4.1. «Голгофа» Виктора Васильева

Жизненная и писательская судьба Виктора Николаевича Ва-сильева (1919 г.р.) вместила в себя многие трагические коллизии ХХ столетия.
Родился Виктор Васильев в Петропавловске в 1919 году. Память его сохранила маленький пыльный городок в степи, табуны лошадей, отары овец. В 1927 году семья Васильевых из Павлодара переехала в Омск.
На формирование личности Виктора Васильева большое влия-ние оказал его брат Павел Васильев. Уже в 16 лет Виктор пишет по-эму «Джурбай» и отсылает ее в столичный журнал. Правда, ответ пришел неутешительный.
Из Москвы Павел приезжал домой все реже. Виктор окончил школу, поступил на учительские курсы с правом заочного обучения. Четырехлетний курс прошел за два года, сдав экзамен экстерном. За-тем он стал преподавать в старших классах новую историю и основы Конституции. Казалось, вся жизнь впереди.
Но над семьей уже нависла тень 1937 года … Именно с этого времени для Васильевых началась полоса несчастий. После ареста Павла отца уволили с работы. Виктор Николаевич вспоминал: «Как-то на рыбалке он стал читать приятелю стихи сына, сказав при этом: «Все эти вожди советской власти, в частности, Сталин, не стоят под-меток моего сына, который был замечательным поэтом и совершенно ни за что арестован». На него донесли. Собеседники подтвердили чтение «контрреволюционных стихов и антисоветские высказыва-ния». В 1940 году Николай Корнилович был арестован. Его обвиняли в проведении контрреволюционной пораженческой агитации, в вос-хвалении агрессивной политики фашистских стран и предсказании поражения СССР в случае войны с этими странами. Николай Корни-лович Васильев умер в 1941 году в Юргинских лагерях под Новоси-бирском. В том же году скончался от туберкулеза в возрасте 24 лет Борис Васильев. На фронте погиб Лев Васильев. В 1943 году умерла мать Виктора, Глафира Матвеевна. Так за несколько лет из всего мо-гучего рода Васильевых остался только Виктор.
После окончания учительских курсов Виктор стал преподавать вначале в Называевской средней школе, а потом и в Омске новую ис-торию и советскую Конституцию. И хотя у него как у учителя с выс-шим образованием была бронь, в 1942 году Виктор Васильев был призван в армию. Несколько месяцев он учился в полковой школе под Москвой, а в октябре в звании старшего сержанта был отправлен под Сталинград, оттуда их часть перебросили под Харьков. Воевал он храбро, о чем свидетельствуют награды, но вскоре он был арестован. Арестовывал Виктора Васильева «СМЕРШ» – формально за чтение фашистской листовки, но, разумеется, припомнили и брата. Виктору Николаевичу «повезло»: ему дали десять лет. Плюс пять лет пораже-ния в правах. Сорвали при аресте погоны, отобрали орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги», полученные под Сталинградом.
Весь свой десятилетний срок он отбыл от звонка до звонка. Об этом страшном периоде своей жизни он позднее расскажет в своих стихах и прозе. Везли заключенных в телячьих вагонах. Проехали Москву, повернули на Урал. В Соликамске была пересылка. Затем заключенных привезли в лагерный пункт «Черное» – по названию речки. Работали в основном на лесозаготовках. Дважды Виктора Ва-сильева вывозили на подсанках из тайги почти мертвого. В стихотво-рении «Сон» уже через много лет он вспомнит те страшные годы:

Мне снится иногда ночами
Один и тот же сон…
Я будто снова, в тех краях
Иду оборванный, в лаптях.
Тайга стоит в оцепененье,
И крики слышны в оцепленье.
Звенят лучки, горят костры,
Рычат сторожевые псы…

А в другом он напишет:

Тяжелы гири пухлых ног,
Сорвал пупок и тут же лег.
Цветы кровавые в снегу,
Я босиком по ним бегу.
Стреляет под ноги конвой,
Медвежьи звезды надо мной
Угрюмым светом пламенеют,
И пальцы вроде леденеют…

Потом были другие лагеря. После лагеря начались многолетние «хождения по мукам» на свободе. Но такова уж васильевская «поро-да» – никогда не гнуться перед трудностями. В одном из своих стихо-творений он скажет:

Я все прошел: огни и воды,
И звон кандальный лагерей…
Я из васильевской породы,
Я из особенных людей.

Реабилитировали Виктора Васильева в 1953 году. Но на работу нигде не брали. Приходилось работать и грузчиком в речном порту, и разнорабочим, и фотоагентом, и слесарем-ремонтником. Постепенно стал писать прозу. Его рассказы увидят свет и в местных альманахах, и в столичных журналах. Будут книги. Виктора Николаевича примут в Союз писателей. Но все это будет потом.
Особый интерес представляет лагерная проза Виктора Василье-ва, в частности, рассказы «Образцовая зона», «Доцент», «Горбун», «Пуд муки» и другие, а также повести «На Вильве-реке», «Этап на восьмую», «Распятая».
Настоящий писатель – это всегда фигура неоднозначная. Мир лагеря увиден глазами человека, прошедшего через мясорубку ареста, следствия, пыток. Через лагерь шел Васильев к своей главной теме – к познанию человека. Лагерную прозу писателя можно поставить в один ряд с произведениями Солженицына, Шаламова, Волкова. Больше того, Виктор Васильев стоит у истоков женской лагерной те-мы. Рассказы и повести Васильева – это смелое обвинение режиму, искалечившему не только человеческие тела, но и человеческие ду-ши. В васильевских произведениях поражает плотность содержания, мысли и чувства, сгущенность времени и пространства. Сила художе-ственного воздействия на читателей связана и с точностью психоло-гического рисунка. Как правило, для писателя не характерны развер-нутые пейзажные и психологические описания. Он умеет отыскать единственно нужное слово, фразу, которая сразу же отзывается в чи-тательском сердце. Вспомним, например, финал повести «Распятая», где конвоир убивает заключенную Оньку (так звали в лагере Ани-сью): «На какое-то мгновение Анисья остановилась как вкопанная и тут же упала наземь, ударившись головой о пенек. Она была убита наповал и лежала с открытыми огромными глазами, неподвижными, как голубое небо над ней. Лицо ее было спокойное, даже довольное, из-под рукавов сатиновой куртки быстро-быстро выбегала алая струйка крови. Она искрилась и играла на солнце. А с вышек стрел-ки-попки зазвонили в куски рельсов, словно звонили колокола за упокой ея души».
Но Васильев не только прозаик, но и замечательный самобыт-ный поэт. В стихах В.Васильева наряду с лирикой природы и фило-софскими раздумьями активно разрабатывается жанр стихотворного рассказа. Отчетливо звучат в стихах поэта социально-гуманистические мотивы. У него немало произведений, обращенных к тяжелым временам в жизни народа и в его собственной судьбе. На-пример, стихотворения «Мне ломали руки на допросах», «Довод», «Газеты пишут», «Дуська Моргунова» и др. Поэт дает эпизоды ла-герного быта, показывает, как в этих нечеловеческих условиях люди находили в себе силы противостоять жестокости и произволу. Вос-созданные в бытовой конкретике, с помощью вполне реалистических деталей, эти картины приобретают характер обобщения. Например, в стихотворении «Мне ломали руки на допросах…» он скажет:

Где мой брат? Давно уже расстрелян!
Где отец мой? Той же лапой сбит!..
Под землею, в ледяной постели,
Вся семья побитая лежит!..

Как мне быть?! Мне не забыть все это!
Жить наощупь, будто я слепой?
Все равно, идти к великой цели
Родина, придется мне с тобой.

Но не только к лагерной тематике обращается в своих стихах В.Васильев. Его интересует и наша современная действительность, человек наших дней. В стихотворении «Дуська Моргунова» он рас-скажет о судьбе женщины, пережившей ужасы войны и сталинских лагерей. Повествование ведется от первого лица. Дуська говорит сво-ему собеседнику:

Я, товарищ, тоже воевала,
Шла в дыму, валялась на снегу,
Под Смоленском раненых таскала,
По сто верст от немцев убегала,
Подставляя задницу врагу.

Открыто, без утайки Дуська Моргунова повествует о своей жиз-ни: как она попала к «фрицам», как ей пришлось «жить с унтером», какой позор и унижение испытала она от немцев. Не вытерпев изде-вательств, Дуська Моргунова убила фашиста и бежала. Натолкнув-шись на наших партизан, она все им рассказала без утайки. Но когда закончилась война, героине припомнили все:

А потом припомнили землянку,
Унтера и окруженья все.
Так сказать, заделали подлянку -
Десять лет была на Колыме.

Рассказ Дуськи тронул поэта и в конце стихотворения он пишет:

Я рассказа Дуси не забуду –
Моргунова чем-то сродни мне…
Говорю: «Кто целить снова будет
В мир прекрасный из своих орудий –
Пусть сгорит на яростном огне!..

Виктор Николаевич Васильев удивительно похож на своего бра-та. Особенно когда читает его стихи. Тогда он как будто распрямля-ется, словно и нет за спиной десятков трудных годов. И всякий раз зал замирает, когда он своим хриплым голосом читает знаменитую «Тройку» Павла Васильева или свои собственные стихи – «Дуську Моргунову», «Деда Корнилу». Дай Бог ему здоровья и новых книг.


назад