1.3. Литературный Омск в начале ХХ века

Литературная жизнь Омска существенно изменилась в начале ХХ века. Не случайно некоторые критики называли Омск того времени «сибирской Одессой». В статье под таким названием критик Е.Раппопорт писал: «Если Одесса прославила советскую литературу именами Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа, то Омск дал стране Петра Драверта, Антона Сорокина, Леонида Мартынова, Феоктиста Березовского, Георгия Вяткина, Павла Васильева». А один из видных современных исследователей литературного процесса в Сибири начала 20-х годов В.Трушкин в своей книге «Литературная Сибирь первых лет революции» утверждал, что литературная группа в Омске была самой большой в Сибири.
В конце 1909 года в Омске возник литературный кружок, который просуществовал до 1916 года. Писатель Феоктист Березовский в статье, посвященной Александру Новоселову, вспоминал: «Собирались почти ежедневно. Читали новую литературу, свои произведения, обсуждали и спорили… Иногда собирались по-семейному – отдохнуть от одуряющей работы и службы. Но и тут часто не могли удержаться от соблазнительного литературного творчества – сочиняли коллективно роман или рассказ».
В 1915 году в Омске вышел литературно-художественный сборник «Жертвам войны», где были представлены виднейшие омские литераторы: В.Митрич (настоящая фамилия Соколов), А.Сорокин, С.Байкалов, Г.Вяткин, А.Ершов, Г.Новоселова, А.Новоселов и другие. Сложные процессы времени особенно отчетливо проявились в Омске к концу 1918 – началу 1919 годов, когда Омск на короткое время стал столицей Белой России. Среди писателей и художников здесь оказалось немало беженцев из Центральной России. Одни спасались от голода, другие от революции и войны; в городе находились органы власти и иностранные представители. В Омск, где, по воспоминаниям очевидцев, базары были «завалены мясом, маслом и хлебом», из голодных, взятых частями Красной Армии городов европейской части России, Поволжья и Урала, хлынул поток беженцев (первый такой поток был в июне 1918). В 1919 году население Омска выросло в пять раз, обнаружив дефицит жилья и рабочих мест. Среди искателей лучшей доли, пытавшихся переждать революционные катаклизмы, были люди разных сословий и классов, в том числе и деятели культуры. Омск этого времени стал прибежищем для многих художников, архитекторов, искусствоведов. Одни оставались ненадолго, многие связали свою судьбу с Омском, именно здесь найдя применение своим творческим способностям и призванию. Так или иначе, они оставили определенный след в нашем городе, познакомив омскую публику с новыми направлениями в искусстве, повлияв на становление молодых талантов, укрепив сибиряков во мнении о незыблемости русской культуры. «Приютом благородных муз» назвал Омск, некогда место ссылки и каторги, поэт-пушкинист Георгий Маслов. Творческая жизнь не замирала ни на минуту, несмотря на жестокое время, когда гибли родные люди, когда неясно представлялось будущее России. Один из современников писал: «И в этой воспаленной атмосфере - страшный, на первый взгляд, жадный, страстный интерес к искусству. Вернисажи, поэтические турниры, литературные вечера».
В декабре 1918 года под крылом омского отдела «Союза возрождения России» был создан кружок литературы и искусства по инициативе А.В. и В.В. Кирьяновых, профессора Б.П. Денике, В.В. Куликова. На собраниях, проходивших в здании «Центросибири», на улице Гасфортовской, выступали с докладами и лекциями литераторы, искусствоведы, деятели различных областей культуры. Омским отделом «Союза возрождения России» устраивались вечера в Гарнизонном собрании, где в двух отделениях звучала музыка, стихи и проза молодых авторов, проводились беседы по искусству. Участниками вечеров неизменно были петербургские литераторы С. Ауслендер и Г. Маслов, сибирский поэт Г. Вяткин, «царица цыганского жанра» М. Каринская, искусствовед и востоковед Б. Денике. В Омске «смутного времени» побывал искусствовед Н. Тарабукин, написавший позднее одну из лучших монографий о Врубеле. Публике, которая собиралась в «Центросибири», он прочитал лекцию о роли изобразительного искусства и его понимании.
События гражданской войны забросили в Омск будущего крупного советского скульптора И.Д. Шадра (Иванова). В январе 1919 года он выступил с лекцией в «Центросибири», рассказав омским слушателям о своем представлении искусства как способа выражения больших социальных идей. Сопровождая свой рассказ световыми картинами, Шадр изложил историю работы над «Памятником мировому страданию», проект которого в 1916 году был одобрен русской общественностью. Предполагалось, что в Омске Шадр исполнит памятник генералу Лавру Корнилову, воспитаннику Сибирского кадетского корпуса. Известно также, что скульптор готовил проект коронования адмирала Колчака в Москве и проект памятника в честь освобождения Сибири. Политические события внесли коррективы в план скульптора, задержавшегося в Омске до 1921 года.
Из художников, оказавшихся в Омске в этот период и в какой-то мере повлиявших на состояние местной художественной среды, можно назвать петроградских живописцев Л.А. Бруни и К.К. Чеботарева; участника петроградских выставок «Союза молодежи» Л.Я. Мительмана; казанского художника, члена союза «Подсолнечник» Д.П. Мощевитина; организатора столичного объединения «Московский салон» В.А. Яковлева. Литературно-художественным клубом, объединившим местных и приезжих представителей культуры, был в 1918-1919 годах дом писателя Антона Сорокина. За одним самоваром в комнате Антона Семеновича сидели в то время большевик А. Оленич-Гнененко, «придворный поэт» С. Ауслендер, поэт из охраны Колчака Ю. Сопов, начальник типографии фронтовой газеты «Вперед» В. Янчевский, сотрудник газеты «Сибирская речь» А. Громов, японский генерал Танака и др. «Войдя к нему в комнату, вам хотелось читать красивые рассказы, слушать стихи, говорить о живописи», - вспоминал современник. К тому же у А. Сорокина можно было раздобыть карандаши, краски, акварель и бумагу. За это он просил рисунки и этюды или покупал их, стремясь составить коллекцию произведений для открытия в своем доме галереи. Часто бывал в доме Сорокина А. Громов, известный под псевдонимом «Принцесса Греза». Некоторые эпизоды пребывания в Омске московского журналиста ярко воспроизведены в «Скандалах Колчаку» Антона Сорокина.
Гастроли «отца российского футуризма» Давида Бурлюка относятся к числу ярких событий Омска весны 1919 года. В самый разгар гражданской войны и разрухи в России он начал свою лекционную и выставочную деятельность по пути из Башкирии во Владивосток. В газете «Вести из Сибири» отмечалось: «При этой общей скудности художественных сил, неудивительно, что приезд Давида Бурлюка мог произвести сенсацию. Объезжая сибирские города, он всюду «дразнил буржуазию» своими картинами, стихами Каменского и Маяковского, диспутами об искусстве. В зале политехнического института Бурлюк организовал три футуристических вечера и открыл художественную выставку московских и петроградских художников. Его товарищ, художник Евгений Спасский, вспоминал: «Бурлюк отличался невероятной энергией. Через час после приезда в город он находил помещение для выставки и концертов. В тот же день давал в местную газету статью о футуризме. Вечером мы развешивали картины, а в 10 часов утра был вернисаж, причем мы с утра и до 12 часов дня, надев свои пестрые жилетки, гуляли по городу, привлекая тем самым большую толпу народа. Около часа дня мы возвращались на выставку. На выставке шла бойкая распродажа программ и книг, продавались картины. Острый интерес у местной публики вызвали лекции Бурлюка о современном искусстве и литературе». Об их программе информировали первые полосы газет: «Сегодня в 8 1/2 часов вечера состоится 1-я грандиозно-экстраординарная лекция – «Вечер Грандиозар». Выступят поэты и поэтессы. Состоится диспут о новой жизни и новом искусстве. Эстрада: всем известный художник и поэт - отец русского футуризма, знаменитый Давид Бурлюк, Б. Четвериков, С. Спасский и др.». Литературные вечера Давида Бурлюка обычно состояли из двух отделений. В первом он читал стихи футуристов. Кроме своих стихов – Маяковского, Хлебникова, Северянина. Во втором – рассказывал о новом искусстве. В период пребывания в Омске Бурлюк исполнил ряд живописных и графических произведений. К их числу относятся карандашные портреты А.С. Сорокина и его жены Валентины Михайловны. В статье «Художественная жизнь Сибири» Давид Бурлюк подвел итог омским впечатлениям. В ней он писал о проявлении интереса местных жителей к искусству, сетовал на отсутствие музея, с удовлетворением отмечал подготовку к открытию художественной школы.
Весенняя выставка, организованная «Обществом художников и любителей изящных искусств Степного края», явилась одним из крупных художественных событий 1914 года. Ее отличало большое число участников: около 50-ти мастеров кисти представили 400 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Выставка демонстрировала творческую активность омских художников. Тридцать омских этюдов и видов курорта Боровое дал на выставку И.В. Волков; художник-любитель Б.А. Дормидонтов представил алтайские пейзажи и т. д. Успешно выступил А.Н. Климентьев. Он экспонировал свои 24 разнообразные по жанрам, технике исполнения и материалу произведения, а также работы учеников своей студии - А. Алымова, И. Волянского, Н. Мамонтова, М. Смирнова, В. Тронова, В. Уфимцева, Е. Клементьева, Б. Шабля-Табулевича. Обозреватель выставки отмечал в газете «Наша заря» одаренность подающих надежды студийцев и высказывал озабоченность о необходимости открытия в Омске художественного училища. Но при всех отмеченных достоинствах были, безусловно, и недостатки. Как писал в 1919 году в статье «На художественной выставке» некто Белов: «На выставке нет ничего крупного и яркого, что оставляло бы по себе долгую память. Большинство выставленных картин быстро смешивается в памяти в одну общую массу, не оставляет в ней заметного следа. Прежде всего не чувствуется никаких исканий. С одной стороны, господствует давно уже отжившее передвижничество, зализанность красок и рисунка, приблизительность колорита (в вещах гг. Волкова, Молочникова, Васильева и многих других), с другой - сильно развитый подражательный дух (работы г. Клементьева и большинства его учеников)».
Самое удивительное, что в этот тяжелый период в жизни России в Омске работали кинематографы, цирк. В помещениях городского театра, коммерческого клуба и др. шли спектакли и концерты. В 1918 году в городе выступала труппа антрепренера Г.К. Невского. В конце этого года, с окончанием антрепризы, актеры, оставшиеся в Омске, образовали на базе драматического театра Омский союз профессиональных артистов драмы (ОСПАД); играли взрослый и детский репертуар. Избранная публика посещала спектакли «Студии художественных искусств». В 1918 году городской театр арендовал антрепренер П.П. Медведев, в труппе которого блистали О.Н. Борисовская, А.И. Спешнева, А.Н. Днепровский, В.Я. Леонов, А.А. Евдокимов. Открылся «интимный» театр «Кристалл Палас». Появились новые рестораны, кафе, трактиры. При ресторане гостиницы «Европа» работало кабаре «Летучая мышь». Центральные улицы, прежде всего Любинский проспект, превратились в места гуляний отдыхающей публики. В том же году открылся Малый (интимный) театр Омска «Русский лубок» под руководством А. Цветкова. В начале 1918 года в Омске по инициативе А.Сорокина и Вс. Иванова возник «Цех пролетарских писателей и художников Сибири», поставивший своей целью объединение художественных и литературных сил сибирского пролетариата «для создания новой народной культуры». Был разработан устав, проведено общее организационное собрание, принявшее решение об издании своего печатного органа. В цехе оказалось немало случайных и далеких от литературы людей. Много лет спустя Вс.Иванов так вспоминал о возникновении цеха: «Познакомился я на заседании местного Совета с шахтером Синицыным, человеком, не лишенным, пожалуй, литературных способностей. Сообща мы придумали организовать «Цех пролетарских писателей». Нашли двух поэтов: один был слесарь небольшой механической мастерской, а другой, как ни странно, - гробовщик по фамилии Березин, писавший малопонятные, туманные «стихотворения в прозе»: профессия, по-видимому, действовала на него удручающе».
1918 году Всеволод Иванов вместе с Антоном Сорокиным пытаются наладить выпуск литературной газеты «Согры». Критик и литературовед Ефим Беленький в своей книге «Из сибирской тетради» писал: «Омские шутники тех лет давали нелестную расшифровку этого слова: «Союз омских графоманов». Сама газета в первых же строках передовой объясняла смысл своего названия: «На высыхающих болотах, там, где были бездонные глубины, - подымается кверху молодая, буйная поросль согры (В.Даль в своем словаре дает такое определение этого слова: «Болотистая равнина, с кочкарником, ельником, вереском и ёрником всякого рода». – В.Х.). Пройдет время, вместо тонких прутиков поросли вырастут могучие деревья и будет новая, пышная жизнь. Согры, тусклые, наполненные запахами гнилых болот, с кочками, покрытыми осокой, будут забыты. Но согры испытали высшее блаженство – воздвигнуть жизнь на болоте, на трясинах». В данном случае создатели газеты вкладывали в название определенную символику, воспринимая согры как символ зарождающейся молодой сибирской литературы. В еженедельнике были помещены стихи К.Худякова и Вс.Иванова. Последний опубликовал в газете и социальную драму «Черный занавес». Писатель позднее вспоминал: «Зрители не пришли на мою премьеру. Профсоюзы отказались купить билеты, и на спектакль наш явились только посетители квартиры Антона Сорокина: Сопов, Оленич-Гнененко, Дорохов, Славнин и еще два-три писателя. Несмотря на то, что они хлопали усердно… зрительный зал был удручающе печален, и унылая тоска наполняла мое сердце. Но, веря в справедливость, я надеялся на мнение прессы». А пресса отнеслась к пьесе молодого автора отрицательно, обвинив его в отходе от магистральной линии пролетарской литературы.


назад