4.5. Выбор доминант (поэзия Марины Безденежных)

Марина Александровна Безденежных (1962 г.р.) по рождению – коренная омичка. Училась в обычной средней школе № 39, которая находилась в Комсомольском городке (для неомичей заметим, что это почти самая окраина Омска). С учебой в школе проблем не было (хо-дила в отличницах), но была отъявленной хулиганкой. Бытовые усло-вия семьи Безденежных оставляли желать лучшего. До девятнадцати лет Марина прожила с родителями в коммунальной квартире и сего-дня на вопрос: откуда берутся поэты? остроумно замечает – из ком-муналок. Родители Марины всю жизнь проработали на заводе им. Ба-ранова, увлекались музыкой. Мама Марины хорошо пела, отец не-плохо играл на баяне. Так как Марина была единственным ребенком в семье, это, возможно, привело ее к погружению во внутренний мир. Любила Марина поездки к деду и бабке в деревню. Позднее в одном из стихотворений она скажет:

Только к бабушке приеду,
Та с порога: «Как дела?
Будем мы с тобой обедать,
Я оладьев напекла!»

Ставит чайник на горелку:
«Ну, рассказывай скорей!»
И в огромную тарелку
Наливает вкусных щей.

Говорить я не пытаюсь, -
Разговор у бабы свой!
Я молчу и, улыбаясь,
Лишь киваю головой.

На будильник взгляд кидаю –
Вот и вечер настает…
Ну а баба вспоминает
Пятьдесят девятый год.

Спохватилась вдруг, вскочила:
«Что, домой пора уже?!
Хорошо поговорили,
Легче стало на душе!».

После окончания школы Марина поступила в ОмГУ на филоло-гический факультет. Хотела в МГУ, но по разным причинам этого не получилось. Выбрала филологический, так как посчитала, что это больше подходит ее натуре. Возможно, повлияло и то, что ее бабушка по образованию филолог и всю свою жизнь посвятила школе. Окон-чив университет с красным дипломом, Марина поступает в аспиран-туру в МГУ на заочное отделение. Но в Москву Марина переезжать не захотела, так как любит свой родной Омск, которому посвятила немало стихотворений. После окончания аспирантуры Марина, защи-тив кандидатскую диссертацию, некоторое время работала в газете «Вахта строителя», но работа журналиста не слишком привлекала ее, и она перешла на работу в педагогический университет, где продол-жает трудиться по настоящее время. Как видим, все достаточно обычно. Необычным является мир поэзии, который стал частью ее жизни.
Сочинять стихи Марина начала очень рано, в основном это были стихи о природе. С тринадцати лет Марина начинает писать уже бо-лее серьезные стихотворения. В 9 классе впервые выступила со свои-ми стихами на радио в детской передаче, затем появились публика-ции в областных газетах «Омская правда», «Вечерний Омск», «Мо-лодой сибиряк». В 16 лет она пришла в литературное объединение при Омской писательской организации, которым руководила Т.Г. Четверикова, причем Марина там была самой юной представитель-ницей.
В 1980 году Марина принимала участие в областном семинаре молодых литераторов. По итогам семинара был выпущен коллектив-ный сборник «Старт», в который вошли и ранние стихи поэтессы. Первая книга появилась в 1987 году. Это был небольшой сборник стихотворений под названием «Утро», который вошел в кассетную книгу «Рукопожатие». Следующая книга Марины Безденежных «Тропинка через рожь» вышла в 1990 году. После выхода этой книги стихи Марины долго не появлялись в печати, так как началась пере-стройка и многое поменялось в нашей жизни. Авторы еще не осозна-ли, что за свои книги они вынуждены платить собственные деньги. Поэтический сборник «Листаю осень» вышел лишь в 1996 году. За-тем выходит сборник стихов «Выбор доминант» (2000), в 2001 году - книга «Цель игры», и последняя книга «Покадровый просмотр» вы-шла в этом году.
И в личности, и в поэзии М.Безденежных есть что-то, на наш взгляд, от Марины Цветаевой. И дело не в имени. Стихи М.Безденежных отличаются повышенной эмоциональностью, обост-ренным чувством слова. Есть общее и в выборе некоторых художест-венных приемов. В частности, омская поэтесса часто обращается к приему семантического варьирования. Не случайно один из ее сбор-ников называется «Выбор доминант». Кроме того, следует учитывать научные привязанности поэтессы. Она занимается лингвоанализом, и доминант – это нахождение главного в художественном тексте. В данном случае – доминант - это главная цель, главное направление в жизни, то, на чем все держится, а именно «определение цели под на-званием жизнь». В стихах Марины Безденежных – ее жизнь. Можно сказать, что ее стихи – это своеобразный лирический дневник поэтес-сы. Наверное, не погрешим против истины, если скажем, что магист-ральная тема поэтессы – это тема любви: любви к детям, к мужу, к родному городу, ко всему живому.

Я себя уже отпела.
Не понарошку.
Только дочка –
Взглядом серым
Из-под ладошки,
Только вдруг
Ударит резко
Болью в сердце,
Что и ей
Вот эта песня –
По наследству…

Заметим, что Марина не любит полутонов. Она пишет стихи либо тогда, когда ей плохо, либо когда все замечательно. И еще: она всегда отрицательно относилась к восприятию поэзии как ремесла, ибо если только работать над стихом и при этом ничего не чувство-вать, то стихотворение получиться холодным и бездушным, мало ко-му интересным. Потому что читатель глубоко чувствует настроение автора и ему небезразлично то, как написано стихотворение. В каж-дом стихотворении М.Безденежных имеется своеобразный подтекст, даже если в нем рассказывается о самом простом и хорошо извест-ном. Главное понять этот второй план и по достоинству оценить то, что хотела сказать поэтесса.
Многие стихи М.Безденежных посвящены традиционной в жен-ской поэзии теме – теме любви. Любовь у нее бывает счастливая, но чаще она приносит страдание. В стихотворении «Урок физики» она скажет:

Ошалеваю от рук твоих,
И снова взгляды друг в друге тонут.
Закон не писан для нас двоих, -
Мы сами нынче творим законы –

Законы верить и гнезда вить…
По стенкам мечутся наши тени,
И значит в силе закон любви –
Закон всемирного тяготенья…

Действительно, все в природе взаимосвязано. И законы физики так же всеобщи, как и законы любви. По своей натуре М.Безденежных человек добрый и отзывчивый. Но именно таким людям в наше время особенно тяжело. И это очень остро чувствует поэтесса:

Отрастила я б колючки,
Если б только было можно,
Потому что с этой кожей
Не прожить.

Говорят: тяжелый случай, -
Закаляться надо лучше,

Здесь, куда ни обернешься,-
Этажи.

Не хочется заканчивать эти заметки на грустной ноте. Как бы ни было тяжело, но жизнь продолжается и поэтесса всегда в дороге. А значит, будут и стихи: добрые, светлые, немного печальные. Да будет так…


назад