3.17. «Россия, Русь, храни себя, храни…» (о поэзии Николая Трегубова).

Николай Михайлович Трегубов (1940 г.р.). Детство Н.Трегубова прошло на хуторе Садовый Зимовниковского района Ростовской области. Жизнь была нелегкой. Довелось ему работать молотобойцем, резчиком по металлу. Окончил институт железнодо-рожного транспорта в Омске и затем долгое время работал инжене-ром на заводе. Часто так бывает, что жизненные факты отступают на второй план перед поэзией. Н.Трегубов – поэт яркий и запоминаю-щийся с первого чтения. Горизонты его поэтического видения широ-ки – и во времени, и в пространстве. Это поэт, который чувствует как прошлое, так и современность. Обостренное чувство Родины, корне-вое родство слова делает его стихи чистыми, звонкими, национально самобытными.
В свое время Н.Трегубов был участником совещания молодых писателей в Москве, результатом чего стал сборник его стихов «Ка-линовый мост». Он постоянный участник литературных праздников «Омская зима». Печатался в нескольких коллективных сборниках, литературных журналах. К настоящему времени у Н.Трегубова уже несколько сборников стихов, среди которых следует назвать «Кали-новый мост», «Рябины красной гроздь», «Солнечные знаки», «Бес-смертник».
Сборник стихов «Рябины красной нить» - это книга, наполнен-ная любовью к родной земле. Поэт любуется красотой родной земли, гордится славными страницами российской истории. Поэт не боится прибегать к открытой поэтической публицистике. Гневом и болью наполнены его стихи, когда речь заходит о неразумном хозяйствова-нии, несущем гибель земле, всему человечеству. Между тем все его стихи переполнены любовью к природе:

Умолкает деревня,
Сны по крышам текут,
Ночью теплой деревья,
Листья новые ткут.
А вокруг так спокойно,
А вокруг – тишина.
Как забытый подойник,
На окошке луна.

Какое удивительно яркое и по-домашнему теплое сравнение. И не случайно стихи поэта рождают образ чистого и прекрасного. Каж-дая строка наполнена искренностью. Его стихотворения образны и колоритны. На протяжении всей своей творческой деятельности поэт не устает воспевать красоту родного края, русского человека.
Итогом почти 30-летней поэтической деятельности поэта стал сборник «Солнечные знаки». Тематика его разнообразна: это и лю-бовь к родине, и размышления над страницами русской истории. Его размышления над трудной, но счастливой судьбой России законо-мерно вылились в стихи: задушевные, чистые и искренние. В одном из стихотворений он скажет:

Поработал всласть –
Не набил мошны.
Жизнь на дальний век
Не загадывал.
Дочерей поднял,
Дал Отечество,
Принимай таким,
Человечество.

Из книги мы узнаем, что автор – коренной степняк, выросший там, где «вольный волжский городок», что он с юных лет оказался в Сибири, но детство осталось навсегда в его памяти. Это только там, в степи, «вольный ветер пахнет горечью», где враждует казачья конни-ца, «бьется воля с волей, а страдает поле». Или «бежит, монистами звеня, река – цыганочка босая». Это все часть нашей Родины. Особым лиризмом отличаются стихи о сибирской природе, так называемые «стихи на прикладе», где «клич гусей» и «клюква крупная берез», где «выстрелишь в воздух невиданно синий – посыплется звездный за шиворот иней».
Теплом русской печки, запахом свежего сена, жаром костра веет от его стихов. Ржанье коней на рассвете, трели соловья, плеск родной речки отдаются в каждой звенящей строке Н.Трегубова.

…Летит падучая звезда.
Чуть слышно плещется вода.
Охапку хворосту в огонь –
Встает зари буланый конь,
В полнеба гриву распластал:
Мне говорить
Черед настал.

Или еще:

Надо мною неба вышина.
Лучшая из музык – тишина:
Тишина полей,
Грибных лесов,
Тишина моих весенних снов.
В тишине всегда обильней поле,
В тишине цветы цветут на воле,
В тишине любуюсь я любимой.
Жаль, что тишина бывает мнимой…

Сборник «Солнечные знаки» небольшой по объему, но автор поставил перед собой цель охватить всю историю русского народа - от его зарождения, истоков до наших дней. Можно сказать, что Н.Трегубов живет и пишет о главном – о любви к России. Вот почему отдельные исторические факты превращаются под пером поэта в своеобразное поэтическое обобщение. Сначала мы оказываемся в «тридесятом царстве», потом «прут на Русь ордой татары», затем страшный «Двадцать первый год»; после по России «всюду грозно гыркал черный «воронок». Конечно, не мог умолчать автор и о Вели-кой Отечественной войне. А завершается сборник размышлениями о судьбе современной России, где царит «болезнь с названием «Вла-стомания». Видно, что основное внимание сконцентрировано на са-мых тяжелых, переломных моментах в истории России, когда от лю-дей потребовалось все напряжение сил, мужество, чтобы отстоять свою землю, свой край. О себе поэт говорит:

Меня земля всегда держала,
Не подводила никогда,
На ней мой дом,
Моя держава
И путеводная звезда.

Для поэта земля – это начало и конец, она источник вдохнове-ния и поэт любуется ею. Может быть, поэтому так много у него пей-зажных зарисовок, описывающих все времена года. Как известно, у древних славян год начинался с весны, когда «жизни новой зарожде-нье», так и автор открывает сборник описанием «красоты весенней прели». Обращаясь к четырехчастной композиции, он отсылает нас к ежегодному природному циклу. Жизнь природы тесно связана с жиз-нью человека, которая тоже делится на своеобразные этапы: рожде-ние, юность – весна; пора взросления – лето; зрелость подобна осени; а седина висков ассоциируется с первой порошей. Течение времени тесно подчеркнуто прямым обращением к месяцам, например, «Здравствуй. Бродяга август!». Развитие природы, развитие человека, истории тесно переплетаются между собой. И задачи, которые ставит перед собой автор, несмотря на их широкомасштабность, оказывают-ся выполнимыми. Он пишет о Родине и в то же время касается общечеловеческих проблем. Любовь к родному краю плавно переходит в любовь ко всему живому, как, например, в стихотворении «Отчаянно отчалил от причала», где чувствуется боль за погубленную «лебедушку».
Н.Трегубов поэт самобытный, со своим поэтическим голосом. Высокая динамичность, мелодичность, фольклорные интонации от-личают его поэзию.

Перепляски – перелески
Перепелок переклик
Куст сутулый бересклета
Повиликой перевит.
То ли речка укачала,
Толь виною сенокос.
Перевозчик спит устало,
Позабыв про перевоз…

Действительно, основные мотивы поэт черпает в устном народ-ном творчестве, народных сказках, прибаутках, былинах, шутках. Ге-рои их перекочевали на страницы книги, но здесь это не застывшие символы, придающие колорит и так называемую «народность», они наполняются новым, свежим содержанием, переосмыслены и поме-щены в другой культурный контекст. Это можно проследить на при-мере стихотворения «Скоморохи», которому присущи уже некоторые признаки поэмы: более или менее четко прослеживается сюжет, при-чем развивается он в двух планах. Это и рассказ о нашествии татар, и трагическая история любви скомороха Петруши и боярской дочки Насти. Гибнет в пламени пожара Русь, и «боярышня бледнеет», боясь за возлюбленного. С одинаковым трепетом поэт говорит о страданиях Родины и «Насти, Настеньки, Настены». Главные действующие лица – скоморохи, которые всегда играли особую роль в жизни русских людей. Они – сама удаль молодецкая, задор, неиссякаемая энергия.

Мы не думаем о смерти,
Злого ворона кляня,
Любим жизнь,
И даже черти
Нас боятся как огня.

Они потешают народ русский шутками и прибаутками «хоть – за де-нежку, хошь – за так». Это и весельчаки, пьяницы, в кармане у них пусто, жизнь их – перекати-поле, но они же и носители народной мудрости, глубинной, присущей русскому человеку от природы. Их взгляд на мир – это взгляд простого человека.
Любовь Петруши и Настены – это не просто увлечение, а глубо-кое, истинное чувство. И платит он за него ценой собственной жизни.

Что костер?
Когда сегодня
Ты и трезвый
И свободный,
И окно открыто настежь,
- Здрасьте – скажешь
Скоро Насте.

Петруша думает о сиюминутном счастье, не боится им воспользо-ваться, напиться хмельной любви, не вспоминая о лихой беде, кото-рая его ожидает. А ведь рассказчик несколько раз предостерегает: «Чашник, вдумайся – не тебе ль урок?». Нагнетается атмосфера при-ближающейся беды, наша тревога все усиливается и разрешается в конце концов сценой гибели героя.

Умирает скоморох,
Молодой
Совсем парнишка,
А веснушки, как горох.

Огонь, в который он брошен, сливается с другими огнями, на-полнившими округу с приходом орды. У Насти «из груди подобье стона» вливается в общенародный стон и крик, несущийся над Русью, на которую пришел страшный ворог. Разбитые судьбы молодых влюбленных вплетаются в судьбу всей русской страны: уже одна об-щая боль, один страх и одна мука. Но как юный скоморох терпит свою долю, так и Русь все должна вынести и выстоять.
Все его стихи пропитаны чувством патриотизма. Действительно, только человек, который искренне любит родину, мог написать такое стихотворение, как «Четыре тревоги» в котором, несмотря на то, что явно показана тревога автора за сына, дочь, друга, содержит в себе самую главную тревогу – за родную землю:

Четыре тревоги
Я в жизни изведал.
Они мне достались
В наследство от деда.

И далее идет строка, которая лишний раз подтверждает искренний патриотизм, любовь автора к родной земле:

Тревога за землю,
Которую знаю,
Которую Родиной
Я называю.

Это стихотворение было написано в то нестабильное для России вре-мя, когда многие оказались в растерянности.
Среди любимых поэтов Н.Трегубова следует назвать Павла Ва-сильева. И это не случайно. Хмельная удаль, масштабность и плот-ность письма, яркая образность сближает обоих поэтов. Павлу Ва-сильеву Н.Трегубов посвятил несколько стихотворений и поэму «На ветрах отечества». В стихотворении «Павлу Васильеву» он пишет:

Павел, Павел!
Сердце плавил.
Переплавил на слова.
Жизнь свою на кон поставил –
Донесла до нас молва…
Черный ворон закружился.
Над Москвой летал снежок.
Загудел,
Остановился
Черный, черный «воронок».

В настоящее время Н.Трегубов собирается продолжить поэмный цикл о Васильеве. Надо сказать, что книги этого поэта нашли своего читателя. Ав-тор в полной мере владеет поэтическим словом, широко использует в своем творчестве сибирский фольклор. Спектр его размышлений о дне сегодняшнем и дне минувшем достаточно широк, чтобы удовле-творить пристрастные вкусы современных читателей из разных слоев общества, а поэтические мазки свободны и широки. В своих произве-дениях поэт часто использует такие поэтические приемы, как повто-ры, аллегории, метафоры, олицетворения.

У нас в селе Малиновке
Не поют малиновки
У каждого окна.
А мы как именинники,
Единственная улица
Красным-красна.

Н.Трегубов является любителем метафоры, но вместе с тем во всех своих стихотворениях поэт использует очень простые, доступные об-разы, создавая тем самым незабываемый эмоциональный настрой:

Зацветает в поле донник,
Ветерок свежит лицо.
Варя вынесла подойник
На дощатое крыльцо.

Описание поэтом природы, деревни, создает определенный на-строй, позволяет лучше понять переживания человека, который явля-ется главным действующим лицом в творчестве поэта. Если глубже проникнуть в мир поэтических образов Трегубова, то начинаешь ощущать и себя участником всего происходящего. Для поэта харак-терно обращение к малой родине – родной деревни, знакомым с дет-ства картинам природы. Для поэта Родина – это прежде всего родной хутор, его люди с их судьбами и переживаниями. Все это создает особый поэтический мир. Родная земля у Трегубова прекрасна своей неброской красотой, которую замечает только человек, влюбленный в свой край. Но автор даже самые обычные слова наполняет ощущени-ем красоты, гармонии, возвышенности.
Так, например, достаточно часто поэт обращается к образу коня (что когда-то было характерно для поэзии П.Васильева). И всегда это делается красочно и эмоционально:

И вижу – встал буланый конь.
Буланый конь копытом бьет,
Огонь костра ноздрями пьет,
И ждет,
Настырно ждет меня.

Конь – это символ России. Автор пишет:

На гнедых да на сивых
Выезжала Россия,
Чтоб врага воевать.
На гнедых да на сивых
Выезжала Россия,
Чтобы землю пахать.
На гнедых да на сивых
Выезжала Россия,
Чтобы к звездам летать.

Кроме зрительных образов Н.Трегубов часто прибегает и к зву-ковым. Его поэзия вообще мелодична, певуча, часто он обращается к самому понятному, знакомому для нас звуковому образу. То и дело в его стихах раздается колокольный звон. Чаще всего это призыв к объединению:

Колокольный звон –
С четырех сторон.
Он по улочкам,
Переулочкам,
Закоулочкам
Пробирается.
И плывет, плывет,
И на сход народ
Собирается.

Этот звон полон тревоги, надвигающейся опасности, задевает за жи-вое, заставляет сердце биться чаще. С другой стороны, колокольный звон неразрывно связан с религиозностью русского человека, как бы ее в свое время не искореняли. И хотя раздается «звон скандальный у церквушки», именно он наводит лирического героя на мысль, что «на Руси пахнуло Русью».
Звукопись вообще один из самых распространенных приемов, используемых Н.Трегубовым. Кроме того, поэт очень чуток к народ-ному языку. Он с легкостью воспроизводит интонации, присущие то-му или иному фольклорному жанру. Показательно в этом отношении стихотворение «Явь», которое смело можно отнести к хороводной песне: здесь и частые повторы, и запевки, и сам ритм, ровный, четкий – все так и зовет пуститься в пляс.
Думается, что творческое наследие Н.Трегубова прочно вошло в поэтическую историю города Омска.

Хотелось бы сказать хотя бы несколько слов о тех омских писа-телях, которых, к сожалению, уже нет с нами, как, например, замеча-тельной детской писательницы Цуприк Нины Васильевны. Профес-сионально работал в литературе Бутов Николай Максимович. Он заочно окончил Литературный институт, некоторое время работал корреспондентом Омской правды, был радиокорреспондентом, а по-сле переезда в село Саргатское Омской области долгое время учи-тельствовал в средней школе. Первый рассказ «Случай в урмане» был опубликован в 1960 году. Через три года вышла повесть «Щит Ермака». Перу Н.Бутова принадлежат очерки «Совхоз в Сибири» (1969), «Я в поле вырос» (1973), «Своя дорога» (1974). Заметный след в истории омской литературы оставил и Михаил Геннадьевич Рассказов. Родился он в селе Фирстово Больше-Уковского района Омской области. Был участником Великой Отече-ственной войны. Всю жизнь прожил в родном селе, которое покидал только на время войны. Работал председателем сельсовета до послед-них лет жизни. Печататься М.Рассказов начал с 1941 года (рассказ «На рубеже»). Первая книга – роман «Всего триста дней». Второй роман, «Страницы жизни». вышел уже после смерти писателя. В 60-80-е годы популярностью пользовались произведения Бо-риса Александровича Малочевского. В литературу он пришел в на-чале 50-х годов, когда вышла его пьеса «Русская тропинка» (1952). В 1955 году была написана другая пьеса – «Твоя жена». Затем от дра-матургии Б.Малочевский переходит к прозе. В 1956 году он издает сборник рассказов «Долг». Рассказы, вошедшие в книгу, обнаружи-вают неподдельный интерес автора к действительности. В 1975 году в Москве выходит его книга «Чужие дела». Сам писатель отмечал: «Все это – проба человека на окисление. Без выстрелов, без аварий, без столкновения научных школ, без судов чести и даже без товари-щеских судов при домоуправлениях. Но, между прочим, такую за-крытую пробу – и вдруг бывает подчас перенести труднее, чем ту, что у всех на виду». В начале 80-х годов Б.Малочевский пишет такие произведения, как «Вятские поляны» и «Озорские острова».


назад