1. Развитие университетских библиотек в первой половине 19 века.
    Библиотечная деятельность Н.И.Лобачевского
2. Н.А.Рубакин- выдающийся библиотековед
3. Основание Императорской публичной библиотеки в Петербурге.
    Библиотечная деятельность И.А.Крылова
 
 











Развитие университетских библиотек
в первой половине 19 века.
Библиотечная деятельность Н.И.Лобачевского

  Конец 18-первая половина 19 века в России были периодом разложения феодально-крепостнического строя и развития в его недрах новых, капиталистических отношений. Рост промышленности, увеличение числа фабрик и заводов, расширение внутренней и внешней торговли, а также постепенное втягивание помещичьего хозяйства в товарные отношения неизбежно приводили к кризису феодально-крепостнической системы. Россия все более становилась на путь капиталистического развития.
  Царское правительство, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям, вынуждено было проводить реформы в области просвещения, образования и печати, расширять сеть высших и средних учебных заведений, открывать новые и специальные библиотеки.
В начале 19 века в России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений, положившие начало созданию государственной системы народного образования. Развитие просвещения и издание книг создавали необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечного дела в стране. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей, формированию читательских кругов из среды купечества, мещанства, разночинцев.
  В связи с реформой народного образования в России значительно расширилась сеть библиотек при учебных заведениях. К началу 30-х годов в России насчитывалось уже 62 гимназические библиотеки, ряд библиотек существовал при уездных училищах. Дальнейший рост технических и других специальных учебных заведений способствовало развитию сети соответствующих библиотек. Так, в первой половине 19 века в связи с открытием новых специальных училищ и институтов создаются библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров и другие.
  В связи с развитием науки и открытием университетов в России в начале 19 века стали возникать университетские библиотеки. В первой половине 19 века открываются пять новых университетских библиотек - в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Киеве. Старейшей и наиболее значительной была библиотека Московского университета, открытая еще в 18 веке и имевшая в начале 19 свыше 20000 томов.
  Университетские библиотеки, как указывалось в уставе университетов 1804 года, создавались ”для распространения наук и просвещения”. Заведующий или библиотекарь избирался советом университета из числа профессоров. Кроме того, назначался помощник из адъюнктов или магистров. Правительство предоставило университетам право беспрепятственной выписки книг и периодических изданий из-за границы. Иностранные издания непосредственно поступали в университетские библиотеки, благодаря чему последние получили возможность приобретать запрещенные произведения, хотя их использование строго контролировалось.
  Библиотеки университетов находились на государственном бюджете. И хотя в 1837 году сумма на содержание библиотек была увеличена, университетские библиотеки испытывали острый недостаток денежных средств, что отрицательно отражалось на комплектовании книжных фондов. Университеты, были лишены возможности своевременно и в необходимом количестве, приобретать текущую научную литературу и периодические издания. Пополнение книжных фондов многих университетских библиотек происходило бессистемно, носило случайный характер и зависело в основном от добровольных пожертвований. В библиотеках губернских университетов часто отсутствовали издания, необходимые для проведения научной работы. Даже по официальным данным, некоторые университетские библиотеки в первой четверти 19 века представляли собой “довольно обширные, но недостаточные и случайные собрания книг”.
  Рост фондов университетских библиотек можно проследить по следующим данным. В 1825 году библиотека Московского университета насчитывала около  30 тыс. томов,  Харьковского – около 17 тыс. К концу  первой половины 19 века самым крупным по размерам книжного фонда являлись: библиотека Киевского университета (свыше 88 тыс. томов), Московского (около 85 тыс. томов), Дерптского (более 83 тыс.), Харьковского (свыше 50 тыс. томов), Казанского (47тыс.) и Петербургского (около 40 тыс. томов).
  В университетских библиотеках велась большая работа по организации, каталогизации и классификации книжного фонда, по разработке оригинальных систем библиотечных классификаций.  Не удовлетворялась применявшаяся в западноевропейских университетах факультетской системы расположения книжных фондов, библиотекари русских университетов применяли свои классификационные системы. Так, в 1826 году библиотекарь Ф.Ф. Рейс опубликовал  ”Расположение библиотеки Московского университета”. Эта классификация имела 10 основных отделов, каждый из которых делился на 2 подчиненных ему понятия, которые делились на 2 новых и т.д. Однако система Рейса получила отрицательную оценку русских библиотекарей и не имела широкого распространения.
  Во всех университетских библиотеках имелись рукописные каталоги книжного фонда, некоторые из них составлялись на карточках и назывались “подвижными”. Отдельные университетские библиотеки (Московского, Казанского университетов) издавали печатные каталоги.
  Организации обслуживания читателей в университетских библиотеках были присущи существенные недостатки. Фондами библиотеки могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университета. Только некоторые библиотеки (Московского, Казанского и Киевского университетов) имели характер публичных и были открыты для «посторонних» читателей. Правилами университетских библиотек и других высших учебных заведений категорически запрещалось выдавать книги читателям, не принадлежащим к университетам.
  Неудовлетворительно было организовано обслуживание студентов. Доступ в фундаментальную, или главную, университетскую библиотеку студентам запрещался или умышленно затруднялся различными формальностями и ограничениями. По распоряжению правительства для студентов в университетах создавались особые фонды, так называемые казенные студенческие библиотеки. Эти библиотеки комплектовались только справочными изданиями–учебниками, словарями и др. Покупка других, “посторонних” книг и периодических изданий. Не говоря уже о прогрессивной русской и иностранной литературе. Пользовавшейся большой популярностью у передовых студентов, запрещалась.
  В первой половине 19 века фундаментальной библиотеки Казанского университета принимал активное участие выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский. Нет, пожалуй, в нашей стране грамотного человека, который не слышал бы имени этого великого математика творца новой неевклидовой геометрии. Потомки справедливо сравнивают его с Христофором Колумбом, то с Николаем Коперником. Но при жизни гений Лобачевского не был признан, его основной труд подвергался резкой критике, насмешкам. Ученый так и остался “выжившим из ума чудаком”, ”казанским сумасшедшим”.
  Родился будущий ученый 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде в семье мелкого чиновника. Отец рано умер, и заботы о воспитании и содержании детей легли на плечи матери. В начале 19 века из всех городов Поволжья и Сибири только Казань имела гимназию, что побудило семью переехать в этот город. Здесь в 1802 г. Николай был принят ”казеннокоштным” учеником. Он рьяно взялся за учебу, особенно увлекся математикой и латынью. Учился юный гимназист с увлечением, страстно, преподаватели всегда его выделяли. После первого года обучения Николая наградили за успехи книгами, а по окончании гимназии большим похвальным листом. Благодаря исключительным способностям и прилежанию 15- летний Лобачевский был зачислен казенным студентом Казанского университета. И в университете Лобачевский занимался много, продолжал жадно изучать науки. Профессора единодушно называли его не только лучшим студентом, но и гордостью университета.
  Окончил университет Лобачевский в 1811 г. с присвоением звания ему магистра. Началось научное творчество-период полного раскрытия богатой и многогранной личности.
  14 декабря 1819 г. экстраординарный профессор, надворный советник Николай Лобачевский вместе с профессором Э.О. Вардерамо был назначен в особый комитет ”для проверки приведения в должное устройство и порядок университетской библиотеки”. Но Вардерамо вскоре уволился из университета, и Лобачевский остался единственным членом спец. комитета. Это был трудный для Казанского университета период. Попечитель округа Магницкий, искавший во всем следы безбожия и вольномыслия, только что закончил “чистку” студенческой библиотеки от “безбожных” и “противных нравственности» книг: они были сожжены на костре. Такая же участь ждала и главную библиотеку. На спец. комитет была возложена обязанность ”изъять и уничтожить книги, противные нравственности или вообще не согласные с божественным началом”.
  Ради спасения бесценных книг были забыты старые обиды между студентом Лобачевским и суд. инспектором Кондыревым, теперь уже профессором и библиотекарем университета. Проявив большое гражданское мужество, он сумел вынести и спрятать в доме адъюнкта- профессора Хальфина самые “опасные” книги. Каталоги тогда отсутствовали. Разрозненные описи книг представляли такое запутанное дело, что невозможно было в нем разобраться. Но беспорядок, всегда раздражавший Лобачевского, в ту пору только обрадовал его: не опасаясь проверки, легко было изолировать все, что нужно было спасти.
  8 октября 1825 г. Совет университета поручил должность библиотекаря Н.И. Лобачевскому, но только 19 февраля 1826 г. он был утвержден в ней. Однако из-за того, что библиотека по-прежнему оставалась в крайне запущенном состоянии, больше года он не мог приступить к исполнению своих обязанностей и даже вынужден был обратиться в Совет с вопросом: ”Каким образом магу я когда-нибудь принять библиотеку и от кого?”
  Н.И. Лобачевский был избран ректором 3 мая 1827 г., сразу же после освобождения Казанского учебного округа и университета от роковой семилетней опеки, от гнетущего попечительства непревзойденного мракобеса Магницкого. Можно представить себе, в какой трудной обстановке, требовавшей огромного напряжения сил, протекали первоначальные дни и недели работы Николая Ивановича на этом посту. Но при этом он не сложил с себя и полномочий библиотекаря университета, считая эту обязанность исключительной по важности, святой. По существу лишь после избрания ректором он мог приступить к действительному руководству библиотекой. Библиотекарем он работал более 10 лет, почти до конца 1837 г., когда была закончена постройка великолепного для тех времён здания библиотеки с трёхъярусным книгохранилищем и просторными читальными залами.
  Всех, знавших Лобачевского, поражала широта его познаний и необыкновенная начитанность. Многолетний читательский опыт и помог ему досконально изучить устройство библиотек, организацию библиотечного дела в Санкт- Петербурге, Дерпте, Москве. Подход его к библиотечным вопросам был порой оригинальным. Вот ”представление Правлению Казанского университета об устройстве библиотеки от 30 апреля 1825 года”, сделанное Лобачевским ещё до назначения библиотекарем: “Устройство библиотеки требует обратить внимание на поместительность, на издержки, надоставление удобности библиотекарю служить читателю и, наконец, на красоту наружности. Последнее требование уступает первым, как существенным; но и убранствам библиотеки нельзя пренебречь, в намерении всё то, что служит для просвещения, сверх внутреннего достоинства, одеть привлекательного наружности и тем поддержать любовь в науках и высокое о них мнение … ”
  Интересно, что свой замысел об устройстве библиотечного помещения Н.И.Лобачевский полностью осуществил при строительстве здания библиотеки. С первого же месяца своей работы на посту ректора- библиотекаря Николай Иванович настойчиво выступал за сохранность библиотечного фонда. Он требовал возвращения недостающих книг и журналов, невзирая на лица.
  Первые книги для Казанского университета Лобачевский приобрёл, ещё не будучи библиотекарем, в 1821 году.
  Летом этого года он находился в отпуске в Петербурге и получил поручение от попечителя округа Магницкого приобрести оборудование для физического кабинета и книги по математике для библиотеки. Лобачевский отобрал необходимые математические сочинения в книжных лавках Сент - Флорана и В.Грефа. О том, насколько ответственно он подходил к отбору покупаемой литературы, говорит его донесение Магницкому от 8 сентября 1821 года: “Списки отобранных мною книг готов я представить, как скоро на то получу от Вас приказание. Однако ж я не могу ручаться, что все книги, назначенные мною для покупки, могли с пользою служить для руководства в преподавании, ибо многие из них не были мною читаны, а известны только мне по ссылкам на них других писателей или показались мне важным по их заглавиям. Чтоб сделать безошибочный выбор и сберечь бесполеззные издержки казны, почитаю я нужным предварительно пересмотреть их самому, на что потребуется около месяца времени ”.
  Уже в 1821 г. Лобачевский выдвигает важнейший принцип комплектования бибилиотеки, без осуществления которого невозможно развитие научной мысли: необходимость своевременного приобретения новейших сочинений и, прежде всего, важнейших научных периодических изданий: “… другая часть содержит в себе столь же необходимые книги, но которые здесь у книгопродавцев не отыскались. Это большею частию академические записки, весьма дорогие издания, кторые в особенности должен стараться приобретать университет как творения славнейших мужей учёности. Чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы, чтоб учёные люди, составляющие университеты, были допущены трудиться над усовершенствованием науки, надобно, чтоб университет был уведомляем о предприятиях и успехах ученнейших мужей, надобно, чтоб он читал современные записки.”
Став библиотекарем, Лобачевский вырабатывает специальные правила, которыми необходимо было руководиться при комплектовании фондов библиотеки:

1. Чтоб сочинения пополняли недостатки других, признанных полезными в преподавании и находящихся уже в университетской библиотеке.
2. При назначении вновь вышедших книг преимущество дать тем сочинениям, которые приобрели славу в ученом свете.
3. Чтоб сочинения были новейшими.
4. Чтоб они заключали не только отдельные и частные открытия, иногда подверженные сомнению, сколько открытия, приведённые уже в систему и которые были причинами полезного преобразования науки
5. Чтоб главная цель при выборе книг была польза для преподавания наук в университете
Требования Лобачевского о комплектовании библиотеки, “новейшими сочинениями”, наиболее фундаментальными научными работами и вообще книгами, приносящей “пользу для преподавания наук”, сохранили своё значение и в наши дни, они актуальны и сейчас для любой вузовской библиотеки.
 Для обеспечения качественного комплектования фондов библиотеки Лобачевский разработал чёткую систему собирания предварительных заявок на необходимую научную и учебную литературу от всех факультетов, кафедр и преподавателей университета. Раз в году, летом, после окончания занятий, все преподаватели обязаны были представить списки книг, которые желательно было бы приобрести в течение следующего учебного года. В результате такой системы все преподаватели университета принимали участие в комплектовании библиотеки, этим достигалось качественное пополнение её фондов по всем отраслям знаний.
  Надо отметить, что Лобачевский стремился выполнять все заявки не только профессоров и адъюнктов университета, но и начинающих, совсем ещё молодых преподавателей.
Лобачевскому принадлежит заслуга организации чёткой системы быстрого получения новейших заграничных изданий. В первые годы существования университета какие-либо иностранные издания выписывались от случая к случаю, и всё зависело только от энергии заинтересованного в книге того или иного профессора. В период попечительства Магницкого выписка комплектования заграничных изданий фактически прекратилось, вопросы европейских учёных единолично решались попечителем. Только при Лобачевском случайность в выборе иностранных изданий заменилась системой, позволившей библиотеке получать любую нужную книгу вне зависимости от того, где она издана.
Не менее заинтересованного и тщательно, чем научной литературой, комплектовал Лобачевский фонды библиотеки лучшими произведениями отечественной словесности. Так, 17 ноября 1828 года он предлагает приобрести ”Евгения Онегина”, ”Бахчисарайский фонтан”, ”Цыган”, ”Руслана и Людмилу” и др. произведения Пушкина, которые ”признаны классическими и, составляя эпоху в русской литературе, давно уже заслужили бы быть приобретённями для оной”. Представление Лобачевского не было утверждено, однако уже третьего апреля 1829 года он покупает некоторые работы Пушкина.
  Вышеприведённые данные убедитнльно свидетельствуют, что почти все, вновь выходившие произведения незамедлительно приобретались Лобачевсим для библиотеки Казанского университета. Надо отметить, что книги Пушкина не составляли исключения, так же обстояло дело со всеми лучшими образцами отечественной литературы.
  Если научная литература и иностранные издания выписывались через комиссионера графа, то произведения русской литературы, как правило, непосредственно отбирались Лобачевским в казанской книжной лавке Глазунова.
  Иногда в своём представлении совету Лобачевский давал краткую характеристику книг, показывающую, что новые литературные произведения, приобретаемые для библиотеки, им предварительно прочитывались. Лобачевский внимательно следил за всеми новинками отечественной литературы и, если их не было в казанской книжной лавке, выписывал книги из Петербурга.
  Большое внимание Лобачевский уделял и историческим сочинениям вообще, сочинениям по отечественной истории –в особенности. Высоко ценил Лобачевский и энциклопедии, различные словари и указатели, библиографические пособия, прекрасно понимая, что они необходимы и учёному, и библиотекарю. Предметом постоянных забот Лобачевского было и комплектование востоковедных фондов библиотеки, что вполне объяснимо. Именно в тридцатые годы 19 века восточный факультет Казанского университета стал бурно развиваться, по инициативе Лобачевского были организованы и открыты новые кафедры.
  Большое количество ценнейших китайских и маньчжурских рукописей, ксилографов и печатных кни поступило в библиотеку в результате одной из поездок в Бурятию и Китай, которая была организована по инициативе Лобачевского. Целенаправленное комплектование фонда востоковедческой литературой продолжалось и в последующие годы.
  Большое внимание уделял Лобачевский и приобретению изданий за прошлые оды, отсутствовавших в фондах библиотеки, в том числе- покупке старинных и редких книг, рукописей, гравюр, карт, планов. Основной путь комплектования изданиями за прошлые годы, применяемый при Лобачевском,- приобретение личных библиотек, покупка книг у частных лиц.
Интнресное приобретение удалось сделать Лобачевскому в 1829 году. Так, предлагая купить у крестьянина Ивана Никонова “Апостол”, изданный в 1567 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславсцем, первую русскую датироованную книгу, он пишет: “Книга сия, будучи первой, напечатанной в Москве, важна для библиотеки университета как памятник типографского искусства того времени”.
  Необходимо отметить, что приобретение личных библиотек, особенно больших по объёму, требовало от библиотекаря значительных усилий. Прежде всего, представляла трудность сверка списка предлагаемой для покупки литературы с каталогами библиотеки: ведь единого алфавитного или документального каталога в этот период в библиотеке Казанского университета ещё не было.
  Можно ещё отметить одну деталь фондов библиотеки. Речь идёт о стремлении приобрести для библиотеки и такие издания, которые были бы интересны не только преподавателям и студентам университета, но и любым её посетителям.
  Важнейшим источником комплектования фондов при Лобачевском стала подписка на иностранные и отечественные газеты и журналы. Лобачевский справедливо подчёркивал важность своевременного получения научной периодики, ”чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы”. В период его библиотекарства начинается и международный книгообмен. Первым, кто стал поддерживать связь с библиотекой Казанского университета, было Королевское Азиатское общество Великобритании и Ирландии. Первоначально за издания этого общества библиотека переводила через русское посольство деньги, затем английские издания по востоковедению стали присылаться в библиотеку бесплатно в обмен на издания соответствующего профиля Казанского университета.
Не менее заботливо, чем к комплектованию фондов, подходил Лобачевский и к вопросу о создании и организации каталогов университетской библиотеки. К тому времени, когда он был выбран библиотекарем университета, единого каталога на все библиотечные фонды ещё не существовало. В библиотеке было пять отдельных каталогов: книжного собрания, поступившего из гимназии в 1807 году, библиотеки Франка, библиотеки Зимнякова, а также , так называемых “новой” и ”новейшей” библиотек. Качество этих каталогов было весьма неудовлетворительным, и Лобачевский прекрасно это знал.
  В 1821 году Лобачевский уже приходит к убеждению о необходимости создания единого каталога на все библиотечные фонды, составленного на основании единых требований. Поэтому в октябре 1826 года, когда фактически ещё не был окончен приём библиотеки, он обращается в совет университета со специальным представлением о необходимости составления единого документального каталога на все фонды библиотеки. Тогда же он впервые формирует своё требование описания книг: “чтоб с книг было списано заглавие как должно, т.е. содержание оных, издание, место печатания и время оного, также число эстампов в тех книгах, в коих они находятся”
  В ноябре того же года мысли Лобачевского о каталогах библиотеки получают дальнейшее развитие. В очередном представлении совету университета он приходит к выводу, что в библиотеке университета должны быть три каталога: документальный, “систематический по наукам” и ”алфавитный для руководства библиотекаря”. Совет университета одобрил предложение Лобачевского, однако ни в 1826, ни в 1827  г.г. правление не смогло выделить никаких сумм для начала работы по созданию каталогов. Лишь в январе 1828 года, после неоднократных представлений и прошений Лобачевского, были выделены необходимые ассигнования, и начались соответствующие работы по созданию единого документального каталога на все библиотечные фонды.
  Работа по созданию каталога продолжалось под непосредственным руководством Лобачевского свыше семи лет. Только в1937 году был полностью составлен документальный каталог на все библиотечные фонды. Каталог этот сохранился, ныне это- начальные инвентарные книги так называемого фонда. Если внимательно просмотреть его, то можно легко убедиться, что многие из принципов описания книг, введённые Лобачевским, применяются и в наши дни. Предписание правления университета от 30 сентября 1833 года, составленное ректором и библиотекарем Лобачевским, чётко определяло цель документального каталога: “Документальный каталог должен предствлять подробное и верное описание книг, эстампов, рукописей, диссертаций и вообще всего, что составляет учёную собственность библиотеки”.
  В отличии от подобных каталогов других библиотек, документальный каталог библиотеки Казанского университета был очень подробен и сообщал сведения не только об авторе книги, её полном и точном названии, месте и года издания, объёма, формате, количестве рисунков, цене, но и, “по какому случаю книга поступила в библиотеку, от кого именно и по какому предписанию”.
  Параллельно с составлением документального каталога началась работа и по составлению систематического каталога, необходимость которого для библиотеки Лобачевского прекрасно сознавал.
  К вопросу о создании систематического каталога Лобачевский подошёл не менее серьёзно, чем к созданию документального. Он тщательно изучил существовавшие схемы классификации наук. О том, что уже до 1828 года была начата практическая разработка схемы классификации наук, говорит и отчёт о работе библиотеки: ”Приступлено к столь необходимой переписке и  соединению всех отдельных каталогов в один общий и даже к составлению твёрдого систематического расположения для всех сочинений”. В дальнейшем, в1828- 1834 годах, основную работу по разработке схемы классификации наук, названной “План расположения библиотеки Казанского университета”, вёл помощник библиотекаря Фойгт. Общее руководство разработкой ”Плана” осуществлял Лобачевский. В 1834 году работа по составлению ”Плана” была завершена.
  ”План” предусматривал, что алфавитный каталог должен вестись на отдельных листах (карточках большого формата), разделённых на четыре графы: ”В первой выставляется номер документального каталога; во второй- литература и нумер систематического каталога; в третьей- заглавие книги по правилам, изложенным в документальном каталоге, только в сокращённом виде; в четвёртой- число переплётов”.
  Раздел ”о систематическом каталоге”, предваряет  изложение самой новой схемы классификации и содержит ряд принципиальных положений, позволяющих судить о взглядах Лобачевского и Фойгта.
  Этот раздел начинается такой же подробной регламентации правил ведения систематического каталога, как это было сделано относительно документального и алфавитного каталогов: ”Систематический каталог должен быть подвижным”. ”Заглавия книг выписываются на отдельных листах”. ”Листы сии разделяются на четыре графы, в коих в первой означается литера того отделения, к которому книга относится, и нумер, под который она в оном подходит; во второй графе пишется заглавие книги по правилам, принятым в документальном каталоге; в третьей- число переплётов; в четвёртой- нумер документального каталога” и т.д.
  Будучи ректором университета, Лобачевский собственноручно вносил в дела все постановления Совета и Правления, касающиеся библиотеки, регистрировал новые поступления, отмечая их номера, стоимость и т.д. Изо всех сил старался создать настоящую научную библиотеку. Работа была кропотливая, изнурительная, отнимавшая массу времени и сил.
На взгляд многих исследователей и учёных, не было в истории университетского образования в России другого ректора, который бы так глубоко понимал значение книги, значение библиотеки, так блистательно разбирался в вопросах библиотечного дела и столь много сделал для его развития.

. Список используемой литературы
1. Абрамов К.И.
    История библиотечного дела в СССР.- М.: Кника, 1980.- с.48-55
2. Глухов А.Г.
    Храните огонь жизни //Библиотековедение.- 1997- №5-6- с.123-132
3. Тарзиманова Г., Тарзиманов Д.
     Один из первопроходцев //Библиотекарь.- 1998- №12- с.46-47
4. Гнеденко В.Б.
    Н.И.Лобачевский как педагог и просветитель //Народное образование.- 1973-
     №1-с.86-87
5. Кроу Г.
    Лобачевский в контексте эпох //Природа.- 1993- №7- с.17-18
 
 Спасибо за предоставленный материал студентке ОмГУ Бабёнышеву Д.М., группа УБ-21

       

Н.А.Рубакин- выдающийся библиотековед

  В начале 20 в. значительно расширяется репертуар литературы, посвященной вопросам теории и практики библиотечного дела, появляются новые пособия и руководства по библиотечной технике, на страницах журналов обсуждаются проблемы организации деятельности публичных и научных библиотек. Выходит в свет ряд исторических очерков о библиотеках, в основном к их юбилейным датам.
  Наиболее интенсивно разрабатываются вопросы каталогизации и классификации книг, организации библиотечных фондов, больше внимания уделяется методике работы с читателями, изучение их интересов. Предметом исследования библиотековедов становятся такие вопросы, как культурная и общественная роль библиотек.
 В моем докладе речь пойдет о Н.А. Рубакине– русском просветителе, крупном библиографе, замечательном литераторе и публицисте, великом энтузиасте народного образования и просвещения. Н.А. Рубакин родился 1 июля 1862 года в городе Ломоносове. Отец его, купец второй гильдии Александр Иосифович Рубакин, торговал лесом, содержал бани и имел несколько домов в центре города. Он не стремился дать Николаю образования и с ранних лет стал приучать его к торговле. Мать же Николая Александровича, Лидия Терентьевна– сторонница свободы и образования, а также борьбы за права женщин. Она стремилась дать Николаю образования, приучила его к чтению, внушила любовь к книгам, знаниям. И добилась того, что сын поступил в реальное училище в Петербурге. Училища Николай Рубакин не любил. Преподавание было сухим и скучным. Когда речь зашла о поступлении в университет, молодой Рубакин проявил все свои способности: за 13 месяцев он подготовился самостоятельно к экзаменам, и сдал их блестяще. Николай поступил в университет на естественное отделение физико-математического факультета. Кроме того, он прослушал курсы двух других факультетов: юридического и историко- филологического. В 90-х годах Рубакин много путешествовал по России, собирая наблюдения и факты из жизни рабочих и  изучая читателей. В 1907 году ему пришлось, как политическому эмигранту покинуть Россию. Он продолжал жить и работать в Швейцарии многие годы после революции. Здесь было создано большинство теоретических работ Рубакина, закончено второе издание крупнейшей его работы- ”Среди книг”. Здесь же Рубакиным была разработана и его теория библиопсихологии, написан ряд научно-популярных книг, собрана библиотека. В Швейцарии же им был основан Международный институт библиопсихологии, в который он привлек ряд крупных европейских ученых-психологов и библиографов. Условно деятельность Рубакина можно распределить по нескольким основным направлениям: теория и практика библиотечного дела, руководства самообразованием и создание огромной научно- популярной литературы, изучение читателя и книги, разработка теории чтения, с классификацией читателей по их психологическим типам. Все эти направления тесно связаны друг с другом и составляют единое целое в деятельности Рубакина. Рубакин сыграл огромную роль в деле просвещения русского народа. Он разделял образование в России на четыре категории: начальное, средние, высшее и самообразование это основа образования для всех, оно необходимо и тем, кто закончил школу. В1895 г. Рубакин выпустил одну из самых замечательных своих книг- “Этюды о русской читающей публике”, в которой на основе огромной документации и личных наблюдений показал ужасающую картину народного просвещения в России , печальную судьбу библиотек и книги. В этой же книги он выдвинул идею изучения читателя, принцип подбора для него подходящих книг на основании определения его психологического типа, изучения его жизненных условий, классового и экономического положения и так далее. Рубакин решил сам написать популярные книги по всем вопросам науки. За свою жизнь он создал свыше 280 научно- популярных книг. Н.А. Рубакин учился у своих читателей писать книг; выработал свой язык, изучая язык своих читателей. Читатели знали Рубакина не только по его книгам. Рубакин вел с ними личную переписку, давая советы, составлял программки для чтения применительно к психологическому типу каждого читателя. Постоянное общение с читателями, изучения их, работа с библиотеками, с издательствами, в журнале– все это позволило Рубакину разработать принцип изучения читателя, использование книг, наиболее экономного в смысле времени и средств, индивидуализации чтения. Созданная им позже наука библиопсихология, наука о чтении, читателе, авторе и книге, явилась результатом экспериментальных наблюдений и обработки фактического материала. Рубакин разработал принципы организации библиотечного дела. Он предложил в каждой библиотеке создавать “библиотечное ядро”. В области самообразования Рубакин проделал теоретическую  и практическую работу, создал разнообразные  рекомендательные каталоги, написал “Письма к читателям о самообразовании”, “Практику самообразования”. Он научился узнавать тип и характер читателя и давать ему те книги, которые, по его мнению, для этого читателя “подходят”. Отсюда родилось и его теоретическое положение о “подходящей” книге, развитое им впоследствии в созданной им новой науке- библиопсихологии. Хотелось бы чуть подробнее рассказать о первой созданной библиотеке Рубакиным. Она начала своё существование в Санкт- Петербурге в октябре 1875г. с 600-т книг, купленных на 200 руб. Её открыла мать Рубакина. Позже Николай Александрович довёл объём фондов до 115 тыс. томов.
Энциклопедичность образования, его систематизация- вот те основные принципы, на которые опирался Рубакин в подборе книг для своего собрания. Он активно участвовал в Санкт- Петербургском комитете грамотности, был членом вольного экономического общества, являлся одним из учредителей отдела самообразования при педагогическом музее. Перед тем, как покинуть Россию, Рубакин подарил свою библиотеку Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования. В 1909г. лига была распущена правительством, и книжное собрание перешло к обществу народных университетов. В настоящее время первая библиотека Рубакина существует как единое целое, она растворилась в фонде массовых библиотек Петербурга. Как уже было ранее сказано, за границей Рубакин положил начало своему второму собранию. Известно, что в состав ядра входила часть подаренных книг из коллекции Г.Г.Минцлова, книги с автографами, словари, справочники. Швейцарская библиотека Рубакина представляла собой русский культурный центр. Она была самым крупным собранием русской книги среди зарубежных русских библиотек, и ею пользовались многие политэмигранты из России. В библиотеке были представлены все наиболее выдающиеся деятели отечественных общественных и политических течений, начиная с11 века и заканчивая современниками. Организовав секцию библиопсихологии при институте Ж-Ж Руссо и международном библиографическом институте, Рубакин создал свою теорию библиотеки и осуществил её на деле. В основе библиотечного состава лежит классификация наук Огюста Конта, “которая есть вместе с тем и схема явлений мира”. Рубакин представил свою библиотеку в виде 4-х концентрических кругов, первый из которых состоит из обширной коллекции общих энциклопедий, больших и малых (оба издания Брокгауза и Ефрона, оба издания Граната и др.); второй круг составляет систематические коллекции энциклопедий или словарей по каждой отдельной отрасли знаний (издание Девриана по сельскому хозяйству, сочинения Конрада по общественным наукам и др.); третий круг включает в себя систематические коллекции самых капитальных и обширных трудов, подводящих итоги каждой отрасли знаний (например, отдел русской истории представлен трудами Щербатова, Карамзина, Полевого и многих др.); четвёртый круг содержит систематический цикл специальных отделов, каждый из которых включает набор общих руководств по данной отрасли знания, подбор монографии по главным вопросам данной науки, книг по её истории, философии и методологии. Изучение трудов Рубакина позволяет констатировать, что им сформированы оригинальные теоретические взгляды на объект библиографии, во многом сравнимые с современными идеями. В общем виде под объектом понимается система документальных коммуникаций, состоящая из двух взаимодействующих элементов- книги и читателя. Их включает в библиографическую систему действующий субъект (библиограф), делая их объектами своей деятельности. В предисловии к первому тому второго издания “Среди книг” формулировка объекта предстаёт в следующем виде: “Две области библиографических знаний положены в основу этого труда: во-первых,- изучение книг, во-вторых,- изучение читателей.” Учёный особо выделял систематичность как главное требование к процессу научного познания действительности. Под этим о подразумевал и сам метод научного исследования, и его объект, утверждая, что “наука- это система соотношений”.
  Учёный указывал в своих трудах на существующие функциональные зависимости между книгой и читателем. В предисловии ко второму тому “Среди книг” знание, во0первых книг, во-вторых, читателей, в-третьих, “взаимного отношения читателя и книги” становится им в основу не только методики библиографирования, но и содействия самообразовательной работе и формированию мировоззрения читателей библиографическими средствами. С точного описания документов, считал учёный “начинается библиографическая работа”, её логическим завершением является составление литературного инвентаря человечества. Основная задача, по мнению Рубакина, книжного дела и библиографии состоит “в оценке книг по существу, по их основному характеру, оценки книжного содержания”. Рубакин создал собственную содержательную классификацию книг, которую использовал в “Среди книг” и других библиографических работах. Эта классификация преследовала рекомендательную педагогическую цель, состоявшую в практическом содействии  самообразовательной работе читателей, помогала им ориентироваться в различных областях жизни и отдельных проблемах научного знания. “Критерием всякой книги есть и будет личность человеческая”. В этом высказывании Рубакина заключено содержание первого и основного пинципа книжного дела- “первенство человеческой личности над книгой”. У Рубакина сформировался взгляд на отношение библиографа к книге как к психическому объекту. Рубакин сделал многое в областях типологии книги.
  Указав на взаимосвязь книги ичитателя, он использовал эту связь в качестве одного из признаков типологии книги- читательского назначения. Этот общий признак дифференцировался у Рубакина на частные: образовательный уровень читателей, их социальное принадлежность и психологические особенности. Читатель выступает вторым элементом в структуре объекта библиографии. В статье “Что значит библиография и чем она должна быть” он подчеркнул: “главная цель библиографии не книга, а читатель, не регистрация, а распространение книг”.
  Рубакин глубоко и многогранно изучал проблему читательских потребностей и их роль в осуществлении библиографической деятельности, их взаимосвязь с многообразными потребностями духовного развития личности и тенденциями социального развития в целом. Рубакин выделял читательские потребности, наблюдал за информационными потребностями, документальными потребностями.Такая проблемная ситуация в системе “книга- читатель” как отсутствие нужной информации о книгах позволила учёному сделать вывод о существовании у читателей потребностей удовлетворяемых с помощью библиографических средств- библиографических потребностей. Учёный подчёркивал роль библиографа как организатора контакта с читателем, помощника и посредника в отношениях чмтателя и книги, “книжного двигателя”. В трудах Рубакина содержиться чёткое представление о читателе ка носителе индивидуальных, частных и общих потребностей. Рубакин выдвигал идеи, затрагивающие проблему читательских интересов.
  Учёный говорил об информационном интересе, непосредственно влияющим на содержание документов но библиографических потребностей: Интересы имеются у каждого читателя, даже когда он не осознаёт их. Поэтому, убеждает Николай Александрович Рубакин читателю необходимо не только ”постараться определить то, что интересует, но и некоторые свои насущные интересы всё-таки осознать”. В трудах Николая Рубакина отражено представление и о запросе. Разнообразные запросы читателей предъявляют серьёзные требования к уровню профессиональной подготовки книжных работников. По мнению Рубакина, запрос проявляет относительно простую степень постижения читательской личности. Взгляды Рубакина на читателя как на объект библиографической деятельности можно оценить как разносторонние многомерные. Библиопсихологию можно рассматривать как деление читателей на группы по социальным и психологическим признакам. Этапами библиопсихологического исследования должны стать:
1. Выделение читательского социального коллектива;
2. Выяснение его состава по социальным группам;
3. Определение состава каждой социальной группы по разным психическим типам;
4. Разработка объективных характеристик каждого психического типа;
Такое исследование, по мнению Рубакина, позволяет предугадать отношение читателя к данной книге. Это даст возможность классифицировать книги, определённый книжный состав и его читаемость разными группами и типами читателей, изучить историю всемирной литературы. Центральное место в библиопсихологическом изучении читателей занимала проблема доступности для них текста. Рубакин составил список из 1500 наиболее распространённых слов и установил трудность понимания текста по степени расхождения его словаря со словами, включёнными в список. По словам библиографа, доступность рекомендации книг достигается как отбором “подходящей” книги, так и формой её описания (аннотировании).
Рубакин связывал с выделением следующих психологических типов читателей:
1. по типу мышления;
2. по типу памяти;
3. по эмоциональности;
4. по воле.
Рубакин подразделял читателей на категории степени понимания и подготовки в связи с образованием. Соответственно и книги делятся по степени трудности их изложения. Изучая доступность книги для читателей, Рубакин особое внимание уделял популяризации знаний. Популяризировать- значит сделать текст доступным читателю. Доступность информации  о книге- важное условие её эффективного воздействия на читателя. При соответствующем отборе одну и ту же книгу необходимо по-разному рекомендовать читателям, в зависимости от уровня их подготовленности или развития эстетического вкуса. Хочется отметить, что система индексирования, являющаяся аспектом библиопсихологии является вполне работоспособной в современных условиях. В специальном методе библиопсихологии Николая Александровича Рубакина используются тесты- реактивы, включающие от 60 до 500 слов. Смысл индексов в том, что он проявляет совокупность свойств и способностей человека как читателя. После поведения работы по составлению аналогичных индексов книг повысится точность и возможность подбора литературы по целевому и читательскому назначению. Библиотекарю знание собственного индекса (читательского) необходимо. Осознав свои психологические способности, он убережёт себя от неправильных и необъективных суждениях о книгах. Библиопсихологические индексы читателей могут принести пользу ещё в нескольких направлениях. Прежде всего, это профориентация. Выявляется, что способности читателя к определённым видам деятельности, психологическая готовность отражается в средне- групповом строении индексов. Авторы, пишущие и составляющие тексты, могут с помощью индексов проверить и уточнить читательское назначение своих текстов, корректировать свою работу.
  Подводя итоги, нужно сказать, что Рубакин- один из немногих деятелей России, который проделал колоссальную работу в области библиотечного дела. Последние 40 лет Рубакин жил в тихой спокойной среде, видя мировые события только издали, из благодатной тишины швейцарского захолустья. В 1919 году к Рубакину приехала некая Мария Артуровна Бетман, из русских немцев. Она очень много сделала для него, избавив от всех житейских забот. Она поступила к Николаю Александровичу секретарём, и машинисткой, и помощницей по собиранию материала. Велико было изумление родственников Рубакина, когда они узнали, что все его архивы и все его авторские права были завещаны “единственной ” его наследнице- Марии Артуровне Бетман. Это можно приписать только тому, что в последние месяцы его жизни Бетман оказала на него психическое воздействие, под влиянием которого он отказал всё в её пользу, минуя жену и дей. Через некоторое время Ленинская библиотека получила от Бетман его архив- около 400 картонных ящиков с материалами. Но, пересылая архив, Бетман в письме оговорилась, что это только две трети архива. Выяснилось, что одна треть хранилась у мадемуазель Эро, француженки. Сын Рубакина написал ей письмо, прося сообщить, может ли он получить этот архив, содержащий ценнейшие документы. Ответ по своей гнусности превзошёл все его ожидания. В частности, в письме говорилось, что “Мария Бетман оставила всё своё имущество”Союзу всемирного обслуживания”. Мы распорядились архивами, которые являются собственностью нашего союза, а остальное, такое, как книги, личные записные книжки и письма на языках, нам неизвестных (т.е. на русском!!!- А.Р.) мы сожгли, не зная, что с ними делать и не видя в них никакой интеллектуальной или художественной ценности и ещё меньше ценности духовной. (?- А.Р.) В настоящее время мы не распологаем ничем, что принадлежало бы покойному профессору Рубакину”.
Что же содержала третья часть архива Рубакина, которую Бетман пыталась по научению шантажиста продать Ленинской библиотеке. Сама Бетман, когда предложила Ленинской библиотеке купить у неё эту часть архива, прислала список того, что он содержал.
  В нём находился целый ряд неизданных рукописей Рубакина: “Книга как орудие борьбы за истину и справедливость” (98 стр.), “Подкожная нравственность доктора Батибиуса” (сценарий 293 стр.), “Материалы, схемы и таблицы для краткого курса по психологии чтения и читательства”, “Краткий курс библиологической психологии”, “Психические типы читателей, слушателей и зрителей”, ряд набросков, схем, документов. В нём было “Письмо дорогой моей родине” с припиской: “Опубликовать не раньше моей смерти”. Рубакин стал жеотвой своей доверчивости. Бетман передала все архивы Николая Александровича грабительской шайке, которая пыталась из них извлечь значительную выгоду, продав их на родину Рубакина по высокой цене. Мысльо книгах и о том, что станется сего библиотекой после смерти, не покидала Николая Александровича много лет. В 1948 году в Москву в Государственную библиотеку им.В.И.Ленина была переведена вся библиотека Николая Александровича Рубакина, которую он завещал русскому народу.
  В Ленинской библиотеке она занимает полэтажа Хранилища и значится под литерами “Фонд РБ”. По ней изучают его систему Классификацию книг и знаний. Все книжные богатства, накопленные Рубакиным, вернулись в Россию.
Н.А.Рубакин скончался в Лоззане 1946г., 23 ноября. В 1948г. урна с прахом Рубакина переезена в Москву и захоронена на Новодевичьем кладбище.
Список использованной литературы:
1. Абрамов К.И. 
    История библиотечного дела в СССР: изд. Третье, перераб. И доп.
    /Рец. А.А.Халафов.-М.: Книга.- 1980.- с.111-112
2. Беспалов В.М. 
    Возможности практической методики Н.А.Рубакина в современных
    условиях //научные и технические библиотеки.- 1992ю- №8ю- с.40-46
3. Габова И.
    Читаю- значит существую //Библиотека.- 1996.- №1.- с.12- 15
 4. Гришанина Н.А.
     Н.А.Рубакин о доступнсти рекомендаций книг  //Сов. Библиотековедение.-
     1982.-№9.- с.63-72
5. Н.А.Рубакин: 
    Избранное. В 2т.: Т1 /Сост. А.Н.Рубакина; Вст. Ст. Б.А.Смирновой.- М.: Книга.-
    1975.-с.3-16
 6. Хомякова М.Г.
     Объект библиографической деятельности в трудах Н.А.Рубакина //Научные и
     технические библиотеки.- 1992.- №8.- с.46-61
Спасибо за предоставленный материал студентке ОмГУ Скачковой М.И., группа УБ-21

      

Основание Императорской публичной библиотеки в Петербурге.
Библиотечная деятельность И.А.Крылова

“Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми самыми
Залы читален мне видятся храмами,
Кто мы без вас? Заплутавшие в темени,
Люди без завтра и люди без памяти.”
Л.Ошанин
  Императорская Публичная библиотека ныне Российская национальная библиотека – старейшая государственная библиотека Российской Федерации. С момента своего основания выполняет функции национальной библиотеки России.
  Публичная библиотека получила своё имя ещё задолго до основания. С середины 18 века в просвещённых  кругах русского общества всё настойчивее велись разговоры о том, что столице недостаточно иметь академическую библиотеку, предназначенную для узкого круга учёных, и потому необходимо создать в Петербурге библиотеку общедоступную, или, как тогда говорили, публичную. Ещё в 1766г. группа учёных, деятелей культуры и высших чиновников представила на рассмотрение императрицы Екатерины Второй проект “Плана Публичной библиотеки”, которая хранила бы русские летописи и книги. Екатерина подчеркнула мысль о том, что библиотека должна быть открытой “для общей пользы и просвещения”. Однако проект был отложен до удобного случая. И сдвинулся с места, когда в Петербурге появилось огромное собрание замечательных книг. Оно было доставлено (как военный трофей) в 1795г. из Варшавы и некогда принадлежало крупнейшим коллекционерам польским меценатам братьям Андрею – Станиславу и Иосифу – Андрею Залусским, состоявшую главным образом из иностранных книг (в 1921г. её возвратили польскому государству). Эти книги Екатерина решила положить в основу новой библиотеки. Это собрание явилось её начальным ядром, которое вскоре стало обрастать всё более значительными книжными богатствами.
  Российская национальная библиотека, основанная как Императорская Публичная, и задумывалась как национальная. Еще при открытии Екатерина II выдвинула идею собрать в ней все, что накопила мысль русских людей. Тем самым были заложены основы национальной библиотеки.
  Российская национальная библиотека-первая государственная общедоступная библиотека страны. На протяжении двух столетий она концентрировала, формировала все, что издавалось в нашем Отечестве, а также, по возможности, то, что пишут о России в других странах и другие народы.
  В первые десятилетия библиотека пережила немало тяжелых дней: она едва не погибла, не успев еще и родиться. В 1798 году Павел I решил книги Залусских передать в Библиотеку Академии наук и различные учреждения. По счастливой случайности он не успел совершить задуманное.
  Понадобилось почти двадцати лет, чтобы построить для книг специальное здание и расставить их на полках.
  Открытию библиотеки помешала Отечественная война 1812 года, когда книги и рукописи были эвакуированы из города.
  И только 14 (2) января 1814 года в торжественной обстановке в присутствии именитых людей города Петербурга библиотека открылась для читателя в здании построенным архитектором Е. Т. Соколовым. Руководил тогда, ею образованный человек, ученый, меценат Алексей Николаевич Оленин.
   27 апреля 1808 года назначен был Алексей Николаевич помощником, директора Императорской библиотеки графа Александра Сергеевича Строгонова. Должность директора и помощника директора считалась почетной. С этого времени Оленин стал фактически директором библиотеки. Ему вменялось в обязанность непосредственное руководство всеми работами библиотеки, надзор за правильностью расходования сумм, присмотр за служащими.
   В 1811 году после смерти Строгонова должность главного директора императорских библиотек была упразднена.13 октября 1811 года одновременно с переименованием императорской библиотеки в Императорскую Публичную А. Н.Оленин был назначен ее директором. Первым шагом директора было создание правовых, уставных документов, определяющих место и роль библиотеки, ее задачи и права, штат, финансовые и прочие, без чего ни одно государственное учреждение существовать не может.
  Разработанный Олениный первый устав Библиотеки был утвержден в 1812 году под названием “Начертание подробных правил для управления им. Публичной Библиотекою”. В нем был определен штат Библиотеки – семь библиотекарей, семь помощников, хранитель рукописей и его помощник, а так же вспомогательные служащие.
  Когда Оленин пришел в Библиотеку, в ней работали преимущественно люди, знающие польский или французский языки. Постепенно Оленин освобождается от людей, взятых во времена Шуазеля-Гуффье. И в первые же годы, Оленин пригласил в Библиотеку новый, ему известных людей, которые, по его мнению, способны были выполнить основную задачу - сформировать национальную библиотеку России. Новыми служащими стали: В.С.Сопиков, прозванный впоследствии “отцом русской библиографии”, поэт и переводчик Н.И. Гнедич, баснописец И.А. Крылов, А.Х.Востоков, А.И.Ермалаев.
  Это им пришлось распределять книги по фондам, составлять первые каталоги, принимать в читальных залах первых, еще не многочисленных посетителей. Особенно важным они считали «употреблять все меры к скорейшему составлению собрания российских книг, доселе из печати вышедших».
  Оленин многократно подчеркивал, что труд в Библиотеки «по существу своему требует особых сведений, познаний и способностей, нежели в других службах». Библиотекарь обязательно должен иметь “основательные познания в отечественном и иностранных языках”, особенно в латинском и греческом. Он должен обладать нужными библиографическими сведениями, то есть знаком с известными в ученом свете книгами по части наук, словесности и искусств”. Он должен знать ”главное содержание всякой книги”, быть ”живим каталогом своего отдела”.
  В обязанности библиотекарей и их помощников входило хранить и содержать в порядке фонды, принимать читателей и ”доставлять им нужные сведения”, проводить суточное дежурство по библиотеке.
  По предложению Оленина, в утвержденном 14 октября 1810 года Александром I ”Положении о управлении Императорскою библиотекою” было записано, что ей ”даруется право…получать безвозмездно по два экземпляра каждой вновь издаваемой книги из всех типографии, в империи состоящих…” С апреля 1811 года Библиотека стала получать обязательные экземпляры книг. В среднем по закону об обязательном экземпляре в Библиотеку поступало ежегодно по 600-700 книг.
  Алексей Николаевич Оленин оставался директором Императорской Публичной библиотеки до конца своих дней, 1843 года.
  Эта библиотека, всегда славилась уникальностью своего фонда. С момента открытия библиотеки ее сотрудники вели непрерывную борьбу для умножения книжных богатств. Они разыскивали книги, напечатанные в России за предыдущие века, скупали их у книготорговцев, приобретали в разных городах России, добывали из дублетных фондов Академии наук, университетов и других учреждений. Особенно много старопечатных книг и изданий XVIII века поступило в составе богатых коллекций купленных у известных в то время собирателей. Книги времен Ивана Грозного и Петра I, реляции походов Румянцева и Суворова, русские сатирические журналы, потайные раскольничьи издания, сохранившиеся в сундуках купеческих горниц, на пыльных чердаках или шкафах коллекционеров, перебирались на еще недавно пустовавшие полки Русского отделения библиотеки.
  Необходимо также было обеспечить доставку обязательного экземпляра выходивших в стране изданий, а поскольку многие книгоиздатели не выполняли этого правила, Сопикову и Крылову приходилось по всевозможным источникам следить за новой книжной продукцией и добиваться их поступления в Библиотеку. Несколько сотен книг было в отделе, когда Крылов вступил в заведование этим отделением, а ко времени его ухода из Библиотеки в 1841 году в ней насчитывалось уже приблизительно 30 тысяч. К середине XIX века здесь было сосредоточенно более 90 %изданий, вышедших в России с начала книгопечатания. Как отмечали современники, “библиотека могла гордиться, что напечатанного на русском церковнославянском языках в ней неизменно более, чем есть где-нибудь, и притом множество такого, чего нигде нет”.
  В иностранном фонде библиотеки к моменту ее открытия находились книги преимущественно на латинском, французском, польском, немецком языках, изданные до середины XVIII века причем преобладали среди них богословские и исторического содержания, а также издания античных классиков. Предстояло существенно обновить этот фонд, а главное - привести его в соответствие с требованиями времени и потребностями читателей.
  Пришедшие в библиотеку во второй четверти XIX века В.И.Собольщиков, Р.И.Минулов, помощник директора - писатель и композитор В.Ф.Одоевский отдавали комплектованию иностранного фонда очень много сил. Их поддерживал и тогдашний директор библиотеки М.А.Корф (1849-1861 года работы). Корф выдвинул задачу привести богатые древностями книгохранилище в современный уровень с современною наукою. Поэтому особое внимание уделялось покупке книг по физике, химии, математике, медицине. В связи с ростом железнодорожного строительства, библиотека собирала все выходившие в свет книги о паровозах и рельсовых путях. Значительно пополнились фонды книг по сельскому хозяйству, экономике, банковскому делу.
  Не забывались при этом и гуманитарные науки: тщательно собирались издания исторических источников - от публикации египетских иероглифов до летучих листков французской революции 1789 года, от многотомной серии описаний путешествий, выпускаемой лондонским Хэклейтским обществом , до материалов археологических раскопок в странах Африки, Азии и Америки. У одного только библиографа П.К.Сухтелена было куплено 27 тысяч книг, а всего к середине XIX века было приобретено свыше 170 тысяч книг, и по составу всего иностранного фонда было приблизительно 350 тысяч. Публичная библиотека вышла в ряды крупнейших.
  В первой половине XIX века библиотека купила, а также получила в дар личное собрание известного библиофила А.И.Кастерина, известного собирателя ”российских древностей” П.К.Фролова, библиофила графа Ф.А.Толстого, “древнехранилище” историка М.П.Погодина.
Во второй половине века особенно большой размах приняли дары, поступившие в библиотеку от ее многочисленных читателей и почитателей. Литераторы и ученые дарили свои собственные произведения и специально подобранные коллекции по различным отраслям знания. В числе дарителей были: врач Н.И.Пирогов, астроном В.Я.Струве, математик М.В.Остроградский, врач и лингвист Даль, историки Костомаров,Погодин и многие другие.
  В разные годы поступили библиотеки государственных деятелей С.К.Вязмитина, А.Я.Лобанова-Ростовского, И.Я.Италинского, П.К.Сухтелена, а также собрания П.Ф.Коробанова, И.П.Каратаева.
  Среди дарителей были мелкие чиновники, купцы, представители разночинной интеллигенции.
  Вспоминая об этом времени, В.В.Стасов писал: “Со всех сторон сыпались приношения книгами, рукописями, гравюрами, всякими типографическими редкостями и драгоценностями. Все наперерыв старались отыскать у себя в старых шкафах, в забытых углах здесь или в провинции, что-нибудь такое, что можно было бы подарить Библиотеке, прибавить к ее все более и более разраставшимся коллекциям”.
  Умножению этого капитала содействовали и зарубежные друзья Публичной библиотеки. Ценные книги были получены от чеха Ф.Миклошича, серба В.Кароджича, француза П.Мериме, от многих писателей ученых Англии, Германии, США, Дании, Голландии, Италии.
  Большой размах приняла покупка книг через зарубежных комиссионеров, ни один крупный аукцион не проходил без участия агентов Публичной библиотеки, приобретавших редкие старинные издания.
  В первый год открытия библиотеки в ней занимались всего 969 читателей, получивших для чтения 1341 книг, через пятьдесят лет число читателей превысило 6000 и книговыдача 200 тысяч, а к началу XX века эти цифры более чем удвоились.
  Росло и число читальных залов: в 1862 году был пристроен Собольщиковский корпус, а в 1901 году - Воротиловский, и Библиотека занимала уже целый квартал - от Невского проспекта до Толмазова переулка.
Нужно также сказать об уникальности фонда отдела литературы на национальных языках Публичной библиотеки - одно из старейших и крупнейших собраний издательской продукции народов многонациональной страны. Ни в одной другой библиотеки мира нет таких значительных по объему, полноте и многообразию фондов.
  Собранные в один отдел за двухвековый период существования Публичной библиотеки, они представляют собой ценнейшую коллекцию произведений печати на 86 языках по всем отраслям знаний (начиная с 15 века). В настоящее время (1995г.) в фонде насчитывается более 1,5 млн.ед.хранения. Кроме первых книг, журналов, газет и других документов каждого этноса, в нём множество раритетов. Раритетность книг определяется её возрастом (временем издания), тиражом или количеством сохранившихся экземпляров, редкими считаются также первые издания классиков. Например, здесь можно найти самые ранние издания, напечатанные на национальных языках ещё до того, как началось книгопечатание на соответствующей территории. Среди них книги 17-19 в..в на грузинском и армянском языках, вышедшие в Париже (1624г.), Риме (1629г.), Амстердаме (1668г.), Константинополе (1700г.), Лондоне (1736г.), Венеции (1827г.), на чувашском языке в Санкт-Петербурге (1729г.), на калмыцком – в Астрахани (1825г.) и др.
  По богатству дореволюционных газет и журналов отдел литературы на национальных языках Российской национальной библиотеки входит в пятёрку крупнейших библиотек мира. Здесь есть документы, которые не сохранились даже там, где они издавались.
  Полнота фондов литературы на национальных языках крупнейшей библиотеки сложилась в результате поступления обязательного экземпляра и приобретения из частных библиотек.
  Содержание фондов не только иллюстрирует определённые этапы развития книгопечатания у различных народов бывшего Союза, но и является интереснейшим объектом изучения, также наряду с изданиями на русском и иностранных языках – источником исследования истории культуры народов многонациональной страны.
  Организация самостоятельного комплексного отдела национальных литератур в Российской национальной библиотеке была вызвана, во-первых, спецификой содержащейся в её фондах издательской продукции, во-вторых, тем, что эти фонды используются в основном читателями, которые владеют национальными языками или изучают их. Выделение фондов литературы на национальных языках в самостоятельный комплексный отдел, как показала многолетняя практика, вполне целесообразно и всесторонне обслуживать читателей можно именно при такой организации.
  Единый документальный фонд Российской национальной библиотеки на национальных языках берёт своё начало с 1841г. (тогда отдел назывался Восточным отделением). В нём отразились все этапы формирования многонациональной культуры дореволюционной России и СССР, возникновение, становление и развитие литературы, науки и культуры многих этносов. Именно фонды отдела представляют национальное достояние России в духовном, языковом и культурном единстве.
  Этот уникальный фонд имеет огромную культурную ценность как единственная в мире коллекция, собранная воедино, поэтом сохранить его в таком виде, в каком он существует в настоящее время, чрезвычайно важно. Мы уверены, в будущем россияне будут гордиться таким фондом, т.к. подобных собраний, сосредоточенных в одном отделе, нет нигде в мире.
  Первая национальная библиотека России с самого основания была призвана не только собирать, хранить, изучать произведения печати и памятники письменности, но и представлять их людям “всех состояний” в бесплатное пользование. Её справедливо называли “Лабораторным центром русской науки” (Э.Л.Радулов) и народным университетом. Заинтересованность в процветании библиотеки порождала “зоркий контроль общества” за её деятельностью.
  Общественная значимость Центральной Публичной библиотеки делала её одним из предметов дискуссий и споров, возникавших в печати в переломные моменты истории страны. Трудно, пожалуй, найти другую библиотеку, о которой были бы сказаны самые проникновенные слова в русской литературе и печати. Например, об обычном читальном зале. И это совсем неслучайно: через этот читальный зал лучшие люди образованной России 19 и начала 20 века. Именно они и помнили о ней всегда, а когда было нужно, вставали на её защиту. Если проследить за ростом числа публикаций о библиотеке, за приливами и отливами, которые здесь наблюдаются, можно заметить: наибольший интерес в печати её деятельность вызывала в период “общественного возбуждения умов”.
  Особенно активно в борьбе за библиотеку выступало левое крыло русского общественного движения. Декабрист Н.Тургенев резко критиковал обозначившуюся в начале 19 века некоторую официозность Публики, её удалённость от общества. Революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов связывали наступление перемен в России  в пятидесятые годы того же столетия с превращением библиотеки из “храма просвещения” в рабочее учреждение, открывшее свои двери  будущим “сеятелям” – разночинцам. В начале 20 века В.И.Ленин намечал план коренной реорганизации библиотеки. К сожалению, идеологическое единомыслие целесообразных путей развития Публичной библиотеки соответственно  обсуждение вариантов этого выбора в печати. В первые годы советской власти Библиотеке уделялось повышенное внимание. Её переименовали в Государственную публичную библиотеку им.Салтыкова-Щедрина.
  Тяжёлые годы Великой Отечественной войны стали испытанием для библиотеки. Впервые в истории библиотеки создана и подготовлена к печати “Хроника событий: 22 июня 1941 – 9 мая 1945”, в которой день за днём прослежена деятельность крупнейшей библиотеки, продолжавшей работать в течение всей Великой Отечественной войны. В страшные дни блокады сотрудники обслуживали читателей, спасали фонды, были на оборонных работах, занимались научной работой. Источниками для “Хроники” послужили архивные документы и ранее опубликованные материалы. Например, в годы ВОВ в газетах “Правда”, “Труд”, ”Известия” появлялись скупые сообщения о библиографических изданиях Государственной публичной библиотеки, о её помощи фронту, о научных конференциях, проводимых в блокадном городе, мир знал: Ленинград живёт, живёт и мужественно трудятся библиотекари старейшеё в России библиотеки.
  Многие из напечатанных отзывов о работе библиотеки, о её значении для русской науки и культуры принадлежат её читателям. Их социальный и сословный состав менялся по мере демократизации России.
В 19 – начале 20 века трудно было найти в России учённого, который не пользовался бы фондами библиотеки и не прибегал бы к услугам её сотрудников. Н.М.Карамзин при написании “Истории государства Российского” неоднократно обращался за помощью к директору библиотекиА.Н.Оленину и хранителю рукописей А.И.Ермолаеву. Он был первым из читателей библиотеки, кто публично поблагодарил её за эту помощь. Помимо обычных ссылок на её фонды в примечаниях к “Истории государства Российского”, Карамзин счёл нужным оговорить: “Сим замечанием обязан я почтенному А.И.Ермолаеву, любителю и знатоку наших древностей”. Можно даже считать, что именно от Карамзина пошла традиция публично благодарить библиотекарей за их труд – в предисловиях к научным сочинениям, в примечаниях и комментариях к ним. Эта традиция стала устойчивой и дожила до наших дней.
  В после перестроечное время библиотеку переименовали в Российскую национальную. Она занимает сегодня одно из первых мест в мире: её общий фонд на начало 1994г. составлял свыше 31 млн.ед.хранения, из которых 5,6 млн. – на иностранных языках. Гордостью библиотеки является собрание русской книги (11 млн.изданий) – самое ценное в мире собрание книг.
  Российская национальная библиотека комплектует литературу на всех основных языках Европы, Азии и Африки – справочные издания, медицинскую, научно-техническую, художественную литературу и книги по искусству. В ней хранятся наиболее полные собрания сочинений о России, напечатанных до 1917г. на иностранных языках, а также переводов русских сочинений на иностранные языке.
  В журнальных фондах сосредоточено более 12 млн. экземпляров. Здесь представлены все важнейшие журналы нашей страны и стран Заппадной Европы, начиная с 17 века.
  Библиотека хранит богатейшее собрание картографических изданий – 143 тысячи экземпляров; нот и звукозаписей – 327 тысяч.
  В отделе эстампов находится более 1 млн. единиц хранения – гравюры, лубки, плакаты, афиши, эпслибрисы, открытки, альбомы.
  В ряду богатсв Российской национальной библиотеки – собрание инкунабл, западноевропейские издания 17 века, одно из самых знаменитых книжных собраний 18 века – библиотека Вольтера.
  Отдел рукописей хранит уникальные сокровища, начиная с древнеегипетского папируса, ценнейших античных рукописей и французских кодексов и заканчивая редчайшими современными автографами. Всего 445 тысяч единиц. В фонде древнерусских книг имеются библиотеки северных монастырей.
  Библиотека располагает читальными залами на 1398 мест. Она осуществляет дифференцированное обслуживание с учётом возрастного и образовательного уровней читателей. В Российской национальной библиотеке функционируют научные, общие и специализированные читальные залы, в том числе зал для детей и юношества. В течение года библиотека обслуживает свыше одного млн. посетителей, которым выдаются около 11 млн. изданий. Более половины читателей  - научные работники и специалисты различного профиля.
Отдел внешнего обслуживания принимает от организаций и читателей заказы на изготовлении микрофильмов, фотокопий и ксерокопий с материалов, хранящихся в библиотеках.
  Важную роль в обслуживании читателей, в пропаганде книг и раскрытии фондов национальной библиотеки играют выставки, лекции, встречи и экскурсии по библиотеке. Ежегодно в библиотеке организуются около 1500 выставок.
  На первое января 1995г. фонд библиотеки насчитывал 31 млн. 271,6 тыс. ед.хранения.
  С 1988г. в библиотеке издаётся ежемесячный бюллетень “РНБ - Информация” – своеобразная летопись событий, скурпулёзно фиксирующая всю многоаспектную деятельность библиотеки в течение одного года.
Ежегодно Российская национальная библиотека выпускает свыше сорока научных изданий, монографий, библиографических указателей, методических пособий. Круг научных интересов сотрудников РНБ очень широк и включает многие теоретические и практические вопросы библиотековедения, библиографоведения и книговедения.
  В 1995г. библиотека праздновала свой юбилей 200-летие со дня её основания. Много тёплых поздравлений принимали сотрудники библиотеки и её директор В.Н.Зайцев. Уникальность Российской национальной библиотеки всем известно. И хочется верить, что, не смотря на все трудности, связанные с современной жизнью, она не потеряет свой статус.

Библиотечная деятельность И.А.Крылова

  Два знаменательных события в жизни баснописца Ивана Андреевича Крылова произошли почти одновременно. В декабре 1811г. его избрали членом Российской Федерации наук, а в январе следующего приняли на службу в Императорскую Публичную библиотеку. События эти тесно связаны между собой. Академиком он стал потому, что к тому времени его сочинения были признаны “истинным обогащением и украшением словесности российской”. А в Библиотеку его назначили – это было тогда большой честью – за учёность. Её директор А.Н.Оленин, ходатайствуя о принятии Крылова на должность помощника библиотекаря, писал министру просвещения А.К.Разумовскому, что кандидат “известными талантами и отличными в российской словесности познаниями может быть весьма полезен библиотеке”.
  Родился он 13 февраля 1769 года в Москве.
  В 1809 году, когда выходит первая книга Крылова “Басни”, через два года – вторая. Известность возносит Ивана Андреевича на литературный Олимп, он становится членом многих обществ, его избирают в Российскую Академию наук.
  И вот человек с именем, обширными познаниями и писательским талантом назначается “библиотекарским помощником” в Императорскую Публичную библиотеку – правда, вкупе с опытными библиографами, учёными, талантливыми писателями.
  Согласно распоряжению директора Оленина, отныне “помощник библиотекаря г. коллежский асессор Крылов, обще с помощником библиотекаря 14-го класса Сопиковым, заведывает все печатные книги на славянском и российском языке”. Это было, напомню, в январе 1812 года. Затем, в 1816 году, он был произведён в должность библиотекаря того же Русского отдела. В течении 13-ти лет, вплоть до отставки 1 марта 1841г., Крылов служит в Публичной библиотеке.
  Библиотека была государственным учреждением, служащие которого должны были точно и неукоснительно исполнять свои служебные обязанности. Оленин требовал от подчинённых труда добросовестного и усердного. Обязанности библиотекарей были определены директором в обстоятельном регламенте – “Начертание подробных правил для управления ими Публичной библиотекой” (1812г.). В этом документе им предписывались наблюдать за сохранностью фонда, вести каталоги и принимать посетителей. Кроме того, от библиотекарей требовалось знание библиографии и иностранных языков. И ещё: они должны “отличаться добропорядочностью поведения”, “твёрдыми правилами честности и бескорыстия”.
  Иван Андреевич Крылов в полной мере обладал всеми требуемыми качествами и очень исправно нёс библиотечную службу. Но прежде следует упомянуть легенду о лености и нерадивости Крылова. Говорили, например, что дежурства в библиотеке он проводил лёжа на диване и, не отрываясь от чтения, одним только пальцем указывал читателям, где взять приготовленные книги.
  Современники много и колоритно рассказывали и лености Ивана Андреевича, но что касается службы в Библиотеке, то знакомство с подлинными документами, а не с легендами, показывает, что этот “ленивец” на самом деле был неутомимым работником. В этом убеждает сама статистика. В 1804г. в фондах Библиотеки было всего четыре книги на русском языке, к моменту прихода сюда Крылова – несколько сотен, в 1819 году уже 4636, а в 1841-м, в год ухода Крылова в отставку, число их приблизилось к 30-ти тысячам. Основной его задачей, особенно в первые годы службы, было собрание книг. Потребовалось приложить много сил и энергии, чтобы приобрести через книготорговцев и издателей книг русских авторов, журналы и газеты прошлых лет.
  Пополнение новинками шло, прежде всего, за счёт так называемого обязательного бесплатного экземпляра. По высочайшему установлению от ноября 1811г. Цензурный комитет обязан был снабдить Библиотеку экземпляром каждого выходящего в свет издания. Но делал он это не очень-то усердно, относился к дополнительной обязанности как к обузе. Приходилось посылать в Цензуру напоминания с приложением списков недоставленных книг. А выявить их в то время было совсем непросто: “книжной летописи” – государственного указателя всего того, что увидело свет в стране, тогда не существовало (н.20в.).
  Вот и приходилось Ивану Андреевичу просматривать книгоиздательские и книготорговые каталоги, следить за объявлениями о выходе новых книг, за отзывами о них в печати, обходить книжные лавки.
  Иногда Крылову приходилось обращаться и непосредственно к авторам – учёным и писателям – с письмами, в которых он почтительно и в то же время настойчиво просил их жертвовать свои книги для общественного пользования.
  Иван Андреевич сам описывал поступившие обязательные экземпляры, поступившие обязательные экземпляры на карточках, сведения с которых переносились писцами в каталожные книги.
  Решал библиотекарь Русского отдела Крылов и другую – сложную и трудоёмкую – задачу: собирал все старые русские книги, вышедшие в свет с начала книгопечатания до 1811 года все газеты и журналы прошлого века. Решая её, Иван Андреевич проявил себя и как рачительный хозяин (купить подешевле), и как глубокий знаток отечественной книги. Действовал он неторопливо, обдуманно, обстоятельно. Просматривал каталоги, знакомился с частными собраниями и отдельными поступлениями, участвовал в торгах, посещал книжные лавки.
  Но комплектование фонда – только часть библиотечных обязанностей Крылова.
  Иван Андреевич участвовал в подготовке книговедам и библиографам, с помощником библиотекаря Василием Степановичем Сопиковым фундаментального труда “Опыт российской библиографии” (ч.1-5, 1813-1821г.г.), а в 1816г. подготовил вместе с ним рабочий “Каталог Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся”, включивший свыше 2000 описаний книг. Сейчас этот каталог хранится в Отделе рукописей Библиотеки. Здесь же хранятся капитальный библиографический труд под названием “Библиографические алфавитные указатели, составленные И.А.Крыловым, библиотекарем Императорской Публичной Библиотеки, и писанные его рукой”.
  Крылов впервые применил систему шифровки книг с одновременным проставлением шифров в каталоге, предвосхитил на два десятилетия этот метод в масштабе всей Библиотеки. В начале 1820-х годов он составил ещё несколько рукописных указателей к русскому фонду по различным отраслям знания, где применил широкую систему ссылок, впервые разработанную им классификацию художественной литературы по жанровому признаку…
  Библиотечное начальство неоднократно отмечало “усердную и похвальную службу” Ивана Андреевича Крылова. А за составление каталога Ивана Андреевича наградили орденом Владимира 4-й степени. Девиз ордена - “Польза, честь, слава”.
  Следует добавить, что Иван Андреевич во время пребывания в Библиотеке выполнял по поручению Оленина немало специальных заданий. Он был, например, членом комиссии по составлению славяно-русского словаря, писал записи и принципах каталоголизации книг, входил в состав хозяйственного комитета, готовил всевозможные библиографические материалы.
В заключении, нужно добавить, что Крылов не только способствовал росту книжных богатств Публичной библиотеки и составлял всевозможные указатели и каталоги, но и часто дежурил в читальном зале. И в обслуживание читателей он внёс присущую ему смекалку, разработав новую систему выдачи книг. Оставляя литературу на определённый срок в читальном зале, современный посетитель обычно и не подозревает, что обязан этой возможностью правилам, предложенным Крыловом.
…Наивно было бы в наши дни отыскивать в библиографической и библиотечной практике великого баснописца какие-то крупицы конкретного опыта, которые можно перенять и использовать. Важно другое – вспомнить, что когда-то в России статус библиотекаря был необычайно высок. Кроме Крылова библиографами были выдающиеся деятели культуры Н.И.Гнедич, М.И.Заганин, К.Н.Батюшкова, А.А.Дельвиг,А.Х.Востоков, В.С.Сопиков, В.Г.Анастасевич. Более того, в те времена стать почётным библиотекарем (существовало такое звание!) было труднее, чем… академиком!
А ещё один урок Ивана Андреевича Крылова библиотекарям следующих поколений – его отношение к своим обязанностям, его представление о своём долге. Приведу характерные его высказывания. “Я свою должность, - с гордостью говорил он, - ни на какую другую не променяю”. В библиотеке надо быть ”человеком работающим и занимающимся делом своим по любви; с таким расположением легко можно привести свою часть в устройство”.
  Устройством Русского отделения великий баснописец и замечательный библиотекарь занимался три десятилетия, и занимался, как говорил о нём А.И.Оленин, с”отличным рвением и успехом”.

Список используемой литературы

1.   Глухов
      Библиотекарь Иван Крылов: “Я свою ни на какую другую не променяю”
      //Библиотековедение.-1999.- №1. –с.95-101
2.    Голубева О.Д.
       Хранители мудрости.- М.: Изд-во “Книгопалата”, 1988.- (Деятели книги)
3.    Голубева О.Д.
       В мире книжных сокровищ.- Л.: Лениздат, 1988.- 272с.
4.    Голубева О.Д., Гольдберг А.П.
       На полках Публичной библиотеки: Очерки.- М.: Книга, 1983.- 224с.
5.    Два века назад по повелению императрицы Екатерины Второй Россия обрела
       национальную библиотеку //Библиотека.- 1995.- с.1-14
Спасибо за предоставленный материал студентке ОмГУВершининой С.П., группа УБ-21