3.11. «Живая женская душа» (о поэзии Татьяны Четвериковой)

Татьяна Георгиевна Четверикова (род. 1949) в настоящее время по праву является признанным мастером стиха. Поэт Владимир Макаров так отозвался о ней: «Отзывчивая и ранимая женская душа и создана для того, чтобы тоньше, многогранней и выпуклей видеть все беды и горести, терзающие род человеческий с незапамятных времен, и пытается найти луч надежды даже в самых тяжких испытаниях».
По месту рождения Татьяна коренная омичка. Здесь прошли ее детство и юность, здесь она окончила среднюю школу № 8, причем с серебряной медалью. Четверка была лишь по русскому языку. Стоял выбор: куда же пойти учиться дальше? Для поступления на факультет журналистики МГУ не хватило всего одного балла, и Татьяна решила пойти работать в сельскую газету «Призыв» Омского района. В газете начинающая поэтесса попала в сельскохозяйственный отдел. Заботы районного газетчика, неразрывно связанные с жизнью села, открыли Татьяне Четвериковой новый мир, подарили встречи с замечательны-ми людьми. Трудными были первые шаги, но они стали серьезной журналистской школой и неоценимым поэтическим опытом. Не слу-чайно у поэтессы родились такие строчки:

… А все мы в общем-то крестьяне:
Отец ли, дед ли, прадед твой.
Да будет вечно первозданен
Парок над влажною землей.

Это были не просто слова, не просто «тема Родины». Это было осознание родовых истоков, корней. В те годы юная журналистка много ездила, встречалась по заданию редакции с разными людьми. И, конечно же, никогда не забывала о поэзии. Уже тогда ее стихи пе-чатались в областных газетах, журналах «Студенческий меридиан» и «Сибирские огни».
Немного позже Т.Четверикова поступила в педагогический ин-ститут, но училась там недолго. В 1971 года поэтесса поступает на заочное отделение Литературного института, который окончила в 1975 году. В том же году в Москве стихи Т.Четвериковой обсужда-лись на Всесоюзном совещании молодых литераторов. После оконча-ния института в 1977 году в Новосибирске выходит ее первая книга «Мелодия», которая стала событием в ее жизни. В 1979 году Татьяну Четверикову принимают в Союз писателей. Тогда же она становится лауреатом премии Омского комсомола. Отметим, что и по сей день поэтесса гордится этим, ведь в те времена конкурсы между поэтами были большой редкостью. С 1981 года поэтесса работает редактором отдела художественной литературы Омского книжного издательства. Много времени и сил Татьяна Четверикова отдает работе с молодыми литераторами, которых всегда ценит и вверяет в них надежду. В 1998 году при отделе художественной литературы библиотеки Технического университета была создана поэтическая мастерская, которую возглавила Т.Четверикова. Участниками этой мастерской стали студенты, аспиранты, преподаватели этого вуза. В общении с молодыми поэтами Татьяна Четверикова удачно сочетает индивиду-альную работу с начинающими авторами и коллективный разбор но-вых стихотворений на общих занятиях мастерской. Выпущен первый поэтический сборник «Свободное дыхание», в который вошли стихо-творения 25-ти авторов – студентов и преподавателей ОмГТУ, иллю-страции к сборнику подготовлены студентами. Кроме этого Т.Четверикова руководит молодежным литобъединением при област-ной писательской организации, активно участвует в работе Добро-вольного общества любителей книги.
Вообще многие замечают, что к начинающим поэтам Т.Четверикова относится с какой-то нежностью и трепетом. Редко ко-гда кто-либо удосуживается получить от нее отрицательную характе-ристику. Она считает, что автора надо любить таким, какой он есть. В настоящее время Татьяна Георгиевна является ответственной за по-этическую рубрику в журнале «Мир увлечений», принимает активное участие в составлении «Книги памяти жертв политических репрес-сий. Она является членом Союза журналистов России, ответственным секретарем Омского отделения Союза писателей России, членом ред-коллегии «Сибирских огней», членом правления СП России.
Все это, естественно, отнимает много времени, но поэтесса все же выкраивает редкие минутки для общения с любимыми авторами, среди которых Набоков, ранний Пастернак, Бунин (особенно его по-эзия), поэты «серебряного века», в первую очередь Ахматова и Цве-таева.
При всех социальных и политических изменениях Т.Четверикова остается и в жизни, и в поэзии человеком удивитель-ной цельности и правдивости. Ей не нужно заигрывать с читателем.
Были ли у Т.Четвериковой учителя в поэзии? Некоторые поэты стремятся откреститься от своих предшественников. Но в случае с Т.Четвериковой хотелось бы отметить ту огромную роль в творче-ском становлении поэтессы, которую сыграл Т.М.Белозеров. Т.Четверикова не случайно называет его своим лучшим учителем. Действительно, это сразу поймет каждый, если услышит, с каким восхищением она рассказывает о его личности. В самом деле, Тимо-фей Максимович взрастил целое поколение учеников, которые цени-ли его за ненавязчивость, любовь к поэзии, умение сказать об ошиб-ках, не оскорбив при этом автора. А главное – он чувствовал челове-ка, в котором кроется поэт. До сих пор Татьяна Георгиевна с необык-новенной теплотой отзывается об этом человеке, который был не только ее хорошим другом, но еще и оказывал огромную творческую помощь.
Поэзия всегда неразлучна с Татьяной Четвериковой. Сама по-этесса как-то сказала: «Писать стихи – значит дышать». Одним сло-вом, ее душа требует красоты, романтических стихов, в которые можно было бы вложить мысли и чувства. Случалось и такое в ее творческой деятельности, что порой хотелось бы вырваться из стре-мительной жизни и забыться. И здесь на помощь всегда приходила лирика. Татьяна Георгиевна как-то остроумно заметила: «Вся моя жизнь есть проза, поэтому пишу лирику».
В наше время быть поэтом – дело нелегкое. Резкая критика о ка-ком-либо стихотворении может повлечь за собой тяжкую боль, кото-рая надолго остается в душе и постоянно дает о себе знать. Видимо, поэтому Т.Четверикова старается не придавать особого значения мнению специалистов, доверяя лишь особому кругу своих друзей, мнениями которых она дорожит. Это Владимир Макаров из Омска, Нелли Закусина из Новосибирска и некоторые другие. Раньше же первым, кому она давала свои стихи, была ее мама. Небезразлично ей и мнение читателей.
В поэзии Т.Г.Четвериковой прослеживается несколько четко выраженных направлений. Можно смело утверждать, что главной те-мой ее поэзии стала тема любви, любви во всех ее проявлениях: люб-ви к жизни, к близким, к мужчине, к детям, к Родине. Пишет она о том, что хорошо знает и любит. Она не сторонний наблюдатель, а за-интересованный участник всего происходящего в жизни. Яркая об-разность и метафоричность ее стихов не мешают Т.Четвериковой быть в них глубоко личностной. В 1992 году вышла ее книга «Портрет на память». Написанные в разные годы, эти стихи подводят своеобразный итог определенному отрезку времени. Все, что было пережито и выстрадано в эти годы, вылилось затем в исповедальные поэтические строчки. Не случайно мотив прощания с прошлым, с тем, что было дорого и близко сердцу, проходит красной нитью через многие стихотворения.

Душа пуста. В ней нет обид.
Идет весна. Она весельем
Дышит.
Пусть грусть моя тихонько
Говорит.
Никто ее весною
Не расслышит.

Драматизм мироощущения лирической героини подчеркивается многими поэтическими образами, придающими стихотворениям эле-гическую тональность и исповедальность: это и горькая полынь, и стынущая на холодном ветру одинокая рябина, и влажная тьма, оку-тавшая землю. Поэтесса пишет о пустом и холодном городе, в кото-ром теряется человек, об ушедшей любви. И эта напряженность вос-приятия мира рождает у читателя ответное чувство сопереживания, какую-то непонятную грусть. Трудно и болезненно переживает лири-ческая героиня разрыв с прошлым, оставившим на сердце неизглади-мые рубцы. Но жизнь идет, и рядом с горечью и болью оживает то, что помогает поэтессе перенести трудности, - это семья и родина. «Если я еще жива, это дочери спасибо», - признается Т.Четверикова. В одном из стихотворений она скажет:

Непросто мудрость
Мне далась,
И все же, кто из нас
в накладе,
Когда ребенок, наклонясь,
Листает школьные тетради…
Когда – лишь ступишь
За порог –
Дохнет в лицо водою талой.
Давно остыл младой восторг,
Но холодней душа не стала.

Интересна книга «Романс для осенней гитары». Хотя она и не очень большая по объему, но весьма дорога для автора, не ошибемся, если скажем, что и для читателей, ибо написана она в непростые го-ды. Не случайно сборник открывают стихотворения настоящего гра-жданского мужества и патриотизма: «По ночам повадились дож-ди…», «И на Россию пала благодать…», «Я некогда жила в другой стране», «До чего крутые времена». В одном из них поэтесса пишет:

Герои дождутся высоких наград
Пожмут полумертвую руку.
Расстрелян парламент – советский
Кронштадт.
История – снова по кругу.

……………………………………….

Герои дождутся высоких наград,
А после проклятий дождутся.

Конечно, жизнь не замыкается на политике. В стихах этого сборника есть и любовь, и одиночество, размышления о счастье, жиз-ни и смерти – словом, все, что переживает в своей жизни человек. Поэтическая палитра при всей своей смысловой однозначности ли-шена резкости контраста. Зрелое мастерство, игра на полутонах по-зволяет автору выявить все нюансы, самые тонкие движения душим, амплитуда которых, тем не менее, достаточно широка.

Узнавать что-либо бесполезно,
Но зачем душа моя в ночи.
То потает черно-красной
бездной,
То летать пытается учить.

Можно с уверенностью сказать, что поэтесса сумела взять свою вы-соту. Хотелось бы остановиться на сборнике «Сентябрь», куда вошли стихи из прежних сборников, а также новые стихи. Здесь есть из-бранные стихи из прежних «тонких» сборников: «Мелодия», «Сест-ра», «Голубое окно», «Ночной снегопад», «Ладонь», «Портрет на па-мять», «Романс для осенней гитары», «Поздние грозы». Открывается сборник следующим стихотворением:

Живая женская душа –
Она волнуется и плачет,
Живет на острие ножа,
Не понимая, как иначе.
Она бывает не права.
Не разрывается на части:
Мальчишки, звери, дерева –
Все жаждут ласки и участья.
На свете нет беды такой.
Чтоб пролетела - не задела.
Душа открыта до предела
Обиде и беде чужой.
Порой от горя чуть дыша,
Не в силах подсчитать потери,
Она надеется и верит –
Живая женская душа.

В этом произведении отражен главный принцип, главная корен-ная черта поэзии Т.Четвериковой – ее искренность, искренность жен-ской души. Героини любовной лирики Четвериковой всегда разные, они пе-реживают разные чувства: это и счастливая влюбленная, чья радость светится в глазах. Это невозможно скрыть, да и незачем скрывать:

Раздробилась радость по цветам и листьям,
По июньским лужам, незнакомым лицам.
Может быть, и лучше, что на все края,
Стала явной радость тайная моя.

Это и волнующее начало любви, начало романа:

Давай, начнем с тобой роман!
Готовы первые страницы…
Дерев заснеженных туман,
Чужого дома половицы.
… О, сколько будет вмещено
В роман, который весь вначале!
Но только знать нам не дано
Веселым выйдет он, печальным.
И, может быть, все счастье в том,
Что мы не знаем у порога,
Что с нами сбудется потом,
За дальней дверцей эпилога.

Это и томительная, но сладкая жажда жизни и любви, желание начать все сначала:

Я из породы зимних веток.
Прошу: стряхните снег с меня.

Героини любовной лирики Четвериковой всегда живут в мире любви, но эта любовь не всегда счастливая. Бывает и так, что «лю-бовная лодка» разбивается об измены и равнодушие, ложь, и челове-ческое непонимание:

Ну, уходи подобру-поздорову,
Что ты косяк подпираешь плечом?
Жизнь утекает по капле, по слову.
Жизнь утекает! А ты мне о чем?

Такая боль – до позвонков.
Я вся – сплошной болящий вывих.
Не надо мне твоих звонков
И монологов торопливых.
Я путаю, где сон, где явь, -
У боли нет щадящих правил.
Оставь меня! Оставь! Оставь!
Как ты уже меня оставил.

Драматизм мироощущения лирической героини виден в каждом стихотворении Т.Четвериковой. В большинстве стихотворений ге-роиня – сильная натура, гордая женщина, способная пережить многое и не сломаться. Это видно, например, из таких строк:

Я неудачу – переплачу,
Я нищенство – переживу.
Свои следы надежно спрячу
В разрыв-траву и сон-траву.
Все отдала – и не в обиде,
Все забирай, - и Бог с тобой.
Но не дано тебе увидеть
Меня босою и с сумой.

Или:

Привыкну жить одна,
Привыкну – не смертельно!
Не плакать у окна
Под бабий вой метельный…

Порой в стихах Т.Четвериковой встречаются такие строчки, где перед нами появляется обычная, нежная, ранимая, слабая женщина, которая исчерпала всю свою силу, забыла гордость:

Ой, какая уж там сильная –
Плакать впору.
В это зеркало фамильное –
Словно в прорубь
Я гляжу.
Лицо – расплывчато,
Да мое ли?
Ты на это и рассчитывал,
Что, доволен?
А стекло голубоватое
Тянет, тянет…
Что я словно виноватая?
Пусть обманет.
Но по комнатам. По лестнице –
Дух измены.
Дождь с утра не перебесится,
Хлещет в стены.
За окном – мельканье веточек,
Скрип калитки,
А в глаза все лезут мелочи:
Бусы, нитки…

После таких стихов у читателя рождается чувство сопережива-ния, непонятной грусти. Многие стихи Т.Четвериковой говорят о прошлом, которое ос-тавило на сердце неизгладимые рубцы. Ведь вновь возвращаться к прошлому – всегда трудно и болезненно:

Мы жили в маленьком поселке,
Он проморожен был насквозь.
Совсем непраздничные елки
На окнах рисовал мороз.
… Мы о Москве мечтали оба,
Но не вдвоем, а вразнобой.
Ни до березки, ни до гроба
Я не мечтаю жить с тобой.
… Над старым домом, над калиткой
Давно горит запретный свет.
Я не признаюсь и под пыткой,
Что лучше не было и нет
Той жизни в маленьком поселке:
Стихи, мечты, тоска – в Москву!.
Что дальней той зимы осколки
Перебираю и реву.

Рядом с любовной темой в поэзии Т.Четвериковой соседствует пейзажная лирика. Природа для поэтессы не только источник вдох-новения, но всегда тайна и какая-то непостижимая сила. Есть у нее стихотворение «Апрельский дождь – такой задира». В начале него она пишет:

Апрельский дождь – такой задира! –
Зовет меня: скорей, скорей!

Стихотворение начинается удивительно динамично. Не случай-но перед нами два повторяющихся восклицательных предложения. Вспомним себя в момент неожиданно начавшегося дождя, когда мы спешим укрыться, спрятаться от него. Совсем иное отношение к дож-дю у лирической героини стихотворения. Она спешит навстречу с этим задирой, как на свидание с любимым человеком. И ничто не может остановить ее. Многие стихи Т.Четвериковой посвящены любимому для поэтов времени года - осени:

Осенние глухие вечера,
Пропитано все холодной влагой.
Листва шуршит под дождиком бумагой.
И скрип ствола, как будто скрип пера.

Язык Т.Четвериковой поражает своей красочностью и живо-стью. При этом поэтесса использует очень простые, доступные для восприятия образы, создающие незабываемый эмоциональный на-строй.
Простота – вот что привлекает в поэзии Четвериковой. В стихо-творениях поэтессы нет описания больших пейзажей… Лесок, трава, смородина, облака, дождь, сирень – вот ее излюбленные образы. Лю-бим это и мы, потому что все это близкое и родное. В одном из сти-хотворений поэтесса говорит о том,

Как наивны люди эти,
Что насупившись, как дети,
Не хотят делить ни с кем
Нежности весны и снега…

А Татьяна Четверикова дарит эту красоту и радость жизни каждому из нас – своими стихами о родной сибирской природе.
Поэтесса пристально вглядывается в настоящее и будущее сво-его края. Мысль о разобщении природы и человека выражена в сти-хотворении «1984-1991», где она приобретает неожиданно современ-ный оттенок. Четверикова рассказывает об Омске – городе «детства и юности», городе

Предков моих,
что знавали его не таким:
Деревянным, резным,
С полноводною тихою Омкой…

Прошли годы, теперь Омск уже не такой, каким был когда-то:

Горд проспектами город сегодня,
мостами, заводами
Только жестче, суровее день ото дня, холодней.
Умирает река.
И цветет нефтяными разводами.
И последние чайки
и кружат и плачут над ней.

Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. Все мы в какой-то мере данники цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных коробок до-мов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомо-билей. С каждым днем все слабее становится связь между человеком и природой. Своими стихами поэтесса словно говорит всем нам, что все мы - дети природы. Думается, что именно такая поэзия поможет сохранить нам человечность, а значит и человечество. Омск всегда живет в сердце поэтессы. И если приходится куда-то уезжать, то все равно всегда вспоминается родной город:

Город мой – ты песня и легенда,
С детства берегу в своей душе.
Тихой Омки голубую ленту,
Белый теплоход на Иртыше.
Здесь вольготно и цветам, и птицам,
Хоть уходят зданья в облака.
Сын Сибири, Родины частица,
Ты глядишь в грядущие века.

Тема Омска органично входит в «сибирскую» тему. В каждом из сборников поэтессы обязательно есть раздел так называемых «сибир-ских» стихотворений. Так, сборник «Сестра» открывается стихотво-рением «Светлей и чище серебра…»:

Светлей и чище серебра
Сибирь дарует нам покровы.
Сестра моя, но не по крови,
А по сердцу сестра
моя,
Тебе и мне снега к лицу,
Леса знакомы, что твой терем.
Земле своей мы больше верим,
Чем обручальному кольцу.

Примечательно, что это именно первое стихотворение: уже бук-вально с первого листа заявлена важность и значимость этой темы для автора. Подтверждается такое утверждение еще и тем, что в этом же сборнике первый раздел называется «Здесь мой дом». И действи-тельно, далее будут стихотворения о доме в широком, общем значе-нии слова: о крестьянских корнях, о «парке над влажной землей», о той ситуации, когда

… мы стоим, врасплох застигнуты,
Себе не верим:
Мир был усталым, был покинутым,
Но не был серым…

В этих строчках и заключается вся суть восприятия темы малой ро-дины, Сибири у Четвериковой: да, это всеми забытый, немодный край, но в нем, возможно, есть то, чего больше никогда не будет, есть яркость красок и воспоминаний.
Или, например, обратимся к «Балладе о Ермаковом знамени». Тема стихотворения не нова для сибирского автора, но здесь она со-вмещает несколько исторических пластов: и Колчак, и Кучум, и сам Ермак. Основная идея стихотворения – «это знамя – символ чести русской», и оно может помочь в трудную минуту, чтобы стало «над Сибирью-матушкой светло». И объясняется это светлое и трепетное чувство самим автором очень просто:

Мне выпало в жизни хранить и беречь,
Любить и наследовать светлую землю.

Поэтому вполне закономерным и объяснимым кажется появление та-ких строк, в которых и настойчивая просьба, и мольба:

Вбери в себя весь этот мир,
Который так угрюм и сир.



Вбери и в сердце сбереги
Свой край от бешеной пурги.

Любовь к своей малой родине закономерно перерастает в любовь ко всей России. Хотелось бы сказать, что Т.Четверикова – это русская поэтесса. Если в первых сборниках она в какой-то степени интуитивно шла к постижению России, то в сборнике «Сентябрь» чувство кровной привязанности к родной земле становится одним из основных. В качестве примера можно привести цикл «1984-1991», стихотворение «Язычница» и многие другие. Россия для поэтессы – это путеводная звезда, живая душа. Вера в Россию помогает героине выстоять, подняться над суетой повседневности. Горестным чувством вины проникнуты многие стихи о России. Т.Четверикова делится с читателями своими раздумьями о русском народе, говорит о необхо-димости духовного возрождения России.

И спорят, как русское
в русском избыть.
Но памятны светлые предки.
Могучему дереву
Все-таки жить,
Хотя и обломаны ветки.

В истории нашей страны было все: и победы, и поражения. И мы ничего не должны забывать. Для поэтессы слово «Россия» не случай-но ассоциируется со словом «мама»:

Как «мама» выдохну –
«Россия»,
И сердце мне наполнит звон.

Россия в глазах поэтессы – это не только кусок суши и не просто Родина. Это часть души. Может быть, от этой всепоглощающей люб-ви к России у Т.Четвериковой болит сердце за каждого русского че-ловека. В одном из стихотворений она напишет:

Наверное, с народом надо так.
Нажравшись жвачки и напившись колы,
Пускай поймет: ему тюрьма, кабак,
А вовсе не больницы и не школы.
Привыкнет пусть к китайскому тряпью,
Боевиками до смерти упьется.
И русский мальчик скажет:
- I love you, -
Девчушке у вечернего колодца.

Поэтесса не могла не сказать, как заблуждается народ, как страдает Россия. Сколько горечи заложено в этих строчках. Или взять, например, стихотворение «Декабрь.1993»:

Год уходящий – даты, лица,
В столице отблески войны.
Год, что кровавою страницей
Войдет в историю страны.
Мы подсчитаем все потери,
Помянем тех, кто пал в крови.
И все-таки откроем двери
Надежде, вере и любви.

Вот и еще одна кровавая страничка истории перевернута, закон-чился 1993 год. Наверное, никто не будет спорить, что это был не лучший период в жизни страны, но поражает оптимизм Т.Четвериковой. Она – истинная патриотка, верит, что у России хва-тит сил выстоять. И в этом она оказалась права.
Татьяна Георгиевна гордится коллективным сборником стихов «Бабье лето» Она сказала: «Я называю этот труд коллективным жен-ским голосом. Оба сборника получились проблемными, жесткими. Даже стихи о любви, написанные женщинами, начисто лишены ка-кой-то благостности. Это говорит о том, что время, в котором мы сейчас живем, очень жестоко к женщинам. Сколько судеб было пере-ломано, а сколько ломается сейчас. Редкая женщина может себе по-зволить лечь на диван и не думать о том, чем завтра будет кормить своих детей».
Новое тысячелетие Татьяна Георгиевна отметила выпуском поэтических сборников «Сентябрь», «Росчерк дождя», «Сквозь снегопад». Стихи ее печатались в журналах «Сибирские огни», «Врата Сибири», «Литературный Омск». И стихи ее не тускнеют от времени, завоевывая и сегодня читательские сердца.


назад