4.4. Проза Юрия Виськина.

Жизненная и творческая биография Юрия Петровича Виськи-на (1953 г.р.) напоминает биографию многих писателей, пришедших в литературу «от станка». Родился Юрий Виськин в селе Серафимов-ка Ольгинского района Приморского края. После окончания Омского политехнического института стал работать инженером-механиком. В 1979 году в газете «Вечерний Омск» был опубликован его первый рассказ. В 1981 году несколько рассказов Ю.Виськина были напеча-таны в коллективном сборнике «Старт». Писатель принимал участие в зональном семинаре молодых литераторов в Новосибирске. Первая книга Юрия Виськина, выпущенная в 1986 году Омским книжным издательством, носила название «Обычная смена» и представляла сборник рассказов, посвященных производству. Об этом свидетель-ствуют названия входящих в книгу произведений: «Срочный заказ», «Накидная гайка», «День специалиста». Таким образом, сразу пони-маешь, что перед тобой рассказы об обычных людях, обычной жизни. Действительно, герои произведений – рабочие, мастера, молодые ин-женеры, жизнь завода. Кажется, как все просто. Но это только на пер-вый взгляд. За незатейливыми историями просвечивают истинные чувства. То, что чувствуют все эти люди, которые радеют за родное, свое дело, или наоборот, которые работают абы как, получают зар-плату и ладно. И если в глазах одних мы видим живой интерес, то в глазах других читаем равнодушие. Автор верит, что должна победить заинтересованность. Столкновение между «живым» и «мертвым» со-ставляет суть рассказов Ю.Виськина.
Возьмем рассказ «Труба». Здесь мы видим начальника мясо-комбината, равнодушно смотрящего на трубу, которая загрязняет ре-ку, которая от сбросов может стать мертвой. И здесь мы встречаем Ивана Иосифовича, которого недолюбливали за то, что он был не как все. Именно его, этого неизлечимо больного человека, волнует судьба реки. Он задает вопрос: «А долго ли будет ловиться?». И этот вопрос не остается риторическим. И на самом деле, уже через несколько лет рыба ловиться перестала. Этот рассказ один из тех, которые затрагивают острые экологи-ческие вопросы. В погоне за планами, премиями, достатком люди за-бывают о матери-природе, которая дала жизнь всему.
Не менее проблемным в этом плане является и рассказ «Ответ». Инженеру Андрею Григорьеву нужно написать ответ на запрос сан-эпидемстанции. Начальник сказал ему, чтобы тот написал: «Агрес-сивных жидкостей не имеется». Но инженер этого сделать не может, совесть не позволяет, потому что на заводе кругом эти агрессивные жидкости, которые сливаются в канализацию. А из-за этого чахнут деревья, умирает река, а с ней и все живое. Инженера это все волнует, он не хочет обманывать, пытается добиться правды. Но что он слы-шит в ответ: «Зачем, ведь премии лишат». И вот опять фраза, застав-ляющая задуматься. Ее произнес один из рабочих цеха, работающий с кислотой без спецкостюма: «Человек – не рыба. Та в кислоте дохнет, а человек ничего!». Не устраивает это инженера. Он решает для себя, что поедет и расскажет все как есть. И от этого ему становится легче, как в детстве, когда он выбирался из «кучи-малы» на свет и воздух. И мы можем быть уверены, что не бросит этот человек своего дела, добьется справедливости, поможет природе.
Много таких людей встречаем мы в книге Ю.Виськина. Людей, готовых в одиночку поднять цех, а то и целый завод. Это и мастер Скворцов из «Срочного заказа», который, не уговорив никого пора-ботать в субботу над срочным заказом, уперто говорит: «Сдадим в понедельник. Завтра выйду и сам сделаю». Еще ярче эта тяга к работе проявляется в рассказе «День специалиста». Мелькают перед нами герои производства, те, которые выводят завод в ранг преуспеваю-щих. Как важна заинтересованность! Стоит сменить директора, мас-теров и работа спорится, и завод выходит в лидеры. Именно таким заинтересованным предстает перед нами Коля Ушанов, который из мастеров дошел до главного металлурга. И все это благодаря усилен-ной работе, подкрепленной знаниями и новыми идеями. И директор этого литейно-редукторного завода – человек дела. До него был пол-нейший развал. Но пришел человек, взял все дело в крепкие руки и завод стал передовым.
Тормозят же эту работу такие люди, как Матвеев, который все-гда останавливается на половине пути, не доводит дело до конца. По-этому он и сидит на одном и том же месте, не продвигаясь ни мо-рально, ни интеллектуально, ни материально. Но еще хуже, когда одну из главных должностей занимают лю-ди, которых не волнует ничто созидающее. Те, которые сидят на од-ном месте вот уже двадцать лет, ничего не делают, но считаются не-заменимыми, потому что создают видимость незаменимости. Их де-виз: «Человек должен быть на своем месте». Такие люди, как, напри-мер, Сергей Иванович Старобогульников, создают видимость работы, дружат с конструкторами, которые придумывают что-то новое, и, войдя в соавторство, получают премии. Но даже у него однажды по-является нужная заводу мысль. Но постепенно его энтузиазм гаснет, и все те же проблемы остаются нерешенными. А он произносит свою коронную фразу: «Пусть мастер занимается – не моя обязанность».
Не реже встречаются в рассказах Ю.Виськина и люди, которые стремятся все сделать быстрее и в срок. Так, в рассказе «Накидная гай-ка» Ерохина послали в другой город за накидной гайкой, потому что не могли закрыть годовой план. Он-то и доставил ее в срок, но план уже закрыли на другой мелочевке. А из-за этого старик-шофер не смог от-дохнуть с дороги и заехать навестить больную сестру. «Привезли-то быстро, но вот разгружать никто не торопится». Может, в этом-то и вся проблема: слишком много ответственности возложено на одного чело-века, и в то же самое время многие бездействуют.
Однако герои Виськина живут не только работой. Есть среди них и мечтатели. Один пишет книгу, другой уезжает на север, потому что всю жизнь мечтал об этом. Но для многих они выглядят чудаками.
В 1991 году вышла еще одна книга Ю.Виськина «Ку-ку, Гриня», где за комедийными ситуациями автор раскрывает сложную совре-менную жизнь с ее многочисленными бытовыми и социально-нравственными проблемами. Проза Ю.Виськина предельно реалистична. Его рассказ «Ма-донна», опубликованный в «Иртыше» в 1995 году, имеет социально-философскую проблематику. Сюжет таков. Девушка, приезжая сту-дентка, знакомится на улице с шофером. Поначалу она отвергает его ухаживания, но «как-то утром, проснувшись, она почувствовала, что любит его». Однако в один прекрасный день «Вольдемар»-Володька спаивает девушку и отдает в распоряжение своих приятелей. Изнаси-лованная и оскорбленная «Мадонна» убивает его, но перед этим предлагает парню извиниться и спастись. Не сожалея о содеянном, девушка думает: «Я, может, и сейчас еще его люблю, но мне его не жалко. И во мне все то же зло… Ох, гады. Что с душой-то моей сде-лали…».
Благодаря умелой психологической детализации, в рассказе рас-крывается противостояние пушкинского образца чистых, светлых чувств « порядкам» современной жизни. Недаром эпиграф взят из Пушкина:

…Творец
Тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести
Чистейший образец.

Последовательное превращение прекрасной девушки в преступницу – вот идея рассказа. Авторская оценка в романе отсутствует: ни намека. Ни любой эмоционально выраженной детали – лишь субъективное мнение ге-роини. Но автор не «сух» в описании причинно-следственных связей. Наоборот. Он настолько деликатен, что всячески пытается разрушить однозначное мнение читателя о поступке «Мадонны».
Ю. Виськин являлся постоянным автором альманаха «Иртыш». Здесь опубликована его повесть «Вернись до срока», рассказ «Стар-шина Гузь» и другие. Хотелось бы отметить и большую обществен-ную работу писателя. В журнале «Литературный Омск» помещено семь публикаций писатели: рассказы, критические отзывы о книгах других авторов.


назад