Литературный процесс в Омске в 30-50-е годы

В середине 30-х годов в стране активно шла подготовка к первому съезду советских писателей. В Западной Сибири эту работу возглавил оргкомитет, который имел в каждом городе свои филиалы. И в Омске было создано Оргбюро, куда вошли С.Веремей, В.Кудинов, Н.Трунев, П.Третьяков, В.Васильев и другие. Бюро не бездействовало. Выходила газета «Призыв», «Омская литературная газета». Большое внимание уделялось вопросам литературного мастерства. Так, Н.Трунев учил молодых литераторов работе над художественным словом. В «Призыве» печатались его статьи о Чехове, Маяковском, Драверте. Большое место в газете отводилось работе литературных кружков промышленных предприятий, учебных заведений: печатались стихи и рассказы начинающих литераторов Омска. В омских газетах активно сотрудничали П.Васильев, Л.Мартынов, П.Драверт.
Не замолкала в Омске жизнь и в годы Великой Отечественной войны. Многие писатели ушли на фронт, другие активно работали в сибирских газетах и изданиях. Э.Шик в своей книге «На литературной карте современности» отмечал, что в Омске в те годы ни на один день не прекращалась организаторская, пропагандистская и творческая деятельность Омского групкома писателей. Традиционными стали в годы войны собрания литераторов по четвергам при Омском издательстве. Исследователь Т.Г.Леонова, составившая в начале 60-х годов обстоятельную летопись литературной жизни Омска в годы войны, подчеркивала, что в период с 1943 по 1945 годы состоялось более ста «четвергов». На них обсуждалось творчество П. Драверта, Л.Мартынова, А.Генкиной, Н.Вигилянского, М.Иоффе, Ф.Березовского и других, решались организационные вопросы, связанные с работой Омского групкома писателей.
Старейший сибирский поэт П. Драверт уже в первые дни войны пишет стихотворение «Разбить врага». Стихотворение отличается от всего, что было написано ранее, и характеризуется лозунговостью, публицистичностью, чувством священной ненависти к врагу.
Публицистичность характерна и для поэзии военного времени Л.Мартынова. Неожиданно для многих он обращается к жанру стихотворной сатиры. По аналогии со знаменитыми «Окнами РОСТА» в Омске был налажен выпуск «Окон сатиры», где под плакатами омских художников печатались стихи Мартынова. Кроме того, поэт в военные годы обращается к своему любимому образу – образу Лукоморья.
С литературным Омском были связаны и многие поэты младшего поколения, среди которых можно назвать имена Б.Богаткова, Г.Суворова, И.Ливертовского, М.Юдалевича. Некоторые из них так и не увидели мирную жизнь. Это о таких, как Борис Богатков, скажет другой поэт-фронтовик Семен Гудзенко:

Нас не нужно жалеть,
Ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
Как пред Господом Богом чисты…

Несмотря на военное время, в городе выходил «Омский альманах», где печатались стихи и очерки Л.Мартынова, документальные очерки Д.Поляновского, Н.Вигилянского, отрывки из романа Ф.Березовского «Отечество», стихи омских поэтов. Поэт Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) провел в Омске детские годы, которые совпали с периодом Великой Отечественной войны. Здесь он делал свои первые шаги в литературе. В 1941 году в «Омской правде» появилось небольшое стихотворение, написанное школьником – Робертом Петкевичем. Это было первое стихотворение Р.Рождественского:

С винтовкой мой папа уходит в поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит с сестрой в лазарет.

Я тоже имею ловкость и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти,
Но мне «Погоди!» - говорит Ворошилов, -
«Учись, закаляйся, расти!».
Хотя мне сегодня десятый лишь год,
Стрелять научился, как надо.
И пусть только Сталин мне скажет: «В поход!» -
Фашистам не будет пощады.

Свой первый – девятирублевый – гонорар Роберт перечислил в Фонд обороны. Началась новая жизнь. Частые концерты в госпиталях… Ежедневное, с замиранием сердца слушание радио… Инстинктивный страх при виде почтальона. Память сохранила эти воспоминания, и они пунктиром прошли через стихи поэта:

Тогда
мы жили в Омске.
Там,
В сорок втором году,
В весну
Мы радовались
Не цветам,
А рассыпанному толокну.
Я помню все:
И лебеду,
И очереди без числа…
На клумбах
В городском саду
Картошка запросто росла.

Так начиналось стихотворение «Тогда», первое из написанных взрослым поэтом Рождественским о детстве. Оно включено в книгу «Необитаемые острова». Живущий в Омске мальчик пишет стихи, в которых мечтает о том, как попадет на фронт. И вдруг в 1944 году его «Мечта» начала как будто бы осуществляться. Умерла бабушка. Роберт остался с теткой, но поскольку та почти круглосуточно работала на военном заводе, можно сказать, что он жил один. Узнав об этом, мать приехала за ним и забрала сына в Москву. Начался новый этап жизни.
Литературная жизнь послевоенного Омска – серьезный этап в становлении писательских сил города и области. В этот период прозаики и поэты создавали свои произведения о войне и вчерашних солдатах, писали о своих современниках. В городе становятся более частыми литературные вечера и творческие отчеты местных и приезжих авторов. Как справедливо отмечал Э.Шик, в первые послевоенные годы со всей остротой был поставлен вопрос о необходимости создания писательской организации в городе. В это время в городе жил лишь один член Союза писателей – поэт Марк Максимов, а в литературные объединения входило около 40 человек. Летом 1948 года в Омске состоялось первое после войны совещание писателей области. Было высоко оценено творчество М.Максимова, С.Залыгина, Н.Москалева. Похвалы удостоились и молодые тогда авторы Ю.Шухов. И.Петров, Н.Бутов.
Возросло количество произведений художественной литературы, выпущенных Омским книжным издательством. В декабре 1950 года в Омске состоялась конференция молодых писателей. На ней было представлено около 100 человек. На этой конференции было заявлено, что, несмотря на определенные успехи, литературная жизнь Омской области отстает от общего развития всей советской литературы вообще и литературы свердловчан и новосибирцев в частности.
Говоря о литературном Омске послевоенного десятилетия, нельзя не отметить творчество таких авторов, как Марк Максимов и Николай Почивалин. Марк Максимов был одним из ведущих поэтов в литературном Омске послевоенных лет. Свою поэтическую деятельность он начал еще в конце 30-х, но первая его книга «Наследство» вышла лишь в 1946 году. Через год выходит вторая книга стихов – «Ровесники», куда вошли в основном стихи военных лет. Сквозным мотивом в поэзии М.Максимова является вопрос о поэзии и назначении поэта. Приведем широкоизвестное стихотворение поэта «Агава»:

… И мне бы тоже
быть с агавой схожим:
до смерти простоте не изменять,
пить сок земной,
чтоб слышались прохожим
ключи глубинных песен близ меня;
а умирать – не гаснуть, увядая,
а на ветру перегореть до тла,
чтоб даже смерть, как зелень молодая,
там, где обуглюсь, - жизнью проросла.

Обращался поэт и к таким темам, как тема войны, исторической памяти, тема матери и др.
Рядом с Марком Максимовым плодотворно трудился на поэтическом поприще и Николай Почивалин. Первый сборник стихов поэта «Счастье» вышел в Омске в 1951 году. В стихотворении «Мой город» поэт ведет рассказ о своем современнике, который во многом похож на ровесника Максимова.
Название первого сборника не случайно, стихи этой книги необыкновенно оптимистичны, о чем говорят уже названия произведений: «Стихи о весне», «Яблоки», Уходящему году» и др. Поэт пишет:

Все в значенье, все приветливо,
Сердце настежь, настежь двери!
Я сегодня только в светлое,
Только в радостное верю.

Обращался поэт и к жанру поэмы («Учительница», «Большая дорога»), однако здесь было не все удачно.
Следует сказать и о поэте Алексее Лядове, которого, как отмечала критика тех лет, влекли великие стройки эпохи, строительство новой жизни, что нашло отражение в сборнике стихов «На нашей улице».
К началу 50-х годов уверенно возрос интерес к очерку. Здесь следует упомянуть очерки С.Тряпичкина «Лозняковские будни», опубликованные в «Литературном Омске» в 1955 году.
В Омске в те годы жил и работал известный прозаик Сергей Павлович Залыгин (1913-2000). В 1939 году он окончил Омский сельскохозяйственный институт (в настоящее время институт переименован в аграрную академию). Заведовал кафедрой сельхозмелиорации в том же институте. Во время Великой Отечественной войны был старшим гидрологом Гидрометеослужбы Сибирского военного округа, руководил гидрографической экспедицией. В 1949 году он получил степень кандидата технических наук. В послевоенные годы Залыгин активно занимался публицистикой, посвященной сельскохозяйственным проблемам. Писатель неоднократно выступал в печати по поводу строительства на сибирских реках гигантских гидростанций, призывал думать о «правильном соотношении между водой, сушей и лесом», продолжая тем самым традиции Леонида Леонова. В 1941 году в Омске вышла в свет первая книга Залыгина «Рассказы». В 1947 году появляется книга «Северные рассказы», в 1950 году выходит сборник «Зерно», а в 1953 – «Утренний рейс». Один из критиков в то время отмечал, что в рассказах Залыгина мы встречаем интерес к духовной жизни человека. Подчеркивалось мастерство психологического анализа писателя, интерес к нравственным проблемам. Конечно же, следует вспомнить добрым словом замечательных омских краеведов И.С. Коровкина и А.Ф. Палашенкова, которые сохранили для потомков уникальные материалы, позволяющие воскресить историю нашего города. Со своими первыми произведениями в этот период выступили Т.Гончарова. Л.Иванов, П.Ребрин, П.Карякин, Б.Малочевский, В.Полторакин, завоевавшие читательское внимание несколько позднее.


назад