5.4. Петр Козлов

Обратимся к поэзии Петра Гавриловича Козлова (1955 г.р.). Петр Козлов начал писать стихи давно, едва ли не со школьной ска-мьи. Не прерывал он своих занятий поэзией и в Омском государст-венном университете, где учился на филологическом факультете. Еще с тех ранних пор его поэзия отличалась публицистичностью и гражданским пафосом. Не изменил своей линии поэт и в книге «На-равне с потревоженным веком», вышедшей в 2000 году. Действи-тельно, быть с веком наравне – именно в этом видит свою главную жизненную цель Петр Козлов. Не случайно многие стихи посвящены злободневным для России темам: здесь и Беловежский сговор, и рас-стрел Белого дома, и бедственное положение русского народа, тема нравственной деградации человека и общества:

Иной блуждает, как в тумане,
А мне Россия дня ясней.
Обман я вижу на обмане
И тех, кто ставит крест на ней.

Или возьмем такие стихи, как «Тетя Поля и хунта», «Лапша». Поэт выступает против тех, кто видит в русском человеке «Иванов, не помнящих родства». Автор пытается сравнить Россию настоящую и Россию прошлых веков. Больше того, он рассматривает Россию в контексте истории цивилизации. И не случайны его обращения к иде-ям Льва Гумилева, о чем он скажет в стихотворениях «Этносы живут и умирают», «Пожалей пассионария».
Размышляя о России, автор отнюдь не склонен к оптимизму. Чувствуется, что он не видит выхода из создавшегося тупика: «Бед-ный, бедный человек! Пропадаешь целый век». В этих словах боль и отчаяние. Может быть, именно от этой невозможности изменить жизнь некоторые стихи П.Козлова приобретают излишне максимали-стский характер. Поэт порой мало озабочен эстетикой слова, а берет то, что лежит под рукой, что, с его точки зрения, позволяет резче обо-значить то или иное явление. Подобные стихи напоминают преслову-тую «литературу факта», когда поэзии отводится чисто служебная роль.
Вторая часть сборника значительно отличается от первой. В ней собраны стихи о природе, семье, людях. В этих стихах больше роман-тики, больше любви и понимания. Петр Козлов пытается показать чувства, которые испытывает человек. Это любовь, отношения между людьми, семья, потеря близких («Он сына хоронил, который прожил честно. Средь тесноты могил нашлось для парня место»).
Особенно удаются П.Козлову стихи о природе, в которых он об-ращает внимание на, казалось бы, обыденные вещи, а на самом деле за этой обыденностью кроется красота:

Сначала дождь прошел,
А после – было утро:
И свежий ветерок,
И чистая листва,
И птичий говорок,
И в небе – синева!

Или:

Вот и первый – обрадовал – снег,
Выпал ночью – и все изменилось,
Перестроилось и обновилось –
Облегченно вздохнул человек.

Автор пытается показать нам красоту природы, ее могущество и наше ничтожество перед ней. Он пытается понять чувства человека, его радости и переживания. Запомнилось стихотворение «Белая ло-шадь»:

Ты уведи их, о, белая лошадь,
В новые земли – без гари и копоти,
К рекам прозрачным и травам хорошим,
К чистому воздуху – станет легко, поди…

Не исчезая в пространство вечернее,
Белая лошадь таила молчание,
Это, наверно, имело значение,
Но не снимало, увы, одичания…

Да нам, выросшим в городских трущобах, белая лошадь может показаться чудом, сошедшим с неба.
Интересно и стихотворение «Ночное», отмеченное философ-скими раздумьями о жизни и смерти, о назначении человека.
Все эти мотивы переплетаются в его сборнике, создавая соот-ветствующее ощущение. Во многих стихах большое значение имеют мотивы воды и полета: «Я гребу в черноте руками. Тяжелее воды земля. По теченью – навстречу камни…». Или: «Пока есть высота – и чувство жизни есть!.. И что тогда есть жизнь? Наверное, прыжок: По-ка летишь – живешь…».
Трудно говорить о поэтической или тематической завершенно-сти молодого поэта. Жизнь продолжается, значит, и поэзия не знает конца. Подтверждением этому является вышедший совсем недавно сборник П.Козлова «Золотая рать», в который вошли стихи, написан-ные в разные годы. Читая их одно за другим, чувствуешь, что поэт находится в каком-то творческом тупике, пытаясь отсутствие худо-жественности компенсировать публицистичностью или эпатажно-стью, от чего поэзия только проигрывает.


назад