном занятии студенты не только проявляют свой творческий потенциал, но и общаясь друг с другом, учатся оппонировать выступления товарищей, задавать вопросы, спорить и приходить к всеобщему консенсусу. Перед студентами ставится задача о создании собственной модели, четкого описания ее внутренней структуры и способа отражения результатов моделирования. Студенты разделяются на группы и после выполнения задания, выступают с докладом о полученных результатах формализации. В процессе всеобщей дискусии студенты из других групп выявляют успехи и недостатки предложенной модели. Проведенное занятие на тему "Моделирование семьи" показало, что студенты не только усвоили изложенный на лекциях материал, но и с успехом справляются с построением несложных моделей.

Дискуссия: Моделирование Семьи

Студентам были предложены разные затруднительные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Успешно справившись с поставленной задачей, они выносили на всеобщую дискуссию следующие структуры моделей:

Модель конфликта выполнения обязанностей в семье
Объекты моделирования: папа, мама, дочь.
Среда: квартира.
Факторы влияния: голод, гигиена.
Правила взаимодействия: удовлетворять условиям комфортной жизни в среде.
Ситуация конфликта: не выполнение объектами своих обязанностей.

Модель нарушения приоритетов в семье
Объекты моделирования: муж, жена.
Среда: экономическое состояние семьи.
Факторы влияния: доходы.
Правила взаимодействия: сохранение традиционных приоритетов.
Ситуация конфликта: доходы жены больше доходов мужа.

Модель кризиса общения в семье
Объекты моделирования: папа, мама, дочь.
Среда: психологическая сфера.
Факторы влияния: необходимость в общении.
Правила взаимодействия: поиск путей к консенсусу.
Ситуация конфликта: не совпадение мировоззрений.

Модель жизненного пространства в семье
Объекты моделирования: папа, мама, бабушка, сын, дочь, кот.
Среда: комната.
Факторы влияния: ограниченность пространства.
Правила взаимодействия: распределение жизненного пространства.
Ситуация конфликта: нехватка требуемого пространства.

Модель сезонных конфликтов в семье
Объекты моделирования: папа, мама, бабушка, сын, дочь, кот.
Среда: биополя.
Факторы влияния: смена сезонов.
Правила взаимодействия: сезонная миграция.
Ситуация конфликта: неадекватное восприятие сезонного изменения.

Данный курс посещали студенты различных специальностей. Нижеследующая диаграмма демонстрирует распределение числа студентов согласно проявленному интересу к курсу по факультетам.





Copyright © Victor V. Korobitsin & Julia V. Frolova, 2001.