1.8. Литературный Омск в 20-е годы

Окончание гражданской войны в Сибири вызвало необычайный подъем местной литературной жизни. Уже через несколько дней после освобождения Омска здесь начала издаваться газета «Советская Сибирь», на страницах которой часто печатали произведения пролетарских поэтов. Весной 1920 года в городе образовалось ЛИТО – литературно-художественная секция при Сибирском отделении государственного издательства. Одним из инициаторов создания ЛИТО был Кондратий Урманов. Секция устраивала литературные вечера и диспуты о путях развития нового искусства, выпускала «Живые литературные альманахи». Только за первую половину 1921 года ЛИТО выпустило четыре номера «Живого литературного альманаха», провело вечера, посвященные памяти А.Блока, Н.Некрасова, Ф.Достоевского. Вскоре на базе ЛИТО была создана «Омская артель поэтов и писателей», в состав которой вошло около 30 человек, в том числе Ф. Березовский, Г. Вяткин, П. Драверт, К.Львова, Л.Мартынов, Е.Минин, А.Оленич-Гнененко, А.Сорокин, Н.Янчевский и др. Довольно активная деятельность «Артели…» продолжалась около года. Особенно тянулись к ней молодые литераторы. Литературные собрания членов «Артели…» проводились почти каждое воскресенье в здании рабфака на Лермонтовской улице. На этих заседаниях читались доклады о футуризме, о теории стихосложения, говорилось о работе над словом. Г.Вяткин, анализируя работу «Артели…» за год, отмечал следующее: «Были представлены в той или иной степени все главнейшие течения: от реалистов до имажинистов включительно…». И далее он пишет: «Как-никак, а в жизни Омска эта «Артель» является значительным культурным фактором».
Опытный мастер, проработавший к тому времени более двадцати лет в литературе, Г.Вяткин одобрительно отзывался о творчестве начинающих омских литераторов: К.Львовой. Г.Дружинина, Н.Семенова, С.Орлова, Е.Андреевой, Е.Минина. Особое же внимание Вяткина привлек Леонид Мартынов. «Наиболее интересным из левой молодежи, - писал Г.Вяткин, - является Леонид Мартынов, поэт еще очень юный и шаткий, находящийся под сильным влиянием Маяковского и имажинистов, но, несомненно, даровитый, с проблесками определенной самостоятельности».
Основной трибуной для омичей стала газета «Рабочий путь», редактировавшаяся А.П. Оленичем-Гнененко. На ее страницах появлялись рассказы и стихи Г.Вяткина, К.Урманова, В.Рябова-Бельского, Л.Мартынова, Е.Забелина и многих других литераторов.
В 1921 году в Омске начал издаваться журнал «Искусство» под редакцией А.Оленича-Гнененко и Г.Вяткина. Это был печатный орган Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного института. На титуле значилось: «Журнал искусств, литературы и техники». Литературно-художественный материал соседствовал со статьями об изобразительном искусстве, рассказ о детской игрушке с театральными обзорами и пр. Достаточно познакомиться с некоторыми номерами этого журнала, чтобы убедиться в том, насколько широко в нем освещались вопросы литературы и искусства. Так, в № 1 за 1921 год были опубликованы стихи Г.Вяткина, А.Оленича-Гнененко, П.Драверта, статья Г.Вяткина о Блоке, очерк А.Бенуа «Игрушки», статья И.Шнейдера «Айседора Дункан». В номере № 2 за 1922 год была напечатана поэма Г.Вяткина «Франциск Ассизский», стихи Л.Мартынова, С.Орлова, К.Урманова; рассказы А.Сорокина, К.Урманова, Н.Семенова. Заслуживают внимания статьи Г.Круссера «Каин и Авель как социальные категории» и «Художник рабов». Надо сказать, что именно в журнале «Искусство» начался творческий путь Леонида Мартынова и Кондратия Урманова. В нем выступил со своими поэтическими опытами Всеволод Иванов («Самокладки киргизские»), печатал стихи Петр Драверт. На страницах журнала отразилась трудная творческая эволюция Георгия Вяткина. «Искусство» стало одним из первых периодических изданий в Сибири тех лет. Рецензент «Правды», приветствуя выход «Искусства», выражал надежду, что журнал со временем может стать «твердым центром, вокруг которого будут группироваться художественные и литературные силы Сибири».
Более сурово отнеслись к омскому журналу маститые «Сибирские огни». Валериан Правдухин в рецензии на журнал писал о «странном и неопределенном впечатлении» от него, о том, что в обоих номерах журнала «нет вещей не только выдающихся, но и просто здоровых и ясных»; говорил об эклектичности и искусственности его содержания.
Вместе с тем нельзя недооценивать роль этого журнала в общественно-литературной и культурной жизни Омска. По замечанию Е.Беленького, «Искусство» было одной из тех искр, которые помогли разжечься «Сибирским огням». Особенно шумно вели себя омские футуристы, во главе которых стоял Антон Сорокин. В 1921 году они выпустили иллюстрированный литературно-художественный сборник. Он так и назывался «Футуристы – сборник первый». Об истории его возникновения подробно рассказал в «Воздушных фрегатах» Леонид Мартынов. Оказывается, книга была подготовлена и напечатана В.Уфимцевым в походной типографии, на пропагандистском пароходе, который курсировал по Иртышу и Оби. В книге были напечатаны не только стихи, но и портреты многих участников сборника, выполненные В.Уфимцевым на линолеуме. Открывался сборник стихами Уфимцева:

Прочь, здоровый смысл зловонной вони, -
В безумстве страдном поешь восток,
Быстрей, быстрей летите, кони, -
О футуризме здесь кончен торг.

Тут же шли стихотворения Мартынова, стихи Жезлова, Орлова, Семенова, Калмыкова и Топоркова. По свидетельству Леонида Мартынова, наиболее талантливым из молодых поэтов Омска был Николай Калмыков, трагически погибший в начале двадцатых годов. Он пал жертвой бандитского нападения, возвращаясь поздней ночью домой из омского предместья.
В конце 1922 года на смену «Омской артели поэтов и писателей» приходит новая массовая организация со звучным названием «Орналис», что расшифровывалось как «Омская организация работников науки, литературы и искусства». Организация ставила своей задачей пропаганду среди трудящихся масс культурного наследия прошлого и вовлечения их в творческую работу. Орналис подразделялся на три секции – науку, литературу и искусство.
Следует отметить и такой значительный для Омска факт, как прибытие в наш город Луначарского. Спустя три часа после приезда Луначарский уже выступал в городском театре перед работниками просвещения с обстоятельным докладом, в котором осветил многие вопросы народного образования, или, по выражению наркома, «успехи и поражения на третьем фронте». На следующий день Луначарский посетил областную библиотеку им. А.С.Пушкина. В течение трех дней, проведенных в Омске, Луначарский посетил все крупные учебные заведения, встретился с работниками газеты «Рабочий путь».
С перемещением политического и административного центра Западной Сибири в Новониколаевск (современный Новосибирск) в активной литературной жизни Омска наблюдается некоторый спад, но никогда не прерывалось ее движение и развитие. Большинство омских литераторов стали одними из первых сотрудников «Сибирских огней», на страницах которого постоянно выступали А.Сорокин, П.Драверт, Л.Мартынов, К.Урманов, Г.Вяткин и многие другие омские прозаики и поэты.
В 1923 году в Новониколаевске почти одновременно выходят две книги старейших поэтов Омска – «Сибирь» П.Драверта и «Чаша любви» Г.Вяткина. Оба эти сборника, такие разные и непохожие, по-своему примечательны. Хотелось бы остановиться хотя бы в общих чертах на жизни и творчестве двух замечательных омских поэтов.


назад