3.2. Очерковая проза Петра Ребрина.

Замечательным писателем-очеркистом проявил себя Петр Николаевич Ребрин (1915-1987). Перед нами самобытный художник, исследующий психологию человека и человеческих отношений.
Родился П.Ребрин в Тюмени. Принимал участие в Великой Отечественной войне. После войны много лет работал в газете «Омская правда» и на радио.
Печататься П.Ребрин начал с 1946 года, но первый его крупный очерк «Проблемы агрономические» увидел свет лишь в 1959 году в журнале «Сельское производство Сибири». Затем стали выходить другие очерки: «Свет от людей» («Наш современник», 1960), «Головырино, Головырино…» («Наш современник», 1963), «Тюкалинские страницы» («Сибирские огни», 1966). Первая книга Ребрина «Свет от людей» вышла в 1961 году в Омске. Через три года в Новосибирске выходит сборник повестей и очерков «Это было осенью». В 70-е годы в Омском книжном издательстве опубликован роман П.Ребрина «Родион и Степанида».
Очерки П.Ребрина, как правило, всегда отмечены острыми конфликтами. Автор ценит в своих героях прежде всего умение служить людям, заботиться о них. Один из первых очерков Петра Ребрина называется «Головырино, Головырино…». Автор сравнивает две деревни – Головырино и Патровку. Деревни находятся рядом, но разительно отличаются одна от другой. Головыринский колхоз хотя и небольшой, но крепкий, и домашнее хозяйство приносило каждой семье неплохой доход. Личные интересы не вступали здесь с интересами общественными. Автор пишет: «Они ведь, головыринские-то, из наиболее энергичной и предприимчивой части крестьянства, обладающей качествами, которые волей истории, ходом вещей обратились против них самих, поставили их в положение чужеспинников и притеснителей». Мысль автора ясна – он выступает за то, чтобы в деревню вернулся настоящий хозяин, болеющий за свою землю. Писатель не приемлет формализма, командной системы руководства, выступает против приписок в сельском хозяйстве. Понятно, что такая позиция не приветствовалась партийными бюрократами. Автора тогда обвиняли в очернительстве нашей советской действительности, в морально-практической несостоятельности его концепции, говорили о художественных просчетах писателя. А между тем в середине 80-х годов именно этот очерк был включен в сборник «Деревенский дневник», где наряду с произведением П.Ребрина были напечатаны произведения В.Овечкина, Ф.Абрамова, С.Залыгина, Б.Можаева и других не менее известных писателей. Такая же судьба ожидала и очерк «Тюкалинские страницы», опубликованный в 1966 году на страницах журнала «Сибирские огни».
Критик Э.Шик писал о произведениях Ребрина: «Очерки его всегда тяготели к повести. Как правило, они насыщены исследованиями внутреннего мира человека. Немалое место занимают в них пейзажные зарисовки, лирические отступления, авторские размышления и меньше всего в них статистических цифровых данных. Автор вроде бы далек от экономического анализа изображаемых событий, но на самом деле весь этот анализ пропущен через душу человека, через его психологию».
Трудно не согласиться с мнением исследователя. Действительно, меньше всего говорит П.Ребрин напрямую о кричащих экономических проблемах. Разговор об этом ведется исподволь, постепенно накапливаются факты, наблюдения, и лишь затем автор делает определенные выводы. Можно отметить еще одну особенность очерковой прозы П.Ребрина – ее доверительный тон. Так, в очерке «В Муромцевских далях» автор пишет: «Где-то там, в давней дали, под самой тайгой, есть колхоз «Рассвет», к которому я чувствовал особый интерес. Молодой народ из Рязанов, рассказывали мне, не уезжает, и будто это связано с особым микроклиматом в деревне, о которой тамошний секретарь парткома Камнев рассказывал на бюро областного комитета партии.
Разыскал на карте Рязаны. Рядом с пунктирными линиями, изображающими маршруты для путешествий, - фигурки медведя, лося, волка, рыси, косули. Глушь! Даль! Леснина!».
Не только этот, но и другие очерки Петра Ребрина подчеркнуто биографичны. Биографизм становится своеобразной стилевой доминантой книг писателя, создает атмосферу доверительного разговора с читателем. Каждый человек, встреченный автором на таежных дорогах, каждое событие становятся поводом для глубоких размышлений, создают поток ассоциаций. В книгах Ребрина описываются старинные сибирские деревни, рассказывается о судьбах простых людей. В его очерках соединяются бытовые зарисовки и острая критика социальных и общественных недостатков, авторские размышления и описание природы. Кроме того, в произведениях Ребрина содержалась подспудная полемика с властями, превратившими русскую деревню в полигон для экономических и социокультурных экспериментов. Закончились муромцевские походы Петра Ребрина, и он в одном из очерков пишет: «Что такое мои мимолетные встречи на муромцевской земле. Каков их ход? Скоротечное дорожное исследование добра и зла, их причин и следствий? Я видел, как живут и работают люди маленького уголка Родины, что они едят и пьют, о чем и как разговаривают, от чего приходят в волнение вот сейчас – в семидесятые годы, что заставляет их смеяться и плакать».
В сущности, все произведения Петра Ребрина – это стремление писателя преодолеть привычные представления о советской действительности, они приближают нас к реальности, которая сложнее и драматичнее привычных клише и шаблонов.


назад