3.12. «Тихая моя родина…» (поэзия Владимира Новикова)

Владимир Павлович Новиков (1939 г.р.) родился в селе Стро-кино Колосовского района Омской области. Детство прошло среди живописной природы в лесостепной зоне на берегу красивой речке Оша. С детства же он начал сочинять стихи «в подражание нашим русским классикам, пытался писать рассказы о природе, перерисовы-вал в альбомы и на большие листы репродукции с картин великих ху-дожников из книжек», но по-настоящему начал писать стихи уже в период учебы в институте. Особенно полюбились стихи С.Есенина, А.Твардовского, С.Щипачева.
После демобилизации из армии Владимир Новиков приехал в Омск и поступил на художественно-графический факультет Омского пединститута, но и о поэзии никогда не забывал и в 1969 году стал посещать «четверги» в областном литературном объединении.
У каждого начинающего поэта есть свои учителя. Это или предшественники, или современники. Владимиру Новикову повезло в том, что его учителем стал замечательный поэт Тимофей Белозеров. Первые стихи молодого поэта попали в руки именно к Тимофею Максимовичу, и они ему понравились. Вот что писал сам Владимир Павлович о встрече с этим человеком: «С этого вечера он стал моим учителем, а несколько позже и другом, несмотря на десять лет разни-цы в возрасте. И дружба эта продлилась пятнадцать лет, до самой его безвременной кончины. Вспоминая эти первые встречи с большим мастером кисти и пера, я думаю: как много дали они в смысле эсте-тики и познания поэзии. Светлым пятном запали в душу поэтические вечера, «четверги», семинары, где я обрел много друзей… Притяга-тельным центром для них и для меня был всегда наш поэтический мэтр Тимофей Максимович Белозеров». У замечательного русского поэта Николая Рубцова есть строки:

Я слышу звуки печальные.
Которые не слышит никто…

Эти слова можно было поставить эпиграфом к книге Владимира Но-викова «Дом над рекой». Только, пожалуй, слово «печальные», столь присущее полной нелегких предчувствий лирике Рубцова, в данном случае стало бы неуместным. Печаль Новикова настолько светла, что ее и печалью-то не назовешь. Однако эпиграф остался бы верен в другом, главном, - омский поэт слушает звуки своей «малой родины» обостренно и внимательно. Но есть в книге стихи, где образ звука сливается с образом лирического героя. Таково стихотворение «Ста-вень». Скрип счастливой дверцы – ставня – сопровождал человека долгие годы, слишком о многом он напоминает теперь сердцу. Мир полон звуков негромких, но загадочных и прекрасных – нужно только уметь их воспринять. И поэт щедро делится с нами этим даром. Вме-сте с ним мы слышим, как «в скворечне шуршали перьями скворцы», и как «столетняя береза сухой роняет сук», как «в печке рухнули по-ленья», слышим, как «посыпалась струйками с кручи минувших сто-летий земля».
Думается, читатель, даже незнакомый с поэзией Новикова, уже по вышеприведенным примерам почувствует, что нет в нем громко-сти и декларативности, а есть мягкость и лиризм, за которыми – ис-тинное знание и понимание описываемого, истинная, а не показная любовь к родному краю.
О ком и о чем пишет поэт? О детстве, которое пришлось на во-енные и послевоенные годы и прошло в глубоком сибирском тылу. Нелегки были уроки той поры, но именно в них – основа основ, именно в те ранние годы закладываются в душе будущего поэта ро-стки добра, уважение к труду, к родной земле, а главное – к человеку. «Радость той весны» - так называется цикл стихов о детстве, откры-вающий книгу. Именно радость, радость, несмотря ни на что: ведь в ту весну вернулся с фронта отец и начал мастерить для подросшего сына «гражданские» игрушки.

На них отец учил пахать
И сеять в землю семя.
И я учился понимать
Уже другое время.

Герой раздела «Радость той весны» – мальчик, ребенок, окру-жающее дается в его восприятии. Поэтому здесь стихи отличаются своей детскостью, ибо приближаются к той «абсолютной образно-сти», о которой говорил в свое время К.Чуковский, рассуждая о тре-бованиях, которые нужно предъявлять к детской поэзии.
Ненавязчиво, исподволь возникает перед читателем образ роди-ны лирического героя. Это берега речки Оши, это иртышские плесы. Негромко, но уверенно живут здесь люди: вот хозяйки по весне чис-тят речным песком свои самовары, вот провожает последний осенний катер старый бакенщик, топятся бани, клепают местные речники свой чиненный перечиненный районный флот – «буксир колесный да па-ром». Движется жизнь, неостановимая и необходимая, как речная во-да.
Добрые чувства вызывают эти стихи. Может быть, маловато среди них пейзажей, зарисовок, но особенно отрадно, что многие стихи говорят о простых людях. Это «Дедушка», «Старый бакен-щик», «Дядя Ваня», «Тракторист», «Хозяин дома». Герои этих стихо-творений – люди, уверенные в себе и в том извечном деле, которым они заняты. Выпал обильный снег, и посветлело лицо пенсионера дя-дя Вани: «Наконец-то прибыло забот!». Не спеша идет по полю ужи-нать в родной дом парень-тракторист. А вот движутся с лугов возы с только что скошенной травой.

На них восседали высоко
Мужчины родного села.
А мимо гудящим потоком
Большая дорога вела.
Возницы домой не спешили,
Должно быть, жалели коней,
А может, несуетно жили
В степной деревеньке своей.

Эта неспешность, несуетность передается и читателю. Но поэт далек от того, чтобы в сельской тиши забыть о проблемах нашего века:

Земля боев, земля потерь
Снегами белыми покрыта.
Прошли года, но и теперь
Беда людская не забыта!

Как потом писал один из критиков, этот сборник получился на всплеске, на одном дыхании, на искренности и непосредственности, что однозначно может к себе привлечь.
Остановимся еще на одном сборнике «Свет-сентябрь». Людям, живущим в краю сугробов и берез, живущих дыханием весны и солн-ца, трудно пройти мимо красоты окружающего мира. Не удивитель-но, что все это нашло отражение в самых разных поэтических образ-ах. В стихах В.Новикова нет глубоких философствований, скрытого смысла. Все предельно ясно. И стихи поэта понятны читателям всех возрастов. Сборник состоит из двух частей. Первая часть носит название «Село». Лирический герой, мальчик лет десяти, говорит обо всем, что видит и чувствует. Его захватывает не только мир природы, но и мир книги.

Среди снегов
на старой даче
Беглец, мальчишка, ученик.
Сегодня жить он стал иначе
Под впечатленьем мудрых книг.

Большое значение для героя имеет дом, в котором он живет:

Во тьме ночной,
как на ладони,
Луну горячую видать.
В такую пору
в нашем доме
Подолгу не ложатся спать.

В некоторых стихах звучит тема холода и одиночества. Взять, например, стихотворение «Столбы»:

Сколько столбов!
Но они одиноки.
Зимней порой,
когда снеги глубоки,
Слышу
один
все нудит,
все страдает,
Что ж это птиц-то
на всех не хватает.

Автор не случайно выделяет каждое слово. Он как бы ассоциирует себя с этими столбами. И ему тоже не хватает «птиц» – общения, теп-ла. Прочитав стихотворение, можно услышать гул застывших прово-дов, тишину падающего снега. Но жизнь не стоит на месте, все меня-ется с приходом весны. Ликует природа, улыбаются люди:

С холмов ручьи
к реке стремятся.
Пришла та ясная пора,
Когда все стало обновляться
Под звук пилы и топора.

Но вот и прошла пора детства и герой говорит: «Я зренье новое обрел». Наступило время первой любви. Как это важно, даже если она и неудачная:

Я, кажется, не был замечен.
Окликнуть я их не посмел.
Впервые сиреневый вечер
В глазах у меня потускнел.

Но герой страдает недолго и в другом стихотворении автор пишет:

Будут танцы. Будет вечер.

Наступает пора осмысления жизни. Герой принимает решение поки-нуть родное село и уехать в город. И вторая часть так и называется «Город». Городские улицы, переулки, люди так же дороги автору, как и в прошлом в селе. Героя волнует «теплый запах улицы у хлебозаво-да». Это грусть по родному селу, по материнскому хлебу. И эти вос-поминания делают героя безмерно счастливым.

Который раз под теплым небом
Я этим воздухом дышу.
Пропахший свежим духом хлеба,
Я в дом счастливым прихожу.

Владимир Павлович много пишет о детях. В 1989 году вышел сборник рассказов «Старая корзина». В последние годы писатель ак-тивно обращается к жанру сказки. Достаточно назвать его книги «Медвежья радость» (1999), «Зайкина шапка» (2000), «Две избушки и две старушки» (2002). В журнале «Литературный Омск» опубликова-ны краеведческие очерки писателя.
Не так давно В.Новиков выпустил книгу «Снеговая нить» (2002), где говорит о взаимоотношении человека и природы, о тайне окружающего мира. Касается автор и быта горожан. И закончить раз-говор о В.Новикове хотелось бы следующим стихотворением поэта:

Ходил по улице, по роще, по оврагу,
По лугу, где стога, цветы, трава,
И собирал на чистую бумагу
Спокойные и добрые слова.
Я складывал их в строчки понемногу,
В них мысли все сводились к одному:
Что не терял я в край родной дорогу,
Любовь к земле
и к дому своему.


назад