2.3. В художественном мире Владимира Полторакина.

К старейшинам омской литературы следует отнести Владимира Васильевича Полторакина (1918-2002).
Родился он в селе Новоказанском Маслянского района Тюменской области. Отец его был крестьянином, пахал землю, мать учительствовала. Семья была большая, жили трудно. С 1930 по 1935 годы Полторакин учился в Тюменской школе колхозной молодежи, затем четыре года в Омском художественном училище им. Врубеля на живописно-педагогическом отделении. В 1938 году его призывают в армию. Служит на Дальнем Востоке. В составе Второго Дальневосточного фронта принимает участие в войне против Японии. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими.
После демобилизации Владимир Васильевич трудился в кооперативном товариществе художников (с 1949 по 1958 гг.), работал учителем рисования в общеобразовательной школе и преподавателем в художественной школе. В 1952 году поступил на заочное отделение в Омский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Приблизительно в это же время он начинает писать рассказы. А первый его рассказ был напечатан в 1955 году в сборнике «Литературный Омск».
В.Полторакин является автором таких книг, как «Семья» (1956), «Отгадай-ка» (1957), «Художники» (1957), «Самая короткая ночь» (1962), «Тринадцать подснежников» (1964), «Диана» в Сибири» (1978), «На пяти этажах и вокруг» 1982), «Где встречаются дороги» (1985), «Наваждение» 1989). Владимир Полторакин член Союза писателей СССР с 1959 года.
Все, кто знал Владимира Васильевича, вспоминают о нем как человеке большого душевного таланта, юмора, превосходного рассказчика. Его устные рассказы «От Пелагеи» всегда пользовались большим успехом. Таланту В.Полторакина присущи тонкий лиризм и светлое мироощущение. Его герои, как правило, люди простые, если говорить о месте, которое они занимают в обществе, но далеко не простые по своему душевному складу.
Лучшие рассказы В.Полторакина – те, в которых автор идет от жизни, используя свои наблюдения. Взять, например, рассказ «Елена Сергеевна». В нем говорится о женщине, потерявшей всех своих близких на войне – мужа, сына, дочь. Но она не ожесточилась в своем горе, не растратила своей любви к жизни, к людям. Писатель раскрывает характер героини через ее письма. Эта форма повествования требовала тонкого мастерства, ибо даже один неверный штрих сразу же обнаружил «надуманность» сюжета.
Несколько в ином плане, но так же своеобразно написан рассказ «Семья». Читая его, отмечаешь умение автора показать большое в малом. Тема на первый взгляд в литературе не новая. Но автор сумел увидеть в своих героях их подлинную суть. Владимир Полторакин пробовал свои силы и в сатире. Из сатирических произведений хотелось бы отметить рассказ «На чистую воду». Затхлый, мещанский мирок семьи Куцепаловых нарисован автором с большой разоблачающей силой. В рассказе много злой иронии. Жало сатиры направлено против старшей Куцепаловой. Это оправдано, ибо Куцепалиха – оплот мещанского островка, она – его создательница. Вывод автора – таким людям не место в нашей жизни.
Критики в целом положительно отнеслись к сборнику. Но в то же время отмечали, что включенные в него произведения далеко неравноценны по своему содержанию, и наряду с рассказами, написанными на профессиональном уровне, встречаются произведения слабые в художественном отношении. Это результат того, что в своем творчестве автор не всегда идет от жизни и не всегда видит то новое, о чем не было сказано до него другими прозаиками. В качестве примера критик Сергунин приводит рассказ «У подъезда». Тема – столкновение писателя Калягина с зав. литературным отделом Дуниной. Калягин видит смысл своего творчества в правдивом изображении жизни. Дунина же требует от него лакировки действительности. Этот конфликт между новатором и консерватором и лежит в основе рассказа. Автор хотел выступить против штампа, сказать свое гневное слово на эту тему, но, по мнению Сергунина, не смог. Вот почему о «шаблонах он и сказал шаблонно». Ведь уже с первых строк читателям ясно, что Калягин будет долго и терпеливо писать, а Дунина в два счета расправится с его произведениями. Критик подчеркивает, что достоинства и недостатки рассказа лишний раз подтверждают истину, что творчество писателя должно служить жизни, реальной действительности.
Много споров вызвала книга писателя «На пяти этажах и вокруг». К теме искусства, к образу художника В.Полторакин уже обращался в повестях «Художники», «Диана» в Сибири». Но если в этих произведениях действие происходит в далекие 20-е годы, то в новой повести события разворачиваются в 60-е годы. Началось все с того, что в один из летних дней произошли три события: первое – к художнику Алексею прилетела сестра Лариса. Второе: маляр и ночной сторож Дома художников Петр Штучный опрокинул себе в сапог банку столярного клея. И третье, самое важное, прошел слух, что Потап Остапович Оглухов, бывший директор местного отделения художественного фонда СССР, проспавший в больнице чуть ли не пятнадцать лет, наконец-то проснулся.
По такой завязке можно подумать, что перед нами сатирическое произведение. Однако сатирической эту повесть можно назвать лишь отчасти. В ней много смеха, порой едкого, порой беззлобного. Но он лишь фон происходящего… А происходит по сути дела расследование двух давних преступлений. Во-первых, над Ларисой когда-то злобно подшутили – ее привязали к кладбищенскому кресту. Двое хулиганов вскоре были найдены, а третьего она назвать отказалась, и имя его до сих пор неизвестно. Во-вторых, когда-то за подделку облигаций государственного займа был осужден работник худфонда Василий Тонконогов. Своим сообщником он назвал Оглухова, к тому времени уже спящего. И вот теперь он проснулся и всех интересует – преступник ли он, а если нет, то кто тогда этот преступник? Значит, повесть Полторакина детектив? Опять же нет, хотя некоторые элементы этого жанра в ней тоже есть. Можно сделать вывод, что это произведение сложное и многоплановое, хотя и небольшое по объему. Герой, от лица которого ведется повествование, - писатель. Скоро юбилей, и ему поручено написать историю местного отделения Союза художников и художественного фонда. Он заходит в мастерские, разговаривает с десятками людей, многих из которых знает давно. Читатель знакомится с самыми разными людьми, все они вовлечены в ход событий, высвечивающий их характеры, обнажающих их страсти. Плюс к тому – это люди творчества, искусства, следовательно, люди особенно ранимые. Что и говорить, такая ситуация может оказаться весьма плодотворной для писателя. Так и получилось. В.Полторакин пишет своих героев крупными, смелыми мазками, зримо рисует их внешний облик, четко и ярко индивидуализирует их речь. Многие из действующих лиц в повести героев запоминаются своей непохожестью. Например, фигура старейшего художника Игната Павловича Алабаты – вечного труженика, весельчака с громоподобным голосом. Писатель не жалеет сатирических красок, представляя читателям демагога и графоманку Пелагею Савельевну, ныне безобидную пенсионерку, а когда-то грозу всех местных художников. Есть в повести еще один герой – это прошлое: «Дела минувшие вовсе не на свалке, - они лежат в памяти каждого, как лежит на дне озера осевший ил, пока его не потревожишь, он кажется плотным, как цемент, а тронул – пойдет расползаться длинными клубами». Воспоминания о прошлом неотступно следуют за многими из героев. Иногда они печальные, иногда – грозные, но всегда помогающие взглянуть на себя сегодняшнего. Даже пресловутая Пелагея Савельевна говорит, думая о своей жизни: «Сколько зла оставила я по чужой воле, а ведь могла бы добра столько же вместо зла оставить…». И на каждой странице присутствует искусство. Оно в разговорах, в делах, в мыслях героев. Им измеряется их жизнь.
Одна из последних книг Владимира Полторакина – повесть «Наваждение». В этой книге автор предстает прекрасным рассказчиком, умеющим в небольшой, но емкой новелле передать состояние и настроение человека, характер, дать четкий абрис его судьбы, а с другой – повествователем, способным написать объемное прозаическое полотно, где поднимаются глубокие нравственные и социальные проблемы. При этом уже с первых страниц становится ясно, что автор – настоящий художник слова. Впрочем, создание образа, человеческого характера для Полторакина не самоцель. В каждом произведении писатель старается донести что-то важное не только для самого себя, но прежде всего для читателя. Вот почему даже такая короткая и непритязательная по сюжету новелла, как «Наваждение», в которой рассказывается о художнике, позарившегося на денежную халтуру с клеенчатыми лебедями, превращается в мудрую многозначительную притчу. Любопытен рассказ «По стакану сухого», в котором говорится о двух выпивохах, один из которых – изощренный вымогатель спиртного, а другой – на той же почве – слабый, безвольный человек, теряющий свое человеческое лицо и достоинство. Оба выписаны ярко, остроумно, колоритно.
Нужно заметить, что В.Полторакин не боится знакомых нам сюжетов. Рассказ «Нокаут» на самую вечную тему – о любви. Но он сумел увидеть и изобразить несложившиеся отношения двух любящих молодых людей; по-своему сделать это настолько проникновенно и лирично, доказав по-настоящему ту очевидную истину, что не сюжет красит художника, а он своими красками заставляет заиграть всеми красками, казалось бы, знакомый сюжет.


назад