П р о г р а м м а

 дисциплины

Методика социально-культурной деятельности

(специальность 053100 социально-культурная деятельность)

 

Составитель

доцент кафедры СКД ОмГУ,

к.и.н. Н.И. Лебедева

  

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Новаторов В.Е.

Кандидат педагогических наук, доцент Волощенко Г.Г.

 

Пояснительная записка

 

Методика социально-культурной деятельности - третья по счету, завершающая часть комплексной учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность". Её изучению предшествуют углубленное "погружение" в историю социально-культурной деятельности и овладении теоретическими основами последней.

Данная трёхчастная дисциплина изучается студентами, обучающимися по специальности 053100 - социально-культурная деятельность и получающими одну из названных специализаций:

-         управление и экономика социально-культурной сферы;

-         педагогика социально-культурной сферы.

Цель дисциплины - выведение на технологический уровень теоретических знаний и представлений о социально-культурной деятельности с учетом современных её парадигм и концепций развития.

 

Задачи курса

-         проследить эволюцию и развитие форм и методов социально-культурной деятельности, адекватных определенных её парадигмам;

-         изучить теоретические основы общей, частной и отраслевой методики социально-культурной деятельности;

-         овладеть практическими и умственными навыками разработки и реализации социально-культурных проектов и программ;

-         рассмотреть технологические особенности отдельных областей социально-культурной деятельности (культуротворческая деятельность, культуроохранная деятельность, социально-образовательная деятельность и др.);

-         изучить приёмы и способы эффективного использования средств эмоционального воздействия в различных организационно-методических формах социально-культурной деятельности;

-         освоить принципы и методы социокультурного проектирования в различных социокультурных ситуациях, ориентированных на различные слои и группы населения.

 

Порядок изучения курса

 

"Методика социально-культурной деятельности" изучается студентами дневной формы обучения на 2-ом курсе. В 3-м семестре студенты сдают зачет, в 4-м - экзамен по всему изученному материалу.

Формы занятий: лекционные (60 часов), семинарско-практические (72 часа), индивидуальные (8 часов). Кроме того, в 4 семестре студенты выполняют и защищают курсовую работу по одной из предложенных кафедрой тем. При написании курсовой работы студенты опираются на знания, полученные ими при изучении "Истории СКД", "Теории СКД" и "Методики СКД".

 

Тематический план курса

Объем аудиторных часов - 140

 

разделов и тем

Наименование разделов и тем

Отведено ауд.часов

в том числе

лекц.

с/пр.

инд.

I.

Общетеоретические основы научной методики СКД

 

 

 

 

1.1.

 

Методология и методика СКД. Предмет, цели и задачи курса

2

2

-

-

1.2.

Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций

6

4

2

-

1.3.

Методика и технология СКД: общее и различия

4

2

2

-

1.4.

Современные проблемы и технологические концепции СКД

4

2

2

-

1.5.

Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика

4

2

2

-

1.6.

Средства СКД: особенности их применения в различных направлениях и сферах деятельности

4

2

2

-

1.7.

Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания

6

4

2

-

II.

Технологии социально-культурной деятельности

 

 

 

 

2.1.

Культуротворческие технологии СКД

10

4

6

-

2.2.

Рекреативные технологии СКД

10

4

4

2

2.3.

Образовательные технологии СКД

10

4

6

-

2.4.

Социально-защитные технологии СКД

10

4

6

-

2.5.

Исследовательские технологии СКД

10

4

4

2

2.6.

Проектные технологии СКД

10

4

4

2

2.7.

Инновационные технологии СКД

10

4

4

2

2.8.

Коммуникационные технологии СКД

8

4

4

-

2.9.

Информационно-рекламные технологии

4

2

2

 

2.10.

Этнонаправленные технологии СКД

8

4

4

-

2.11.

Управленческие технологии СКД

10

4

6

-

2.12.

Зарубежный опыт СКД, его творческое использование

10

2

8

-

 

ВСЕГО:

140

60

72

8

 

Раздел I. Общетеоретические основы научной методики СКД

Тема 1.1. Методология и методика СКД. Предмет, цели и задачи курса

1. Социально-культурная деятельность как самостоя­тельное фундаментальное научное и образовательное на­правление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образователь­ных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля.

Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания.

Структурный состав теории социально-культурной деятельности.

Основные функции научного знания о социально-культурной деятельности.

Объективная потребность общества в изучении и ос­мыслении исторического опыта, теоретических основ и технологии социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания.

2. Характеристика целей и задач курса.

Взаимосвязь предмета с общенаучными и специаль­ными дисциплинами.

Преломление в практике социально-культурной дея­тельности положений и закономерностей философии, со­циологии, педагогики, общей и социальной психологии, тео­рии культуры, этики и искусствоведения, права, теории управлении и экономики.

Основные и вспомогательные понятия современной теории и практики современной социально-культурной дея­тельности.

Трактовка базовых понятий предмета в Основах зако­нодательства РФ о культуре.

Основные понятия содержания социально-культурной деятельности, множественности ее субъектов.

Термин «культурные ценности» и их классификация.

Тема 1.2. Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций

1. Объективная и закономерная необходимость и неиз­бежность существования различных классификационных схем культурных ценностей. Их сравнительный анализ. Деятельностная концепция культуры и ее интерпретация М.С. Каганом.

2. Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного и библиотечного дела.

Тема 1.3. Методика и технология СКД: общее и различия

1. Понятие методики социально-культурной деятельности.

2. Понятие технологии социально-культурной деятельности, ее структура.

Тема 1.4. Современные проблемы и технологические концепции СКД

Широкий спектр современных технологий как следст­вие смены социокультурной парадигмы, обновления содер­жания, подходов, менталитета социально-культурной дея­тельности. Многообразие социально-культурных техноло­гий. Его обусловленность необходимостью освоения совре­менного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.

Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания.

Тема 1.5. Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии. Культуроориентированные технологии. Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические технологии. Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

Функциональный или процессуальный признак. Образовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитацион-ные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лировани.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии. Специа­лизированные или групповые технологии. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности.

Технологии общественных связей в социокультурной среде.

Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере.

Традиционные и нетрадиционные технологии.

Тема 1.6. Средства СКД: особенности их применения в различных направлениях и сферах деятельности

Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.

Тема 1.7. Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания.

1. Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении. Воспита­тельные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.

2. Типичные недостатки использования технологического арсенала в социально-культурной сфере.

3. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.

Раздел II. Технологии социально-культурной деятельности

Тема 2.1. Культуротворческие технологии

1. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.

2. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культур­ного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

4. Различные виды творчески формирующих, развиваю­щих технологий. Организация самодеятельного художест­венного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества, авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятель­ности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытово­го музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ. Активное внимание к художественному моделирова­нию.

5. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.

6. Мозговая атака как способ развития творческого, об­разного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности дейст­вовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией

7. Тенденции к расширению культуротворческих про­цессов в открытой социальной или экологической среде. За­крепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.

Тема 2.2. Рекреативные технологии

1. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

2. Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Ис­пользование в оздоровительной работе методов биоэнерге­тики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.

4. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

5. Индивиду­альный, групповой, семейный туризм.

Тема 2.3. Образовательные технологии

1. Образование как вид социально-культурной деятель­ности. Источники и составные части образовательных тех­нологий: синтез достижений педагогической науки и прак­тического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагоги­ческих инноваций, опыта авторских школ; единство фило­софских, социальных, психологических факторов образова­тельного процесса.

2. Классификация образовательных технологий по це­лям, содержанию, средствам и методам, применяемым в со­циально-культурной деятельности.

3. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошколь­ные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образова­ния. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

4. Типология по используемым способам, методам, сред­ствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии програм­мированного и проблемного обучения. Технологии разви­вающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

5. Типология по функционально-организационному при­знаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обуче­ния. Классно-урочные, академические и клубные техноло­гии. Технологии продвинутого уровня. Технологии компенси­рующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудниче­ства и авторитарные технологии. Альтернативные технологии.

6. Матрица для описания и анализа образовательных технологий, используемых в процессе социально-культурной деятельности.

7. Мастер-класс как обучающая общественная презента­ция в процессе социально-культурной деятельности.

8. Структура авторской образовательной программы.

Тема 2.4. Социально-защитные технологии

1. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образо­вания, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

2. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточ­ностью. Рекреосервисные игровые технологии для социаль­но-незащищенных категорий населения. Меценатство, попе­чительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

3. Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия - социокультурные технологии, на­правленные на реабилитацию детей с проблемами умствен­ного и физического развития. Реабилитационные возможно­сти театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия). Игровая дея­тельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.

4. Методики использования льготных прав и свобод, льготных систем налогообложения и социальных гарантий как фактор привлечения отечественных и зарубежных инве­сторов в предпринимательские социально-культурные про­екты и инициативы.

5. Досуговые, культуротерапевтические технологии как фактор нейтрализации и преодоления стрессовых со­стояний.

Тема 2.5. Исследовательские технологии

1. Назначение исследовательских технологий на началь­ном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследо­ваний для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.

2. Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы.

3. Внутренние и внешние источники получения исход­ной информации.

4. Выбор методов исследовательской работы. Контроль­ные вопросы для осуществления выбора методов исследова­ния. Как будут использоваться результаты исследования.

5. Два типа исследовательских технологий: формализо­ванные и неформализованные.

6. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социаль­но-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и за­кономерностях досуга.

7. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологиче­ского изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.

Тема 2.6. Проектные технологии

1. Назначение проектных технологий на организацион­ном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.

2. Исторические и методологические основания проект­ных технологий в социокультурной жизни России.

3. Выбор тематики социально-культурных проектов для досуговой сферы. Обусловленность выбора конкретным со­циальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

4. Проект как форма культурной самодеятельности насе­ления, его возрастных, социальных, профессиональных, эт­нических групп. Право каждого человека или группы людей на участие в конкурсе проектов, в реализации открытого социального заказа и возможности получения международного, регионального или локального (местного) гранта.

5. Разновидности социально-культурных проектов: про­екты формирования социально-культурной (развлекатель­ной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

6. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и не­государственных (общественных, коммерческих и др.) субъ­ектов социально-культурной деятельности.

7. Выстраивание политики протекционизма по отноше­нию к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и от­дельных граждан.

8. Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона.

9. Анализ собственных возможностей и объективных ус­ловий для реализации социокультурных технологий.

10. Проектная концепция.

11. Разработка проектной заявки. Описание как оформле­ние содержательной части проекта. Бюджет проекта. Технологии экспертизы проекта.

12. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы..

13. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.

Тема 2.7. Альтернативные (инновационные) технологии

1. Альтернативные (инновационные) технологии и их противостояние традиционным подходам какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, от­ношениями и позициями участников социально-культурной деятельности. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

2. Суть альтернативных технологий, используемых в со­циально-культурной сфере. Радикальный отказ как от тради­ционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и ме­тодических принципов, и замена их другими, альтернатив­ными.

4. Понятие об инновационной деятельности в социально-культурной сфере. Сущность понятий «инновация» и «ново­введение». Инновации и инновационные технологии как ак­тивные элементы повышения эффективности социально-культурной деятельности.

3. «Проблемность ситуаций» как необходимая предпосылка для использования инновационных технологий. Конструктивные инициативы в сфере культуры, быта, досуга и роль инновационных технологий, способствующих их кристаллизации и самоорганизации различных групп населения.

4. Закономерность «нововведение - социально-культурная среда» и ее учет в использовании инновацион­ных технологий. Критерий подготовленности среды к социокультурным инновациям. Реакция среды на привнесен­ную извне инновацию. Возникновение ситуации, когда про­исходит «выталкивание» внешнего агента инновационной технологии.

 5. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

6. Механизм осуществления инновационной технологии.

7. Сопутствующие факторы. Контроль за содействием. Обеспечение гласности. Изучение отечественного и зару­бежного опыта. Изучение спроса социокультурной среды на новацию, сбор заявок.

Тема 2.8. Коммуникационные технологии

1. Сходство и различия процессов коммуникации и ин­формирования (распространения информации) в практике социально-культурной деятельности.

2. Сущность механизма коммуникационных технологий. Структура коммуникационной модели.

3. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности.

4. СД-технологии межличностного и межгруппового общения.

5. Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

Тема 2.9. Информационно-рекламные технологии

1. Отличие информационно-рекламных технологий от коммуникационных. Обязательные составляющие механиз­ма информационно-рекламных технологий.

2. Современные технические средства, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других ви­дов информационной печатной продукции.

3. Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; стати­стические данные по профилю деятельности; базовая специ­альная и справочная литература; протоколы важных заседа­ний и встреч; подборка всей информации о своей организа­ции и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..

4. Управленческие аспекты информационных ресурсов в социально-культурной деятельности. Информационное обеспечение управленческих решений в социально-культурной сфере. Организация и использование социально-культурного мониторинга. Развитие различных форм информационного обмена и сотрудничества между органами культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, спорта, национально-культурными центрами, общест­вами, объединениями и движениями.

5. Перспективы дальнейшего роста информационной потенциала социально-культурной сферы за счет использо­вания современных технологий, аудиовизуальных средств, компьютерных программ, массмедиа.

6. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвиже­ния образовательных, художественно-зрелищных, развлека­тельных и других досуговых предложений и инициатив.

7. Модель использования социально-культурных техно­логий в период проведения массовых избирательных кампа­ний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Со­держание информационно-рекламного обеспечения избира­тельной кампании как необходимого элемента ее менедж­мента.

Тема 2.10. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества

10. Этническая природа социально-культурных процес­сов. Этнография и страноведение как методологическая ос­нова сравнительного анализа технологий межнационального и международного сотрудничества в социально-культурной сфере.

Диаспора как социокультурный институт, решающий не только этнокультурные, но и экономические, политиче­ские, психологические проблемы, стоящие перед нетитуль­ным населением того или иного региона.

2. Закон РФ о национально-культурной автономии (1996) как форме национально-культурного самоопределения в ви­де общественного объединения граждан Российской Феде­рации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытно­сти, развития языка, образования, национальной культуры.

3. Широкое распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных сту­пенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональ­ной самореализации.

4. Национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организа­ций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

5. Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

6. Этнонаправленные технологии - инструмент межна­ционального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в коорди­нации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого уча­стия населения в социально-культурной деятельности, ут­верждение культурной самобытности каждого народа.

Взаимообен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере - перспективный фактор укреп­ления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Тема 2.11. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

1. Социально-культурная деятельность как объект управления. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере. Исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента в современной социо-культурной деятельности.

2. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике социально-культурного менеджмента. Социально-культурный менеджмент как система принципов и структурных элементов. Социально-культурный менедж­мент как деятельный процесс и его функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Уровни и модели соци­ально-культурного менеджмента.

3. Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности. Их определение как совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

4. Типология организационных, ресурсообразующих технологий социально-культурной деятельности.

5. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельно­сти. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктив­ной информации. Технологии информационного обеспече­ния.

6. Мониторинг социально-культурных процессов. Необ­ходимость и сущность комплекса наблюдений и исследова­ний социально-культурных процессов. Современные техно­логии проведения мониторинга социокультурной сферы: ви­ды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.

7. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.

8. Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рек­ламы в социально-культурной сфере.

Тема 2.12. Зарубежный опыт СКД, его творческое использование

1. Основные направления социально-культурного взаи­мообмена и сотрудничества между странами на уровне госу­дарственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совме­стных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций.

2. Важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей. Обеспечение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.

Темы индивидуальных заданий

1. Написание сценария, в качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятельности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.), в котором не­обходимо изложить несколько наиболее вероятных вариан­тов развития ситуации на ближайшую перспективу.

2. В качестве метода прогнозирования развития какой-либо острой для региона (города, области) социально-культурной проблемы провести ее сканирование - об­зор публикаций в общих и специальных изданиях. По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими выво­дами и комментариями для доклада руководству или высту­пления на совещании.

3. Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана на оказание со­циально-культурных услуг.

4. Тест по референтометрии, позволяющий выявить мотивы их межлич­ностных выборов или предпочтений.

Социокультурные практикумы

1.     Экскурсия по территории Омской крепости – 2 часа.

2.     Экскурсия по г. Омску: «От классицизма к классицизму» (1790-1950-е годы в архитектуре Омска) – 2 часа.

3.     Экскурсия на выставку в музей – 2 часа.

4.     Экскурсия на выставку в картинную галерею – 2 часа.

5.     Посещение концептуальной выставки – 2 часа.

6.     Посещение спектаклей театральных фестивалей – 2-4 часа.

 

Темы курсовых работ.

1.     Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.

2.     «Нетрадиционные» оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, ку­рортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные,

3.     Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (рестав­рации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

4.     Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

5.     Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

6.     Образовательные, обучающие, просветительные технологии.

7.     Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии.

8.     Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

9.     Индивидуально ориентированные технологии в социально-культурной среде.

10. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

11. Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные технологии.

12. Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий.

13. Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении.

14. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.

15. Технологии организации краеведческой работы.

16. Реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения. Реновация утраченных памятников архитектуры. За и против. Международный опыт и нормы. Реалии и дискуссии 1990-х годов в России.

17. Вывоз культурных ценностей за рубеж в 1918-1930-е годы. Репатриация культурных ценностей за рубеж в 1990-2002 годы.

18. Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов.

19. Поисково-исследовательская работа по изучению «уходящих» технологий и ремесел.

20. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.

21. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

22. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

23. Образование как вид социально-культурной деятель­ности. Ланкастерские школы в России и за рубежом.

24. Образовательные технологии работы с трудными и одаренны­ми детьми в практике социокультурных учреждений.

25. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

26. Меценатство, попе­чительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

27. Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, на­правленные на реабилитацию детей с проблемами умствен­ного и физического развития.

28. Реабилитационные возможно­сти театрального искусства.

29. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).

30. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов.

31. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования.

32. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ.

33. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

34. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

35. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.

36. Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети. Программная реализация сайта.

37. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ.

38. Конкретные национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии.

39. Разработка примерных программ досуга для междуна­родного детского лагеря.

40. Социально-культурные процессы в России и Православная церковь.

41. Со­циализация детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени.

42. Местные фонды и про­граммы социально-культурной поддержки и развития.

43. Приватизация и ее последствия для деятельности уч­реждений культуры, досуга.

44. Компьютерные технологии и виртуальная реальность в киноискусстве последнего десятилетия.

45. Музей и церковь: традиция прерванная, традиция живая – церковно-археологические музеи России.

46. Театральное искусство и театральная деятельность в регионе.

47. Основные тенденции развития пластических искусств в Сибири. Союз художников и другие творческие объединения. Выставочная деятельность.

48. Музыкальная культура и концертная деятельность в Сибири. Общая картина. Музыкальное творчество. Конкурсы. Концертная деятельность.

49. Состояние объектов культурного наследия Сибири. Историко-культурные территории. Исторические города и поселения.

50. Территории Всемирного наследия. Объекты культурного наследия как туристические объекты.

51. Состояние музейной сети. Музейный фонд. Оптимизация механизмов финансирования. Процесс модернизации в музеях.

52. Книгообеспеченность населения фондами публичных библиотек. Процесс модернизации в библиотеках.

53. Язык. Основные тенденции в развитии нормативного языка. Культура речи. Русский язык как государственный. Русский как иностранный.

54. Динамика количественных показателей в культуре Сибири. Клубы. Театр. Музеи. Библиотеки. Кинотеатры. Музыкальные концерты. Цирки.

55. Концептуальная модель муниципального музея. Опыт и проект.

56. Провинциальные музеи Европы в XIX – начале XXI века.

57. Провинциальные музеи России в XIX – начале XXI века.

58. Гражданское общество и проблема человека на рубеже XX - XXI веков.

59. Ф.М. Достоевский и мировая культура. Местная интерпретация пространства Достоевского.

60. Современная музейная архитектура.

61. Военные музеи в мире и в России.

 

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. - 218 с.

2.     Карпухин О.И. Культурная политика и менеждмент. М., 1998. - 174 с.

3.     Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. М.: МОНФ, 2000.

4.     Культурное и природное наследие России. Вып. 1. М.: «Биоинформсервис», 1996.

5.     Общая музеология. Омск, 2001.

6.     Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. М., 2001.

7.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995.

8.     Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

 

Законодательные акты и инструкции, документальные материалы

1.     Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М., 1993.

2.     Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. 1992. 17 ноября.

3.     О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 30 с.

4.     О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. - 115 с.

5.     О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. - 85 с.

6.     О национально-культурной автономии. Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 20 с.

7.     О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)» // «Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 715». M., 1996. - 115 с.

8.     Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. – 614 с., илл.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краевед­ческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.

2.     Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.

3.     ХХ век и пути развития европейской культуры: Материалы конференции. М., 1997.

4.     Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. Функции – воздействие – востребованность. М., 2000. - 376 с.

5.      Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель­ности. М.: МГУК, 1998.

6.     Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. Теория и история. М.: Академический проект, 2001. - 592 с.

7.     Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: про­блемы индивидуализации и социально-культурной инте­грации. СПб., 1996.

8.     Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: «Петрополис», 2001. – 224 с.

9.     Кедринский А.А. Основы реставрации памят­ников архитектуры. М., 1999.

10. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.

11. Культура памяти: Сб. науч. статей / Российский институт культурологии. Науч. ред. Э.А. Шулепова. Сост. А.В. Святославский. М.: «Древлехранилище», 2003. - 276 с.

12. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: «Либерия», 1998. 296с.

13. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.

14. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М., 2002. - 368 с.

15. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.

16. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998.

17. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с.

18. Мосалев Б.Г. Социология досуга. М., 1995.

19. Музеи мира – партнеры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка живописи из музеев Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, США, Франции и России. К 100-летию основания Музея / Ред.-сост. К.С. Егорова. – М.: «Галарт», 1998. – 172 с., ил.

20. Музеи Москвы и музеология ХХ века: Тезисы научной конференции. М., 2000.

21. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI в. / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М., 1999.

22. Научно-исследовательская лаборатория социокультурных инно­ваций: Сб. статей. М.: МГУКИ, 1999.

23. Национальная доктрина образования в Российской Фе­дерации. М., 1998.

24.  Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов / МК РФ. РАН. РИИК. М., 1996.

25. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2 / МК РФ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма; РИК. М., 2003. – 456 с.

26. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.

27. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. М.: Стройиздат, 1988. - 264. с.: ил.

28. Российская национальная библиотека. 1795 – 1995 / Ред. В.Н. Зайцев и др. - СПб.: «Лики России», 1995. – 247 с., ил.

29. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспекти­вы. М.: МГУКИ, 2000.

30. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI ве­ков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. - 488 с.: ил.

31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па­радигмы, методология, теория. М., 2000.

32. Музей и дети: Образование, программы, сценарии, уроки-игры. М., 1998.

33. Город и куль­тура: Сб. научных трудов. СПб., 1993.

34. Хадсон А. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

35. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. О.И. Генисаретский. М.: НИИ культуры, 1991.

36. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2001.

37. Музей будущего: информационный менеджмент. Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.

38. Сорос Д. Открытое общество (реформируя глобальный капитализм). М., 2001.

 

Периодические издания

1.     Museum: журнал ЮНЕСКО. 1948 2001.

2.     Искусство кино. 1990 2002.

3.     Курьер ЮНЕСКО. 1948 – 2001.

4.     Город. Омск, 1996 – 2002.

5.     Мир музея. 1990 – 2003.

6.     Омская муза. 1996 – 2000.

7.     Омск театральный. 1990 – 2002.

8.     Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999 – 2002.

 

ВИДЕОФИЛЬМЫ

Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Петербурге. – 21 мин.

Храм Христа Спасителя – разрушение – 37 мин.

Музей А.В. Суворова – 25 мин.

Портреты в камне. Революционное искусство. Власть и церковь. – 26 мин.

48.1. Потерянные шедевры. Синайская Библия. (И. Иванов) – 15 и 22 мин.

48.2. Брамс. Реквием – 2,5 мин.

48.3. Потерянные шедевры из дворца Павла Александровича и Ольги Палей – 30 мин.