П р о г р а м м а
дисциплины
Методика социально-культурной деятельности
(специальность 053100 социально-культурная деятельность)
Составитель
доцент кафедры СКД ОмГУ,
к.и.н. Н.И. Лебедева
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Новаторов В.Е.
Кандидат педагогических наук, доцент Волощенко Г.Г.
Методика социально-культурной деятельности - третья по счету, завершающая часть комплексной учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность". Её изучению предшествуют углубленное "погружение" в историю социально-культурной деятельности и овладении теоретическими основами последней.
Данная трёхчастная дисциплина изучается студентами, обучающимися по специальности 053100 - социально-культурная деятельность и получающими одну из названных специализаций:
- управление и экономика социально-культурной сферы;
- педагогика социально-культурной сферы.
Цель дисциплины - выведение на технологический уровень теоретических знаний и представлений о социально-культурной деятельности с учетом современных её парадигм и концепций развития.
Задачи курса
- проследить эволюцию и развитие форм и методов социально-культурной деятельности, адекватных определенных её парадигмам;
- изучить теоретические основы общей, частной и отраслевой методики социально-культурной деятельности;
- овладеть практическими и умственными навыками разработки и реализации социально-культурных проектов и программ;
- рассмотреть технологические особенности отдельных областей социально-культурной деятельности (культуротворческая деятельность, культуроохранная деятельность, социально-образовательная деятельность и др.);
- изучить приёмы и способы эффективного использования средств эмоционального воздействия в различных организационно-методических формах социально-культурной деятельности;
- освоить принципы и методы социокультурного проектирования в различных социокультурных ситуациях, ориентированных на различные слои и группы населения.
Порядок изучения курса
"Методика социально-культурной деятельности" изучается студентами дневной формы обучения на 2-ом курсе. В 3-м семестре студенты сдают зачет, в 4-м - экзамен по всему изученному материалу.
Формы занятий: лекционные (60 часов), семинарско-практические (72 часа), индивидуальные (8 часов). Кроме того, в 4 семестре студенты выполняют и защищают курсовую работу по одной из предложенных кафедрой тем. При написании курсовой работы студенты опираются на знания, полученные ими при изучении "Истории СКД", "Теории СКД" и "Методики СКД".
Тематический план курса
Объем аудиторных часов - 140
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Отведено ауд.часов |
в том числе |
||
лекц. |
с/пр. |
инд. |
|||
I. |
Общетеоретические основы научной методики СКД |
|
|
|
|
1.1. |
Методология и методика СКД. Предмет, цели и задачи курса |
2 |
2 |
- |
- |
1.2. |
Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций |
6 |
4 |
2 |
- |
1.3. |
Методика и технология СКД: общее и различия |
4 |
2 |
2 |
- |
1.4. |
Современные проблемы и технологические концепции СКД |
4 |
2 |
2 |
- |
1.5. |
Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика |
4 |
2 |
2 |
- |
1.6. |
Средства СКД: особенности их применения в различных направлениях и сферах деятельности |
4 |
2 |
2 |
- |
1.7. |
Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания |
6 |
4 |
2 |
- |
II. |
Технологии социально-культурной деятельности |
|
|
|
|
2.1. |
Культуротворческие технологии СКД |
10 |
4 |
6 |
- |
2.2. |
Рекреативные технологии СКД |
10 |
4 |
4 |
2 |
2.3. |
Образовательные технологии СКД |
10 |
4 |
6 |
- |
2.4. |
Социально-защитные технологии СКД |
10 |
4 |
6 |
- |
2.5. |
Исследовательские технологии СКД |
10 |
4 |
4 |
2 |
2.6. |
Проектные технологии СКД |
10 |
4 |
4 |
2 |
2.7. |
Инновационные технологии СКД |
10 |
4 |
4 |
2 |
2.8. |
Коммуникационные технологии СКД |
8 |
4 |
4 |
- |
2.9. |
Информационно-рекламные технологии |
4 |
2 |
2 |
|
2.10. |
Этнонаправленные технологии СКД |
8 |
4 |
4 |
- |
2.11. |
Управленческие технологии СКД |
10 |
4 |
6 |
- |
2.12. |
Зарубежный опыт СКД, его творческое использование |
10 |
2 |
8 |
- |
|
ВСЕГО: |
140 |
60 |
72 |
8 |
Раздел I. Общетеоретические основы научной методики СКД
Тема 1.1. Методология и методика СКД. Предмет, цели и задачи курса
1. Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля.
Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания.
Структурный состав теории социально-культурной деятельности.
Основные функции научного знания о социально-культурной деятельности.
Объективная потребность общества в изучении и осмыслении исторического опыта, теоретических основ и технологии социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания.
2. Характеристика целей и задач курса.
Взаимосвязь предмета с общенаучными и специальными дисциплинами.
Преломление в практике социально-культурной деятельности положений и закономерностей философии, социологии, педагогики, общей и социальной психологии, теории культуры, этики и искусствоведения, права, теории управлении и экономики.
Основные и вспомогательные понятия современной теории и практики современной социально-культурной деятельности.
Трактовка базовых понятий предмета в Основах законодательства РФ о культуре.
Основные понятия содержания социально-культурной деятельности, множественности ее субъектов.
Термин «культурные ценности» и их классификация.
Тема 1.2. Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций
1. Объективная и закономерная необходимость и неизбежность существования различных классификационных схем культурных ценностей. Их сравнительный анализ. Деятельностная концепция культуры и ее интерпретация М.С. Каганом.
2. Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного и библиотечного дела.
Тема 1.3. Методика и технология СКД: общее и различия
1. Понятие методики социально-культурной деятельности.
2. Понятие технологии социально-культурной деятельности, ее структура.
Тема 1.4. Современные проблемы и технологические концепции СКД
Широкий спектр современных технологий как следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий. Его обусловленность необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.
Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания.
Тема 1.5. Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика
Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии. Культуроориентированные технологии. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические технологии. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
Функциональный или процессуальный признак. Образовательные, обучающие, просветительные технологии. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитацион-ные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделировани.
Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии. Специализированные или групповые технологии. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.
Технологии общественных связей в социокультурной среде.
Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере.
Традиционные и нетрадиционные технологии.
Тема 1.6. Средства СКД: особенности их применения в различных направлениях и сферах деятельности
Многообразие и классификация средств, форм и методов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.
Тема 1.7. Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания.
1. Формы социально-культурной деятельности. Современные тенденции в их развитии и обогащении. Воспитательные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.
2. Типичные недостатки использования технологического арсенала в социально-культурной сфере.
3. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.
Раздел II. Технологии социально-культурной деятельности
Тема 2.1. Культуротворческие технологии
1. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.
2. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.
4. Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. Организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества, авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ. Активное внимание к художественному моделированию.
5. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.
6. Мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией
7. Тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде. Закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.
Тема 2.2. Рекреативные технологии
1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
2. Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
3. Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.
4. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры.
5. Индивидуальный, групповой, семейный туризм.
Тема 2.3. Образовательные технологии
1. Образование как вид социально-культурной деятельности. Источники и составные части образовательных технологий: синтез достижений педагогической науки и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагогических инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических факторов образовательного процесса.
2. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.
3. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.
4. Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.
5. Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня. Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии.
6. Матрица для описания и анализа образовательных технологий, используемых в процессе социально-культурной деятельности.
7. Мастер-класс как обучающая общественная презентация в процессе социально-культурной деятельности.
8. Структура авторской образовательной программы.
Тема 2.4. Социально-защитные технологии
1. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.
2. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Рекреосервисные игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения. Меценатство, попечительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.
3. Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия - социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития. Реабилитационные возможности театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия). Игровая деятельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.
4. Методики использования льготных прав и свобод, льготных систем налогообложения и социальных гарантий как фактор привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в предпринимательские социально-культурные проекты и инициативы.
5. Досуговые, культуротерапевтические технологии как фактор нейтрализации и преодоления стрессовых состояний.
Тема 2.5. Исследовательские технологии
1. Назначение исследовательских технологий на начальном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследований для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.
2. Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации содержания проблемы.
3. Внутренние и внешние источники получения исходной информации.
4. Выбор методов исследовательской работы. Контрольные вопросы для осуществления выбора методов исследования. Как будут использоваться результаты исследования.
5. Два типа исследовательских технологий: формализованные и неформализованные.
6. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга.
7. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологического изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.
Тема 2.6. Проектные технологии
1. Назначение проектных технологий на организационном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.
2. Исторические и методологические основания проектных технологий в социокультурной жизни России.
3. Выбор тематики социально-культурных проектов для досуговой сферы. Обусловленность выбора конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.
4. Проект как форма культурной самодеятельности населения, его возрастных, социальных, профессиональных, этнических групп. Право каждого человека или группы людей на участие в конкурсе проектов, в реализации открытого социального заказа и возможности получения международного, регионального или локального (местного) гранта.
5. Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.
6. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности.
7. Выстраивание политики протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и отдельных граждан.
8. Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона.
9. Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации социокультурных технологий.
10. Проектная концепция.
11. Разработка проектной заявки. Описание как оформление содержательной части проекта. Бюджет проекта. Технологии экспертизы проекта.
12. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы..
13. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.
Тема 2.7. Альтернативные (инновационные) технологии
1. Альтернативные (инновационные) технологии и их противостояние традиционным подходам какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников социально-культурной деятельности. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.
2. Суть альтернативных технологий, используемых в социально-культурной сфере. Радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
4. Понятие об инновационной деятельности в социально-культурной сфере. Сущность понятий «инновация» и «нововведение». Инновации и инновационные технологии как активные элементы повышения эффективности социально-культурной деятельности.
3. «Проблемность ситуаций» как необходимая предпосылка для использования инновационных технологий. Конструктивные инициативы в сфере культуры, быта, досуга и роль инновационных технологий, способствующих их кристаллизации и самоорганизации различных групп населения.
4. Закономерность «нововведение - социально-культурная среда» и ее учет в использовании инновационных технологий. Критерий подготовленности среды к социокультурным инновациям. Реакция среды на привнесенную извне инновацию. Возникновение ситуации, когда происходит «выталкивание» внешнего агента инновационной технологии.
5. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.
6. Механизм осуществления инновационной технологии.
7. Сопутствующие факторы. Контроль за содействием. Обеспечение гласности. Изучение отечественного и зарубежного опыта. Изучение спроса социокультурной среды на новацию, сбор заявок.
Тема 2.8. Коммуникационные технологии
1. Сходство и различия процессов коммуникации и информирования (распространения информации) в практике социально-культурной деятельности.
2. Сущность механизма коммуникационных технологий. Структура коммуникационной модели.
3. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности.
4. СД-технологии межличностного и межгруппового общения.
5. Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.
Тема 2.9. Информационно-рекламные технологии
1. Отличие информационно-рекламных технологий от коммуникационных. Обязательные составляющие механизма информационно-рекламных технологий.
2. Современные технические средства, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других видов информационной печатной продукции.
3. Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; статистические данные по профилю деятельности; базовая специальная и справочная литература; протоколы важных заседаний и встреч; подборка всей информации о своей организации и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..
4. Управленческие аспекты информационных ресурсов в социально-культурной деятельности. Информационное обеспечение управленческих решений в социально-культурной сфере. Организация и использование социально-культурного мониторинга. Развитие различных форм информационного обмена и сотрудничества между органами культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, спорта, национально-культурными центрами, обществами, объединениями и движениями.
5. Перспективы дальнейшего роста информационной потенциала социально-культурной сферы за счет использования современных технологий, аудиовизуальных средств, компьютерных программ, массмедиа.
6. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвижения образовательных, художественно-зрелищных, развлекательных и других досуговых предложений и инициатив.
7. Модель использования социально-культурных технологий в период проведения массовых избирательных кампаний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Содержание информационно-рекламного обеспечения избирательной кампании как необходимого элемента ее менеджмента.
Тема 2.10. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества
10. Этническая природа социально-культурных процессов. Этнография и страноведение как методологическая основа сравнительного анализа технологий межнационального и международного сотрудничества в социально-культурной сфере.
Диаспора как социокультурный институт, решающий не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением того или иного региона.
2. Закон РФ о национально-культурной автономии (1996) как форме национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
3. Широкое распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональной самореализации.
4. Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.
5. Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.
6. Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа.
Взаимообен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере - перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.
Тема 2.11. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
1. Социально-культурная деятельность как объект управления. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере. Исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента в современной социо-культурной деятельности.
2. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике социально-культурного менеджмента. Социально-культурный менеджмент как система принципов и структурных элементов. Социально-культурный менеджмент как деятельный процесс и его функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Уровни и модели социально-культурного менеджмента.
3. Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности. Их определение как совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.
4. Типология организационных, ресурсообразующих технологий социально-культурной деятельности.
5. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктивной информации. Технологии информационного обеспечения.
6. Мониторинг социально-культурных процессов. Необходимость и сущность комплекса наблюдений и исследований социально-культурных процессов. Современные технологии проведения мониторинга социокультурной сферы: виды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.
7. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.
8. Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рекламы в социально-культурной сфере.
Тема 2.12. Зарубежный опыт СКД, его творческое использование
1. Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций.
2. Важнейшие компоненты технологий межнационального и международного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере. Обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей. Обеспечение возможности для каждого человека самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции. Обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.
Темы индивидуальных заданий
1. Написание сценария, в качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятельности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.), в котором необходимо изложить несколько наиболее вероятных вариантов развития ситуации на ближайшую перспективу.
2. В качестве метода прогнозирования развития какой-либо острой для региона (города, области) социально-культурной проблемы провести ее сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях. По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими выводами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании.
3. Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана на оказание социально-культурных услуг.
4. Тест по референтометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных выборов или предпочтений.
Социокультурные практикумы
1. Экскурсия по территории Омской крепости – 2 часа.
2. Экскурсия по г. Омску: «От классицизма к классицизму» (1790-1950-е годы в архитектуре Омска) – 2 часа.
3. Экскурсия на выставку в музей – 2 часа.
4. Экскурсия на выставку в картинную галерею – 2 часа.
5. Посещение концептуальной выставки – 2 часа.
6. Посещение спектаклей театральных фестивалей – 2-4 часа.
Темы курсовых работ.
1. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.
2. «Нетрадиционные» оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные,
3. Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
4. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых.
5. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
6. Образовательные, обучающие, просветительные технологии.
7. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии.
8. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
9. Индивидуально ориентированные технологии в социально-культурной среде.
10. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.
11. Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные технологии.
12. Многообразие и классификация средств, форм и методов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий.
13. Формы социально-культурной деятельности. Современные тенденции в их развитии и обогащении.
14. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.
15. Технологии организации краеведческой работы.
16. Реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения. Реновация утраченных памятников архитектуры. За и против. Международный опыт и нормы. Реалии и дискуссии 1990-х годов в России.
17. Вывоз культурных ценностей за рубеж в 1918-1930-е годы. Репатриация культурных ценностей за рубеж в 1990-2002 годы.
18. Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов.
19. Поисково-исследовательская работа по изучению «уходящих» технологий и ремесел.
20. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.
21. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
22. Использование традиций возрождаемой народной культуры.
23. Образование как вид социально-культурной деятельности. Ланкастерские школы в России и за рубежом.
24. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.
25. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.
26. Меценатство, попечительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.
27. Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития.
28. Реабилитационные возможности театрального искусства.
29. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).
30. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов.
31. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования.
32. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ.
33. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.
34. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.
35. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.
36. Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети. Программная реализация сайта.
37. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ.
38. Конкретные национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии.
39. Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.
40. Социально-культурные процессы в России и Православная церковь.
41. Социализация детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени.
42. Местные фонды и программы социально-культурной поддержки и развития.
43. Приватизация и ее последствия для деятельности учреждений культуры, досуга.
44. Компьютерные технологии и виртуальная реальность в киноискусстве последнего десятилетия.
45. Музей и церковь: традиция прерванная, традиция живая – церковно-археологические музеи России.
46. Театральное искусство и театральная деятельность в регионе.
47. Основные тенденции развития пластических искусств в Сибири. Союз художников и другие творческие объединения. Выставочная деятельность.
48. Музыкальная культура и концертная деятельность в Сибири. Общая картина. Музыкальное творчество. Конкурсы. Концертная деятельность.
49. Состояние объектов культурного наследия Сибири. Историко-культурные территории. Исторические города и поселения.
50. Территории Всемирного наследия. Объекты культурного наследия как туристические объекты.
51. Состояние музейной сети. Музейный фонд. Оптимизация механизмов финансирования. Процесс модернизации в музеях.
52. Книгообеспеченность населения фондами публичных библиотек. Процесс модернизации в библиотеках.
53. Язык. Основные тенденции в развитии нормативного языка. Культура речи. Русский язык как государственный. Русский как иностранный.
54. Динамика количественных показателей в культуре Сибири. Клубы. Театр. Музеи. Библиотеки. Кинотеатры. Музыкальные концерты. Цирки.
55. Концептуальная модель муниципального музея. Опыт и проект.
56. Провинциальные музеи Европы в XIX – начале XXI века.
57. Провинциальные музеи России в XIX – начале XXI века.
58. Гражданское общество и проблема человека на рубеже XX - XXI веков.
59. Ф.М. Достоевский и мировая культура. Местная интерпретация пространства Достоевского.
60. Современная музейная архитектура.
61. Военные музеи в мире и в России.
СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. - 218 с.
2. Карпухин О.И. Культурная политика и менеждмент. М., 1998. - 174 с.
3. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. М.: МОНФ, 2000.
4. Культурное и природное наследие России. Вып. 1. М.: «Биоинформсервис», 1996.
5. Общая музеология. Омск, 2001.
6. Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. М., 2001.
Законодательные акты и инструкции, документальные материалы
1. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М., 1993.
2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. 1992. 17 ноября.
3. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 30 с.
4. О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. - 115 с.
5. О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. - 85 с.
6. О национально-культурной автономии. Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 20 с.
7. О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)» // «Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 715». M., 1996. - 115 с.
8. Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. – 614 с., илл.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.
2. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.
3. ХХ век и пути развития европейской культуры: Материалы конференции. М., 1997.
4. Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. Функции – воздействие – востребованность. М., 2000. - 376 с.
5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1998.
6. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. Теория и история. М.: Академический проект, 2001. - 592 с.
7. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
8. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: «Петрополис», 2001. – 224 с.
9. Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. М., 1999.
10. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.
11. Культура памяти: Сб. науч. статей / Российский институт культурологии. Науч. ред. Э.А. Шулепова. Сост. А.В. Святославский. М.: «Древлехранилище», 2003. - 276 с.
12. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: «Либерия», 1998. 296с.
13. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.
14. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М., 2002. - 368 с.
15. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.
16. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998.
17. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с.
18. Мосалев Б.Г. Социология досуга. М., 1995.
19. Музеи мира – партнеры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка живописи из музеев Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, США, Франции и России. К 100-летию основания Музея / Ред.-сост. К.С. Егорова. – М.: «Галарт», 1998. – 172 с., ил.
20. Музеи Москвы и музеология ХХ века: Тезисы научной конференции. М., 2000.
21. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI в. / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М., 1999.
22. Научно-исследовательская лаборатория социокультурных инноваций: Сб. статей. М.: МГУКИ, 1999.
23. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 1998.
24. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов / МК РФ. РАН. РИИК. М., 1996.
25. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2 / МК РФ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма; РИК. М., 2003. – 456 с.
26. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.
27. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. М.: Стройиздат, 1988. - 264. с.: ил.
28. Российская национальная библиотека. 1795 – 1995 / Ред. В.Н. Зайцев и др. - СПб.: «Лики России», 1995. – 247 с., ил.
29. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2000.
30. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. - 488 с.: ил.
31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.
32. Музей и дети: Образование, программы, сценарии, уроки-игры. М., 1998.
33. Город и культура: Сб. научных трудов. СПб., 1993.
34. Хадсон А. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.
35. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. О.И. Генисаретский. М.: НИИ культуры, 1991.
36. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2001.
37. Музей будущего: информационный менеджмент. Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.
38. Сорос Д. Открытое общество (реформируя глобальный капитализм). М., 2001.
Периодические издания
1. Museum: журнал ЮНЕСКО. 1948 – 2001.
2. Искусство кино. 1990 – 2002.
3. Курьер ЮНЕСКО. 1948 – 2001.
4. Город. Омск, 1996 – 2002.
5. Мир музея. 1990 – 2003.
6. Омская муза. 1996 – 2000.
7. Омск театральный. 1990 – 2002.
8. Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999 – 2002.
ВИДЕОФИЛЬМЫ
Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Петербурге. – 21 мин.
Храм Христа Спасителя – разрушение – 37 мин.
Музей А.В. Суворова – 25 мин.
Портреты в камне. Революционное искусство. Власть и церковь. – 26 мин.
48.1. Потерянные шедевры. Синайская Библия. (И. Иванов) – 15 и 22 мин.
48.2. Брамс. Реквием – 2,5 мин.
48.3. Потерянные шедевры из дворца Павла Александровича и Ольги Палей – 30 мин.