3.1. Пьеса Николая Анкилова «Солдатская вдова»

Так уж сложилось, что наш город богат талантливыми поэтами и прозаиками, но вот с драматургами не повезло. Хотя следует оговориться, что некоторые писатели параллельно с прозой изредка обращались и к драматургии. Например, В.Мурзаков, написавший в 1984 году пьесу «Где живет домовой?», которая была поставлена на сцене Омского ТЮЗа в 1985 году режиссером М.Кольцовым. Можно вспомнить и пьесу И.Петрова «Счастье трудных дорог», поставленную в театре музыкальной комедии; успехом пользовались пьесы Т.Саблиной «Факт местного значения», «После полуночи», «Сказка про белого бычка», «Редколлегия», «Последняя ночь», «Доигрались!». В 50-70-е годы в Омском драмтеатре ставились пьесы М.Максимова «Навсегда»; «Ермак» и «Живой ключ» М.Бударина; «Русская тропинка» Н.Почивалина и Б.Малочевского.
Однако исключительный успех выпал на долю Николая Пантелеевича Анкилова (1923-1983), чья пьеса «Солдатская вдова» стала заметным явлением в драматургии и театральной жизни не только Сибири, но и всей России. Она была поставлена более чем в 100 театрах СССР и за рубежом.
Николай Анкилов родился в Башкирии, в семье кузнеца. Вскоре семья Анкиловых переехала в Новосибирскую область. В начале войны Анкилов становится курсантом Канского авиаучилища. Затем часть, где служил Николай, была брошена на фронт. И в составе 2-го Украинского фронта он прошел всю войну, награжден многими орденами и медалями. После войны Николай Анкилов продолжил военную службу в Уссурийске, затем на Чукотке, где окончил дивизионную партийную школу. В 1951 году Н.Анкилов был переведен в Омск, затем в Калачинск. После увольнения в запас был избран секретарем парткома совхоза «Осокинский» Калачинского района Омской области.
С 1957 года Анкилов находится на журналистской работе. Через три года он переезжает в Омск, работает на радио, в газетах, на телевидении, начинает активно заниматься литературным творчеством. В эти годы он по заданию редакции часто выезжает в села Омской области. В одном из сел Муромцевского района он познакомился с дояркой Александрой Шашковой, чья судьба легла в основу образа Марийки Уваровой, главной героини «Солдатской вдовы».
Первые рассказы писателя, такие, как «Двое», «Солдатское сердце», «Шорник» и другие в основном касаются военной тематики, будь то изображение военных действий или же рассказ о глубоком тыле. Главное для писателя в этих произведениях – показать «негромкий героизм» советских людей.
Одна из лучших работ Н.Анкилова в прозе – повесть «Последний», в которой переплелись документальное и художественное начала. Главная героиня произведения – Марина Герасимовна Тулупова, депутат Верховного Совета РСФСР. Современная действительность переплетается с изображением прошлого героини. Жизнь Марины не была легкой. Когда ей было всего двенадцать лет, умерла ее мать, и отец привел в дом новую жену. Нельзя сказать, чтобы мачеха плохо относилась к девочке, но и о большой любви говорить здесь не приходится. Тяжело было чувствовать Марине себя лишним куском в родном доме, поэтому она была рада, когда ей представилась возможность уехать из деревни в город на учебу.
Параллельно с историей жизни Марины Герасимовны Тулуповой автор рассматривает историю падения и духовной деградации последнего представителя из династии купцов Масловых, Никиты Маслова, который всю свою жизнь прожил только для того, чтобы найти спрятанный отцом клад.
Символичен финал повести (на наш взгляд, он перекликается с повестью К.Федина «Анна Тимофевна»). Данила и дед Иван, хоронившие Никиту, посчитали, что на кресте нужно вырезать надпись: «Тут захоронен последний из рода купцов Масловых – Никита Парфеныч…». Автор пишет: «Дед Иван вернулся к телеге, снял с нее большой, крепко сколоченный крест, вынул из кармана перочинный нож, прикинул, как расположить слова, и решил, что вырезать «тут похоронен» вовсе не обязательно, ни к чему, так как это само собою ясно. И после этого, обливаясь потом, он долго трудился над словом «последний». Наконец, одолев его, он понял, что ежели так и дальше пойдет, то он не одолеет всей надписи и до заката. Иван сложил нож, положил его в карман, вынул из другого кармана огрызок химического карандаша и, послюнявив его, дописал все остальное… А ночью разразилась гроза, прошел проливной дождь и смыл с креста карандашную надпись. И сейчас, проезжая мимо Покровского кладбища, можно увидеть: в самом углу его, в стороне от других могил, торчит из бурьяна почерневший от времени одинокий крест, а если подойти поближе, то можно прочесть вырезанную когда-то ножом: «Последний». В середине 60-х годов Анкилов создает сценарий «Цена совести», по которому режиссером Н.Новиковым был сделан телеспектакль. Критик В.Калиш писал: «Драматург Анкилов рассказывает историю житейски нехитрую и одновременно сложную; сюжет был поводом, чтобы поведать зрителю свои мысли о чести, правде, об отношении к труду, о любви и совести». Можно назвать и другие телеспектакли: «Букварь», «Незабываемые годы».
Но вряд ли Николай Анкилов приобрел бы такую популярность, если бы не его пьеса «Солдатская вдова», которая была поставлена в 70-е годы в Омском драматическом театре режиссером Я.М.Киржнером, а сам автор удостоен Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. Лауреатами премии стали и исполнители главных ролей – Б.М.Каширин, В.И.Прокоп, Т.А.Ожигова. Надо сказать, что первоначально Анкилов задумал создать сценарий для телевидения «Солдатская вдова». При работе над сценарием автором были использованы рассказы и очерки, написанные в шестидесятые годы («Женская доля», «На пенсию», «Метель», «Чужое счастье»). Однако сценарий был забракован на Омской студии и принят на Центральном телевидении. К лету 1971 года Анкилов закончил работу уже над пьесой «Солдатская вдова», которая была принята к постановке в Омском драматическом театре.
В ней ведется обстоятельный рассказ об одной сибирской деревне, и в сознании читателя и зрителя предстают картины жизни целого поколения людей на протяжении почти двух десятилетий. В авторской ремарке Анкилов пишет: «Есть в Прииртышье село Зеленый Привал… Как и всюду, здесь пашут землю, сеют хлеб, любят, женятся, рожают детей, старятся, умирают… Одним словом, живет село». Здесь, в этом селе, и произошли события, о которых рассказывает драматург. Пьеса открывается разговором между Марийкой Уваровой и Андреем Вороховым. Они давно любят друг друга, но вынуждены скрывать свою любовь от других людей.
Когда-то, еще до войны, Клавдия Маслова, подруга Марийки, вышла замуж за Андрея Ворохова, а мужем Марийки стал Степан Уваров. Но недолгим было счастье героини, которая уже в первые дни войны стала солдатской вдовой. По сути дела, пьеса Н.Анкилова «Солдатская вдова» – это гимн русской женщине, вынесшей на своих плечах все тяготы военного быта. Вынужденная на последнем месяце беременности отправиться в поле за сеном для колхозного стада Марийка чуть не умерла. Погибает ее ребенок. Возвратилась домой – и еще одна страшная весть – «похоронка» на мужа.
Анкилов проводит своих героев через большие жизненные испытания. Стали солдатскими вдовами Марийка Уварова, Полинка Скворцова. Но если Марийка находит в себе силы противостоять горю, то Полинка Скворцова, потеряв мужа на войне, на какое-то время утратила интерес к жизни, запила. И тем убедительнее для читателей и зрителей ее возрождение. Она обретает счастье с председателем колхоза Плетневым, который сумел увидеть в этой женщине большое сердце. Немало сделала для Полины и Марийка, дед Савелий, другие односельчане.
Особое место в этом ряду занимает Плетнев, которого отличает тактичность, какая-то внутренняя интеллигентность, умение прислушаться к людям. Он глубоко убежден, что каждый недостойный поступок, каждая ложная интонация в голосе могут разрушить чью-то веру в людей, в справедливость.
В одном из интервью Б.Каширин сказал: «Образ председателя Плетнева – один из самых дорогих мне. Было волнующе и ответственно прикоснуться к этой судьбе, к этой трагедии, преодоление которой стало подвигом. Мне очень дорог этот спектакль, воспевающий силу и мужество людей, вынесших боль, утраты, непомерное напряжение сил, чтобы вырастить хлеб для Победы».
Но, к сожалению, не всем дано понять это. Клавдия Ворохова пытается на чужом горе устроить свою личную жизнь. Не понять этого и прокурору Прыщеву. Для Клавдии даже муж и семья всего лишь средство к достижению главной цели – любой ценой сделать свой дом «полной чашей». Ради этого она безжалостно обирает бедствующих в годы войны односельчан, выменивая все, что можно, за кусок хлеба, ведро картошки, бутылку молока. Но мало того, Клавдия гонит самогон на продажу.
Большую идейно-художественную нагрузку несут в пьесе массовые сцены. Народ здесь не нечто неопределенное и аморфное. Именно так решены такие сцены, как первые вести с фронта, суд над Степанидой Панкратовой, сцена в доме Клавдии. Особенно зримо в эти моменты высвечивается образ председателя колхоза Плетнева. Это самобытный и глубокий человек, органически связанный с землей. Его невозможно представить пассивным созерцателем. Это лицо действующее. Таковым предстает перед нами Плетнев даже в тех сценах, где выступает как повествователь. Душевная тонкость и такт председателя колхоза наиболее ярко проявляются, когда он решает скрыть от Марийки похоронку на Степана, чтобы уберечь ее будущего ребенка. А сколько нравственной щедрости и человеческого участия проявляет он к судьбе Степаниды Панкратовой, которая тайком взяла пять килограммов семенного зерна ради голодных детей. Прокурор Прыщев требует, чтобы Панкратову судили по всей строгости закона, на что Плетнев говорит: «Ты к врагам и применяй закон. А Степанида Панкратова… Какой она враг?.. Дала слабинку баба – и все. В этом вопросе и по совести надо рассуждать».
Пьеса «Солдатская вдова рассказывает нам о людях простых и трудолюбивых. Именно усилиями этих людей и стоит Россия, и будет стоять всегда. Полинка Скворцова говорит вернувшемуся с фронта Андрею Ворохову: «Мало от них, от воинов-то, остается: фотография, похоронка да вот ордена…». На что Андрей отвечает: «А еще Россия… А это уже немало…».
Заканчивается пьеса тем, что Марийка пожертвовала своим счастьем, но память о прежней любви осталась. «Многое с тех пор изменилось в Зеленом Привале. Но каждое утро Мария Уварова ходит по протоптанной еще тридцать лет назад тропинке на работу, а вечером ею же возвращается домой. Воскресными днями она иногда надевает свой праздничный наряд и уходит за околицу, к старой запруде, где и сейчас, как и в былые времена, в летнюю пору белым-бело от буйного ромашкового веселья…». Жизнь продолжается…
Вслед за «Солдатской вдовой» в 1973 году Н.Анкилов пишет новую пьесу «Всего три дня», посвященную проблемам современной деревни. Среди других произведений драматурга следует назвать пьесы «Танки уходят в ночь», «Не хочу рая», «Таежная легенда». Осталась лишь в замыслах пьеса «Линия жизни», которую Николай Пантелеевич не успел закончить.
Журналист М.Сильванович вспоминал о Н.Анкилове: «Для тех, кто знал его близко и работал с ним, останутся, как подарок памяти, дни, прожитые рядом и осветленные мудрым прикосновением наставника».


назад