3.6. Песня о русской земле (поэзия Владимира Макарова)

Сибирская деревня и город, поэзия и медицина – все это на равных вошло в судьбу Владимира Александровича Макарова (1938 г.р.). Детские и юношеские годы будущего поэта прошли в селе Большеречье Омской области. Владимир Макаров с нежностью вспоминает о своем послевоенном детстве. Несмотря на тяготы военной жизни, перенесенные маленьким Володей, это время светлыми лучами всегда согревало его. И не случайно образы из детских воспоминаний стали основой многих его стихотворений. В «Песне о детстве» В. Макаров пишет о тяготах войны, о несчастьях близких ему людей: родителей и друзей. Но как бы тяжело не приходилось, он, тем не менее, признается:

Туда улететь бы от суетных дел…
Туда бы уплыть мне иртышской водой…

Володя Макаров рос чутким впечатлительным мальчиком. Навсегда с ним остались деревня, могучая сибирская природа, живописные берега Иртыша, рыбалка, манящее эхо пароходных гудков. Позднее поэт писал: «Красоты хочется, а с годами все больше и больше, всюду и везде в жизни – пока жив. А зачатки этого чувства возникли все-таки на просторах отчего края, летом, на рыбалке. И за это я благодарен родной реке». Вспоминает он также и о пионерском лагере, о походах и кострах, о первых увлечениях музыкой. Книги были неизменными спутниками Владимира с самого детства. С трепетом вспоминает он о книгах, заданных учителем на лето, об обидах на скудную сельскую библиотеку, в которой не оказалось «Смерти Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова. Сильно подействовало на ребенка прочтение рассказа Чехова «Ванька»: «И так горько стало за этого несчастного, забитого, далекого моего сверстника, письмо которого, конечно, не дойдет на деревню дедушке, что волнение – до неудержимых слез – охватило меня. И теперь, через многие годы, перечитывая рассказ, я каждый раз переживаю подобное. Особенно зимою…».
Работал на пристани, потом сотрудником районной газеты «Колхозный путь». После окончания школы Владимир решает стать врачом:

Мы, науку, штудируя четко,
Высоту постигали и глубь,
А в кармане вельветки – зачетка
Да остаток стипендии – рупь.
Помню белую ветку сирени,
Помню белый, свой первый халат…»

В 1962 году он окончил Омский медицинский институт, а в 1964 – клиническую ординатуру в том же институте. В том же году стал работать ассистентом на кафедре детских инфекционных болезней. Свою профессию В.Макаров любит. Он говорит об этом:

Обоняй запах январского мороза,
С удовольствием влезай
В больничный белый халат,
Торопясь на планерку;
С состраданием входи в палату,
Где тебя ждут девять разных людей;
Назначай свидание
Строгой медсестре Ольге
Из второй травматологии;
Читай Пруста и журнал «Хирургию», -
Живи…

1969 год особенно памятен для Владимира Макарова, так как он был принят в члены Союза писателей СССР и успешно защитил кандидатскую диссертацию по медицине. Владимир Солоухин как-то сказал: «Да, есть профессии, которые люди выбирают для себя, а есть профессии, которые выбирают людей. И хотел бы человек заниматься каким-нибудь делом – быть летчиком, инженером, врачом, но призвание (было такое хорошее русское слово) диктует ему иное поведение, иную деятельность». Примеров, подтверждающих это суждение, можно привести много. Скажем, врач и писатель Антон Чехов, или поэт и дипломат Федор Тютчев. То же самое можно сказать и о Владимире Макарове. С одной стороны, он врач, а с другой – безраздельно предан поэзии. Его стихи публикуются в журналах, издаются отдельными книгами, среди которых хотелось бы назвать такие поэтические сборники, как «Невеста» (1965), «Сибирский платок» (1968), «Стихи» (1970), «Благодарю» (1975), «Основа» (1977), «Дерево под окном» (1981), «Водополье» (1984), «Маховые крылья» (1988). Его стихи сделаны крепко, на высоком профессиональном уровне. В каждом стихотворении есть своя «изюминка», та внутренняя пружина, которая свойственна истинной поэзии.
Обратимся снова к высказыванию Владимира Солоухина, который так отозвался об омском поэте: «Может быть, его стихи иногда рациональны, но – вовсе не страшно, когда в литературе рационален человек, наделенный умом. Поэт не мыслит своей жизни без любви. Любовь для Макарова лежит в основе всего. Любовь к родине, к дому, к матери, к жене, к работе, к стихам».
Творчество поэта очень разнообразно по тематике. Причем он не выискивает тем специальных, так сказать, по заказу. Просто он пишет о жизни. А жизнь – это все, что его окружает.
Одной из основных в поэзии В.Макарова является любовная тема. Женские образы разнообразны в его поэзии. Стройная застенчивая девушка – символ женственности, юности и красоты. Сильная работящая крестьянка всегда изображается на фоне сибирской деревни. Образ любимой женщины – своевольная рыжеволосая красавица, верная заботливая жена. Поэт считает, что жизнь без любви невозможна:

Свет уходит во тьму,
На шоссе зарябил,
И живу потому,
Что тебя я любил.

Любовь у Макарова уютная, когда плечом к плечу, книжка и сигареты («Романс о городской зиме»), и неуютная, когда осенний парк, листопад, зябко («Осенние прогулки»). Любовь на фоне серого дождя тоже оказывается грустной. Встреча – расставание, потому что «Золотая эта завязь / Слишком поздно завязалась». Стихотворение «Под его небом» уже с другим настроением. Небо здесь голубое, а глаза веселые:

Небом ему быть, конечно,
Непросто,
Но просто
Необходимо.

В своих миниатюрах В.Макаров скажет: «Кто-то в шутку, кто-то всерьез называет любовь – болезнью… Но ведь есть болезни неизлечимые. Стало быть, и любовь может быть неизлечимой? В таком случае, что это – розовое счастье или тяжкий крест?..».
Отдельное место в поэзии В.Макарова занимает образ матери. Он посвятил ей такие стихи, как «Сердце матери», «Маме», «Проселочная дорога», «Сказка о золотой рыбке». Создается впечатление, что над поэтом владеет какое-то чувство вины, что он не сумел уберечь самого родного человека. В стихотворении «Зимнее окно» поэт скажет с какой-то щемящей болью:

Мама, разве ты умерла?
Я говорю с тобой,
И ты слышишь,
Ты любишь,
Когда я играю на баяне и пою:
«Я дом закрываю
И в лес убегаю…».
Посмотри,
За окном – снег, снег.
Смотри,
Эта лыжница в голубом
Будет моей женой…
Посмотри в окно, мама.

Уже в первой книге «Невеста» отчетливо звучат мотивы любви к жизни. Светлое праздничное мироощущение было свойственно молодому автору. Песенность, любование народным словом, лирический герой «с лицом простым и светлым» – вот что виделось в первой книге Макарова.
Поэт как-то сказал: «Славлю жизнь, которая, хоть и не густо, но дает нам мгновения восторга». Автор видит поэзию в самых обыденных вещах. «Не от таких ли наблюдений, царапнувших однажды душу, позже рождаются стихи? Ты уже забыл этот случай и удивлен – откуда новая тональность в твоих стихах?!».
Огромное место в творчестве В.Макарова занимает тема природы, тема малой родины. Сам поэт об истоках своего творчества сказал следующее: «Самым первым чувством, которое обратило меня к попыткам стихосложения, кажется, и было стремление рассказать о своем селе – моей малой родине. Там прошли детство и юность – золотой запас, капитал на всю жизнь, как уже давно это признано и сказано многими». Детские впечатления от сибирской природы, бескрайние леса, ягодные поляны, золотая россыпь листопада, снежная зима – все это нашло отражение в поэзии В.Макарова. В одном стихотворении он пишет:

Весь золотой сиял Иртыш,
Оплавленный горячим летом…

В другом мы читаем:

Опять идут бураны в наступление –
Вот первый,
третий,
вот девятый вал!..

В его творчестве можно заметить черты сходства с поэзией Некрасова и Есенина. Кстати, одно из стихотворений не случайно носит название «Читая Некрасова», где перед нашим взором возникают российские мужики-правдоискатели. А стихотворение «Синева» по своей тональности близко есенинской «Осени»:

Здесь березы, там осины,
Ржавый цвет преобладает,
А в сознанье –
Синий, синий,
Кажется, не увядает.

Нет покоя – сердце чует
И уже тихонько ропщет,
И тогда его врачует
Синева
В разрывах рощи.

Малая родина заняла постоянное место в сердце поэта. И даже став человеком городским, он тоскует по родному дому, по запаху русской печки, по тому спокойствию, которое может дать только родная природа:

Хочу я только тишины.
Ну, пусть еще гудки,
Ночной водой отражены,
Доносятся с реки.

Чувство родины, а именно гордость за деревенского человека проявляется в творчестве Макарова. Вот еще одна его зарисовка. «Вспомните знаменитый фильм Василия Шукшина «Калина красная». Вспомните наряд героини Любы Байкаловой, когда она готовится к застолью – ее крепдешиновая блузка заколота копеечной брошью с изображением «Незнакомки» Крамского… Тут и подспудное, интуитивное стремление деревенской женщины к городскому, возвышенному – к красоте!.. Дешевая безделица, один маленький штрих, – но пронзает сердце острая боль за родную свою деревню: давно уже заслужила она право на подлинную красоту – повсеместно и постоянно!».
Важно отметить, что взрослый поэт Владимир Макаров не забывает и о детях. Им посвящена книга «Дядя Дятел» (1987).
Конечно же, этот мотив не единственный в его творчестве. Ему близка и дорога тема содружества муз:

Соната отзвучала … Повтори,
Напой хотя бы основную тему,
В которой есть предчувствие зари,
Хотя еще владычествует темень…

А вот как он говорит о поэзии:

Моя любовь,
Моя надежда,
Мой хлеб
И мой стакан вина!

И нам становится понятно, что именно в творчестве, в поэзии видит В.Макаров смысл жизни.
В стихах поэта находится место Глюку и Шопену, Шуберту и Григу, актерам и художникам. Вообще поэт очень много пишет о музыке. В «Бумажных корабликах» он говорит: «… Музыка ХVIII-ХIХ веков. Сказочное богатство блестящих имен: от Генделя, Моцарта и Бетховена до Вагнера, Шопена и Чайковского. И ведь хорошо нам известно, что при жизни этих музыкантов чтили, ценили: овации на концертах, толпы поклонников. Вот и рождается порой грустная мысль, когда обозреваешь сегодня полупустые залы филармонии во время симфонических концертов: а не пережило ли человечество свою высшую точку развития, свой апогей в создании и понимании музыки.
Вот свидетельство (конечно, сугубо личное) того, что музыка могущественнее поэзии. С годами все реже возникает холодок восторга, тревоги, радости при чтении великих стихов. Но, как и в молодые годы, постоянно возникает это чувство при первых звуках музыки Моцарта. Вероятно, потом и эти «раздражители» начнут утрачивать свою силу, но пока, слава Богу, они срабатывают без осечки! Живи хоть сотню, хоть полтораста лет, не объять музыки». В одном из стихотворений он пишет:

Как в «Прощальной симфонии»
Гайдна –
Музыканты, один за другим,
Тушат свечи, уходят печально,
Незаметно, один за другим;

Как в симфонии, позднею ночью
Гаснут окна: все меньше огней –
Только редкие светлые точки
В черном небе; все меньше огней…

Любовь поэта к музыке естественным образом перешло на его творчество, и некоторые его стихи удивительно музыкальны. Например, стихотворение «Иней»:

Последняя декада сентября
Смотри, как много золота и серебра.
Солома золотиться у крыльца,
На ней серебряного инея пыльца.

Конечно, в основе поэзии Владимира Макарова лежит тема человека. В человеке его интересует все: его духовность и мелочность; максимализм молодости, бестолковость существования и поиск смысла жизни, беспощадный бег времени и удаленность от природы, от своих корней. Приведем отрывок из «Бумажных корабликов»: «Так издавна повелось в человеке: самое дорогое и святое - носишь в себе, самое стыдное и грешное – тоже носишь в себе. И об этом – ни «гу-гу», никому, даже самым близким. Разве что в бессознании или на крайнем жизненном рубеже человек вдруг вскрикнет «мама» или прошепчет имя тайной любви своей…
А в повседневности пользуемся средними цветами спектра, средними волнами диапазона своей души. Благо, этот спектр, этот диапазон – богаты. Но не те ли, крайние части шкалы, подобно грузилу, держат невидимую леску твоей жизни в напряжении? А иногда, пожалуй, могут и оборвать ее своей тяжестью. Не так ли?..».
Не забывает он и о своих коллегах по творческому цеху. Например, в стихотворении «Портрет Тимофея Белозерова» дается такая характеристика замечательного поэта:

Надо
Этим светом поделиться.
Впрочем,
Он давно к тому привык,
Певчая нахохленная птица –
Тимофей, писатель детских книг.

Из этих строк видно, с какой любовью и уважением относился В.Макаров к Тимофею Белозерову. В «Бумажных корабликах» он скажет: «… жизнь избрала Тимофея Белозерова в поэты… Таким он и остался».
В стихах В.Макарова найдет созвучие своему настроению любитель лирической поэзии, любовной лирики, граждански звучащих стихов, лирических миниатюр, поэтических рассказов.
И хотя в 80-е годы В. Макаров считался одним из активно работающих авторов, в этот период выходят его сборники «Водополье» и «Маховые крылья», сам он в это время пишет: «Стихи остаются моей любовью. Хочется, как и прежде, искать и найти свое слово, хотя с годами эта задача становится труднодоступнее… И среди разных причин того, что охладевает сердце и не тянется рука к перу, нет ли среди этих причин и той, что редко ныне приходится бывать в родных краях, наскоком за целые годы, впопыхах… Продолжение тропинки – к будущим стихам – дается мне сейчас нелегко. Возможно, новое прикосновение к истокам своим… поможет мне завтра».

Когда под боком родина твоя, -
Из года в год не выкроится срока,
Чтоб навестить отцовские края, -
Все потому, что здесь они, под боком.
И лишь вдали от них даешь обет,
Что с ходу, отложив любое дело,
Вернувшись, - в первый раз за много лет
Туда рванешься, к милому пределу.

И прав был Владимир Солоухин, который сказал об омском поэте: «У Владимира Макарова есть почти все, чтобы считаться одним из лучших современных поэтов. Этот поэт, так сказать, уже написан, дело только за тем, чтобы он дошел до читателя и занял в поэзии нашей соответствующее место». И замечательный русский поэт не ошибся в оценке творчества Владимира Александровича Макарова.
Надо сказать, что творчество В.Макарова не обойдено вниманием читателей и критиков. Стихи омского поэта публиковались в «Нашем современнике», «Сибирских огнях», «Русской провинции», «Вратах Сибири», «Литературном Омске» и других журналах. В 2002 году вышел сборник стихов В.Макарова «Книга смутного времени», а совсем недавно книга куртуазных миниатюр «Фолизмы».


назад