1.10 Рыцарь литературы Георгий Вяткин

В отличие от П.Драверта, поэта с раз и навсегда определившемся кругом тем и мотивов, творческий путь Георгия Андреевича Вяткина (1885-1938) отличался драматизмом и претерпел определенную эволюцию. Родился он в Омске, в семье старшего урядника Омской казачьей станицы Андрея Ивановича и швеи Александры Фоминичны. В 14 лет окончил церковно-учительскую школу в Томске, а в 15 лет был уже учителем в деревне. Потом поступил в Казанский учительский институт, но за неблагонадежное поведение был уволен. Выйдя из института, мечтал поступить на сцену, но не удалось. Возвратился в Томск и стал постоянным сотрудником томских, а затем и многих других изданий.
В 1900 году Вяткин печатает свое первое стихотворение в томской газете «Сибирская жизнь», и в том же году его рассказ публику-ет московский литературный журнал «Лебедь». В молодости Вяткин находился под воздействием идей Ф.Достоевского, К.Бальмонта и В.Брюсова. Это влияние наложило отпечаток на многие ранние стихотворения поэта, проникнутые идеями смирения и страдания. Г.Вяткин не сразу разобрался в сложном переплете литературных направлений и литературной борьбы того времени. Он жадно впитывал в себя все, что казалось талантливым. Подобно В.Брюсову, Вяткин мог бы сказать о себе, что ему дороги все цвета радуги, что и он «губами припадал ко всем земным отравам». Об этом свидетельствуют сборники его стихов «Грезы Севера» (1907), «Под северным солнцем» (1912), «Опечаленная радость» (1917). Но тогда же прорывалась в его лирике и другая струя – вера в светлое будущее. В вышедшем в Томске сборнике «Под северным солнцем» появляются произведения оптимистические по своему мироощущению. В них поэт мечтал о времени когда:

На светлом и радостном празднике жизни
Не будет рабов и господ,
Умолкнут проклятья, умрут укоризны,
И страх и насилье умрет.
Свершится, свершится. Свобода святая
Наденет победный венец –
О, счастье и радость грядущего края!
О, грезы мятежных сердец.

Г.Вяткин прежде всего – лирик, «лирик чистейшей воды», - как сказал о нем Драверт. Необычайно широки и многогранны интересы лирического героя Вяткина. Кажется, нет ничего, что оставило бы его равнодушным. Его волнуют природа и человек, тревоги сердца и движение мысли, страсти социальные и пафос духовных поисков. В лучших стихах Вяткина нас привлекает умение видеть за малым большое, в его лирике за чувственным обликом предметов и явлений мы обнаруживаем мысль. Вот стихотворение «Пробуждение»:

Деревья – в тихом полусне.
Они еще не слышат, не проснулись.
Но кажется, что ветви протянулись
Навстречу солнцу и весне.

Еще лишь март – и далеко до зноя,
Но скоро загремит гроза,
И почки их – закрытые глаза –
Целуют мягко солнце золотое.

Так ранним утром, радостным и звонким,
Под неумолчный щебет птиц,
Мать будит спящего ребенка,
Целуя шелк его ресниц.

«И почки их – закрытые глаза» - образ, сочетающий точность художественного зрения с философской мыслью. Он вырастает в символ мира, готового к пробуждению, к бурной жизни, к расцвету всех своих сил. Параллель природного и человеческого, сравнение мартовского утреннего солнца и матери, губами прикасающейся к шелку ресниц ребенка, выступает как поэтическое обобщение. За ним видится образ лирического героя, радостно внимающего трепету пробуждающейся жизни. Поэт любил олицетворять природу. И не случайно человек выступает у него как существо природное и космическое:

Осыпаются листья, уходит мечта за мечтой…
В эти грустные дни в сентябре,
Весь Алтай – золотой, золотой,
А вершины его в голубом серебре.

Сибирская тема занимает незначительное место в творчестве Вяткина. Можно прочитать весь сборник «Под северным солнцем» и почти не заметить связей его лирического героя с Сибирью. Но в тех редких стихотворениях, где поэт выражает свое отношение к родному краю, он предельно открыт. Вяткин не скрывает своей неприязни к неласковой природе края, временами кажется, что он готов проклясть эти суровые места (но вспомним в этой связи П.Драверта, который опоэтизировал неласковый сибирский край). Заключительное стихотворение цикла «Над Томью» (1913) поэт начинает откровенной декларацией:

Мне чужд, Сибирь, твой блеклый небосвод,
Твои леса суровые и жесткий,
Холодный блеск твоих пустынных рек,
И долгие томительные зимы,
И весны хмурые, и серость местных дней.

Кажется, все отвергнуто, все немило. Это ощущение усиливается антитезой, в которой безрадостной природе Сибири противопоставляются иные, светлые края:

Моя душа тоскует об ином,
Ей грезятся лазоревые степи,
Веселые вишневые сады
И ласковая радостная высь,
И ветер, полный запаха сирени…

Однако в завершающей части стихотворения мысль поэта делает неожиданный поворот: поэт находит в пейзаже родного края такие дорогие черты, такую неповторимую красу, которые делают незаменимой сердцу сибиряка эту неласковую природу:

И все ж Сибирь, ты сердцу дорога,
И не забыть мне эту даль с обрыва,
Как не забыть и этот серый день…
Твой бедный сын, мечтатель и бродяга,
В иных краях я часто отдыхаю.
Иным краям я душу отдаю.
Но никогда любить не перестану
Твою седую царственную даль
И мощь твою, которой нет предела,
И ширь твою, которой нет конца.

Несомненно, что это стихотворение - одно из лучших произведений Г.Вяткина о Сибири. В чем всегда был силен Г.Вяткин, – так это в лирике природы, любви, философских раздумий. Но ему не были чужды и гражданские мотивы. Весной 1914 года Вяткин уехал из Томска и почти год прожил в Харькове. В течение 1914-1915 гг. он часто выступал в харьковских газетах, причем его публикации были весьма многообразны в жанровом плане: здесь рецензии на книги и сборники, театральные отклики на спектакли. Он ведет раздел «Новости литературы и искусства», пишет собственные лирические зарисовки в прозе, критические статьи, путевые репортажи, стихи.
В 1915 году Г.Вяткин в качестве военного корреспондента отправляется на фронт в составе санитарных организаций Всероссийского Союза городов и пробыл там почти два года. Его санитарный батальон в 1916 году оказался на самом трудном участке фронта. Большевистский переворот в 1917 году был воспринят Вяткиным неоднозначно, ибо революция принесла с собой кровь и жестокость. Реальный облик ее вызвал смятение в душе поэта. И он возвращается в Сибирь, где советская власть еще не укрепилась. Вот почему своему очередному сборнику стихотворений, вышедшему в Петербурге в 1917 году, он дает многозначительное название – «Опечаленная радость».
Временное сибирское правительство, обосновавшись в Омске, предлагает ему работу в Управлении делами Совета министров в должности заведующего бюро газетных вырезок. В это время он активно сотрудничает с газетой «Заря» и как публицист, и как поэт. В 1919 году Колчак отступает в Иркутск, Вяткин уходит с ним. Но после возвращения в Омск его арестовали и на три года лишили избирательных прав.
Следует отметить, что в области гражданской поэзии Вяткин не одержал сколь-нибудь заметных побед. Стихи этого плана страдают публицистичностью, риторикой. Позиция Г.Вяткина в годы гражданской войны была неоднозначной. Одно время он активно сотрудничал в белой прессе, но после разгрома Колчака принимает активное участие в строительстве советской культуры.
В 20-е годы Г.Вяткин переезжает из Омска в Новониколаевск, где работает в газете «Советская Сибирь» и журнале «Сибирские огни». Журналист Я.Донской, близко знавший Г.Вяткина в тот период, вспоминал: «Я знал Вяткина в 20-е годы по Сибири. Видел его на заседаниях литературной студии в Новосибирске. Он был небольшого роста, худощав, очень подвижен, речь его была искрометна и блестяща. Во всем угадывался поэт. Авторитетом он среди литераторов пользовался колоссальным. Можно сказать, что ни одно мероприятие в литературной жизни Сибири не проходило мимо него и без его участия. Это была яркая и незабываемая фигура…».
В 1922 году в «Сибирских огнях» опубликован рассказ Г.Вяткина «Четверо», в котором автор пытается проследить судьбу четверых бывших белогвардейских офицеров, приговоренных к расстрелу. Писатель показывает их поведение после освобождения из-под ареста, их отношение к новой власти. Это произведение не было случайным в творчестве Вяткина тех лет. Поэт через искусство стремится осмыслить происходящее, определить свое место человека и художника в пореволюционные годы. В послеоктябрьский период расширяется жанровый диапазон творчества Вяткина. Он создает поэму «Франциск Ассизский» и «Сказ о Ермаковом походе». В эти годы он пишет и прозу.
Остановимся на его исторической поэме «Сказ о Ермаковом походе». Вяткин обращается к одному из важнейших моментов в истории сибирского края – к походу дружины атамана Ермака, результатом которого явилось присоединение Сибири к России. С большой ответственностью поэт подошел к решению своего замысла. Он тщательно изучает книжные источники, предпринимает поездку в Тобольск, где работает в архиве библиотеки Тобольского музея. Одновременно он знакомится с ермаковскими местами в окрестностях этого сибирского города. Разумеется, Вяткину было известно почти все, что написано в поэзии о легендарном атамане, начиная с популярной думы Рылеева и кончая стихотворением никому неизвестного поэта из Томска. В поэме «Сказ о Ермаковом походе» соединились поэтический вымысел и исторические факты. Все в поэме подчинено главной задаче – показать простой народ, казачью вольницу. «Сказ» соткан из массовых сцен. Поход Ермака трактуется поэтом как одно из проявлений народного протеста против царского угнетения и тяжелой жизни простых людей.
Сразу же после публикации эта поэма вызвала большой интерес в литературных кругах Омска. На страницах газеты «Рабочий путь» была развернута оживленная дискуссия о «Сказе», целые газетные полосы отводились обсуждению нового произведения. Но все же Г.Вяткин больше известен как лирический поэт. В лучших своих образцах его лирика – это волнующая исповедь сердца, опаленного революцией, исповедь открытая, не утаивающая ни сомнений, ни прямых заблуждений.
В 1936 году журнал «Сибирские огни» публикует его роман «Открытыми глазами». Казалось бы, все складывается вполне благополучно, но тучи уже надвигались. Писательский дом, где жила семья Г.А.Вяткина (жена Мария Николаевна, дети Владимир и Татьяна) практически не спит. Каждую ночь тревожные звонки в чью-то дверь… В декабре 1937 года он был арестован органами НКВД по обвинению в участии в Трудовой крестьянской партии и приговорен тройкой НКВД к расстрелу. 8 января 1838 года приговор был приведен в исполнение.
В предисловии к сборнику Г.Вяткина «Раненая Россия» дочь поэта Т.Г.Вяткина-Зубарева вспоминает такой факт из жизни отца. Как-то в квартиру, где жил Г.Вяткин, пришли с целью ареста сотрудники НКВД. Они не только арестовали писателя, но и вывезли из кабинета весь его архив. К нашему счастью, продолжает Татьяна Георгиевна, усердные чекисты не искали в других комнатах, где были припрятаны на всякий случай авторские экземпляры.
Поэт трагически погиб в расцвете творческих сил. В одном из стихотворений он скажет:

Земля цветет, любимая, живая,
Который раз свой путь благословляя,
Ее полями медленно иду.
И – скромный дар, сыновний дар
Отчизне
К ногам земной, печально-светлой
Жизни
Венок сонетов радостно кладу.

Он многого не успел, уникальная библиотека и личный архив утеряны, могила неизвестна… Но то, что написал Георгий Андреевич Вяткин, навсегда останется с нами. Хочется верить, что современный читатель не останется равнодушным к памяти нашего земляка, верного рыцаря литературы.


назад