4.8. Сударыня-барыня Валентина Ерофеева.

Валентина Юрьевна Ерофеева (1961 г.р.) родилась и выросла в Омске. Заочно закончила Московский коммерческий институт, прошла путь от помощника продавца до заведующей комплексом, стала настоящим специалистом в своем непростом деле. И очень любит избранную когда-то в юности профессию. А еще она любит поэзию. Ей она отдает все свое свободное время, всю свою душу, все свои мечты. И если это началось много лет назад как увлечение, то на сегодня – это вторая профессия. Потому что в 1997 году Валентина Ерофеева стала членом Союза писателей России, а это уже серьезное признание.
Начинала же Валентина в литературном объединении при Омской писательской организации. Терпеливо выслушивала критику товарищей, участвовала в областных семинарах молодых литераторах. А потом стали появляться первые публикации – в газетах, альманахе «Иртыш», коллективных сборниках. В 1996 году у нее вышла книга «Многоточие…», по которой Валентину Ерофееву и приняли в Союз писателей России. Надо сказать, что книга эта хотя и вызвала много споров, однако читателями была принята благожелательно. В 1997 году выходит вторая книга «Потепление». Финансовую поддержку поэтессе оказал торговый центр «Омский». Благодаря ему вышла в свет изящная, сделанная со вкусом и на высоком полиграфическом уровне книга. Не так давно вышла еще одна книга Валентины – «Сударыня».
Стихи поэтессы о жизни и любви, обо всем, что волнует женскую душу. Попробуем же проникнуть в поэтический мир Валенти-ны Ерофеевой. Сборник «Многоточие…» открывается стихотворением «Россия».

Я ее за горе не кляну,
Я все с ней разделяю без остатка.
Да, русским на Руси сейчас не сладко –
И это тоже ставят нам в вину.

Вот опять этот запах
весенних костров,
Но надежды на лучшее
нам не обещаны.
Дни летят. И как будто вчера
был Покров,
А сегодня весна.
Благовещенье.
Православные люди потянутся
в храм.
Дожились – даже нечего нищим
подать,
Как бы нас не теснили,
но верится нам;
На святую Русь
падет благодать.

Снова лихие пришли времена,
Но не заменится счастье поллитрою,
И не вдова ты, и не жена,
Коль все мужи с головою в политике.

Скоро ли будем жить, не губя.
Русскую гордость, и славу, и силу.
Стынет горчащее слово Россия –
На полупьяных от горя губах.

Еще грядет, родимый,
много бед,
Но русский духом, верой
не ослабнет.
Еще родится первенец
Ослябя!
Еще в защиту встанет
Пересвет!

В первом четверостишии автор признается в своей любви к Ро-дине, несмотря на то, что жить в России не сладко. Все мы замордованы сегодня многочисленными проблемами – экономическими, политическими, социальными и т.д. Но даже в самые трудные времена, когда, казалось, все уже потеряно, Россия, как феникс из пепла, поднималась и оживала. Вторая часть стихотворения более светлая. Даже написание лесенкой создает ощущение свежести, простора, свободы. Православные праздники – Покров, Благовещенье дают ощущение доброты, спасения и веры. Но нет покоя России и русским людям. Вспомним Блока: «И вечный Бой. Покой нам только снится». Но поэтесса верит в будущее России, верит, что еще родятся верные сыны нашей Родины, такие, как Пересвет и Ослябя, и вновь над страной засияет солнце. Все стихотворение построено на контрастах и держится верой в патриотизм.
Но больше всего у В.Ерофеевой стихов о природе и любви, о человеческих чувствах. Вот одно из них:

Запуржило, замело, завьюжило.
Ранний зарумянился рассвет.
Все окно покрылось тонким кружевом,
Пропуская бледноватый свет.
Фонари, понурив низко головы,
Друг за другом вдоль шоссе идут.
И лучи их матово-лиловые
Ни тепла, ни света не дают.

С такой нежностью, лаской, теплотой мог написать о зиме только че-ловек, влюбленный в природу. В принципе, ситуация-то обыденная: метель, вьюга, зима. Но окно покрылось «тонким кружевом», белым, переливающимся на солнце, рельефным, немыслимой красоты узо-ром. Чего только не разглядишь в рисунках, нарисованным морозом. Кто-то видит снежинки, кто-то цветы, а поэтесса увидела кружево, домашнее, тонкое, пропускающее свет, а значит, добро и тепло. А фонари там, за окном, на улице, они не просто светят, а, выстроившись в ряд, «идут, понурив головы». Их искусственный электрический свет никому не дает тепла. И все стихотворение о противопоставлении настоящего и мнимого, реального и искусственного, об истинном и ложном.
Следует заметить, что В.Ерофеева достаточно часто обращается к теме зимы. Вот еще одно стихотворение:

В непогоду, в злую круговерть
Хочется тепла и постоянства,
Хочется надеяться и впредь,
Что влюбленность лучшее лекарство.
С легким состоянием души
Горевать, жалеть и восхищаться,
Ведь надежды тем и хороши,
Что несут в себе частицу счастья.

Опять зима, опять «злая круговерть», опять непогода, и естественно, что живому существу хочется согреться, жить, любить. «Влюбленность» – лучшая защита от вялости не только тела, но и души. Любовь – это счастье, это легкость и надежда. Пока есть надежда – есть вера; пока есть вера – есть жизнь.
Ту же напряженность чувств встречаем мы в стихотворении «Рождество». Автор сознательно противопоставляет друг другу огонь и крещенский мороз. В понимании поэтессы огненная стихия разрушительна. Она сжигает не только ее саму, но может быть губительной и для любимого человека:

Ведь огнем, сжигающим меня,
Ты обжечься можешь, не согреться.

Почти все стихи Валентины Ерофеевой несут в себе светлую веру, жизнеутверждающее начало. Это является основным лейтмотивом ее поэзии. Так и должно быть, ведь перед нами женщина-поэт, человек тонко чувствующий. Вот почему она так тонко ощущает мате-ринское начало, нежность, заботу и любовь. Поэтесса дарит всем нам свою веру в жизнь, в светлое начало, что особенно важно в наш век насилия и агрессии. В другом стихотворении она пишет:

Весна уже кидается бодливо,
Как черный бык на пурпурный
платок,
На эти ночи, что еще пугливы,
И на шумящий днями водосток.
У градусника пульс еще тревожен.
Свежо и странно пахнет снегом
талым.
Еще влюблюсь – помилуй меня,
Боже!
А вот возьму да и влюблюсь,
пожалуй!

Весеннее, задорное стихотворение. «Весна кидается бодливо» – необычное словосочетание. Ведь слово «бодливый» ассоциируется с чем-то устойчивым, упорным, неудержимым. А весна ассоциируется с чем-то теплым, солнечным, со звонкой капелью. И вот это все рвется, бежит, сметая все на своем пути. И весьма логично, что весна – потепление, оживление природы, души. Лирическая героиня – человек непосредственный, открытый новому дыханию жизни, новой любви.

А мы увлечены с тобой
Упавшею звездой хвостатой
Туда, где ветер молодой
Играл листвой шероховатой

Теченье Млечного Пути
И явно так и так непросто.
Не пересечь, не перейти,
Не замочивши ног о звезды.

Такое нежное и лирическое стихотворение. Вообще это свойственно всему творчеству В.Ерофеевой – лиричность, плавность, мелодичность звучания… Ночь, лето, звезды… двое людей наблюдают за звездой, сорвавшейся с темного небосклона. Существует поверье, что в этом случае нужно загадать желание и оно обязательно исполнить-ся. Но жизнь сложна. А звезды, хотя они и далеко от земли, но они несут людям свет. И жизнь невозможно прожить, не коснувшись че-го-то доброго, неведомого, светлого. Именно ночью, когда уже все и всё спит, не спит поэт. И кажется, что сердце открывается, обнажает-ся до самых глубин.
Остановимся на книге «Потепление». Уже само название, глубокое по смыслу и созвучное общей тональности книги, точно и емко отражает ее содержание. Эта книга ознаменовала собой новый этап в жизни поэтессы.
Потепление сердца, души, чувств – вот что важно и необходимо лирической героине большинства стихов книги, чего ждет она от лю-дей, жизни, от того, к кому обращается, идя через потери, ссоры, че-рез обиду. «Ухожу, не будет потепленья», - горько звучит в одном месте, а в другом, как бы наперекор этому, слышится: «Потеплело – вроде легче жить». В постоянном и неизбежном столкновении с бес-пощадностью жизни, ощущение которого ясно и образно передано в книге, нет ни тени уныния, подавленности или смирения. Напротив:

Ощутила бунтарский подъем
И ушла от тебя горделиво.
Но тоскует душа сиротливо,
И сменяется утро днем.
И меняется вечер ночью…
Ни к чему мне года считать.
Быть единственной –
ты пророчил
Быть любимой – могла мечтать.

…………………………………..

Мы от встреч ничего не ждем.
Как давно нам луна светила!
Ощутила бунтарский подъем.
Оказался подъем по силам.

И сохраняется в душе героини бесценное «желание в небесах па-рить», воплощенное в стихотворении, посвященном Татьяне Четве-риковой:

А слова терзают и врачуют,
Душу окрыляют и корят,
А слова и любят, и бичуют,
И сердечной болью говорят.

Лирические стихи В.Ерофеевой – это ряд остановленных мгно-вений, данных человеку в чувственном восприятии. Любая подроб-ность дорога поэтессе, потому что каждая отражает движение души.

Ненастье – все твои слова,
твоя улыбка.
И пусть я трижды не права,
Но ты – ошибка,
На модном кофе погадать,
Да нет в нем гущи…
Конечно, лучше не страдать,
Конечно, лучше…

Или вот это:

Три вечных слова при последней встрече
Сказать тебе я так и не смогла,
Но тот морозный новогодний вечер
Упрямо память все же сберегла.
Сосновый запах, свечи, маски, лица,
Прощальный жест, пожатие руки.
… И в сердце нежность бережно
хранится,
Порою вовсе сердцу вопреки!

Книга полна авторских раздумий о сиюминутном и вечном, и эти размышления вряд ли способны оставить равнодушным человека не поверхностного, желающего разобраться в себе и в людях, вспом-нить о самом главном. Наверное, поэтому исходит от этой книги та-кой свет и тепло, что вся она проникнута верой в лучшее, о чем гово-рят следующие строчки:

Вновь и вновь я верю в новизну
Дней счастливых,
не пришедших вовремя,
Хоть и сушат душу ветры-вороги,
Но я верю, что еще блеснут
Радости надежды долгожданные.

Настоящий поэт не может существовать вне своего народа, и в этом отношении совершенно очевидно, что творчество Валентины Еро-феевой питается не только ее личным опытом, не только ее пережи-ваниями, но и народностью, тем, что мы называем Родиной, ее род-ной землей, городом, родными людьми. Достаточно привести такие строки:

Обнимала бабуля ласково,
Заплетала мне косы русые.
Я любила к ней нежно ластиться,
Песни слушать протяжные,
русские.

А вот стихотворение «Возвращение в Омск»:

Словно книга, город весь
мной читается.
Для меня Россия здесь
начинается.

В поэтическом мире Ерофеевой главное – это образ автора, чей лирический и страстный монолог заключает в себе переживания и чувства, а творчество в целом становится претворением в поэзию собственной судьбы. Наверное, это и является главным: сочетание личного и общего, ощущение полноты человеческого бытия.


назад