1.4. «Король сибирских писателей» Антон Сорокин

Личностью, выражавшей и сосредоточившей в себе сам дух литературной жизни Омска 20-х годов, был Антон Семенович Сорокин (1884-1928). Его дом (который находился по улице Лермонтова, 28 а), как уже отмечалось, был в то время центром литературной жизни в нашем городе и воспринимался как островок культуры. Писатель Всеволод Иванов вспоминал об этом: «Встречи писателей происходили обыкновенно у Антона Сорокина, который умел без изысканной любезности, без натянутости, а с мягкой проницательностью сближать людей искусства. Войдя к нему в комнату, вам хотелось читать красивые рассказы, слушать стихи, говорить о живописи».
В разные годы в этом доме бывали такие прозаики и поэты, как Ф.Березовский, В.Иванов, Л.Мартынов, И.Шухов, П.Васильев, К.Урманов. Н.Анов, П.Драверт и другие. Люди быстро привязывались к Антону Сорокину. Причем люди самого различного склада ума и художественных вкусов.
Поражаешься творческой и общественной деятельностью Антона Семеновича. В 20-е годы он активно включился в литературную жизнь Сибири, плодотворно работал во многих сибирских изданиях («Искусство», «Сибирские огни», «Сибирь», «Настоящее») Состоял членом Омской организации работников науки, литературы и искусства. Являлся членом литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства. Входил в Омское отделение Союза сибирских писателей, часто выступал на собраниях омских литераторов. Занимался живописью и, используя опыт футуристов, частенько устраивал выставки картин прямо на улицах города. Слава Сорокина как чудака и скандалиста не была помехой для широкого признания его таланта, таланта самобытного прозаика. Не подменяла это признание и реклама «писательского короля». Сам Антон Семенович признавался: «Мой дом построен на литературные заработки». Кто же он такой – «король сибирских писателей»?
В глазах многих он был действительно «королем писателей», правда, скандальным. Его ученик Л.Мартынов писал:

Вы знаете, что в Омске жил король,
Король писателей – Антон Сорокин,
И пламенно играл он эту роль,
И были помыслы его высоки.

Не случайно Сорокина называли «Александром Грином Сибири», писателем «редкой правдивости». Петр Драверт сказал о нем в некрологе: «Стушуются, наконец, как серые бесформенные тени, недоброжелатели покойного, но красочным пятном останется в сибирской литературе имя Антона Сорокина».
Но были высказывания и другого рода. Популярный тогда в Омске мифический Эраст Чайников – местная модификация Козьмы Пруткова – писал о Сорокине:

Летит дурная слава;
На ней Антон безумный –
На ней Антон безумный –
Корона набекрень.

А критик Н.Чужак без обиняков заявлял: «В лице Антона Сорокина мы имеем человека, несомненно, психически больного».
Но была и третья позиция. Относясь с неизменной симпатией к А.Сорокину, многие недоуменно останавливались перед загадкой его личности. Так, С.Марков завершил свое надгробное слово вопросом: «Кем же был этот человек-тень, этот Дон-Кихот с бумажным забралом?».
Родился Антон Сорокин в Павлодаре в богатой семье староверов-беспоповцев. «Кончил в Омске шесть классов гимназии, - писал о себе Сорокин в автобиографии «Жизнь Антона Сорокина», - был исключен с волчьим билетом за незнание молитвы «Отче наш»…». Вскоре он поступил счетоводом в Омское управление железной дороги, где прослужил много лет. Позднее А.Сорокин иронически заметил: «Я думал, что я великий писатель, а, может быть, я только хороший счетовод».
Хотя в своей семье Антон оказался «белой вороной», какие-то начала купеческого староверчески-сектантского образа жизни и мыслей сказались на его характере. Возможно, они, как отмечали критики, и определили его противоречия. С одной стороны, страсть к рекламе, а с другой – постоянные мучительные раздумья над нравственными, социальными и философскими вопросами века.
Велико эпистолярное наследие Сорокина. Ему писали Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Федор Сологуб, Леонид Андреев. Комиссия по литературному наследию писателя после его смерти опубликовала информацию, где сообщалось, что она «подавлена обилием рукописей. Заявление А.Сорокина, что он написал 2000 рассказов, полностью подтвердилось».
А.Сорокин был известен не только как писатель, но и как художник. Следует заметить, что Антон увлекался рисованием с малых лет. Больше того, он даже учился в мастерской художника-иконописца. И совершенно не случайно, что в 1917 году на выставке «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края», которая проходила в Омске, были представлены и графические работы Антона Семеновича.
Был ли А.Сорокин политически ангажирован? В довольно странной форме, как и большая часть сибирских писателей. Поверхностность политического памфлетизма и проникновение последнего в суть поэтики отличает его творчество, его общественную и писательскую позицию. Специфика фигуры Сорокина в жизни литературного Омска состояла в том, что его общественная деятельность была частью эстетической программы. И таким образом политический ангажемент неустранимо обращался фарсовой чертой. (Данное явление впоследствии во многом определило судьбу «Сибирской бригады» в ОГПУ, на что указывали многие критики). Литературная биография Сорокина представляет сплав художественного и общественного факта. Как пример – произведение о колчаковщине в Сибири – «33 скандала Колчаку». Это свод авторской мифологии, рассказов от первого лица и собраний «молвы» о скандалах, якобы устраиваемых Сорокиным для дискредитации Колчака. Многие из них действительно были «молвой», хотя его биография хранит немало примеров скандальных эпизодов. В омской прессе о нем нередко отзывались как о шуте, графомане, бесцеремонном саморекламисте и т.п.
А.Сорокин всегда был страстным и непримиримым противником империалистической войны, обличителем власти денег. Об этом он скажет в таких произведениях, как «Хохот желтого дьявола» (1914), «О чем плакал Кинжетай» (1915), «Таланты Сибири и золота» (1916). Не мог Сорокин принять колчаковский режим. Вместе с тем он был приверженцем гуманистических идей, отрицал всяческое насилие, с какой бы стороны оно не исходило. В своем «Завещании», написанном 1 сентября 1919 года, он заявлял: «Я всегда был противником убийства, и во имя чего бы это убийство ни было произведено, я должен был быть противником и высказывать свое возмущение». Но когда в Сибири начался белый террор, Сорокин все больше склоняется к мысли, что на насилие нужно отвечать насилием.
Говоря о Сорокине тех лет, следует отметить и его роль наставника литературной молодежи. Его советам многим обязаны Вс. Иванов, Ф.Березовский, П.Драверт, Л.Мартынов и многие другие.
Сорокин был блестящим пропагандистом. Он выступал в газетах, журналах, в библиотеках, встречался с молодыми литераторами.
В поэтике и стилистике его произведений ощутимо воздействие таких разных источников, как Библия, нравоучительные рассказы и сказки Л.Толстого для народа, восточный фольклор. Особенно близок ему был Леонид Андреев. Не случайно излюбленным жанром Сорокина являются легенды и притчи на сюжеты библейской и восточной мифологии, дидактические рассказы, которые он иногда называл «стилизованными примитивами», схематические пьесы с четким жанровым обозначением – монодрамы или драмы-схемы.
Антон Сорокин был беззаботен в отношении стиля. Его жена Валентина Михайловна писала: «Он считал, что самое главное для писателя – точно выразить свою мысль. А о красоте фразы не заботился». М.Юдалевич, первый исследователь творчества А.Сорокина, справедливо заметил: «Антон Сорокин чрезвычайно любит логику. Самый ход его рассуждения заинтересовывает читателя, как может заинтересовать, например, необычайная фабула. Повороты его мысли призваны действовать на читателя, вызывать у читателя эмоции, какие может вызвать образ, пейзаж и т.д.». Если бы Антон Семенович был писателем 80-90-х годов ХХ столетия, то, наверняка, критика отнесла бы его к направлению «другой прозы». В рассказах и пьесах Сорокина есть все, что присуще интеллектуальной литературе: экспериментальность обстоятельств, характеры, разыгрывающие в лицах мысли автора. Логические построения писателя часто носят парадоксальный характер. Он выворачивает наизнанку общепринятые нормы и понятия, обнажая этим приемом всю неестественность этики и социального устройства буржуазно-мещанского мира. Сюжет рассказа «666», несомненно, навеян последними эпизодами жизни Льва Толстого. Отец Афанасий решил жить по Евангелию и раздает свое имущество бедным. Это вызывает решительное сопротивление матушки и всех окружающих. Самое парадоксальное состоит в том, что христианский поступок объявляется антихристианским: «Преступление, преступление, слышишь ты, быть праведником среди грешников».
Предательство Иуды в рассказе «Послание Иуды» выступает как высшее проявление христианской морали, как акт подвижничества и высокой жертвенности. Своим предательством Иуда выполняет свое божественное провидение, берет на себя тяжесть, «возложенную свыше». Здесь налицо явная перекличка с рассказом Л.Андреева «Иуда Искариот».
В аллегорическом рассказе «Дети Земли» Сорокин сталкивает в полемическом диалоге Человека и Землю. Земля убеждает человека, что все, созданное им, - электричество, печатные машины, фотография и т.д., - все это имеется уже в природе, каждое человеческое изобретение имеет свои прототипы и аналоги в мире. Но Земля признает себя побежденной, когда Человек говорит о книгах, сосредоточивших в себе человеческую мысль. Именно мысль, по мнению А.Сорокина, возвышает человека над природой.
В знаменитых «Тридцати трех скандалах Колчаку» проявляется поиск автором новых жанровых и стилевых форм. Сквозным героем этих новелл о жизни сибирской интеллигенции в период правления Колчака является сам Антон Сорокин в образе обобщенного трагикомического типа одинокого интеллигента, умеющего под маской шута, прибегая к эпатажу, вести своеобразную «войну» с диктатурой сибирского правителя.
«Скандалы» были опубликованы журналом «Настоящее», утверждающим литературу факта: «Надо брать героя прямо из жизни, вместе с его именем, отчеством, фамилией, адресом и местом службы». В «Скандалах» все это было, но и на сей раз А.Сорокин остался верен себе, смешав воедино реальное с вымышленным, создав тот необходимый синтез правды и художественного вымысла, без которого нет литературы как искусства. Жизнь Антона Сорокина, действительно, была необычной, непохожей на жизнь других литераторов. Экстравагантность поведения Сорокина особенно ярко проявилась в период правления Колчака. Так, на одном из литературных вечеров Сорокин объявил себя диктатором над писателями. Присутствующие в зале, понимая, в кого он метит, встали и дружно закричали: «Да здравствует писательский диктатор!». Сорокин стал раздавать «денежные знаки шестой державы», нарисованные им самим. На купюрах значилось: «Король писателей Антон Сорокин. Директор банка Всеволод Иванов». Они были настолько похожи на только что появившиеся в Омске колчаковские деньги, что при разъезде с вечера принимались извозчиками за настоящие. Антон Сорокин самовольно выпустил «Газету для курящих», что тоже воспринялось как скандал. Все эти чудачества легко сходили Сорокину с рук, так как его дом был застрахован охранной грамотой, которую ему выдал за оригинальные графические рисунки японский посланник Танака. Это позволяло Сорокину прятать у себя большевика А.Оленича-Гнененко и бежавшего с фронта Вс.Иванова. С этим домом у А.Сорокина связано было многое. С приходом советской власти дом был муниципализирован и сдан в аренду мединстититу. В конце 20-х годов возникла угроза выселения. К счастью, в защиту писателя выступила газета «Советская Сибирь». Заметим, что в настоящее время в доме Антона Сорокина, который нуждается в капитальном ремонте, располагаются художественные мастерские. «Знаешь, Валек, - сказал как-то Антон Сорокин своей жене Валентине Михайловне, - пусть в нашем доме будет гостиница для всех писателей, приезжающих в Омск. Пусть они смотрят мои книги, рукописи, а если надо – печатают на моей машинке. Это лучше, чем «Музей имени Антона Сорокина». Пусть так будет, когда я умру».
Но вернемся снова к творчеству Сорокина. Жанровым и стилевым своеобразием отличается повесть «Хохот Желтого дьявола, направленная против войны, которую, со всеми ее ужасами предвидел писатель и проклял до того, как она началась.
Весной 1928 года у Антона Семеновича обострилась его давняя болезнь – туберкулез легких. Валентина Михайловна повезла его в Ялту, но там больного не приняли. Пришлось возвращаться в Москву, где Сорокин был помещен в больницу. Однако было уже поздно и Антона Семеновича спасти не удалось. Похоронили его на Ваганьковском кладбище двое его давних знакомых – писатели Феоктист Березовский и Всеволод Иванов.
Хотелось бы привести слова А.М.Горького, который писал сибирскому литератору М.Никитину: «Вам, сибирякам, следовало бы собрать все, что написано об Антоне Сорокине, и собрание этих очерков издать. После того, как будет издана эта книга, можно приняться за издание работ самого Сорокина».
Думается, что А.Сорокин забыт совершенно незаслуженно. Он действительно был чудаковат, но именно этим привлекал сердца. Сам писатель считал, что художник слова «должен быть эксцентричным». И это чудачество, во многом мешавшее Сорокину при жизни, долго преследовало писателя и после смерти. Но все же Антон Сорокин – это гордость Сибири. Всю свою жизнь он боролся за право быть свободным и оригинальным. Кроме того, как скажет в одном из писем сам писатель: «Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири, первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов». Слава пришла к нему при жизни и продолжает жить сейчас. Закончить очерк о Сорокине хотелось бы стихами омского поэта М.Бородкина:

Нет, не проходят его строки,
Не отбыл он в небытие,
Антон Семенович Сорокин –
Он снова как на острие.
Была худая оболочка,
Он свой короткий отжил век,
Бунтарь великий, одиночка,
Добрейший омский человек.

С Омском 20-х годов связаны судьбы поэтов Георгия Вяткина, Юрия Сопова, Георгия Маслова, которые часто печатались в тот период в колчаковских газетах.


назад