4.3. Бунтарская муза Юрия Перминова.

Трудно писать о поэте Юрии Петровиче Перминове (1961 г.р.). Ибо ни в одну из распространенных рубрик он не вписывается. Вроде бы традиционен в лучшем смысле этого слова. В его поэтическом сборнике немало стихов о деревне и невеселом деревенском быте. С другой стороны, это бунтующий поэт. Вот его «Песня»:

Во всем есть смысл: в дожде, в небесном гуле…
Сидит в квартире, стало быть. С утра –
Гундосит небо. Дождь как из кастрюли
(в моем хозяйстве нет, увы, ведра).
Сейчас бы спеть о чем-нибудь хорошем…
Вторгайся, песня, в мой угрюмый быт!
Под дождь пою о том, что позаброшен,
А под гармонь – о том, что позабыт.
Покой и отдых сам себе даруя,
Я не тянусь ни к швабре, ни к перу.
Хоть пасмурно, но вместо «вот умру я»,
Желаю петь: «а вот и не умру!»
Из сердца сумрак нужно вырвать с корнем!
Порадуй, песня, душеньку мою.
Хоть баснями с утра до ночи кормят,
Я все равно пою себе, пою…

Биографические детали мало что дают для раскрытия творче-ского мира поэта. По рождению он омич. Учился в Омском педаго-гическом университете. Служил в армии. Затем работал. Печатался в журналах «Сибирские огни», «Байкал», в коллективных сборниках «Старт», «Паруса», «Солдатские зори». Но первая большая публика-ция Ю.Перминова связана с выходом в 1990 году книги «Первые до-роги», которая сразу же обратила на себя внимание критиков.
Ю.Перминов принадлежит к числу тех поэтов, предметом лири-ческого вдохновения которых является интеллектуализм. Эта концен-трация мысли определила и содержательный смысл поэзии Пермино-ва, преимущественно философской, и особенности формы его стихов. Формулы и поэтические афоризмы Ю.Перминова в какой-то степени созвучны мыслям многим философов, а лаконизм и изящество, как считает сам автор, помогают выразить неповторимость и сложность мира. Судя по всему, у Ю.Перминова много учителей: это и авангар-дисты, и конструктивисты, и представители современной концепту-альной поэзии, и поэты традиционалисты. Но к счастью, Ю.Перминов быстро нашел свою тропу в поэзии. Сравнительно не-большое по объему творческое наследие поэта – одна из лучших страниц в современной омской поэзии. Есть у Ю.Перминова одна характерная черта – отстаивание соб-ственной внутренней свободы. Человек он не очень «удобный» для окружающих. Но при этом всегда прост, открыт, естественен. Может быть, потому, что жизнь достаточно потрепала его. Больше всего он ценит в людях независимость, открытость, искренность и доброжела-тельность. Сам же Юрий Перминов всегда бежал от материальных благ, понимая их бренность и ненужность. Вспоминается, как в свое время замечательный русский философ Николай Федоров на замеча-ния своих учеников, что он живет совсем не так, как живут многие, отвечал: «Не гордись, ветошка, тряпкой станешь».
Черствость и равнодушие – вот самые страшные болезни на на-шем свете. Как-то получилось, что в эпоху тотального обогащения и обнищания мы порой не замечаем чужое горе, заглушаем голос соб-ственной совести, убеждая себя в том, что в душе мы остаемся хо-рошими людьми. Что станем добрыми потом, а пока и без того много забот. Но потеря доброты неизменно приводит к потере нравственно-сти. И Ю.Перминов во многих своих стихах призывает быть добрее, душевнее друг к другу.

Погодка – во! Денек хороший!
Как пахнет небом и рекой!
Старик сухарь синичкам крошит
Сухой венозною рукой.
Он добрый, видно. Вот бы все так.
Но что-то все-таки не так:
смотрю мамаши вместо деток
ведут выгуливать собак.
За пивом строятся папаши –
Всяк за себя стоит горой.
Шумят: «Опять продули наши!»
Но … как незыблем этот строй.
А каждый пятый нынче алко –
Голь перекатная.
… у нас
с щемящим русским словом «жалко»,
похоже, трудности сейчас.
И все труднее год от года
Не потому ли как-то сник –
С улыбкой мудрой, как Природа,
И тихий, как слеза, старик…

Известно, что добро возвышает человека, а злость и равнодушие принижает и унижает его. Может быть, в том и состоит задача поэта, чтобы победить ложь. Здесь мне хотелось бы привести слова Алек-сандра Солженицына, который как-то сказал: «Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска насилия? А не забу-дем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непре-менно сплетено с ложью… А нужно простой сделать шаг: не участ-вовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».
На наш взгляд, одной из главных тем творчества Ю.Перминова является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невоз-можности существования в ней человека.

Я не холоп, не раб, не смерд.
В карманах – сиверко. Да шут с ним.
Все бесы взяли на десерт.
Отдать им душу? – не дождутся.
К душе, конечно, есть тропа.
А для кого – моя забота.
Им без души моей - труба.
А сколько душ таких же? – То-то!

В таких условиях, как считает поэт, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Если народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы при таких обстоятельствах, то в этом и состоит его сила.
Ю.Перминов относится к числу тех поэтов, которые не без ос-нования считают русскую деревню центром нашего «национального космоса» (среди них А.Передреев, С.Куняев, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов), узлом множества жизненно важных и неразрешимых до сей поры проблем. В 70-е годы наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая револю-ция одурманила горячие головы, породила миф о спасательной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Вспомним хотя бы проект о переброске северных рек на юг, или раз-говоры (и не только) об уничтожении неперспективных деревень. По-эзия в этот момент отдавала предпочтение урбанистическим темам, а тихая, или деревенская лирика оставалась в тени. О последствиях почти никто не задумывался. Сейчас-то мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Люди, отрываясь от сво-их корней, нищали духовно. Потому-то многие поэты не могли ми-риться с таким положением русской деревни. Ю.Перминов в своих стихах утверждает вечную красоту родной природы. Поэт, несмотря на молодость, многое повидал на своем веку и пришел к выводу, что счастье человек может обрести только на своей малой родине. Часто в стихах поэта встречается образ заброшенного дома, что символизи-рует запустение русских деревень в период так называемого «укруп-нения» сельских хозяйств, за которое страна заплатила потерей пого-ловья скота, утратой многих исконных крестьянских ремесел и про-мыслов. Была нарушена корневая связь человека с родной землей, что является самым страшным в бесконечной череде потерь. Ясно, что без деревни городу не прожить, и это хорошо знает общество, но тем не менее деревня в России находится в более невыгодном положении по сравнению с городом. Проблем здесь много. И об этом есть стихи у Ю.Перминова.
Как всякий русский поэт, Ю.Перминов не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Ви-димо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космиче-ском пейзаже.

Действительность – затменье или сон?
А наша так еще не пропадала…
Их все же меньше.
Тех, кто не лишен
не божьего, а дьявольского дара.
На что смотреть? – Одни киоски лишь.
Дворняг жалеть? – Людей полно без крова.
Куда пойти? – С афиш не сходит Фриш…
Как не сойти с чего-нибудь другого?

Способность соединять в своем сознании обыденное и высокое является отличительной чертой большого таланта. Поэты всегда не-много горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества. Стиль Ю.Перминова узнаваем во все периоды творчества. На наш взгляд, Перминов очень оригинально и смело работает над по-этической формой своих стихотворений. Часто поэт использует при-ем поэтического переноса, неожиданную рифму. Оценивая поэтику Ю.Перминова, можно сказать, что она является одновременно тра-диционная и новаторская. Традиционными были пластическая кон-кретность, внутренняя законченность стиха. Новаторство составляли сдвиг и нагромождение словесных образов, контрастные переходы высокого и низкого. Может быть, именно поэтому критические оценки поэзии Ю.Перминова различны: от восторженных похвал до резкого неприятия. К настоящему времени поэт готовит еще одну книгу стихов, находится в постоянном поиске. Дай-то Бог, чтобы у Юрия Перминова было больше поэтических удач и меньше неудач, а талант у него есть и от него не уйдет.


назад