3.15. Сокровенный мир Аллы Кузнецовой.

Если попытаться определить наиболее характерные черты со-временной прозы, то, пожалуй, следует отметить повышенный инте-рес писателей к нравственным проблемам, стремление раскрыть сложную и противоречивую природу человеческой личности. Это от-носится и к творчеству Аллы Васильевны Кузнецовой (1943 г.р.), ав-тора многих рассказов и повестей, а также романов «Мокошь» и «Вечер».
Детские годы А.Кузнецовой прошли в деревне Кузнецово Го-лышмановского района Омской области. Ее трудовая деятельность началась рано. Была она работницей животноводческого совхоза «За-веты Ильича». Трудилась на Голышмановском хлебоприемном пунк-те. С 1967 года жизнь Аллы Кузнецовой оказалась связанной с газе-той. В разные годы она была корреспондентом газет «К победе ком-мунизма», «Ленинец», «Искра», «Сельская трибуна», «Призыв».
Первые публикации Аллы Кузнецовой появились в газете «Кол-хозный путь» р.п. Большеречье Омской области в начале 1961 года. Сначала это были стихи о матери, о родине. Сейчас Алла Кузнецова в основном обращается к прозе, хотя продолжает писать и стихи. Писа-тельница работает над своими произведениями в свободное от основ-ных занятий время. Она – опытный журналист, является заведующей отделом газеты «Призыв» Омского района. Основной жанр ее твор-чества – рассказы и повести. Ее произведения печатались как в мест-ной, так и в центральной прессе. К настоящему времени А.Кузнецова автор уже нескольких книг.
Первая ее книга «Гармонь и осень» появилась в 1984 году. Туда вошли повесть «Сказки бабушки Арины» и рассказы. Биографиче-ской и лирико-документальной можно назвать повесть «Сказки ба-бушки Арины». Здесь речь идет о мире детства. Произведение при-влекает наше внимание прежде всего светлым, радостным и много-цветным миром ребенка, вступающего в большую жизнь. Марьюшке, героине повести, жизнь представляется прекрасной во всех своих са-мых обыденных проявлениях. От солнечного света в горнице стано-вится весело и празднично, а ночью к девочке приходят в гости звез-дочки. В фантастических цветах видятся ей осенние листья, ласкают запахи тополя, луговых цветов, речного ила. (Кстати, эта повесть, по нашему мнению, перекликается с книгами замечательного русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье», где сокро-венный мир передан через восприятие ребенка). А еще захватывает Марьюшку сказочный мир бабушки Арины, прекрасным представля-ется нелегкий труд ее матери на ферме.
Нравственное становление человека, духовное содержание его жизни – вот что волнует автора.
Лирическое начало характерно и для многих рассказов писа-тельницы, как, например, рассказ «Прощание Ивана». В основе но-веллы проводы русского крестьянина на войну. На первый план вы-ходит душевное состояние человека. Идет война, но председатель сказал, что Иван «ишшо уборочную проробит». Но война терпеть не стала. Пришла повестка, и Иван на лошадях скачет домой и не может понять, как же это так, что он больше не увидит этого леса, этой ро-щи, этой дороги. Он знает, что станет умным и бесстрашным солда-том, но сейчас Иван в растерянности, у него даже нет времени, чтобы подождать пирожков на дорожку, а дети, вот беда, как раз ушли в лес за ягодами и не увидят отца. Многодетный Иван, застигнутый врас-плох сообщением о призыве в армию, в спешке сборов не успевает сделать важного дела – попрощаться с детьми… И будто жизнь вы-рывают у человека из рук, вырывают с корнем, даже прощания с детьми он не заслужил. И эта частность в безмерном море народной трагедии добавляет новые черты в облик простого русского солдата, который ради мира на земле готов пожертвовать самым дорогим.
В 1986 году вышла книга «Вчера был дождь». Через два года писательница опубликовала сборник повестей и рассказов «Горькая ягода». В 1992 году в Омском книжном издательстве вышла книга А.Кузнецовой «Созвездие Волопаса», куда вошли две повести и не-скольких рассказов. Написанные в разное время, они, тем не менее, объединены общим авторским замыслом, в книге есть тот нравствен-ный стержень, который не дает распасться разным по тематике про-изведениям.
Рассказ, давший название всей книге, начинается пасторально-идиллически, но оказывается вдруг остро драматическим. Живут старший брат Гришка с младшим Васькой на заимке, летом в самую жару среди туч гнуса пасут телят, стремясь побольше заработать. Григорий давно втянулся в эту жизнь, тяжелую, однообразную, пол-ную лишений. Он истовый работник, наделен волей, большой внут-ренней силой. Школьнику Ваське кажется, что злость толкает Гриш-ку: «Гришка – злой… Пожалуй, не злой, - думал Васька, - а задерган-ный, измотанный. Это от работы. Всю жизнь со скотом, в навозе. Зи-мой мороз, летом жара и пауты… Оборзеешь тут! Чтобы Гришке уничтожить в себе зло, надо уничтожить работу. Короче, ту житуху, в которой он крутится день-деньской. А что взамен? Звезды? Звезды, пожалуй, государству сдавать не станешь». А ведь Гришка не только свою жизнь устроил, но пытается наладить и жизнь своих родных, да только они не телята: не слушаются и кнута не боятся. Только Ваську и взял Григорий под крыло. Но не очень любо это Ваське, видит, ка-кой ценой все это достается. Васька молодой, у него другой взгляд на жизнь, другие ценности. Но не понимает Васька брата до конца. А ведь тот - человек на своем месте, и не из-за денег вовсе надрывает-ся, хотя они, конечно, не лишние. К работе своей он прикипел ду-шой, да и не работа это вовсе, а жизнь его. Понимает Григорий свою миссию как данную от века, всегда необходимую людям. Есть у него и сознание своей нужности, и поэзия своего предназначения: звезды и среди них – созвездие Волопаса. И он, Григорий, - тот же Волопас. Так неожиданно сближаются два мира: мир человека и мир космоса. Но спокойное течение жизни вдруг круто меняется. Оставленные на одну ночь под Васькиным присмотром телята подвергаются нападе-нию грабителей. Неожиданно для себя Васька чувствует свою кров-ную сопричастность к делу брата. Забыв о страхе, он бежит на рев забуксовавшей машины и стреляет, не раздумывая, в человека, кото-рый посягнул не просто на животных, а на святое в душе, на дело всей жизни.
Не оставит читателей равнодушными и повесть «Лен». Напи-санная на материале деревни военных лет, повесть отличается эмо-циональностью, лиризмом, неподдельной любовью к родной земле. Судьба простой русской женщины Марьи, ее земные заботы – вот что стоит в центре внимания писательницы.
В маленькой сибирской деревне люди трудятся, борются с голо-дом и разрухой, растят детей, поднимают хозяйство. А где взять си-лы! В деревне одни бабы да одинокие инвалиды. Бабы на себе да на коровах пашут поля, надеются только на весну: трава пойдет, крапива и прочее и тогда голод не одолеет. Да еще приходится ломать голову над тем, чем заплатить налог. Героиня повести идет в другое некогда богатое село, чтобы обменять на картошку льняную скатерть, на-стоящее произведение искусства. Но еще более она дорога как па-мять, как связь времен. На какие только ухищрения не шла Марья, чтобы хоть как-то продержаться. Но, видно, от судьбы не уйдешь. В первой же избе в когда-то зажиточном селе она видит погибшего ре-бенка, который наелся протравленного для посева зерна и умер в страшных мучениях. «И за чо такая казня младенчику?», - восклицает старуха. У каждого свое горе. У Марьи мужа на фронте убили, у су-масшедшего профессора семью сожгли. «Убивай себя работой», - со-ветует Марья Клаше, да и сама следует этому совету. Но есть, оказы-вается, люди, кому война, что мать родная. У Пахомовны своя тео-рия: «Я тебе скажу, что и в войну жить можно. Мо-о-ожно! Только рук не опускай, шарь ими почаще вокруг себя». Новую боль приняла в сердце Марья во время своего похода, но достала-таки картошки. Настоящей трагедией воспринимается ограбление Марьи дезертира-ми, после всего, что читатель узнал о ней. Повесть написана просто, без ненужного надрыва, но это не мешает всем существом почувство-вать великую боль, страшную безысходность тех событий.
В ином ключе написана повесть «Чаша». В отличие от первой повести, очень поэтичной, в «Чаше» чувствуется драматизм. Автор с тревогой говорит о том, что утрата человеком чувства долга, забвение нравственных идеалов могут привести к деградации человеческой личности. Главный герой, Пашка Чувалов, волею обстоятельств по-падает в профилакторий для местного начальства, где встречается с главврачом Пахавой, журналистом Орловым, спившимся интеллек-туалом Виктором Долышевым. Профессия у Пашки самая что ни есть рабочая – он кузнец. Пашка способен удивляться красоте мира, спо-собен видеть добро и творить его. Но вот он попадает в среду тех, кто считает себя «избранными». На фоне глубокомысленных разговоров о цели и смысле жизни, о вере и безверии мы не увидим главного – работы мысли. Чувствуется, что все, о чем говорят доморощенные философы, ими не выстрадано. И на поверку оказывается, что за ду-шой у этих «необыкновенных» людей ничего нет, кроме пустого бах-вальства, цинизма, желания унизить тех, кого они считают «материа-лом». Эти «бесы» живут в перевернутом и асимметричном мире, где нет места красоте, добру, состраданию. И не случайно в душе Пашки поднимается бунт против унижения человеческой личности. Этот бунт является своеобразным протестом против современной «смер-дяковщины».
К этой повести примыкает и рассказ «Крысы». Думается, не случайно героя этого рассказа зовут тоже Павел. Правда, теперь пе-ред нами не кузнец, а молодой драматург и художник кукольного те-атра. Герой – типичный русский интеллигент, озабоченный решением «проклятых» вопросов. Однако он не может противостоять в силу своей природной мягкости нахрапистым «вертодоксам», которые с какой-то маниакальной настойчивостью спаивают его.
Решив однажды покончить с пьянством и сесть за работу, Павел и здесь терпит поражение. Его энергичные «друзья», вроде Шуры Маркина и Жоржа Сотника, слишком хорошо знают свое дело, и вновь повторяется старое. И вот тогда в воспаленном мозгу Павла возникают видения крыс, целых полчищ крыс…
Хочется только приветствовать гражданскую смелость писа-тельницы, сумевшей сказать о той беде, которая угрожает России. Ибо главная опасность, от которой можем погибнуть мы все, заклю-чается в распаде человеческой души, что будет страшнее любой вой-ны. Среди других рассказов, входящих в книгу, хотелось бы выде-лить такие, как «Лесная малина», «Громовая стрела», «Тоска». Авто-ра тревожит людская ожесточенность, обособленность, желание од-ного человека причинить боль другому. При этом А.Кузнецова не де-лит людей на хороших и плохих. Сама расстановка характеров за-ставляет не только героев, но и читателей делать свой выбор. На наш взгляд, сильной стороной прозы Кузнецовой является умение автора поднимать те проблемы, которые волнуют всех нас, и говорить о них с беспощадной правдой.
В 1992 году в альманахе «Иртыш» был напечатан роман «Мо-кошь». В целом это повествование о воскресении «индустриализо-ванного» сознания советского человека. Образ Мокоши – древнего славянского божества, олицетворяющего стихию земли, плодородия, проходит через весь роман, поначалу реалистичный и не без иронии, затем наполняющийся глубинным языческим смыслом.
Место действия романа деревни Крещатики и Покровка. Собы-тия происходят в Сибири в период перестройки. В центре повество-вания семья Хвостиковых, обычных селян, столкнувшихся внезапно с безобразиями «нечистой силы». В ходе поисков ведьмы в деревушках обнаруживаются двое «вольнодумцев»: Игорь Глинов и Прасковья Фридлова. Но бессмысленно пересказывать произведение, так как в романе важнее развитие скрытых конфликтов, находящих отражение в переменах интонаций, слога, в опосредованном включении внут-ренних монологов, эмоций героев в повествование (здесь нам видится влияние чеховских традиций). При этом создается впечатление обще-го движения, «текучести» мира, сознания человека на фоне поворота календарного года.
В романе подчеркивается соединение трех культур: языческой (это приметы и суеверия, восстановленные в мировоззрении Праско-вьи), христианской (метания Глинова) и, наконец, бездуховное, бес-смысленное и безобразное атеистическое воспитание, по мнению ав-тора, неприложимое к реальной жизни. Дело не в политических про-тиворечиях, а в назревшем духовном переломе: «Душу в реке убили. Если б душа жила!.. Коли убили, значит, жила», - так думает Игнат. «Крест-то ведь тоже можно толковать по-всякому. Я вот считаю, что это лучи солнца», - так переосмысливает христианскую символику Прасковья. На фоне постсоветских реалий обыгран мифологический образ вечного обновления природы: «А люди всегда жили так, как живут. Просто пришла Мокошь». Жить по ее законам или по своей кривде – каждый решает сам. Больше решать некому.
В настоящее время в «Литературном Омске» напечатаны отрыв-ки из нового романа А.Кузнецовой «Вечер». Судя по этой публика-ции, типичной для писательницы является тема дома, малой родины как живых хранителей русского духа.


назад