Литературный Омск в конце 20-х - начале 30-х годов

В 1925-1926 годах литературная жизнь Омска обретает устоявшийся ритм. Омские писатели печатаются как в омских, так и в других сибирских изданиях, например, в журнале «Сибирь». В марте 1926 года в Новониколаевске был созван Первый общесибирский съезд писателей, положивший начало Сибирскому союзу писателей, организационно объединивший литераторов Сибири. В связи с выходом резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» к осени 1925 года образовалось Омское отделение сибирского союза писателей, куда вошли П.Драверт, Л.Мартынов, М.Никитин, А.Сорокин и другие. Параллельно с отделением Сибирского союза писателей в Омске был организован филиал ВАПП, позднее именовавшийся ОмАПП (Омская ассоциация пролетарских писателей). Создателями и первыми членами ОмАПП были молодые рабфаковцы. В Москве ОмАПП была признана одной из самых сильных литературных организаций в провинции. Но молодым энтузиастам не хватало литературного опыта. В 1928 году произошло слияние двух литературных организаций в ОмАПП, просуществовавшей до 1932 года. Здесь начинали свою литературную деятельность Павел Васильев, Евгений Забелин, Иван Шухов и другие. Содержание работы ОмАПП было разнородным. На творческих собраниях читали и обсуждали произведения как членов организации, так и произведения советских писателей: И.Бабеля, Л.Леонова, Н.Никитина и других. Большое место в публичных лекциях и выступлениях занимали вопросы развития современной литературы. В стихах поэтов-рабфаковцев звучала любовь к родным местам, сельским пейзажам. Так, И.Шухов писал:

Растревожил тишину станицы
Я возвратом в утреннюю муть.
Мне домишки с заспанными лицами
Не успели шапкою махнуть

Проза была представлена более скромно, хотя в этом жанре были весьма интересные явления. К ним относятся рассказы А.Сорокина, произведения И.Чертовой, Е.Визгиной. В рассказах Чертовой и Визгиной главными темами являются темы любви, морали, новых взаимоотношений молодых людей.
Надо заметить, что советская проза конца 20-х-начала 30-х годов тяготела к очерковому жанру. На основе этой тенденции возникает «литература факта». В Сибири она нашла сторонников, группировавшихся вокруг новосибирского журнала «Настоящее» В 1928 году в Омске была создана «Группа содействия «Настоящему». Главный вопрос, который интересовал представителей этой организации, состоял в том, «нужна ли сегодня художественная литература?». В Омске появился журнал, близкий по своей позиции к новосибирскому «Настоящему» - это «Омский зритель». В 1928 году вышло три, а в следующем – шесть номеров.
Литературный процесс первого послеоктябрьского десятилетия завершился в 1932 году с появлением в печати Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Это было началом нового литературного десятилетия и для Омска.
26 июня 1932 краевой оргкомитет Союза советских писателей проводил в Омске собрание о перестройке литературных организаций. Здесь было принято решение создать Омское оргбюро, которому, как указывалось в отчете, «следует, не ослабляя идейно-теоретической и воспитательной работы с кадрами города и районов, улучшить материально-бытовое обслуживание писателей», обеспечить проведение районной литературной конференции и «участие в краевом Западно-Сибирском съезде советских писателей». В 1932-1934 годах Бюро развернуло активную деятельность: в 1932 году было издано 4 номера литературной газеты «Призыв», в 1933-1934 годах вышло несколько номеров «Омской литературной газеты». Большое место в обеих газетах отводилось работе литературных кружков промышленных предприятий, учебных заведений. Публиковались стихи и рассказы как опытных, так и начинающих литераторов. В двух номерах «Призыва» печаталась «Беседа А.М.Горького с писателями-ударниками». Советы Горького молодым – учиться мастерству – находили свое воплощение во многих материалах литературной газеты Омска. Одна из статей Н.В.Трунева, наиболее активно выступавшего тогда с критическими материалами, так и называлась – «Нужно учиться!». Н.Трунев много писал о поэтическом языке, художественном мастерстве крупнейших поэтов и прозаиков. Критик всегда находился в центре местных литературных проблем. Его увлекают чтения в коммуне «Майское утро», проводимые учителем А.Топоровым; большую статью в «Сибирских огнях» он посвящает анализу поэтического мастерства П.Драверта; регулярно помещает в «Призыве» и в «Омской литературной газете» свои критические работы о творчестве начинающих писателей-омичей.
На состоявшейся конференции молодых писателей Запсибкрая в 1935 году подчеркивалась плодотворная работа Омского оргбюро с начинающими писателями: «В Омске оргбюро союза советских писателей объединяет около двадцати начинающих авторов. Выросла сеть литературных кружков на Сибзаводе, на заводе Сибсельмаша, в институтах – педагогическом, астрономо-геодезическом, сельского хозяйства, ветеринарном, в Доме Красной Армии, красноармейских частях, при центральной Пушкинской библиотеке, при клубе Лобкова, в совхозе № 54 и других. В литературные кружки вовлечено 300 товарищей. Среди начинающих омских писателей и поэтов выделяются большой творческой работой товарищи: Веремей, Олешек, Белозеров, Сазонов, Ян Озолин, Сорокин, Рионели и другие».
Л.Мартынов был одним из организаторов первой конференции писателей Омской области, проходившей в июне 1940 года. Он писал: «Пора, наконец, всерьез приняться за организацию творческих сил. Надо собирать эти силы. Областное совещание писателей будет большим и важным делом… Хотелось бы видеть на совещании не только русских, но и многих представителей других народностей, обитающих на территории нашей области». На этой конференции было создано Омское литературное объединение, которое возглавил В.Г.Утков. Конференция избрала бюро литературного объединения, куда вошли Л.Мартынов, П.Драверт, К.Бежицкий и др.
Позднее в городах Таре, Тюкалинске, Тобольске, Салехарде, Ялуторовске были созданы филиалы литобъединения. Последний предвоенный год в Омске был тоже богат литературными событиями. Издавались книги местных авторов, проводились творческие вечера поэтов и прозаиков. Таким образом, диапазон произведений писателей-омичей тридцатых годов достаточно широк и охватывает важнейшие темы нашей литературы. К концу 30-х годов усилиями литературного объединения в Омске были изданы две книги «Омского альманаха» (1939, 1940), альманах для детей «Соколята» (1940). Поэтические разделы этих книг оказались наиболее интересными. Стихи Л.Мартынова, П.Драверта, С.Маркова определяли уровень поэтических страниц альманахов.
Многообразие объединений и групп показывает, насколько интересна и противоречива была литературная жизнь в Сибири в целом и в Омске в частности. Но постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало относительный плюрализм в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей. Все многоцветие художественного творчества было загнано в прокрустово ложе социалистического реализма. Но литературная жизнь в нашем городе продолжалась. Проходили встречи с писателями, создавались литературные кружки и объединения. В омских газетах того времени мы находим стихи Яна Озолина, Е.Забелина. Хотелось бы сказать несколько слов и об этих поэтах.


назад