3.5. Ожившая история Ивана Петрова.

Обратимся к тем прозаикам и поэтам, которые принимают активное участие в современном литературном процессе в Омске. И начать хотелось бы с рассказа о старейшем омском писателе Иване Федоровиче Петрове (1920 г.р.), который сегодня уже, несомненно, часть духовной жизни Омска. Несмотря на почтенный возраст, он в постоянном поиске новых форм, новых тем и жанров.
Иван Федорович Петров родился в деревне Степаниха Кугутанского района Омской области. Работал в Уфе. Когда началась война, пошел на фронт. В 1958 году окончил историко-филологический факультет Уральского университета. Работал в Омском книжном издательстве, главным редактором журнала «Земля сибирская, дальневосточная». Автор многих книг об истории Сибири, выходивших в Москве, Новосибирске, Иркутске, Омске. Иван Федорович был инициатором издания коллективных сборников «Судьбы, связанные с Омском» и «Прииртышье мое».
Творчество Ивана Петрова включает произведения разной жанровой направленности: юмористические рассказы, пьесы, литературные и документальные очерки, переводы. Им написано сотни журнальных и газетных статей и очерков. Многообразна и разнопланова очеркистика Ивана Петрова. Его произведения отличает своеобразная манера письма – исследовательский подход в установлении фактов, что сочетается с субъективностью авторского слова.
Начинал И.Петров как юморист и сатирик. Выпустил три книжки рассказов, фельетонов, драматических сценок под смешными названиями: «Поросенок по-гречески» (1960), «Кум королю» (1962), «Сердце в томате» (1964). Они были хорошо приняты читателями и критикой. Книги Ивана Петрова высоко оценили такие известные литераторы, как Леонид Лиходеев и Леонид Ленч, которые отметили самостоятельность начинающего писателя в юмористическом жанре и хорошую хватку. Казалось бы, писатель выбрал свою дорогу и ему остается только развивать свое дарование сатирика и юмориста.
Пьеса «Счастье трудных дорог», поставленная театром музыкальной комедии, выглядела уже как новый шаг в расширении жанрового диапазона сатирика. Однако несколько лет спустя появляются его книги «Дорогами героев» (1969), «Алтайский самородок» (1971), «Земля отцов» 1974), где мы видим совсем новый и неожиданный поворот творческих интересов писателя. Перед нами очерки о старой Сибири, о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о людях современной Сибири. Затем выходит новая книга Ивана Федоровича «Следы на земле» (1977). И снова неожиданный жанровый поворот, необычные формы и средства решения как будто уже освоенной темы. Вооруженный фотоаппаратом, писатель прошел, кажется, по всему сибирскому краю, по всем городам и весям, что лежат к востоку от Каменного пояса и простираются до Тихого океана. И всюду разыскивал и запечатлевал на пленку памятники людям, своими достижениями заслужившими отлитую в бронзу, высеченную в мраморе и граните благодарную память потомков. Этот синтез слова и фотографии помог автору наиболее четко и ясно рассказать о прекрасных людях, коими всегда была богата сибирская земля.
За этой книгой последовали другие: «По родному краю» (1980). Год спустя появилась книга «В камне и бронзе». В 1982 году в Москве отдельным изданием выходит замечательный очерк «Сибирский камень». Омское книжное издательство одну за другой выпускает книги писателя, среди которых «Не забудь их, моя Россия», «Большой костер», «Обелиски славы», «О малой родине и сыновьем долге». Как истинный профессиональный писатель, Иван Федорович и по сей день занимается активной литературной деятельностью. Можно назвать его работы в альманахе «Иртыш», в журнале «Литературный Омск», выступления в периодике на самые различные темы. Остановимся на некоторых произведениях И.Петрова.
Хотелось бы надеяться, что читатели в свое время обратили внимание на очерк И.Петрова «Сибирский корреспондент Л.Н.Толстого». Писатель не ставит целью исследовать процесс становления характера героя, крестьянина Тимофея Бондырева, а описывает судьбоносные факты из его жизни с точки зрения социокультурного бытия. Сюжетная канва очерка основана на достоверном фактографическом материале. С этой целью он характеризует внутренний мир героя, выбор им своего жизненного пути в историческом времени и пространстве, исследует его практическую деятельность, направленную на поиск истины.
Автор поднимает проблему духовности с точки зрения обретения простым крестьянином Тимофеем Бондаревым смысла жизни. Бондарев – своеобразный творец, следовательно, его творчество можно смело рассматривать как акт религиозный, зависящий от его духовной силы. Мировоззренческая позиция Бондарева близка представлениям об устройстве жизни протопопа Аввакума, описанным в его «Житии…». Творческая судьба и жизнь этих героев ставится в зависимость от реальных условий жизни. На это родство указывает и сам И.Петров. Ведущей идеей данных произведений становится проблема творческой свободы человека в определенных временных и пространственных границах. Свою творческую энергию герои получают из собственных жизненных впечатлений, оба рассматривают те или иные события через призму религии. Самобытные ощущения жизни определяют логику идей их произведений. Эту зависимость почувствовал автор очерка. Его интересует процесс вызревания своего собственного мировоззрения. И протопоп Аввакум, и сибирский крестьянин Бондарев пытаются противопоставить реальному беспорядку в общественном сознании духовный, Божественный порядок, и ищут пути его внедрения в народное сознание. Сосланные в Сибирь не по своей воле, они внутренне осознают себя существами богоизбранными. Эта духовность ими самими мыслилась как данная извне. В этом смысле символичен их приход в новое общество также «извне». Оба героя «странники» и «праведники», посланные в мир, по их собственному убеждению, от Бога.
Немало у И.Петрова очерков, посвященных времени гражданской войны. При этом писатель стремится к объективной передаче атмосферы 20-х годов. В его произведениях ощущается сопричастность писателя с исторической эпохой, тщательность в отборе фактов, способность увидеть события по-своему, как никто до него их не видел. В процессе знакомства с очерками Петрова возникает ощущение переклички эпох, вследствие которой прошлое переплетается с настоящим, перенося в современность множество важных проблем. Речь идет не только о конкретных исторических событиях, сколько о внутренней противоречивости человеческих характеров. Писатель стремится через показ отдельной судьбы выйти на обобщение жизненных и нравственных приоритетов того времени. Возьмем, например, повесть-хронику «Крутые перемены» и очерк «Жизнь и подвиг Степана Вострецова», написанные в 80-е годы. В них через описание событий гражданской войны в Сибири прослеживается процесс духовного становления двух героев: боевых командиров Григория Захаренко и Степана Вострецова. Этим людям присущи черты людей своего времени. Оба готовы безотказно и самозабвенно воевать с врагом. Поступки, совершаемые ими, продиктованы верой в торжество правды и справедливости, символом которого является новый социальный строй. Ради него они готовы бороться, переносить страдания и всяческие невзгоды, рисковать своей жизнью.
Писатель-краевед – это путешественник особого рода, чей путь к самосовершенствованию неразрывно связан с тем местом, которое является для него родным. В этом смысле ключевым в очерковых записках становится лейтмотив любви к «родному пепелищу», именно так определяет жанр своих повествований Иван Петров. Омская область протянулась на географической карте с севера на юг, в ее состав входят провинциальные города, чья история и судьба непосредственно связаны с историей Омска и всей Сибири. Это Тара, Усть-Ишим, Тюкалинск и многие другие.
Изучить историю малых сибирских городов Омской области, не совершив путешествия в эти города, а лишь сидя в писательском кресле, по мнению Ивана Петрова, невозможно. Вот почему большинство его очерков созданы в дороге и представляют собой форму заметок, дневниковых записей. По возвращении из своих путешествий писатель составляет из них очерковые циклы, композиция которых своеобразна. Так, цикл очерков «По родному краю», посвященный путешествию автора в Тару, Седельниково и другие северные районы, построен по «цепевидному» принципу. Здесь главная мысль, установленная в начале очерка, разрабатывается и рассматривается автором в различных вариантах. Продуманность композиции обусловлена яркостью и последовательностью авторских размышлений. И.Петров создает свой цикл «По родному краю» в традициях жанра путевого очерка. Особый колорит путевым очеркам придает выразительность авторского слова, широта ассоциаций, яркие диалоги, авторские размышления. Нередко это приводит к смене ритма, динамики, тональности звучания. Вот как Иван Федорович описывает свое первое знакомство с Тарой: «Тара – один из старейших городов во всем нашем Прииртышье… Кроме того, Тару по праву можно назвать матерью многих деревень, слобод, сел и даже городов нашего края. Это после нее начали появляться, как грибы после дождя, крепости и станицы вверх по могучей сибирской реке. И даже большая Омская крепость долгое время находилась в введении города Тары … Так вот ты какая, Тара! Ну, здравствуй, старушка! Дай вот только подойти к вокзалу…». Петрову важно сквозь призму малых городов Омского Прииртышья глубже рассмотреть судьбу родного Омска. Цикл очерков «По родному краю» был написан в 1969 году. Спустя 20 лет после его публикации писатель создает другой цикл очерков «О малой родине и сыновьем долге» (1989), где жизнь современного Омска рассматривается в связи с его историческим прошлым, в частности, в связи с судьбами малых городов Сибири.
Книга «О малой родине и сыновьем долге» по форме представляет публицистический очерк-исследование, где видна связь с общественно-политическими, отчасти, экономическими и нравственными проблемами, к которым не остается равнодушен И.Петров. Можно выделить две основных сюжетных линии: одна направлена непосредственно к памятникам культуры и искусства, а другая отражает внутреннюю жизнь Омска и направлена к памяти людей. В книге соединяются бытийная достоверность, идущая от дневника, мыслительная обобщенность, идущая от философии, образная конкретность, идущая от литературы, и все это синтезируется с особым душевным осмыслением писателя, его своеобразной подачей научно-исторического материала. Особенность писателя-краеведа в том, что в цикле очерков «О малой родине и сыновьем долге» он стремится создать образ Омска через конкретный факт. Автор подчеркивает синтез исторических, духовных и культурных задач, раскрывает их этическое звучание. В свое время критик и литературовед Е.Беленький так отозвался о специфике творчества И.Петрова: «Писателей можно, разумеется, условно, разделить на два резко отличных типа. Первый – однолюбы, как бы раз и навсегда выбравшие свою тему и любовно обрабатывающие свой начерченный надел. Иван Федорович Петров принадлежит, кажется, к другому типу. Он в постоянном искании новых форм, новых тем и жанров. Его книги резко не похожи одна на другую». Замечание верное, но хотелось бы добавить, что И.Петров по сути дела продолжает одну и ту же тему – тему исторической памяти, однако постоянно облекает ее в каждом из произведений в новую форму. Вот он пишет о начальном периоде в истории Омска: «Основатель Омска был один из тех, кого в народе, с легкой руки нашего национального поэта называли «птенцами гнезда Петрова». «Первая крепость Омска была деревянной и стояла не здесь, а на левом берегу Оми. Сюда ее перенесли в конце 18 века. Новая строилась по всем правилам тогдашней науки о крепостях. Имела 4 бастиона и 3 полубастиона. В ней находились казармы, кордегардия, пороховые погреба, соляной амбар, цейхгаузы, конюшни, манеж, провиантские магазины. В одном из бастионов находился тюремный острог, в котором четыре года томился великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский и многие другие политические. Сражений под стенами Омской крепости, действительно, никогда не было, и она ни разу не осаждалась противником. Однако бесполезной не была. Крепость играла большую роль в охране границ южной Сибири. Она находилась в центре трех укрепленных линий – Нижнеиртышской, Пресногорьковской и Верхнеиртышской. Здесь готовились полки и батальоны для службы на пограничной линии, отсюда им шло подкрепление и вооружение, амуниция и снаряжения. Это была их главная база. Вот почему после реформы Сперанского, когда Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства – Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское, именно сюда, в Омск, где находилась единственная на востоке крепость столь высокого класса, генерал Капцевич решил перевести Главное Управление Западной Сибири». Или еще одно высказывание краеведа: «История нашего города за последние 270 лет существования оставила немало славных имен и дел, достойных уважения. Среди городов Сибири Омск всегда занимал одно из почетных мест, а бывали периоды, когда ему принадлежало главенствующее место в регионе».
Ведущим мотивом цикла очерков И.Петрова «О малой родине и сыновьем долге» является аналитическая мысль писателя-краеведа, живо откликающегося на проблемы жизни своего города. Подкупает искренность его душевных переживаний за судьбу города. О том, что Омск дорог писателю, мы узнаем из его размышлений: «Он дорог мне всем – видом, местом, земным шорохом ветвей и тем, что он - мой город детства и город юности моей».
Люди, по мнению Петрова, составляют внутреннюю силу города. И в этом смысле писатель продолжает литературную традицию рассмотрения города Достоевским, Ядринцевым, Дравертом, Мартыновым и другими авторами. Именно человеческая память формирует особое духовное пространство города. Но не только. Она создает особое, духовно-нравственное пространство города: «Память! Величайшее в мире благо! Бесценное состояние, без которого была бы невозможна человеческая цивилизация». Память наряду с авторским взглядом на современность является главным действующим лицом очерков И.Петрова. Об этом свидетельствует название центрального очерка цикла: «Что имеем – не храним». Не случайно для названия автор выбирает строчку народной пословицы. Уже в самом названии прослеживается связь между настоящим и прошлым. Так, обнаружение им болевых проблем современного города уводит к историческим вехам его судьбы: «Было время, когда на всякую старину смотрели почти как на врага. Частью по ошибке, а частью по невежеству исполнителей, исторической памяти Омска был нанесен ущерб, остро ощутимый и по сей день». Душевной болью пронизаны строки о том, что в Омске разрушено множество деревянных зданий, переименовано большинство улиц, разобраны старые церкви, так, по мнению автора, город постепенно лишался своего исторического лица. И не только внешнего. С разрушением прежнего внешнего облика города разрушается и человеческая память. И заключительный очерк «Нельзя не любить» И.Петров завершает словами, идущими из глубины сердца: «Милая светлая Родина моя! Милое мое Отечество!», которые в качестве эпиграфа можно поставить ко всему творчеству писателя.
Кажется, что Иван Федорович не знает усталости. Он активно выступает в местной печати по самым злободневным проблемам нашего времени. Так, в 2000 году он пишет такие статьи, как «Светлый гений России», «Орешки», «О том, что болит», «Наступит ли час прозренья?», «Комментарии излишни». В Санкт-Петербурге в 2000 году к 80-летию И.Ф.Петрова была открыта выставка его книг, о чем сообщалось в омской печати. В 2001 году Омск отмечал свое 285-летие. Естественно, что писатель и краевед И.Ф.Петров не мог остаться в стороне от этого события. Им написаны статьи под общим названием «Легенды и мифы старого Омска». Дело в том, что за последнее время у нас накопилось много ошибок и неверных толкований событий местной истории. Вот название некоторых статей, опубликованных писателем в газете «Новое обозрение»: «Беззащитная история», «Страсти по Матвею», «Ошибка Катанаева», «Историю с фольклором путать нельзя», «Не заглянув в святцы», «Время, люди, памятники» и т.д. В 2002 году начатая работа продолжалась. И.Петров написал такие статьи, как «По следам Ивана Бухольца», очерк о В.Уткове «Судьба, связанная с Омском», «Заметки о Леониде Мартынове».
Совсем недавно вышла новая книга Ивана Петрова, которая называется «На перепутье». В нее включены статьи и очерки писателя, написанные в перестроечную и постперестроечную эпоху. Книга представляет авторские размышления о судьбах нации, о культуре и антикультуре, о вере и безверии. У писателя душа болит при виде того, что делают современные правители с Россией. В очерке «Когда ноют раны» он пишет: «Разве не больно наблюдать, как сегодня на глазах у всех у народа вынимают душу, бесцеремонно и методично третируют его культуру?».
К этой мысли И.Петров обращается и в цикле «Раздумья мимолетности», отрывки из которого под названием «На переломе» опубликованы в журнале «Литературный Омск» (2002, № 1). Автор размышляет о судьбе России, о роли культуры и нравственности в нашем обществе. И не случайно эпиграфом к этим отрывкам Иван Федорович взял слова русского поэта Н.Некрасова: «Кто живет без печали и гнева, / Тот не любит Отчизны своей». Он с болью говорит о том, что экономика страны разрушена, законы бездействуют, власть бессильна. Да иначе и быть не может, ибо духовность, честность отодвинуты на второй план. А ведь с утратой духовных идеалов исчезают и высокие цели. Но хочется верить, что Россия сумеет выйти из этого кризиса, сумеет еще сказать всему миру новое слово истины.


назад