Глава 4

Современный литературный Омск


Что же касается современного литературного процесса, то он весьма обширен. Количество изданий увеличивается лавинообразно, от старых литобъединений отпочковываются все новые и новые. Нет единой установки в стиле, технике письма, тематике. Кроме того, большинство крупных литературных изданий не имеют какой-либо «редакционной концепции», отсюда все многообразие творческой палитры в одном сборнике. К сожалению, почти отсутствуют критические работы, посвященные молодым авторам. Быть может, прошло слишком мало времени, чтобы их публикации заметили?.. Но как же объяснить быстроту реакции в литературной полемике начала 90-х?.. Ко всем прочим проблемам классификации и критического анализа добавляется недоступность омских изданий, в результате авторы почти не имеют выхода на широкую публику. Хотя литературные встречи и вечера в Омске проводятся достаточно часто и в Пушкинской библиотеке, и в литературном музее им Ф.М.Достоевского, и в общественно-политическом центре, и в государственном университете. Но, думается, что для популярности омским литераторам не хватает элементарного: финансовой и информационной поддержки. До начала 90-х годов культурное пространство литературного Омска фактически и юридически было единым: Союз писателей СССР. Раскол, начавшийся в столице, докатился и до провинциальных городов, в том числе и до Омска. Единая когда-то писательская организация разделилась на две. Большинство писателей вошли в омское отделение Союза писателей России. Немногочисленные оппоненты составили свою организацию – отделение Союза российских писателей. Посмотрим, как же шли дела в организации Союза писателей России. Хотелось бы в первую очередь отметить выпуск альманаха «Иртыш». Кстати, в 1789 году в Тобольске стал выходить первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», который ставил своей задачей просвещение сибиряков. (Здесь чувствуется своеобразная перекличка эпох). И современный «Иртыш» поражает своей разноплановостью. Здесь и хорошая публицистика в духе традиций «Нового мира», поэзия, в том числе и «авангардистская», проза, мемуары, очерки по истории и культуре, литературная критика, открытие «забытых имен». При таком разнообразии материала «Иртыш» мог бы развалиться на отдельные рубрики, никак идейно и те-матически не связанные между собой, если бы не оригинальная за-думка редакции: все содержание журнала выдержано в общем тоне. В «Иртыше» печатались известные в городе (и не только) авторы: Иван Петров, Валерий Мурзаков, Татьяна Четверикова, Виктор Васильев, Владимир Балачан, Владимир Макаров, Валентина Ерофеева, Марина Безденежных и многие другие. Одной из объединяющих установок было преодоление идеологизма, обращение к национальным истокам. Альманах «Иртыш» с момента выхода в свет открыто и ясно заявил о своей позиции – это позиция гражданского патриотизма. Тут была видна твердая позиция главного редактора В.Н.Мурзакова и профессионализм творческого коллектива, способных выстроить номер, найти и расположить прозу, поэзию и публицистику, обрести свой круг авторов и отдать предпочтение самым талантливым. Альманах являлся своего рода магнитом, который притягивал к себе все самое талантливое в своем регионе (и не только). В нем присутствует и немалый пафос просветительства. Здесь знакомят читателей со знаменитыми земляками, историей края, с талантливой литературной молодежью. В альманахе были следующие рубрики: проза, поэзия, искусство, родиноведение, страницы истории, критика. Рубрики подвижны. Они существуют не ради самих себя, а идут за предметом и явлением. Есть повод поговорить о песне? Возникает рубрика «Песня». А в другом номере появляется рубрика «Памятные даты Отечества». Все это создает ощущение гибкости внутренней жизни альманаха. Следует отметить похвальное стремление омских писателей восстановить прошлое Сибири и Омской области в наглядных, пусть и беглых картинах краеведческих изысканий. Например, Павел Брычков пишет о «Чудесах Абалацкой иконы» - одной из самых загадочных и знаменитых сибирских православных святынь – чудотворной иконе Абалацкой Божьей Матери. На цветных вкладках альманаха можно встретиться с удиви-тельным искусством омских художников. Так, в сборнике за 1995 год представлены репродукции украшений из драгоценных металлов, работы К.Белова и В.Кукуйцева. Но сейчас в связи с недостатком финансирования вот уже не-сколько лет альманах не выходит. Его своеобразным преемником стал «Литературный Омск». Главным редактором журнала является Павел Брычков. В журнале публикуются произведения всех жанров, написанных на профессиональном уровне. Здесь можно встретиться не только с хорошей прозой и поэзией, но познакомиться с историей родного края, с критикой, с творчеством омских художников и музыкантов. Значительное место отводится творчеству молодых авторов. Но трудно загадывать, как сложится судьба «Литературного Омска». К настоящему времени вышло всего несколько номеров. За-держка тривиальна – нет денег. Но не будем о грустном. Поговорим лучше об омских писателях, пришедших в литературу в 80-90-е годы и за короткое время заявивших о себе как о талантливых художниках слова.

4.1. «Голгофа» Виктора Васильева

4.2. Исторические романы Павла Брычкова

4.3. Бунтарская муза Юрия Перминова

4.4.Проза Юрия Виськина

4.5.Выбор доминант (поэзия Марины Безденежных)

4.6.Смеховой мир Сергея Прокопьева

4.7.Таежник и поэт Геннадий Шмаков

4.8. Сударыня-барыня Валентина Ерофеева

4.9.Поэзия Анатолия Ларионова

4.10.«Зеркала» Юлии Бернардской

4.11.Летописец калачинской земли Геннадий Оселедцев

4.12.Александр Распопин

4.13.Виктор Дроздов

4.14.Борис Гвоздев

4.15.Евгений Даниленко

4.16.Виктор Гаврилов


содержание